во всех этих формах, создавая и разрушая их в своем теле снова и снова на всем протяжении пространства и времени, он
остается вечно запредельным и сияет в своей трансцендентной славе. Его тело подвергается многим
изменениям, переходя от самых тонких состояний, где все различия растворяются в полном единении, к
самым грубым и разнообразным состояниям, а затем возвращается обратно. Эти процессы эволюции и
инволюции происходят постоянно в течение его космического воплощения. Как Высший Дух, он
пронизывает и поддерживает все процессы жизни, направляя и гармонизируя их, вечно превосходя их
по сути.
Далее он спускается к еще более низкому плану опыта и дает преданным чувственное описание cвоей
сверхчувственной природы. Он изображает себя как самосознание самостоятельно воплощенной
личности с совершенно белым лицом, которое отражает его абсолютную чистоту и божественность, с
тремя бессонными глазами, указывающими на его постоянную бдительность над действиями во всех
мирах и спокойное сознание его трансцендентного характера, с сияющей улыбкой, выдающей его
внутреннее блаженство, любовь и милосердие ко всем творениям. Его горло посинело от выпитого яда, неизменно напоминая преданным о том, что Маха Йогешвара, Маха Каруника и Маха Дева всегда готов
выпить и переварить самую смертоносную отраву ужасных бедствий, вспахтанную дурными и злыми
поступками его творений, подобных девам и асурам, навсегда и повсюду покоряя их милосердием, чтобы они могли наслаждаться сладким нектаром ( амритой) своих божественных деяний. Это
подразумевает, что он всегда милостив по отношению к своим творениям, будь они неизменно преданы
ему или восстают против него, и всегда готов простить их грехи и ошибки, если они искренне и
серьезно молят о прощении. Его лоб излучает безмятежное и ясное сияние молодой луны, которая
всегда посылает благую весть надежды и радости людям, страдающим от беспокойств и тревог мира, и
призывает их принять прибежище милосердного, всепрощающего, запредельного и вселюбящего Бога.
Белоснежное тело Шивы испачкано пеплом, оставшимся после сожжения огнем джняны и вайрагьи
всех мирских различий и уничтожения всяческой суеты мирской жизни. Его почти полная
обнаженность выражает идеал отречения и строгости. Его тело украшают ядовитые змеи, утратившие
злобу и ставшие кроткими и послушными, безотчетно покорившись силе любви. Его окружают разные
звери, которые кажутся устрашающими и свирепыми обычному человеку, они резвятся вокруг Маха-
Йогешвары в благодатной атмосфере любви и счастья. Все виды созданий дышат любовью и радостью и
равны в его присутствии. Иногда вместо одежды он облачен в звериные шкуры. Он принимает жизнь и
смерть с одинаковой любовью, выступая прибежищем всех творений. Шива всех любит и никого не
ненавидет, всех принимает и остается полностью незатронутым. Он пребывает над всеми созданиями и
шутливо играет со всеми. Он поглощен самим собой, хотя двери его сердца открыты для всех.
Кроме того, Шива извечно олицетворяет джняну, вайрагью и самадхи, хотя обычно он представляется
как обитатель шмашана (места кремации) – духовной области, где разнообразия растворяются в
единстве. Он всегда предстает погруженным в глубокую медитацию внутри себя, крайне равнодушным
ко всем действиям космического процесса, хотя он вечный Повелитель и Божественный Супруг Умы, или Кали – Маха-Шакти, или Космической Энергии, Динамического Источника вселенского
разнообразия, Матери всего ограниченного и временного существования. Маха-Шакти, Парама-
Пракрити, или Маха-Майя описывается как его вечная супруга, составляющая половину его тела, сущая
в нем и для него. Она перенимает от него все качества, необходимые для творения, совершая
космические деяния в абсолютной зависимости от него, проявляя его во всевозможных ограниченных и
меняющихся формах в пространстве и времени, и представляет их как блаженствующие в нем объекты.
Шива предстает как обладатель силы бытия, пребывающий в вечных объятиях с Пракрити, вдохновляя
ее и наслаждаясь ее действиями, зарождением существования в ней и через нее, которое развивается во
множестве ограниченных творений. В то же время он сам существует в безучастности и
трансцендентности, вечно поглощенный собой, наслаждаясь неделимым постоянным трансцендентным
7 Космическое тело Шивы – это Пара-Пинда – тело, которое было сотворено из пустоты Ниргуна-Шивы, посредством пяти
проявлений Шакти. Несмотря на то, что это тело обладает формой, оно не теряет трансцендентных качеств вечного Шивы.
Натхи считают, что тело человека подобно трансцендентному телу Шивы, и при правильной садхане можно прийти к
осознанию этого подобия, достичь полной гармонии духа и его проявления.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
43
состоянием. Шива со своей Пракрити, или Шакти, представляет собой Абсолютную Реальность. Эта
великолепная концепция Шивы принята йога-сампрадаей.
3. ШИВА В ВЕДАХ И УПАНИШАДАХ
Подобные описания трансцендентной и феноменальной природы Шивы обнаруживаются в некоторых
упанишадах. Почти в тех же самых терминах, что и в «Шива-гите», он описывается в «Кайвалья
упанишаде». В данном тектсе уточняется, что Шива – истинная Самость всех и каждого, рожденная
посредством своей собственной единой и необъяснимой силы – Майи, своей Вечной Супруги в форме
множества ограниченных джив, и проходит через череду феноменальных событий земного
существования. Именно он сам снова, с течением времени, поднимается из рабского положения к
освобождению, из очевидного мирского состояния ограниченности, изменчивости, смертности и
несчастья – к реальному сверхмирскому состоянию бесконечности, постоянства, бессмертия и
трансцендентного блаженства, используя для этой цели систематическую самодисциплину на пути йоги, вайрагьи и таттва-джняны. Далее провозглашается, что именно Шива представлен разными школами
мыслителей, преданных и верующих в разнообразных именах и формах. Его называют Брахмой (творец
разнообразия), Вишну (хранитель и вершитель сущего разнообразия), Рудрой (единый разрушитель
разнообразия), Праной (жизненная сила Вселенной), Калой (принцип изменения), Агни (принцип силы), Чандрамой (принцип радости) и др. Это показывает ищущим, что после исчезновения всего
раздельного, ограниченного и относительного существования Шива один сияет в себе как единое, недвойственное, недифференцированное, неизменное, блаженное Трансцендентное Сознание. Все
священные писания шайвов воспроизводят данную концепцию Шивы.
В «Шветашватара упанишаде» объясняется в доступной форме, что, когда человеческое сознание
поднимается к плану опыта, где присутствует совершенная отрешенность, вернее, полное объединение
всего разрозненного существования, и нет никакого различия света и темноты, дня и ночи, добра и зла, бытия и небытия, времени и пространства, соединения и разделения, Шива один пребывает как сущий в
себе и благодаря себе. Индивидуальное сознание отождествляется с Шивой, и в этом трансцендентном
опыте нет никакого субъект-объектного отношения. Динамический Источник всех существ остается
единым в своем самосияющем блаженном сознании существования.
Для того чтобы получить самое возвышенное и прекрасное представление о высшем характере Шивы и
его Шакти, обратимся к «Насадия-шукте» из «Риг-веды», где его называют Одним, не имеющим имени
или формы. Когда нет ни бытия, ни небытия, ни земли, ни небес, ни какой-либо сферы посредине, выше
или ниже их, когда нет ни жизни, ни смерти, ни дня, ни ночи, ни каких-либо явных или скрытых
проявлений, ни воспринимающего субъекта, ни воспринимаемого объекта, тогда Единый пребывает
наедине со своей уникальной Силой, совершенно неподвижной и неотличной от его трансцендентной
природы ( аниидавахам свадхьяя тадекам). Ничто, кроме него самого, не существует ни внутри, ни
снаружи. В этом состоянии бытия полная темнота покрыта полной темнотой ( тамасиит еамаса
гудхамагре). Это состояние предшествует творению в качестве абсолютного растворения ( маха-пралая), или абсолютного маха-самадхи, наивысшей исключительности Высшего Духа. Но даже в таком
состоянии он сохраняет жизнь, полон сознания и силы, хотя они остаются без какого-либо
эмпирического проявления, внутреннего познавательного или чувственного процесса и любого иного
внешнего самовыражения. Таково состояние трансцендентного тапаса (подвижничества). В
действительности, это состояние совершенной полноты существования, жизни, сознания и счастья. В
силу уникального и великолепного тапаса Единый порождает проявленное бытие, нисходя из
бесконечного, вневременного, непроявленного, трансцендентного состояния, проявляясь среди
ограничений пространства, времени и меняющегося разнообразия ( тапастанмахимна джаяте кам).
В трансцендентном сознании Единого, таинственным образом, так или иначе проявляется Желание
(Кама) как стремление к созданию или самоприумножению ( Каматадагре самавартатадхи
манасоратах пратхамах ядасиит). Желание – первое самовыражение Динамической Силы, врожденной трансцендентной природы Самосущего, семя всех возможных разнообразий и
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
44
несовершенств. Проявление Желания, или Творческой Воли, в блаженном трансцендентном сознании
Единого показывает, что по сути Единый наделен природой бесконечного вечного абсолютного Духа и
воистину выступает Высшей Духовной Личностью, Шивой, хотя до появления Желания он никак не
проявляет свой личностный характер. Именно от всемогущего непостижимого Желания происходит
развитие бесчисленных ограниченных душ и множества феноменальных относительных реальностей, составляющих этот мир.
Необходимо отметить, что в ведах использовались категории времени и пространства просто в силу
лингвистической и концептуальной необходимости, вот почему безвременный и бесконечный
трансцендентный характер Абсолютного Духа описан как Бытие, предшествующее творению, а
впоследствии преобразованное в космос. На самом деле, здесь нет двух состояний, следующих одно за
другим. Никакое преобразование неизменного во временное невозможно. Они суть лишь два аспекта
Реальности, и оба они вечны.
Проявление Желания, или Творческой Воли, становится началом отделения его Силы от него самого, Активной Энергии – от Постоянного Сознания, динамического аспекта духовной природы – от ее
трансцендентного аспекта, принципа множественности – от принципа единства, которые вечно едины.
По преимуществу, Единый характеризуется трансцендентностью и динамичностью, бесконечностью и
временностью, самосиянием и саморазнообразием. Два аспекта совершенно неотличимы, и именно эта
неразличенность называется в ведах тaмасом – состоянием, предшествующим творению и
наступающим после растворения. 8 Йог переживает полную тождественность обоих аспектов на самой
глубокой стадии медитации ( нирвикальпа-самадхи), когда индивидуальное сознание становится
совершенно чистым, спокойным, сосредоточенным и единым, и достигает постоянного сияющего
состояния недвойственности, запредельного субъект-объектным отношениям. Просветленный йог
постигает трансцендентный ( нирвикальпа) и феноменальный ( савикальпа) аспекты Единого в
соответствующих состояниях своего собственного сознания.
Единый в «Риг-веде» – это Шива в «Шветашватара-упанишаде», «Кайвалья-упанишаде», «Шива-гите»,
«Шива-веданте» и всех священных писаний, где упаминаются Шива и йога-сампрадая. По сути, это тот
же самый Высший Дух, который обозначается такими божественными именами как Вишну, Нараяна, Бхагаван, Брахма, Параматма, Рама или Кришна в священных писаниях других сампрадай. Имена
отличны, а Дух тот же; вачакас множество, в то время как вачья один единственный. Фундаментальные
концепции Единого в авторитетных священных писаниях различных традиций индуизма фактически
идентичны. Только религиозные фанатики, не готовые проникнуться духом священных писаний, спорят
о различии имен, форм и концепций, поэтому они не способны подняться к высшим планам духовности
и осуществить Высшую Истину в своей жизни.
4. ШИВА – ДУХОВНОЕ БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ
В Индии с незапамятных времен был распроспространен замечательный метод всеобщего образования, благодаря которому истины высшего духовного плана легко достигали уровня обычного
интеллектуального понимания, чувствования и привычного поведения обыкновенных мужчин и
женщин. Цель великих индийских мыслителей и общественных деятелей формировалась во все времена
под влиянием мыслей и поведения всех людей разных социальных сообществ в соответствии с
осуществлением духовной концепции жизни и мира, несмотря на самые необходимые потребности
физического существования. Они делали все возможные усилия к достижению высшей метафизической
реальности и наивысшего духовного идеала человеческой жизни, приблизив его к сердцам и умам
простых людей даже в повседневной деятельности. Они придумали различные методики одухотворения
человеческой жизни, помогающие людям ощущать во время ежедневных занятий, что вся проявленная
8 Здесь тамас не рассматривается как тамо-гуна ( одно из качеств проявленного мира), подразумевающая невежество. Речь идет
о состоянии разрушения мирских привязанностей и обусловленности. Тантристы, поклоняясь грозным формам Шивы ( таким
как Агхора, Бхайрава и др.), видят в них божеств, дарующих освобождение от тленного мира. Темнота символизирует угасание
мирских желаний и возвращение к Абсолюту. В некоторых тантрических текстах Маха-Йоге Матсьендранатха (например,
«Кулананда-Тантра», «Каула-Джняна-Нирная») встречается утверждение: «Следует