Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

представлять этот нектар черным и

пронизывающим все обители. Тогда, о преданная Богиня, [йогин] за месяц остановит старение».(«Кулананда-Тантра», 27) Под

«черным нектаром» подразумевается пустота, шуньята.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

45

Вселенная есть разнообразные проявления Высшего Духа, что он присутствует во всем и запределен

всему, что он как истинная Самость обитает в сердце каждого, что все обязанности распределены им и

должны исполняться сознательно как формы поклонения ему, что цель всех трудов – постепенно

осуществлять его возвышенное, прекрасное, любящее и милосердное присутствие внутри себя и в

пределах космического и социального порядка. Средства философии, науки, литературы и искусства

были востребованы и задействованы различным образом, чтобы служить этой главной цели.

Важнейшим элементом в религиозной культуре общества выступает духовное просвещение, направленное на улучшение будущего самих людей и их окружения. Даже оно одно может послужить

надежной опорой в осуществлении единения человечества, истинно братских взаимоотношений между

людьми, духовного отречения, жертвенности и бескорыстного служения ближним. Индийские святые и

мудрецы были крайне заинтересованы в пробуждении духовного сознания всех людей, просвещении их

взглядов на самих себя, а также свои дома, общества и нации, земли и реки, горы и моря, солнце и луну, планеты и звезды и все миры Вселенной в свете главной истины божественного присутствия повсюду.

Таким образом, они прививали людям сознание божестенности и боговдохновенности всех жизненных

дел. Учителя, поклоняющиеся Шиве, хотя они сами были йогами и санньясинами, приблизили Шиву к

мирским людям по всей стране в такой степени, что люди стали с полной ясностью ощущать

постоянное присутствие среди них Шивы, одухотворяющего их будущее.

5. ШИВА КАК БОГ РАЗРУШЕНИЯ

Концепция Шивы как Высшего Духа, осуществляющего контроль над полным тaмасом, или

абсолютной темнотой, отраженная в «Насадия-шукте» и «Шветашватара-упанишаде», приняла в

сравнительно позднее время широко распространенную форму в понятии Шивы как Бога Разрушения, или Растворения. Когда зародилась и проповедовалась доктрина триединства, тогда и три основных

аспекта феноменального мирового процесса были связаны с тремя аспектами Высшего Духа, персонифицированными как Брама, Вишну и Рудра. При этом Шива и Рудра были приравнены друг к

другу. Три фундаментальных аспекта мирового процесса – создание, сохранение и разрушение, или

растворение творения состоят в развитии разнообразия из Единства в течении пространственно-

временного потока, исходящего из сверх-пространственного и сверх-временного самосияния.

Сохранение заключается в поддержании порядка, гармонии, периодичности и слаженности

развивающегося и преобразующегося разнообразия, поддержании пространственно-временного потока.

Разрушение, или растворение, состоит в слиянии множества в Единство, повороте течения в

противоположное направление – к Источнику. Итак, из трех моментов космического процесса идея

создания была связана с Брамой, идея сохранения – с Вишну, а идея разрушения – с Шивой.

Божественная Сила, называемая также Маха-Шакти, Мула-Пракрити и Динамическим Источником

космического процесса, представляется состоящей из трех гун: раджаса, саттвы и тaмаса, проявляющихся соответственно в творении, поддержании и разрушении космического процесса.

Высший Дух, единственная Самость и Господь Пракрити, или Шакти, от которого Высшая Сила

совершенно неотличима, представлялся проявленным в формах трех божеств – Брахмы, Вишну и

Шивы. Он связан с тремя аспектами Силы и главенствует над ними (а именно, над раджасом, саттвой

и тaмасом), и тремя аспектами космического процесса (созданием, поддержанием и разрушением).

Таким образом, Брахма, Вишну и Шива рассматривались как три божества, имеющие одну душу –

Высший Дух, в то же время проявляющиеся в трех различных формах, выражающих три аспекта

мирового процесса. Шива предстает как Бог Разрушения, связанного с процессом объединения

многообразия, слиянием множества следствий в единство Первопричины. Целостная личность Высшего

Духа, Бога Пара-Пракрити, по общему мнению, разделилась на три божественные личности, и Шива

понимается как одна из них, отвечающая за разрушение.

Совершенно очевидно, что три аспекта космического порядка воспринимаются всеми людьми по-

разному. Даже среди людей религиозного характера встречаются те, кого привлекает аспект творения, но есть и другие, для которых более привлекателен аспект поддержания разнообразия, а также те, кто

желает освободиться от мирового порядка и отдает предпочтение аспекту разрушения или объединению

множества. Соответственно, есть три типа людей, каждый из которых особенно очарован тем или иным

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

46

божеством – Брахмой, Вишну или Шивой. Тем, кто любит мироздание, кажется ужасной идея

разрушения, тогда как идея поддержания порядка, мира и гармонии в мире множественности

привлекательна для них. Такие люди обычно боятся Бога Разрушения и становятся сторонниками

поддержания. И наоборот, есть те, кто не слишком очарован мировым процессом, кто хочет быть

независимым от рабства мира и тоскует по достижению состояния полного единства. Бог Разрушения

приходит к ним с сообщением о надежде и радости и кажется прекрасным и возвышенным. Таким

образом, Брахма и Вишну – любимые боги тех, кто следует по правритти-марга (пути создания и

поддержания многообразия), в то время как Шива – любимый бог тех, кто встал на нивритти-марга

(путь разрушения многообразия).

Примечательно, что во все века Шива, Высший Разрушитель, неодолимо привлекал к себе всех йогов, джняни, тaпасвинов, отрекшихся от мира святых и подвижников, в которых пробудилось духовное

сознание, побуждающее их искать освобождения от всех форм неволи мира. Для них Шива всегда

представлялся самой притягательной, любящей и достойной любви Божественной Личностью. Они

рассматривают творение с духовной точки зрения как процесс погружения в забвение, скрывающий

основу трансцендентного неизменного постоянства, бесконечно самосияющего Духа, превращающий

его в иллюзорное проявленние в виде множества ограниченных, меняющихся, несовершенных, воплощенных душ, страдающих от всяческого порабощения в мире, огрниченном временем и

пространством. Для них Брама, творческий аспект Высшего Духа, есть бог невежества и причина

рабства и страданий. Это божество, осуществлющее контроль над процессом самосокрытия и

самопреумножения Абсолютного Духа, не привлекает тех, кто жаждет мукти, или освобождения от

мирских пут, разрушения мирового порядка и обнаружения единого, недвойственного, трансцендентного Духа. Вот почему поклонение Браме не слишком распространено среди взыскующих

мукти, или нирваны.

Если Брама представляется самопреумножающимся и выражает стремление к сохранению мира

Абсолютного Духа, то Вишну представляет собой неизменное поддержание всего, осуществляет

управление и гармонизацию, проницая все сущее. Соответственно, Вишну считается богом

справедливости и милосердия, любви и красоты, мира и гармонии. Он Высший Правитель мирового

порядка, защитник слабых и угнетенных, награждающий добродетельных и карающий злодеев, утверждающий духовный закон Вселенной. Он играет в космическую игру, исходя из сердца каждого

человека, из центра космической системы, пребывая превыше и вне мира. Вот почему Вишну – столь

популярное божество. Он – Бог всех Богов, великолепный и прекрасный. Его вопрошают, любят и

почитают все: йоги, джняни, санньяси и тапасвины, а также миряне. Он – Высший Бог феноменальной

жизни.

Шива представляет сверхкосмический трансцендентный Высший Дух, божественность, существующую

как перед творением, так и после разрушения мира многообразия. Он олицетворяет собой все

ограниченные души, каждая из которых есть Дух, иллюзорно кажущийся смертным, множество

субъектов, находящихся в неволе и страдании под влиянием невежества, и устремленных к

неразличному, блаженному, трансцендентному Абсолютному Духу. Таким образом, разрушение

означает уничтожение множественности и конечности, различий и ограничений, привязанностей и

страданий, дарующее нирвану, или мoкшу, 9 возвращение духа в присущее ему блаженное, трансцендентное состояние. Бог Разрушения проявляяет себя для искренних и серьезно ищущих как бог

освобождения, мoкши или нирваны, абсолютного счастья. С такой точки зрения, Шива наделен самыми

желательными аспектами божественного характера. Поэтому он есть Ишта-Девата – Избранное

Божество йогов, джняни, тaпасвинов, санньяси, самых серьезных искателей мoкши, или разрушения

страданий и привязанностей. Естественно, процессы творения, поддержания и разрушения происходят

циклически в каждом индивидуальном случае, а также в масштабах космического устройства, и нет

никакого абсолютного разрушения множества, ограничения, привязанности и страдания. Закономерным

образом, смерть сопровождается рождением, а рождение – смертью. Для осуществления окончательной

смерти или полного разрушения, лучшее оружие – это мoкша, джняна, вайрагья, йога, самадхи, которые извечно связывают с характером Шивы. Сам Шива изображается как Маха-Тьягешвара, Маха-

Йогешвара, Маха-Джнянешвара, всегда готовый даровать джняну, вайрагью и самадхи своим

преданным. Шива, как Джагад-Гуру, есть высший Разрушитель Мира, ибо излитый им Свет Истины

разрушает сознание реальности мира.

9 Нирвана означает устранение стремления к миру и осуществлению желаний. Мокша – это освобождение в широком смысле.

Это слово можно встретить в аюрведе, например, ракта-мокша означает «кровопускание». Мокша – есть избавление духа от

ограничений и различных зависимостей (санскар, мал и т.д.). Таким образом, нирвана и мокша – разные обозначения одного и

того же процесса.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

47

6. ШИВА КАК УБИЙЦА КАМЫ И БОГ КРЕМАЦИИ

Шива описывается как обитатель шмашана – местопребывания всех, кто оставил этот мир. Шмашан –

не что иное, как абсолютный тамас, или тьма, покрытая тьмой. Согласно «Нашадья-шукте» и

«Шветашватара-упанишаде», состояние существования, при котором все разнообразие и различия

исчезают, бытие и небытие становятся тождественны, время погружается в Вечность, индивидуальность

соединяется со Вселенной, определенность поглощается Неопределенностью. Шива представляется как

разрушитель Камы, или Желания, которое описывается в «Нашадия-шукте» как исходное

самопроявление Высшего Духа в процессе творения и феноменальный источник всего многообразия, причина всех видимых привязанностей и несчастий души. Шива – отец Камы, и он же – его

разрушитель. Шакти исполняет космическую игру при участии Камы (Желания), которое создает и

поддерживает разнообразие. Огонь джняны-вайрагьи-самадхи, присущих Шиве, сжигает Каму дотла, и

пепел покрывает его тело. В трансцендентном самоосознании Шивы Кама почти не существует или

обладает лишь видимостью существования. Как вечный гуру, или просветитель всех ищущих, Шива

возжигает огонь джняны-вайрагьи-самадхи в их эмпирическом сознании, испепеляет действующего там

Каму и раскрывает трансцендентные качества их душ. Таким образом он избавляет ищущих от влияния

Камы.

Джняна, вайрагья и самадхи упоминаются как три основные значения сверкающего трезубца Шивы, которым он разрушает одновременно все три тела индивидуального эго: физическое (грубо-

материальное), ментальное (тонко-материальное) и причинное (каузальное) тела. В этих телах Дух

проявляется как индивидуальное эго, привязанное к круговороту космических событий и

препятствующее познанию и воссоединению с Абсолютным Духом. Неудивительно, что ищущие

должны быть совершенно свободны от привязанностей мироустройства, всегда находиться в

разрушительном трансцендентном состоянии Шивы, своего истинного Избавителя, Проводника и

Друга, и принимать данный аспект божественной природы как наиболее желанный.

7. ШИВА КАК ВЫСШИЙ ИДЕАЛ ПРАКТИКУЮЩИХ

Шива предстает не только как высшая Божественная Истина, запредельная мирскому сознанию и

привлекающая внимание людей cвоей трансцендентной личностью, но также как высший идеал

человечества, идеал йога , джняни, према-бхакты. Как идеал йога, он вечно равнодушен, не замечает

всего безграничного изобилия, силы и великолепия, проявленного в феноменальном мире, и постоянно

погружен в созерцание и наслаждение своим трансцендентным надмирным бытием. Космическая

Энергия, порождающая красоту и великолепие Вселенной, вечно и преданно служит ему, производя

чудесные действия космического процесса в его присутствии и отражая его бесконечно богатую

духовную природу в разнообразии форм. Однако, он совершенно равнодушен к ее действиям, постоянно пребывая незатронутым в своей собственной трансцендентной самодостаточности. Таков

идеал, которому привержены все йоги.

Трансцендентное самосознание Шивы никогда не скрывается, не развращается и не разрушается

Космическим Невежеством. Он есть вечное воплощение совершенной духовной самореализации и

обладатель высшего наслаждения безграничным блаженством своей собственной сияющей природы. Он

есть вечный Дживан-Мукта, живущий вне мира, но соединенный с ним. Его самосознание заключает в

себе всезнание и всеведение, ибо для него нет ни внешней реальности, ни внутренного разделения. Его

собственное сознание неподвержено воздействию иного сознания, кроме него самого, включающего

сознания всех творений, поскольку все они неотличимы от него. Такова природа совершенной джняны.

Шива также представляет высший идеал любви и преданности. Он весь

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн