Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

красота и любовь. В нем нет

ничего, ни одного творения, ни одного объекта, которые способны вызвать ненависть, страх или

отвращение. В нем нет ни зла, ни какого-либо безобразия, мерзости, ужаса или зловредности. Он

олицетворяет любовь и нежность, что превосходно отражает тот образ, в котором он предстает носящим

одежду из тигриной шкуры и украшенным ядовитыми змеями и другими атрибутами, пребывающим в

окружении зверей и пресмыкающихся, которые кажутся обычным людям свирепыми, безобразными и

отвратительными. Он полон любви и сострадания ко всем. Он видит все в себе и себя во всем. Его

совершенная любовь – это выражение его окончательной самореализации.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

48

Шива способен вызволить из самых затруднительных ситуаций, воплощающих зло в феноменальном

самопроявлении динамического аспекта Высшего Духа, облаченного в высшее совершенство Бытия, которое включает в себя осознанность, божественность, красоту, любовь и блаженство. Если вы

взглянете на космический порядок с точки зрения Шивы, проблема зла тотчас исчезнет сама собой.

Вместе с тем из вашего ума и сердца исчезнут притяжение и отвращение, благосклонность и ненависть, привязанность и враждебность, нужда и опасение, и вы обнаружите, что нет ни плохого, ни скверного, ни отвратительного, ни ужасного в Божественном Мире. Взгляните на этот мир, на живущие и

движущиеся воплощенные формы Высшего Духа, неотличные от него, и все станет понятным для вас.

Все многообразие живых и неживых существ, наделенных всевозможными качествами и пребывающих

в непрекращающихся прощессах сотворения и разрушения, сопряженных с борьбой и мучениями, заключено в космическом теле Высшего Духа и находится в полной гармонии с его совершенной

духовной природой.

Теперь нам становится очевидным, что тело Шивы, одежды и украшения, изображают его преданных и

все элементы космической системы, однако они могут показаться мутному взору мирских людей

выражением предосудительных пристрастий и отвратительным добавлением к красоте, величию, великолепию и божественности, воплощенных в Высшем Духе и выраженных в несметном изобилии

его трансцендентной природы в виде бесконечного многообразия форм. В своем внутреннем сознании

он трансцендентен ко всякого рода различиям между хорошим и плохим, прекрасным и безобразным, любовью и ненавистью, привлечением и отвращением, благосклонностью и опасением, в то время как

внешняя самопроявленная форма его безграничной Силы располагает достаточным пространством для

рождения, поддержания и разрушения всех возможных видов относительных существований. Все они

великолепно, прекрасно и гармонично объединяются в его славном космическом теле.

Всегда поглощенный наслаждением блаженством своего полностью трансцендентного и сияющего

самоосознания, Шива также предстает как испивший и совершенно усвоивший яд проявленного

ужасного нравственного зла, которого предостаточно в пространстве его космической системы. Что же

касается свободы, даруемой живым существам, то в целом она не имеет значения без освобождения от

прошлых ошибок и грехов. Он позволяет им совершать грехи и преступления, а затем сам милостиво

поглощает яд, порожденный ими, изливая на них благословение для наслаждения радостями жизни.

Последствие принятия яда – посиневшее горло, знак его безграничной любви и милосердия к живым

существам.

8. ШИВА КАК ВСЕОБЩЕЕ БОЖЕСТВО

Шива представляет собой не только высшую концепцию божественности, высший идеал человечества, который духовно привлекает, очищает и просвещает сердце, ум и разум йогов, джняни и бхактов, но

также самый популярный и «космополитический» Бог всех каст, ариев и дравидов, городских жителей и

обитателей холмов и лесов. Брахманы и чандалы, мужщины и женщины, юные и старые, образованные

и неграмотные, все имеют одинаково равный доступ к нему, у всех есть право соприкоснуться с его

образом и совершить пуджу. В отличие от могущественных, величественных и аристократичных Богов, прославленных в ведах (особенно в разделе «Карма-Канда»), Шива не соблюдает кастовые, общественные, половые или возрастные ограничения. Он не настаивает на каких-либо предварительных

ритуалах и церемониях, для того чтобы преданные могли приблизиться к Нему. Он также не требует

исправного произнесения всех предписанных ведами мантр или строгого соблюдения всех

систематических обрядов поклонения ему. Женщина или мужчина низкого сословия и даже ребенок не

нуждаются в посредничестве брахмана для того, чтобы предложить цветы, листья, фрукты и сладости

этому внекастовому божеству. Он всегда готов принять поклонение всех и каждого, в любой форме, которая понравится поклоняющемуся. Всегда пребывая внутренне в царстве блаженства над всеми

наслаждениями и недовольствами, Маха Йогешвара неизменно рад каждому человеку, всякой форме

поклонения и любому, даже самой упрощенной пудже, он всегда милостив ко всем преданным. Только

искренняя и действительно смиренная душа способна угодить ему и удостоиться его милости. Он

описывается как Бхога-Натха (самозабвенный, или Бог без Самости) и как Ашутоша (легко

удовлетворяющийся). Он превосходит всех и доступен всем, пребывает внутри каждого в единстве со

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

49

всеми, равнодушен ко всему и любит всех, словно близкий друг и благодетель. Он не делает различий

между людьми или между человеком и насекомым. Все они суть его части. Он сам не далекий и

недосягаемый, а заключает в себе все, равно как все содержит его. Таким образом, просвещенные йоги

располагают Высшее Божество и Высший Идеал совсем близко к сердцам всех людей.

Поклонение Шиве несовместимо с понятием неприкасаемости. Шива – это Йогешвара, Джнянешвара, Шмашанешвара. Ему поклоняются йоги и джняни, отрекшиеся от мира жители шмашана, холмов и

лесов. Нет никого из людей или иных созданий, кто был бы не способен соприкоснуться с ним или его

бхактами по причине их низкого рождения. В присутствии Высшего Бога все преданные должны думать

о себе как о принадлежащих ему, а не какому-либо отдельному обществу, ощущать, как Вселенский Дух

присутствует во всех человеческих существах и творениях. Каждый человек должен восприниматься и

представляться как творение Шивы, а всякое чувство нечистоты и различия следует устранить из

сознания. Безусловно, неприкасаемость неуместна в шиваитском обществе.

Существует много групп людей, которых ортодоксальные высшие классы индуистского общества

считают неприкасаемыми, но они долгие годы наслаждаются правом всякого верующего носить на

голове святой символ Шивы, танцевать и воспевать Бога в городах, деревнях и на шмашанах, совершая

священное действо поклонения Господину Вселенной. С не меньшим восхищением, благоговением, смирением и любовью этому символу поклонялись серьезные преданные, принадлежащие к высшим

слоям общества. Простодушные набожные люди низших каст, не извращенные искусственной системой

образования, танцуют и поют перед Богом с беспредельной радостью и воодушевляются возвышенными

чувствами, которые поющий и танцующий вместе с ними Шива изливает со своих трансцендентных

духовных высот. Пробуждение сознания священного присутствия Шивы среди них одухотворяет их

взгляд на внешний мир и будущую жизнь.

Люди, ищущие Бога, обречены на скитания, они добывают себе пропитание в лесных районах, изобилующих тиграми, змеями и другими свирепыми тварями, по берегам глубоких рек и бушующих

морей, населенных крокодилами, акулами и прочими морскими существами. Эти люди переходят от

воплощения к воплощению, впитывая храбрость и надежду от слепой веры в Шиву – Бога и

внутреннюю сущность всех этих творений. Пылкое и преданное поклонение ему неизменно делает

покорными и дружественными ужасные создания, наполняет преданных отвагой и дарует им удачу.

Когда они умирают, они мужественно принимают смерть с чистым святым именем Шивы на устах и с

сердцем, полным надежды, что Господь Шива примет их в свои любящие объятия и дарует мир и

блаженство их душам. Полная отрешенность просвещенных йогов за многие века приблизило Шиву к

достойным беспомощным людям и утвердило его влияние в самых отдаленных местностях Индии. Даже

самые грязные, бесчеловечные, ненавидящие и ужасные из людей не были лишены милосердия и любви

Шивы. Киратас (торговцы), бьядхас (калеки), дасьус (демоны), дассес (рабы) – все способны стать

преданными Шивы и получить благословение его милосердия. Все отвергнутые другими Богами, радушно принимаются Шивой.

9. ШИВА – ГАРМОНИЯ ВСЕХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Популярная концепция Шивы уникальна: в нем находят примирение все противоречия. Он повсеместно

признан как Бог всех Богов – Девадхи-Дева, Маха-Дева, Махешвара, Парамешвара. Он Высший

Повелитель всех трех миров – Три-Бхуванешвара, прошлого и будущего – Ишанобхута-Бхавьясья, Повелитель Майи, или первоначальной Космической Энергии, которая выступает Матерью

(материальной причиной) всей Вселенной. Он абсолютный господин всех сил, всего благосостояния, всей красоты и сияния, которые существуют или могут быть проявлены вновь в космическом порядке.

Он не обладает ничем и беспристрастен ко всем мирским концепциям. Он совершенный Санньяси и

Вайрагьи. Его представляют как самого совершенного Бхоги (наслаждающегося), как самого

совершенного Йоги, но превосходящего как йогу, так и бхогу. Он Сарва-Карта, а также Акарта. Он

делает все, и вместе с тем не делает ничего. Он дарует трансцендентное знание и духовную мудрость, беспристрастность к мирским заботам тем, кто стремится к этому. Он Ванчха-Калпатару –

божественное дерево, исполняющее желания тех, кто движется и прилагает усилия в мире Невежества и

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

50

Желаний. Он внутренний Гуру, дающий духовное сияние и освобождающий от невежества и желаний

всех, кто искренне жаждет джняны и мукти, независимо от того, к какой касте, расе, полу они

принадлежат с мирской точки зрения. Он Высший Дух и Высший Гуру для джняни и йогов, самый

любящий Бог и Отец для невежественных мирских мужчин, женщин и детей, рожденных в угнетенном

и несчастном человеческом обществе.

Чаще всего Шиву наделяют эпитетами Бхута-Пати, Прета-Пати и Пашу-Пати, которые отражают

сильную веру простых людей. В своем безграничном милосердии Шива не может никого оставить без

веры: ни людей, ни низшие сущности, ни живых, ни мертвых. Он не может никого лишить своего

святого присутствия или воспринять некое существо как недостойное стать его бхактой, неважно, с

какого уровня существования пришла эта сущность. Люди верили, что он никогда никого не покидает

даже после смерти. Бхута, Прета и Пашу считаются его постоянными спутниками, а высший класс

просветленных йогов, джняни и бхактов должны научиться воспринимать их как равных и

наслаждаться их дружбой, осуществляя идеал своей жизни – «Шивость».

Храмы Шивы возводились на вершинах гор, в глуши густых лесов, на малых островах посреди моря, а

также в перенаселенных городах и маленьких деревнях. Хотя Шива воспринимается как Санньяси и Бог

Йогов, любящий обитать вдали от человеческих жилищ, он также самый популярный Бог, любящий

играть со всеми людьми и иными творениями в каждом уголке огромного субконтинента. Святыни

Шивы установлены на кремационных площадках, открытых равнинах, речных берегах, в пустынных

месностях, а также в городских дворцах, в квартирах домохозяев. Шива – главенствующее божество в

самых древних культурных центрах Индии, жизненный символ преобладающей духовной культуры

Бхарата-Варши, которая направлена к совершенному единению многообразий мира с Запредельным

Духом.

Шива – идеал йоги для йогов, идеал отречения для санньяси, идеал божественной любви для бхакт, идеал джняны для последователей знания и мудрости, идеал домохозяина для грихастхи. Для

деревенских жителей он непогрешимый сельский староста, для детей – совершенный игрок, танцующий

друг, для воинов – лучший воин, для охотника – удачливый ловчий. Люди всех классов, высших и

низших, культурные и безкультурные, образованные и невежественные, считают Шиву подобным им

самим, но вместе с тем они осознают, что он наделен высшим совершенством во всех науках и

искусствах, в каждой области познания и действия, во всякой сфере мирской и не-мирской

самореализации. Шива находится в центре каждого из нас.

Эта великолепная концепция Шивы представляется очень глубокой. Шива, Высший Дух – истинная

Самость всех, высших и низших, великих и малых, мудрых и глупых, знатных и безродных, разумных и

безрассудных. Он не принадлежит к какой-либо

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн