Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

садхака склонно

отвлекаться на них, поэтому он должен преодолеть эти препятствия и возвыситься над ними в поисках

истинного Анахата-Нады в центре сердца. Нужно отметить, что «сердце» не расположено в какой-то

определенной части тела. Размышление может исходить из идеи, что Анахата-Нада находится в

Анахата-чакре в средней части тела, но когда размышление становится глубже, а ум – чище, тогда

сердце, которое обычно считают местонахождением Анахата-Нады, поднимается к таким высшим

уровням, как Вишуддха-чакра и Аджня-чакра, а в конечном счете и к Сахасрара-чакре, где истинная

суть Нады полностью проявляет себя просветленному сознанию садхака, и сознание пребывает в

блаженном слиянии с ним. Этот наивысший духовный уровень сознания отражает самую суть

человеческого сердца. Здесь царит вечное блаженное единство Шивы и Шакти, и именно здесь надану-

садхана достигает своего предназначения. Когда сознание, озаренное совершенным опытом высшего

плана снова возвращается к низшим планам, тогда в его опыте появляется целая Вселенная в новой

одухотворенной форме. Мир кажется сладким потоком духовной музыки, воплощением вечного

блаженного духовного общения Шивы и Шакти.

20. ЦЕНТРЫ НАТХА-ЙОГА САМПРАДАИ

В предыдущих главах уже отмечалось, что историки, несмотря на все усилия, так и не смогли придти к

какому-нибудь определенному заключению об эпохе, когда Горакхнатх и его гуру Матсьендранатх, а

также другие прославленные маха-йоги этой сампрадаи жили среди людей и обучали ищущих методам

духовной самодисциплины. Точно так же не установлено, в какой части Индии они появились на свет, на каком языке говорили и откуда начали свое великое духовное движение. Исследования ученых

сильно отличаются в своих гипотезах, касающихся подобных вопросов, однако нет никаких

расхождений во мнении относительно того факта, что духовное влияние Натха-йога Сампрадаи было

заметно по всей стране задолго до появления великих лидеров культа бхакти, который распространился

в различных областях Индии в XIV-XVI вв. Натха-йога Сампрадая была превосходной и

могущественной организацией. Ее центры находились почти везде, очень многие из них поддерживают

свое существование до настоящего времени, хотя всегда в большинстве центров недоставало опытных

учителей и учеников, серьезно относящихся к йогической практике.

Духовные кандидаты более позднего времени постепенно потеряли интерес к трудным практикам, которые требовали особой подготовки тела и ума, их все более привлекал простой и эмоциональный

культ бхакти, а именно, пение религиозных песен, танцы и молитвенный плач, джапа (повторение

божественного имени) и т.д. В образовательных центрах йоги – монастырях, матхах, ашрамах, мандирах

– церемониальное поклонение Шиве, Шакти, Горакхнатху, Матсьендранатху, другим божествам и маха-

йогинам преобрело большое значение, а бхакти-садхана была принята даже членами монашеского

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

34

ордена. В некоторых монастырях ( Джнянапантхах) в линии веданты придерживались метафизического

знания. Во всех ответвлениях этой сампрадаи число тех, кто решил посвятить все свое время и энергию

систематической практике йоги, представляющей особенность этой школы, значительно сократилось.

Тем не менее, почти в каждом поколении находится несколько маха-йогов, обладающих высоким

уровнем духовных достижений. Таким образом, слава о великих учителях йоги остается жива.

Вполне вероятно, что величайшее движение, распространяющее вечный идеал Шивы и йогические

методы духовной дисциплины, берет свое начало в гималайских областях – Непале и Тибете, и только

потом распространилось во всех направлениях. Гималайские маха-йоги обычно избегают простых

людей, которые путешествуют без како-либо особой цели и намерения в окрестностях Гималаев.

Именно здесь Матсьендранатх и Горакхнатх провозгласили себя сиддха-маха-йогами, явили миру

чудеса и духовные способности. Считается, что они появились впервые именно в этих местах. Многие

столетия Матсьендранатх и Горакхнатх занимают положение главенствующих Божеств Непала, а

следующим по значимости может быть только Пашупати-Натх Шивы, Высший Бог всех Богов. Непал, Тибет, Камарупа (Ассам) и фактически большая часть Гималаев полны славных преданий об

обожествленных народом маха-йогах. Им посвящено множество храмов, где регулярно поклоняются их

изображениям или символам. Согласно преданиям, Матсьендранатх и следующий за ним ученик

Горакхнатх явились в Непале в начале VI столетия, где Горакхнатх спас людей от ужасного природного

бедствия. Род Горакха получил это название благодаря людской преданности Горакхнатху. Между тем, самые ранние притчи Непала и Тибета не подтверждают, что маха-йоги были родом из этих мест. Никто

не знал, где жили эти таинственные сиддха-йоги, умиротворенные и свободные от всех забот, неприятностей, желаний и тщеславия, обладающие превосходными способностями к управлению всеми

силами природы и совершению чудес без каких-либо усилий, откуда они прибыли и где получили

духовное воспитание. Людское воображение послужило к созданию множества разнообразных историй.

Вполне вероятно, что из тибетско-непальской области движение постепенно распространялось на

восток, запад, юг и захватывало все части огромной страны. Людям, живущим на равнинах, передавались сообщения с Гималаев. На востоке они быстро достигли Камарупы (Ассам), Бенгалии, Манипура и других районов, на западе – Кашмира и Пенджаба, на северо-восточных границах – Кабула

и Персии. Поскольку Уттар Прадеш расположен почти рядом с Гималаями, именно на него деяния и

учение маха-йогов оказали огромное влияние. На юге, юго-западе и юго-востоке учение Горакхнатха и

натха-йогов, а также истории об их удивительных способностях перемещались во все уголки

индуистской страны.

Обращение к жизни и учению мастеров йоги было непреодолимым. Они всюду насаждали новую жизнь

среди простых людей, пробуждая в них новый смысл духовности, открывая в их сознании новые

перспективы для них самих и внешнего окружения. Куда бы ни пришли маха-йоги, вместе с ними Шива

являлся в видимых формах и перемещался по земле среди своих творений. Люди одушевлялись

присутствием Шивы в среде этих мастеров. Серьезные искатели духовности отказывались от мирской

деятельности, приняв аскетичную жизнь, и посвещали ее интенсивной практике йога-ангас (частей

йоги) под руководством гуру. Люди же с мирскими привязанностями и чувствами, глубоко

укоренившимися во внутренние и социальные обязательства, должны были учиться регулировать свою

деятельность в соответствии с духовными принципами, эффективно сдерживая свои страсти, наклонности и желания, практикуя упрощенные методы йоги, а также выполнять свои мирские

обязанности в духе поклонения Богу Вселенной.

Одним из замечательных результатов проповеди странствующих йогов было то, что во всех частях

обширной страны были установлены высокие духовные идеалы, реализованные маха-йогами

посредством глубочайшей медитации, и эти истины стали общим достоянием и собственностью всех

людей. Даже самые бесхитростные и неосведомленные люди низких слоев общества, обычно

рассматриваемые как неприкасаемые, которых сторонятся представители высших сословий, не были

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

35

лишены общения с просветленными, свободными от ограничений кастовой системы йогами. Полудикие

люди холмов и лесов также получили возможность войти в контакт с ними. Странствующие йоги не

были связаны какими-либо правилами так называемого «приличного общества», они свободно

перемещались среди всех человеческих существ, очень легко получая доступ к их сердцам, принимая

пищу и служение из их рук, когда это было необходимо, откровенно делясь с ними универсальными

принципами действительно духовной религии. Благодаря выдающимся йогам истина стала доступна для

всех мужчин, женщин и детей во всех частях Бхарата-Варши (Индии). Простые истины, что Бог

пребывает во всех существах, что Шива есть истинная душа каждой дживы, что каждый человек, независимо от племени или касты, образования и занятия, может получить свободный доступ к Богу

еще при жизни, если взращивает искреннюю и серьезную веру, любовь и преданность к Нему и учится

видеть Его в себе и во всех его созданиях, что нашими радостями и печалями, удачами и поражениями, да и всей мирской деятельностью действительно управляет мудрый и великодушный Бог. Среди людей

распространилась идея, что мы живем в божественном мире и Бог всегда присутствует во всех нас, хотя

мы, возможно, не видим его из-за невежества и привязанности к ограниченным и преходящим вещам.

Местное население было воодушевлено жизненностью, которую учителя йоги поселяли в сердцах

людей. Чувства и воображение людей были оживлены новой энергией. В каждом районе развивались

поэзия и драматическая литература, в которых не только красочно описывались чудесные деяния и

сверхчеловеческие качества прославленных мастеров йоги, но также в простых и доступных формах

объяснялись высокие и глубокомысленные моральные и духовные принципы, проповедуемые и

практикуемые йогами. Ранняя литература на бенгали, хинди, раджастани, пенджаби и других диалектах

при ближайшем рассмотрении кажется вдохновленной натха-йогами. Повествования полны рассказов о

Горакхнатхе и других известных йогах, их достойных учениках, а также содержат представления о

йогических идеалах. Многие из этих литературных работ были созданы приблизительно в X-XII столетиях, хотя немало столь же древних и ценных литературных творений было написано и на других

местных языках с претензией на сохранение и воспроизведение точных изречений великих учителей.

Философские размышления также развивались в интеллектуальных кругах на основании духовных

достижений маха-йогов. Философия кашмирского шиваизма? 5 получила значительный стимул к

развитию от учения йогов, таким же образом дело обстоит и с тантрической философией Бенгалии.

Натха-йоги основывали матхи, мандиры и ашрамы по все стране, превращая их в центры йогической

культуры. Они восстановили немало мест паломничества в самых удаленных местностях, а также

заложили много новых. Святой Амарнатх в снежном Кашмире, храм Хингладж в Белуджистане, Горакх-

Кшетра в Пешваре, Горакх-Тилла в Пенджабе, Пашупатинатх в Непале, Чандранатх, Сваямбхунатх и

Бирупакшанатх на холме в Читагоне (Восточная Бенгалия), Адинатх на Махешкхали (острове

Бенгальского залива) и другие многочисленные святые места особо связаны с Натха-йога Сампрадаей. В

Кабуле, Кохате, Джалалаваде существовали большие храмы, посвященные Горакхнатху. Возле

Палампура есть святой храм Горакхнатха, и еще живо предание о том, как Горакхнатх таинственным

образом исчез. Лахор, Амритсар, Амбала, Харидвар, Наинитал и прочие города были важным центрами

йогической культуры. В Восточной и Западной Бенгалии только в двух районах эта сампрадая не имела

храма или монастыря, а Горакх-Банши Думдума возле Калькутты по-прежнему остается ее важным

центром.

В Раджастане, Мадхья Прадеше, Катхияваре, Куччхе, Гуджарате, Махараштре, Андхре, Карнатаке, Майсуре и всех частях Южной Индии до сих пор сохраняются важные центры Натха-йога Сампрадаи.

Существует множество каст и племен, которые поклоняются Горакхнатху как своему Высшему

Божеству и неукоснительно следуют его доктрине. В Бенгалии есть особая секта, члены которой

известны как йоги или натхи в обществе, и они во многих отношениях следуют традиции Натха-йога

Сампрадаи. В других частях Индии есть племена и касты, называющие себя йогами и натхами. История

йогов и натхов возникла более тысячи лет назад. Они исполняли религиозные обряды и церемонии

иначе, нежели ученые и набожные люди из ортодоксальной касты брахманов. Даже некоторые

5 Кашмирский шиваиз, или Трика, – это учение недвойственных тантр, отличающееся глубокой философией, объясняющей

природу Шива-таттвы наиболее детально среди всех метафизических учений Индии. Кашмирский шиваизм развивался начиная

с VIII века в Кашмире до прихода мусульман, а позже многие гуру этой традиции переселились в другие области Индии. Часть

исследователей считает, что это учение многое заимствовало у натхов. Например, Шри Абхинава-Гупта – один из самых

известных Гуру этой традиции-упоминает в фундаментальном труде «Шри Тантралока» Матсьендранатха как своего Учителя.

Известно, что Ватуланатха – основатель одного из направлений Кашмирского шиваизма – так же опирался на учение Маха-

Йоги Матсьендранатха. Вполне очевидно, что от Матсьендранатха образовалось множество тантрических линий, которые

развились позже как крупные независимые традиции. Отдельные исследователи считают, что натхи тоже заимствовали немало

из тантризма, сделав акцент на йогической практике. Горакшанатх в самом совершенном виде смог применить учение тантр к

йога-садхане, которая вобрала в себя всё самое лучшее из тантризма.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

36

известные ученики всех джулахас (магометанские ткачи) Северной Индии до мусульманского периода

были последователями Горакхнатха. Мусульманские захватчики осуществляли массовое обращение

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн