Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

в

населения в свою веру, но даже спустя столетия они использовали многие идеи и обычаи, заимствованные из йоги. По всему Уттар-Прадешу можно встретить матхи, монастыри, Шивастханы и

Девистханы, основанные прославленными маха-йогами, которые успешно использовались для

распространения йогических идеалов и методов духовной дисциплины.

21. ХРАМ ГОРАКХНАТХА В ГОРАКХПУРЕ

Храм Горакхнатха и монастырь Горакхпура занимают уникальное положение среди всех подобных

учреждений Северной Индии. Существует традиционное поверие, что этот храм с прилегающим к нему

монастырем был воздвигнут в точности на том самом месте, где Сиддха Йогирадж Горакхнатх жил и

практиковал глубокое самадхи на протяжение довольно длительного периода. Существующий центр

йогической культуры в течение многих столетий бесперерывно поддерживал свое существование, несмотря на различные неблагоприятные воздействия, он выдержал период мусульманского господства.

Когда великий основатель Натха-Йога Сампрадаи освятил это место своим сверхчеловеческим

духовным великолепием, это был малонаселенный лесной район, где местные жители не обладали

никакой культурой. Почему его выбор пал на это особое место, это известно только ему. Разумеется, бесхитростные люди со всех окрестностей были привлечены этим Божественным Человеком. Несмотря

на то, что он жил немирской жизнью, они делали краткие заметки о его земном существовании. Бедные

люди добровольно стали его преданными и были счастливы, когда он сострадательно обращал на них

свой взор и принимал какое-нибудь физическое служение от них.

Вся атмосфера была одухотворена святым присутствием Божественной Личности. Его благословения

пробудили динамическое духовное сознание в простых людях, и они ощущали, что Маха-Йогешвара

Шива милостиво присутствует среди них в человеческой форме. Они поклонялись ему как Шива-

Горакше. Из уст в уста повсеместно передавались истории о его божественном приходе. Множество

серьезных искателей истины стало прибывать к нему, прося о милости. Его сверхчеловеческая жизнь и

простое учение, привлекали искренних духовных ищущих к жизни в отречении и строгости и

йогической дисциплине. Монастырь самым естественным образом возвысил самого Горакхнатха, и

благодаря его милости последователи делали на редкость быстрые успехи на пути духовного

просветления. Лучшие ученики стали его представителями в иных районах, где они основывали

монастыри и центры духовного обучения. Таким образом, монастырь в Горакхпуре стал центром

излучения йогической культуры.

Несмотря на то, что Великий Мастер физически оставил это место вскоре после того, как основал

монастырь, все продолжали ощущать его духовное присутствие и верить в то, что он был самим Шивой

в человеческой форме, не рождался и не умирал, а его физическое тело не подчинялось физическим и

биологическим законам. Люди не сомневались, что он мог создать бесчисленное количество подобных

тел и делать их видимыми и невидимыми всякий раз, когда пожелает, но все это было несущественными

играми, предназначенными для того, чтобы нести добро людям и способствовать его более глубокому

укоренению в их умах. Согласно верованиям, он был бессмертной и вездесущей личностью. Монастырь

продолжал расти, развиваться и расширять сферу своего духовного влияния. Кроме того, со временем

вся округа начала процветать материально, и это, как полагали, произошло по его милости. Все люди

местности, прилегающей к Непалу, были вдохновлены именем Горакхнатха. Когда же позднее

оформились границы всего района и его главных частей, он был назван в его честь.

Хотя монастырь был прибежищем отрекшихся от мира аскетов, ищущих Бога и мало заинтересованных

в политических и экономических делах страны, в мусульманский период он часто сталкивался с

тягостными бедами, равно как и другие многочисленные центры индуистской и буддистской культуры.

Его широко распространенные известность и влияние могли быть одной из причин привлечения особого

внимания врагов. Однажды, в правление Аллауддина, монастырь был разрушен, а аскеты вытеснены и

выдворены. Конечно, Горакхнатха невозможно было «выдворить» из сердец людей. Монастырь был

восстановлен, аскеты возвратились, и положение главного центра йогической культуры в этой области

было восстановлено. Множество мастеров йоги, достигших глубочайшей духовной реализации и

необыкновенных йогических способностей возродили этот центр, их духовное влияние чувствовалось

во всех частях страны. Монастырь вновь привлек внимание злодеев, и снова был полностью уничтожен

в царствование Аурангзеба. Но по-видимому, благословения Шивы-Горакши наделили благое

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

37

учреждение бессмертием, ибо оно переживало все удары и процветало. Впоследствие монастырь

получил богатую земельную собственность в дар от мусульманского правителя Авадха.

Нышешний главный храм монастыря, конечно, не может похвалиться своей древностью. Весьма

вероятно, что на протяжении веков храм восстанавливался снова и снова. Но люди верят, что священное

место, где жил Горакхнатх, никогда не оставалось заброшенным, и храм каждый раз востанавливался на

том же самом священном месте. Этот святой храм наделен замечательной особенностью, которая

заслуживает особого внимания. В центре храма находится просторный алтарь, который представляет

священное местоположение ( асану) Горакхнатха. Ежедневно, строго в соответствии с предписанными

правилами, там выполняется церемониальное поклонение, но на алтаре не установлено никакого

изображения Горакхнатха или Шивы. Просто свободное место. В духовном смысле оно выражает

Высшую Истину и Идеал, который должен помнить каждый йог, размышляя о нем во время

поклонения. Это Абсолютный Дух, который выступает высшим объектом поклонения и медитации йога

– Дух без особого имени и формы. Этот идеалОснова совершенного единства всех существ: Дживы и

Шивы, индивидуального разума и Универсального Сознания, эгоистического мира материи, жизни и

ума и Сверхразума. В нем не существует никакого различия, одновременно присутствуют Абсолютная

Пустота и Абсолютная Полнота. В нем тождественны Бытие и Небытие. Когда сердце поклоняющегося

насыщается идеей Абсолютного Единства и поклоняющийся внутренне становится единым с

Абсолютным Духом, тогда он совершает поклонение в идеальной форме. Сердце, в котором полностью

осуществляется Абсолютное Единство, есть сердце натха, сиддха или авадхута. В «Горакх-Сиддханта-

Санграха» так описан характер натха:

«Я приношу поклоны Натху, слева от которого находится Ниргуна Брахма, а справа

Непостижимая Сила [динамический источник космического порядка], который

самосовершенно существует в середине [объединяет оба аспекта Абсолютного Духа в

совершенно просветленном самосознании]. Шамбху или Шива находится в его левой

части, а Вишну находится в его правой части, сам Натх существует как Высший Свет

между ними [объединяющий в себе обоих]. Пусть этот Высший Свет разрушит

темноту моего невежества!»

Ниргуна Брахман и Космическая Сила, всепревосходящий Шива и всенаполняющий Вишну – все они

объединены в совершенно просветленном сверхсознании натха. Шри Натха-джи – главенствующее

божество храма, он есть Йоги-Гуру и Джагад-Гуру, ему возносят молитвы о разрушении темноты

невежества. На одной стороне алтаря внутри храма постоянно безмятежно горит пламя, которое мягко

сияет днем и ночью и никогда не гаснет. Этот символ больше всего соответствует Парам-Джьоти

(Высшему Духовному Свету), в котором присутствуют Шива и Вишну – трансцендентный и

постоянный аспекты Абсолютного Духа. Они явлены как Один, в котором Ниргуна Брахман и мир, созданный непостижимой Силой (Вишва-Джанани Анирвачания Маха-Шакти) объединены в Едином

Абсолютном Блаженном Сознании. Самосияющее Абсолютное Сознание, представляющее собой

Высшую Реальность и Высший Идеал, реализуется каждым йогом. Высший Идеал постоянно предстает

перед поклоняющимися в форме вечногорящего пламени, называемого Анирвана-Джьоти или Акханда-

Джьоти. Его тщательно защищают от порывов ветра и других воздействий, которые могут его

погасить, и в него временами подливают гхи (топленое масло), чтобы поддерживать горение. Пламя

напоминает преданным о том, что при непрерывном поднятии к сверхсознательному духовному опыту

следует тщательно защищать ум от мирских сил, чувственных желаний и страстей, лишающих его

чистоты и устойчивости, и регулярно укреплять и очищать созерцанием и медитацией.

Алтарь и Огонь – два наиболее важных символа во внутреннем храме, однако там также есть несколько

характерных изображений. Прежде всего, это изображение Матери-Кали, вечно танцующей на

бесконечной груди Шивы. Духовное значение святого образа должно быть понятно тем, кто имеет

некоторые представления о философской основе системы йоги. Как известно, Шива представляет

трансцендентный аспект Абсолютного Духа, а Мать-Кали, или творящая мир Высшая Сила

динамический аспект, она же есть Маха-Кундалини, Маха-Майя. Этот динамический аспект вечно

проявляет себя во времени и пространстве в различных формах, в то время как безвременный

внепространственный самосветящийся трансцендентный аспект составляет ее основание. Танец Кали на

груди Шивы указывает на то, что целый мир постоянно меняющегося многообразия есть появление

одного неизменного Высшего Духа, который лежит в основании всех этих перемен. Среди всех

изменений, разнообразия, рождений и смертей, радостей и печалей, борьбы за существование и войн, достоинств и недостатков, в которых проявляется Маха-Шакти-Кали, основное блаженное единство

Шивы или Высшего Духа остается вечно безмятежным. Космическая Мать приглашает всех своих

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

38

ищущих истину детей увидеть присутствие Шивы как Дух и Опору всех конечных и временных

существований, увидеть Единство во множестве, Постоянство в изменениях, Бесконечность в конечном, Недвойственность в двойственности. Поклонение Кали предназначается для реализации Шивы внутри

себя и во всем окружающем пространстве. Следовательно, оно обладает особой ценностью для йога.

Изображение Ганеши или Ганапати можно найти на видном месте на одной из стен храма. Это одно из

самых популярных божеств в Индии с глубокой древности. Обычно он изображается как большое

слоноголовое, толстобрюхое божество с созерцательным взглядом, направленным вовнутрь, подобно

идеальному йогу. Он считается сыном Шивы и Шакти, то есть великолепным самопроявлением

единства трансцендентного и динамического аспектов Абсолютного Духа. В нем представлен животный

мир в проявленной форме, преобразованный в духовный мир в его внутренней природе. В него верят

как в Бога изобилия, а также мудрости, земной удачи, вечного мира, успеха (сиддхи) как в мирской

жизни, так и в духовной. Как полагают, он управляет всеми невидимыми силами мира, которые могут

создавать серьезные препятствия на пути к успеху. Если отстраниться от порочных намерений и

действий и встать на путь ищущих успеха, он может сделать путь гладким и легким и освободить его от

помех. Если ищущие успеха сохраняют благоразумие посредством практики справедливости, благосклонности и чистоты в мыслях, словах и действиях, он дарует обретение успеха с добрыми

пожеланиями. Множество людей воспринимает его как господина своей судьбы. Он властвует над

невидимыми силами, от благосклонности которых зависит судьба поклоняющихся. Для йогов он

выступает как идеальный Маха-Йог, который полностью управляет всеми силами природы и судьбы и

дарует милость всем людям, всегда удовлетворен в себе, совершенно спокоен и умиротворен, неизменно пребывает в медитативном состоянии, в котором его сознание объединено с Шивой-Шакти.

Ганеша служит стражем ворот у входа в сокровенную обитель Шивы-Шакти.

Особое положение занимает Маха-Вира Хануман. Его изображают с телом обезьяны, хотя все его

физическое существо совершенно духовно и бессмертно благодаря интенсивной и завершенной

практике йоги и бхакти. Хануману выражают почтение и поклоняются по всей Индии как Богу, его

изображение постоянно предстает перед нами как живая иллюстраця совершенной победы духовного

над животным миром, как пример трансформации тела животного в сияющее самопроявление Духа

посредством всепобеждающей, всеосвещающей и всеодухотворяющей силы йоги. Хануман – это

одновременно идеальный йог, бхакта, карми, тьяги и джняни. Согласно преданиям, Хануман обладал

необыкновенными мистическими способностями: он мог пересечь океан одним прыжком, без труда

перенести гору на своей спине и летать с ней по воздуху на длинные расстояния, становиться огромным

или крошечным, когда пожелает и т.п. Но обладая всеми этими способностями, он не имел ни эго, ни

единой мысли «я» и «мое», он полностью посвятил свою индивидуальность Высшему Духу, воплощенному в облике Рамы. Он достиг силы, превышающей все виды сил, а его сознание было

наполнено Рамой, Высшим Духом. Таков идеал йога.

Тришула (священный трезубец) с незапамятных времен рассматривается как оружие Шивы, а также

используется как его символ. Считают, что трезубцем Маха-Йогешвары Шивы

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн