Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

был убит великий асура

Трипурасура, который отказался принять смерть и тайно обитал в трех пурах (домах). Асура – это

персонификация индивидуального эго, а три пуры обозначают три тела, а именно, грубое, физическое

тело, тонкое и причинное тело, в которых пребывает эго. Смерть грубого физического тела вовсе не

означает смерть эго; оно скрывается в тонком теле и вновь принимает другое физическое тело, для того

чтобы пожинать плоды своей кармы и совершать новые действия. Никакие добродетельные поступки не

помогут уничтожить эго или освободить его от влияния кармы и бхоги. Трезубец Шивы ( тришула) символизирует вайрагью (абсолютное отречение от тела и всего земного), джняну (постижение

Высшего Духа как истинной Самости) и самадхи (полное поглощение сознания Высшим Духом). Йога

опирается на эти три «зубца оружия», поэтому она одна способна совершенно просветлить

индивидуальное сознание, разрушить отождествление «Я» с тремя телами, освободить его от всех

привязанностей, фальши и несчастий, а также объединить с Абсолютным Духом. Поклонение тришуле

обозначает интенсивную практику вайрагьи, джняны и самадхи. Соответственно, количество и вид

тришул воткнутых перед храмом под открытым небом, постоянно напоминают духовно практикующим

о идеале йоги.

Возде храма постоянно горит Огонь, которому предлагается все земное. Дхуни также относится к

отличительным особенностям монастыря. Подразумевается, что огонь вайрагьи должен постоянно

сохраняться, горя внутри человеческого сердца, ищущего свободы от привязанностей и страданий. Все

привязанности и желания, загрязнения и непостоянства, должны быть сожжены огнем вайрагьи. Это

всесожжение должно вести к уничтожению всех разнообразий и различий мира. Все вещи обладают

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

39

разной ценностью в мирской жизни, но когда они превращаются в пепел, сгорая в огне, на них смотрят

как на бесполезный пепел. Однако йоги натирают свои тела пеплом, который остается после того, как

исчезают названия и формы вещей и они лишаются всякой ценности, и пепел отображает реальное

единство, лежащее в основе всех этих различий. В некотором смысле, Маха-Йог – великий разрушитель, поскольку своим просветленным сознанием он растворяет все разнообразие в единстве Абсолютного

Духа. Шива, Ади-Гуру и Высший Бог всех йогов считается Богом Разрушения, потому что истинная

функция духовного просветления – обнаружение духовного единства всех существ или растворение

всего разнообразия в абсолютном единстве Высшего Духа. Тело Шивы покрыто пеплом в знак того, что

все его существо вечно освещено сознанием единства всех существ.

Внутри монастыря имеется место погребения, которое предназначается для захоронения физических тел

йогов, бессмертные души которых позволяют смешать их с землей. Погребальное место на територии

божественного храма постоянно напоминает всем людям о неминуемом конце их земной жизни и

бренности всех земных богатств и достижений. Такой взгляд усиливает вайрагью и придает силу для

направления внимания к бесконечному вечному Высшему Духу, усиливает преданность тому, кто

способен даровать блаженное бессмертие душе и сделать жизнь действительно наполненной смыслом.

Храм и место погребения создают контраст, поскольку представляют собой противоположности

бесконечного вечного блаженного духовного бытия и конечного печального материального

существования, предлагая людям сделать выбор между ними обоими. Место погребения олицетворяет

землю и мир смерти, а храмцарство Духа и бессмертие. Путь бхоги (земное удовольствие) приводит к

месту погребения, а путь йоги ведет к храму. Место погребения сводит все различия живых тел к

единству в земной смерти, где нет никакого проявления жизни, а души, ошибочно отождествившиеся с

тонким телом, терзаются неисполненными желаниями. Храм разрешает все противоречия в блаженном

единстве Духа, здесь исполненная жизни душа тождественна с Шивой. Когда духовное просветление

разрушает все иллюзорные различия, раскрывая единство всех существ, тогда Шива сияет в своей

полной славе.

Монастырь поддерживает существование на протяжении многих столетий и привлекает тысячи людей

на путь духовности. С ним связана длинная линия прославленных йогов, обладающих замечательными

духовными достижениями и обучивших йогическому пути множество учеников. Монастырь долгое

время оставался центром йогической культуры и оказывал огромное влияние на духовную атмосферу

страны. Много людей с духовными стремлениями приходили и продолжают приходить сюда для

вдохновения и обучения. Многочисленные паломники также приезжают сюда в течение года, чтобы

получить даршан (лицезрение) священного тапо-бхуми (места аскезы) Горакхнатха и святого храма, названного его именем. В монастыре проводятся надлежащие приготовления для предоставления

питания и удобного размещения огромного числа гостей, особенно странствующих садху. В день

Макар-Санкранти (в последний день солнечного месяца Пауш) более лакха (ста тысяч) мужчин и

женщин собираются для того чтобы очистить себя даршаном Высшего Божества и предложить ему

пищу. Кроме того, вторник обычно расценивается как особенно благоприятный день для даршана Шри

Натха-джи, и каждый вторник на протяжении всего года храм посещает множество благочестивых

мужчин и женщин всех каст. К монастырю прилегает гошала (коровник), где содержатся несколько

коров, о которых хорошо заботятся. День и ночь в храме почти непрерывно, с небольшими

интервалами, проводится церемониальная пуджа.

Всем обучением руководит йог, которого называют махантом, и он занимает почетное положение в

монастыре. Его рассматривают как представителя Йоги-Гуру Горакхнатха и духовного главу всех йогов, связанных с монашеским орденом. Он считается главным служителем Горакхнатха и несет

ответственность за поддержание высокого духовного уровня, который Гуру всех Гуру установил в

управлении орденом. Он отвечает за проведение ежедневной пуджи в строго установленное время и

особо предписанными методами, за подобающее справление случайных праздников в различные сезоны

года, за чистоту и спокойствие моральной и духовной атмосферы монастыря, за оказание должного

внимания гостям, за трату каждой рупии, которая прибывает к нему от имени Горакхнатха, за

распределение обязанностей, связанных со всеми сферами монашеской жизни. Ему положено

придерживаться идеала отречения и воздержания, скромности и умиротворения в личной жизни среди

бесчисленных обязанностей, которые ему приходится исполнять. Ему надлежит всегда быть выше всех

искушений и земных стремлений, слабостей характера и пристрастий к плотским удовольствиям.

Храму Горакхнатха в Горакхпуре особенно повезло, ведь его маханты, замечательные маха-йоги, были

широко известны духовной просветленностью и исключительными йогическими способностями. Один

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

40

из них, Баба Балакнатх был здесь махантом в течение 28-ми лет (1758-1786). Много вдохновляющих

историй можно услышать о его неземной жизни в земном окружении. До него махантами монастыря

были Бирнатх, Амритнатх и Пиярнатх. Все они были великими йогами. Имена предшествующих им

махантов точно неизвестны в надлежащем порядке. Имя одного из них – Буддханатх, которого помнят

с уважением и почитают до сих пор. Вероятно, он был здесь махантом на несколько поколений ранее

Бирнатха. В целом линию преемственности махантов можно представить следующим образом: вышеупомянутый Балакхнатх следовал за Манасанатхом, который занимал должность маханта 25 лет

(1786-1811), после него 20 лет – Сантошнатх (1811-1831), затем 24 года – Махернатх (1831-1855), 25 лет

– Гопалнатх (1855-1880) и 9 лет – его ученик Балабхадранатх (1880-1889). Большинство из них были

йогами высокого уровня. Ученик Балабхадранатха Дилварнатх занимал этот пост только в течение семи

лет (1889-1899). За ним следовал Сундарнатх, который исполнял должность маханта очень долго, хотя

значительную часть этого периода всеми полномочиями маханта был наделен просветленный Баба

Гамбхирнатх, представлявший истинное воплощение Горакхнатха. Его главный ученик Брахманатх был

избран на этот пост после кончины Сундарнатха, но украшал его всего несколько лет, и его ученик Баба

Дигвиджаинатх унаследовал эту должность после его ухода в 1934 году. Он обладал прекрасными

организаторскими способностями и успел за то время, пока был махантом, многое усовершенствовать

во внешнем виде и порядке монастыря. После его смерти 28 сентября 1969 года самый достойный и

образованный ученик Махант Аведьянатх стал главой монастыря и до сих пор остается главным. Его

замечательный незабываемый вклад в развитие традиции будет вписан золотыми буквами в летопись

монастыря за придание храму Шри Горакхнатха внушительной и грандиозной формы и за умелое

управление монастырем. Под его руководством община натхов была созвана для традиционного

именования и проведения церемонии посвящения ( дикша). Имя его преемника и ученика Адитьянатха

было обнародовано на священном праздновании Васант-Панчами 15 февраля 1994 года. В настоящее

время Адитьянатх с величайшим старанием учится управлять монастырем.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

41

МАХАНТ АВЕДЬЯНАТХ

ШИВА ТАТТВА

1. ШИВА – БОГ ЙОГОВ

Йоги – преданные Шивы. Для них Шива воплощает собой единый бесконечный вечный Абсолют, Первопричину, Источник, Основание и Сияние ограниченного, временного и относительного

существования Вселенной, а также Единый Дух, обнаруживающий себя как множество индивидуальных

душ, одухотворяющих бесчисленное количество психофизических организмов в мироздании. Он Маха-

Йогешвара, запредельный времени и пространству, двойственности и относительности, который

наслаждается совершенным блаженством и красотой своего трансцендентного сияния. Но несмотря на

величие своей единственной непостижимой силы, он постоянно проявляет себя различным образом в

мире времени и пространства, двойственности и относительности, наслаждаясь ограниченными и

преходящими формами самовыражения. Поскольку Шива представляет собой сокровенную истину всех

джив (живых существ), то достижение Шивы выступает конечной целью жизненного пути каждого

йога. Шива не только Основа, Причина, Цель и Прибежище всех индивидуальных душ, но и Высший

Идеал, ведущий к осознанию и самореализации, который наслаждается каждой осознающей себя

самостью в своей собственной жизни посредством надлежащего развития сил, сущих в нем.

Шива даровал нам существование, и он же поддерживает нас, наделяя безграничными возможностями.

Благодаря Шиве мы обретаем прибежище и вечный Дух внутри, наше сознание и силы последовательно

развиваются под действием внешнего окружения по его милости. В человеческой жизни мы

приобретаем навыки, позволяющие контролировать наши мысли, эмоции, желания, силы и действия, формирующие определенную концепцию конечной цели нашей жизни и систематически регулирующие

все функции нашего тела и ума с точки зрения реализации высшего идеала. Следовательно, первая и

главная обязанность в жизни – добровольно направлять все физические, умственные и духовные

энергии на осуществления воссоединения с Шивой. Такова точка зрения йогов. Они также считают

Шиву высшим гуру, спасителем душ, непогрешимым руководителем на пути. Шива воспринимается как

внутренний учитель всех ищущих. Безграничное милосердие и любовь Шивы, заложенные в самой

природе, проявляются в отношениях с гуру, в привлечении сознания к его совершенному высшему

трансцендентному характеру, постепенно освещающему наше существование своим Божественным

Светом.

2. ШИВА В «ШИВА-ГИТЕ» И ЙОГА-ШАСТРАХ

«Шива-гита» – одно из авторитетных священных писаний йога-сампрадаи. В этой книге сам Шива

предстает, раскрывая свой собственный характер своим преданным и посвящая их в процесс получения

прямого духовного опыта подобного качества. Он провозглашает себя единым недвойственным

Брахманом, который описывается в ведах как единственная окончательная Причина и Источник всего

многообразия Вселенной. Его основное качество – это единое независимое сущее постоянство, неизменное неопределенное блаженное осознание вне времени и пространства, без начала и конца, превыше рождения, смерти и изменения, лишенное имени, формы и действия, находящееся за

пределами воображения и рационального понимания ограниченного ума, насравнимое с любыми

самыми прославленными божествами или силами в мироздании. Все это характеризует его как Пара-

Самвит. 6

Затем Шива милостиво нисходит в интеллектуальный план человеческого мышления и утверждает, что

он есть всепроникающая Духовная Личность, присущая миру, вечное самовоплощение в мировом

организме, безграничном в пространстве и времени, а также налаживает и гармонизирует все действия

этого организма, как свое собственное Совершенство, тождественное Божественности. Он описывает

себя как единую Космическую Личность с тремя глазами – Солнцем, Луной и Огнем. Не утрачивая

своего единства и умиротворенности, он проявляется в бесчисленных формах живых существ и

неживых предметов, отличающихся друг от друга всеми возможными способами и исполняющих

6 Парасамвит – Шива как сверхсознание, или чит.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

42

соответствующие роли в его космическом теле. 7 Полностью проявляя себя

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн