ничего, ни одного творения, ни одного объекта, которые способны вызвать ненависть, страх или
отвращение. В нем нет ни зла, ни какого-либо безобразия, мерзости, ужаса или зловредности. Он
олицетворяет любовь и нежность, что превосходно отражает тот образ, в котором он предстает носящим
одежду из тигриной шкуры и украшенным ядовитыми змеями и другими атрибутами, пребывающим в
окружении зверей и пресмыкающихся, которые кажутся обычным людям свирепыми, безобразными и
отвратительными. Он полон любви и сострадания ко всем. Он видит все в себе и себя во всем. Его
совершенная любовь – это выражение его окончательной самореализации.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
48
Шива способен вызволить из самых затруднительных ситуаций, воплощающих зло в феноменальном
самопроявлении динамического аспекта Высшего Духа, облаченного в высшее совершенство Бытия, которое включает в себя осознанность, божественность, красоту, любовь и блаженство. Если вы
взглянете на космический порядок с точки зрения Шивы, проблема зла тотчас исчезнет сама собой.
Вместе с тем из вашего ума и сердца исчезнут притяжение и отвращение, благосклонность и ненависть, привязанность и враждебность, нужда и опасение, и вы обнаружите, что нет ни плохого, ни скверного, ни отвратительного, ни ужасного в Божественном Мире. Взгляните на этот мир, на живущие и
движущиеся воплощенные формы Высшего Духа, неотличные от него, и все станет понятным для вас.
Все многообразие живых и неживых существ, наделенных всевозможными качествами и пребывающих
в непрекращающихся прощессах сотворения и разрушения, сопряженных с борьбой и мучениями, заключено в космическом теле Высшего Духа и находится в полной гармонии с его совершенной
духовной природой.
Теперь нам становится очевидным, что тело Шивы, одежды и украшения, изображают его преданных и
все элементы космической системы, однако они могут показаться мутному взору мирских людей
выражением предосудительных пристрастий и отвратительным добавлением к красоте, величию, великолепию и божественности, воплощенных в Высшем Духе и выраженных в несметном изобилии
его трансцендентной природы в виде бесконечного многообразия форм. В своем внутреннем сознании
он трансцендентен ко всякого рода различиям между хорошим и плохим, прекрасным и безобразным, любовью и ненавистью, привлечением и отвращением, благосклонностью и опасением, в то время как
внешняя самопроявленная форма его безграничной Силы располагает достаточным пространством для
рождения, поддержания и разрушения всех возможных видов относительных существований. Все они
великолепно, прекрасно и гармонично объединяются в его славном космическом теле.
Всегда поглощенный наслаждением блаженством своего полностью трансцендентного и сияющего
самоосознания, Шива также предстает как испивший и совершенно усвоивший яд проявленного
ужасного нравственного зла, которого предостаточно в пространстве его космической системы. Что же
касается свободы, даруемой живым существам, то в целом она не имеет значения без освобождения от
прошлых ошибок и грехов. Он позволяет им совершать грехи и преступления, а затем сам милостиво
поглощает яд, порожденный ими, изливая на них благословение для наслаждения радостями жизни.
Последствие принятия яда – посиневшее горло, знак его безграничной любви и милосердия к живым
существам.
8. ШИВА КАК ВСЕОБЩЕЕ БОЖЕСТВО
Шива представляет собой не только высшую концепцию божественности, высший идеал человечества, который духовно привлекает, очищает и просвещает сердце, ум и разум йогов, джняни и бхактов, но
также самый популярный и «космополитический» Бог всех каст, ариев и дравидов, городских жителей и
обитателей холмов и лесов. Брахманы и чандалы, мужщины и женщины, юные и старые, образованные
и неграмотные, все имеют одинаково равный доступ к нему, у всех есть право соприкоснуться с его
образом и совершить пуджу. В отличие от могущественных, величественных и аристократичных Богов, прославленных в ведах (особенно в разделе «Карма-Канда»), Шива не соблюдает кастовые, общественные, половые или возрастные ограничения. Он не настаивает на каких-либо предварительных
ритуалах и церемониях, для того чтобы преданные могли приблизиться к Нему. Он также не требует
исправного произнесения всех предписанных ведами мантр или строгого соблюдения всех
систематических обрядов поклонения ему. Женщина или мужчина низкого сословия и даже ребенок не
нуждаются в посредничестве брахмана для того, чтобы предложить цветы, листья, фрукты и сладости
этому внекастовому божеству. Он всегда готов принять поклонение всех и каждого, в любой форме, которая понравится поклоняющемуся. Всегда пребывая внутренне в царстве блаженства над всеми
наслаждениями и недовольствами, Маха Йогешвара неизменно рад каждому человеку, всякой форме
поклонения и любому, даже самой упрощенной пудже, он всегда милостив ко всем преданным. Только
искренняя и действительно смиренная душа способна угодить ему и удостоиться его милости. Он
описывается как Бхога-Натха (самозабвенный, или Бог без Самости) и как Ашутоша (легко
удовлетворяющийся). Он превосходит всех и доступен всем, пребывает внутри каждого в единстве со
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
49
всеми, равнодушен ко всему и любит всех, словно близкий друг и благодетель. Он не делает различий
между людьми или между человеком и насекомым. Все они суть его части. Он сам не далекий и
недосягаемый, а заключает в себе все, равно как все содержит его. Таким образом, просвещенные йоги
располагают Высшее Божество и Высший Идеал совсем близко к сердцам всех людей.
Поклонение Шиве несовместимо с понятием неприкасаемости. Шива – это Йогешвара, Джнянешвара, Шмашанешвара. Ему поклоняются йоги и джняни, отрекшиеся от мира жители шмашана, холмов и
лесов. Нет никого из людей или иных созданий, кто был бы не способен соприкоснуться с ним или его
бхактами по причине их низкого рождения. В присутствии Высшего Бога все преданные должны думать
о себе как о принадлежащих ему, а не какому-либо отдельному обществу, ощущать, как Вселенский Дух
присутствует во всех человеческих существах и творениях. Каждый человек должен восприниматься и
представляться как творение Шивы, а всякое чувство нечистоты и различия следует устранить из
сознания. Безусловно, неприкасаемость неуместна в шиваитском обществе.
Существует много групп людей, которых ортодоксальные высшие классы индуистского общества
считают неприкасаемыми, но они долгие годы наслаждаются правом всякого верующего носить на
голове святой символ Шивы, танцевать и воспевать Бога в городах, деревнях и на шмашанах, совершая
священное действо поклонения Господину Вселенной. С не меньшим восхищением, благоговением, смирением и любовью этому символу поклонялись серьезные преданные, принадлежащие к высшим
слоям общества. Простодушные набожные люди низших каст, не извращенные искусственной системой
образования, танцуют и поют перед Богом с беспредельной радостью и воодушевляются возвышенными
чувствами, которые поющий и танцующий вместе с ними Шива изливает со своих трансцендентных
духовных высот. Пробуждение сознания священного присутствия Шивы среди них одухотворяет их
взгляд на внешний мир и будущую жизнь.
Люди, ищущие Бога, обречены на скитания, они добывают себе пропитание в лесных районах, изобилующих тиграми, змеями и другими свирепыми тварями, по берегам глубоких рек и бушующих
морей, населенных крокодилами, акулами и прочими морскими существами. Эти люди переходят от
воплощения к воплощению, впитывая храбрость и надежду от слепой веры в Шиву – Бога и
внутреннюю сущность всех этих творений. Пылкое и преданное поклонение ему неизменно делает
покорными и дружественными ужасные создания, наполняет преданных отвагой и дарует им удачу.
Когда они умирают, они мужественно принимают смерть с чистым святым именем Шивы на устах и с
сердцем, полным надежды, что Господь Шива примет их в свои любящие объятия и дарует мир и
блаженство их душам. Полная отрешенность просвещенных йогов за многие века приблизило Шиву к
достойным беспомощным людям и утвердило его влияние в самых отдаленных местностях Индии. Даже
самые грязные, бесчеловечные, ненавидящие и ужасные из людей не были лишены милосердия и любви
Шивы. Киратас (торговцы), бьядхас (калеки), дасьус (демоны), дассес (рабы) – все способны стать
преданными Шивы и получить благословение его милосердия. Все отвергнутые другими Богами, радушно принимаются Шивой.
9. ШИВА – ГАРМОНИЯ ВСЕХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Популярная концепция Шивы уникальна: в нем находят примирение все противоречия. Он повсеместно
признан как Бог всех Богов – Девадхи-Дева, Маха-Дева, Махешвара, Парамешвара. Он Высший
Повелитель всех трех миров – Три-Бхуванешвара, прошлого и будущего – Ишанобхута-Бхавьясья, Повелитель Майи, или первоначальной Космической Энергии, которая выступает Матерью
(материальной причиной) всей Вселенной. Он абсолютный господин всех сил, всего благосостояния, всей красоты и сияния, которые существуют или могут быть проявлены вновь в космическом порядке.
Он не обладает ничем и беспристрастен ко всем мирским концепциям. Он совершенный Санньяси и
Вайрагьи. Его представляют как самого совершенного Бхоги (наслаждающегося), как самого
совершенного Йоги, но превосходящего как йогу, так и бхогу. Он Сарва-Карта, а также Акарта. Он
делает все, и вместе с тем не делает ничего. Он дарует трансцендентное знание и духовную мудрость, беспристрастность к мирским заботам тем, кто стремится к этому. Он Ванчха-Калпатару –
божественное дерево, исполняющее желания тех, кто движется и прилагает усилия в мире Невежества и
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
50
Желаний. Он внутренний Гуру, дающий духовное сияние и освобождающий от невежества и желаний
всех, кто искренне жаждет джняны и мукти, независимо от того, к какой касте, расе, полу они
принадлежат с мирской точки зрения. Он Высший Дух и Высший Гуру для джняни и йогов, самый
любящий Бог и Отец для невежественных мирских мужчин, женщин и детей, рожденных в угнетенном
и несчастном человеческом обществе.
Чаще всего Шиву наделяют эпитетами Бхута-Пати, Прета-Пати и Пашу-Пати, которые отражают
сильную веру простых людей. В своем безграничном милосердии Шива не может никого оставить без
веры: ни людей, ни низшие сущности, ни живых, ни мертвых. Он не может никого лишить своего
святого присутствия или воспринять некое существо как недостойное стать его бхактой, неважно, с
какого уровня существования пришла эта сущность. Люди верили, что он никогда никого не покидает
даже после смерти. Бхута, Прета и Пашу считаются его постоянными спутниками, а высший класс
просветленных йогов, джняни и бхактов должны научиться воспринимать их как равных и
наслаждаться их дружбой, осуществляя идеал своей жизни – «Шивость».
Храмы Шивы возводились на вершинах гор, в глуши густых лесов, на малых островах посреди моря, а
также в перенаселенных городах и маленьких деревнях. Хотя Шива воспринимается как Санньяси и Бог
Йогов, любящий обитать вдали от человеческих жилищ, он также самый популярный Бог, любящий
играть со всеми людьми и иными творениями в каждом уголке огромного субконтинента. Святыни
Шивы установлены на кремационных площадках, открытых равнинах, речных берегах, в пустынных
месностях, а также в городских дворцах, в квартирах домохозяев. Шива – главенствующее божество в
самых древних культурных центрах Индии, жизненный символ преобладающей духовной культуры
Бхарата-Варши, которая направлена к совершенному единению многообразий мира с Запредельным
Шива – идеал йоги для йогов, идеал отречения для санньяси, идеал божественной любви для бхакт, идеал джняны для последователей знания и мудрости, идеал домохозяина для грихастхи. Для
деревенских жителей он непогрешимый сельский староста, для детей – совершенный игрок, танцующий
друг, для воинов – лучший воин, для охотника – удачливый ловчий. Люди всех классов, высших и
низших, культурные и безкультурные, образованные и невежественные, считают Шиву подобным им
самим, но вместе с тем они осознают, что он наделен высшим совершенством во всех науках и
искусствах, в каждой области познания и действия, во всякой сфере мирской и не-мирской
самореализации. Шива находится в центре каждого из нас.
Эта великолепная концепция Шивы представляется очень глубокой. Шива, Высший Дух – истинная
Самость всех, высших и низших, великих и малых, мудрых и глупых, знатных и безродных, разумных и