что Ардха-Наришвара прекрасно отображает духовный характер не только всей
космической системы, но также всякого живого создания, каждого существа во Вселенной. Всякий
просвещенный йог понимает, что любая проявленная сущность наделена аспектами Шивы и Шакти –
постоянством и переменчивостью, трансцендентностью и динамичностью, способностью наслаждаться
и доставлять наслаждение, познать отцовство и материнство. Йог видит, что каждое ограниченное
творение, предстающее перед ним в чувственном опыте, ограниченое в пространстве и времени, проявляет свою истинную Самость, Высший Дух, который наделен природой Ардха-Наришвары и
выступает Отцом-Матерью всей Вселенной, вечно запределен и поглощен собой, творит разнообразие и
наслаждается собой в разнообразии, где каждое творение есть воплощение Пуруша-Пракрити.
Космический Пуруша заключает внутри себя Космическую Пракрити, поэтому он также изображается
как Ната-Раджа (Царь Танца), вечно кружащийся в космическом танце. Творение, поддержание и
разрушение проявленного мира рассматриваются как космический танец Шивы.
Ардха-Наришвара – воплощение Высшего Духа в еще более конкретной форме, как вечная
божественная супружеская пара Шивы и Умы. Шива есть Маха-Йогешвара, Маха-Дева, он всегда
опьянен блаженством своей трансцендентной Самости, безразличен ко всем действиям космического
порядка, окружен теми, кто ищет его прибежища без каких-либо заслуг. Ума есть Маха-Йогини, Маха-
Тапасвини, она вечно находится в абсолютной самоотдаче Шиве, непрерывно служа ему с верой, любовью и преданностью. Эта супружеская пара – идеальная семья с духовной точки зрения. Они суть
Божественные Родители проявленного мира. Отец всегда выглядит самозабвенным (Бхола-натх), ибо
поглощен блаженной медитацией над своей трансцендентной Самостью. Те, кто не проник в
благословенное состояние его сознания, способны в невежестве предположить, что он находится под
влиянием сильнодействующих наркотиков. Он не воспринимает себя как владельца каких-либо
богатств, власти или собственности, подобно идеальному санньяси и йогу. Так просветленные святые
описывают Отца Вселенной.
Мать, всем сердцем поглощенная размышлениями о Шиве, порождает все виды «детей» –
всевозможные формы богатства, красоты, торжества и гордости. Она всемогуща и всеведующа, будучи
Маха-Йогини и Маха-Санньясини, способной любить и проявлять милосердие, но не привязанной ко
всему порожденному ею. Она производит и ухаживает, поддерживает и разрушает с равным восторгом, играючи, с полным равнодушием. Несмотря на постоянную активность, она ничего не делает для
достижения своих целей, исполнения собственных желаний или осуществления увлечений. Она все
делает для своего Божественного Супруга, как преданный слуга своего господина, который даже не
обращает внимания на ее работу – творение, поддержание и разрушение. Все это для него, ни хорошо
ни плохо. Ее работа заключается в управлении многообразием мира. Она воспроизводит совершенное
присутствие царства закона повсюду. Тем не менее, она не требует совершать усилия для соблюдения ее
законов. Весь космос – игра для нее. Мир можно назвать ее грезой. Итак, весь проявленный мир
рассматривается как игра или греза, рожденная вечным союзом Маха-Йогешвары и Маха-Йогешвари, которые внутренне поглощены наслаждением трансцендентным блаженством в своем духовном
единстве. Божественные Родители предстают взору всех домохозяев как Высший Идеал активной
домашней и социальной жизни.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
54
История бракосочетания Маха-Йогешвары Шивы с Маха-Йогини Умой интересна также и с другой
точки зрения. Это была прекрасная попытка примирения между правритти-марга (жизни в
ортодоксальном обществе) и нивритти-марга (отречением от мира йогов и джняни). Шива стал
домохозяином, мужем и отцом, не теряя своего трансцендентного характера, без желаний и
привязанности к семье, обществу и мирской жизни, не теряя совершенного светящегося спокойного
сверхразумного состояния сознания. Он предстает как свершающий все виды мирских действий и
играющий в различного рода космические игры от избытка Силы и Мудрости, или Шакти, не
испытывая никакого особого интереса к ним. Он одновременно активен и пасивен, динамичен и
трансцендентен. Таков идеал йога в жизни домохозяина, идеал отрешенной жизни среди семейного и
социального окружения. Этот идеал низводит йогу, джняну и вайрагью с гималайских вершин в
мирскую жизнь и возвышает исполнение семейных и социальных обязанностей, переживание
удовольствий и страданий на духовный уровень. Так было установлено, что искренний и серьезный
садхака может стать истинным йогом, санньяси и джняни, даже живя с женой, детьми и родственниками
по законам правритти-марги.
Кроме того, Ума, жена Шивы, изображается как дочь Дева-Атмы Гималаев, который живет, царствует и
процветает в мире камы и кармы, обществе людей и богов. Его тело глубоко укоренилось в земле, хотя
его голова поднята высоко к небесам. Плоды кармы предстают как его любимая дочь Ума. Под
руководством Сат-Гуру Нарады, он предложил свою дочь в духовном поклонении трансцендентному
Богу Шиве, таким образом призвав его в мирскую жизнь. Такое предложение плодов кармы Высшему
Богу устанавливает самые счастливые отношения между мирским человеком и неземным Богом Йоги и
Джняны. Карма действительно утончается, одухотворяется и совершенствуется, когда желание и
достигнутые плоды оставляются деятелем, когда действие совершается как духовное поклонение
Высшему Богу Вселенной и посвящается ему для его наслаждения. Каждый человек может стать йогом
благодаря правильному исполнению своего долга в семье и обществе, самозабвенно преклоняясь перед
Господом.
* * *
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
55
А. К. БАНЕРДЖИ. НАТХА-ЙОГИ САМПРАДАЯ И ХРАМ ГОРАКХНАТХА В ГОРАКХПУРЕ
Автор A. K. Banerji
( Пер. с анг. Йогини Вирати)
http://forum.dharmanathi.ru/
НАТХА-ЙОГИ САМПРАДАЯ
Aдинатх, Мaтсьендранатх и Горакшанатх – три наиболее почитаемые Гуру (духовные учителя) и
источники духовного вдохновения в натха-йоги сампрадае, которая также известна как сиддха-йоги или
авадхута-йоги сампрадая.
Из этих трех, Aдинатх, почитается всеми йогинами как совершенный Маха-йогишвара, свободный от
всех привязанностей, ограничений, незатронутый невежеством, эго, чувствами пристрастия и
отвращения. Адинатха – вечно исполнен бесконечной мудростью, знанием, силой, а так же бесконечной
любовью и милосердием. Он – не рожденный, бессмертный, вечный владыка всех проявленных
существований и вечный источник духовного вдохновения для всех ищущих истину в этом мире. Он –
Ишвара в Йога-сутрах Патанджали, и Шива, Верховный Бог всех богов в Шветашватара упанишаде. Он
– Высшая Духовная Личность, вечно наслаждающаяся абсолютным счастьем в своей трансцендентной
природе, вечно являющий собственную бесконечную силу и красоту в различных проявлениях, в этой
величественной космической системе. Он тот, кто постоянно проявляет свою милость всем искренне и
серьезно ищущим истину, мир, красоту, совершенство и самореализацию. Его считают первым Гуру
йога-сампрадаи. Полагают, что он проявляет себя как Абсолютная Истина и универсальная система
йоги, что он первоначальный автор агам (или тантр), которые представляют духовную основу
йогической системы.
Система йоги как физическая, психическая и духовная самодисциплина, наряду с преданиями о Шиве
Маха Йогешваре, как Высшем Учителе йога-садханы, Высшем Идеале сиддха-йоги, кажется столь же
древней, как сама индуистская культура. С древнейших времен Бхарата была известена другим странам
как земля йоги, ее гималайский регион особенно славился йогической культурой. Традиционно принято
считать, что Шива обитает в Гималаях. Серьезно практикующие отказывались от мирских обязанностей, чтобы удалиться в Гималаи и посвятить все свое время и энергию практике йоги, под
квалифицированным руководством просветленных махайоги, которых всегда можно было здесь найти.
Милосердные Махайоги иногда спускались вниз к равнинам, чтобы пробудить духовное сознание
мирских людей, указать им путь йоги, невзирая на их мирские предпочтения, а также помочь советом и
чудесными способностями во времена бедствия и кризиса.
Maтсьендранатх и его более прославленный ученик Горакшанатх – основатели сампрадаи. Они
принесли древнюю систему йоги с гималайских высот в равнины и популяризировали ее среди всех
групп духовно практикующих не только в Бхаратаварше, но и в странах окружающих ее. Великие
учителя не утверждали, что создали какую-то новую систему духовной дисциплины или
распространили новое метафизическое мировоззрение, но они создали могущественную монашескую
организацию отрешенных йоги в социальной среде, для распространения высшего йогического идеала
человеческой жизни среди людей, не исключая даже тех, кто был занят личными и общественными
обязанностями. Они распространили послание гималайских сиддха-йоги среди всех слоев общества
благодаря отрешенным монахам-последователям, которые достигнув духовного просветления через
систематическую практику йоги под опытным руководством, перемещались по всей стране, не имея
ничего кроме изношенной одежды и пожертвований, являя людям живые примеры йогической жизни, а
именно – непорочности, спокойствия, отречения, самообладания, универсальной любви и
безмятежности ума. Они демонстрировали людям удивительные способности, сокрытые в каждом, которые можно развить и активизировать через практику йоги и подчинить даже силы природы воле
йогина. Монахи-йогины иногда применяли удивительные способности, для помощи бедствующим
людям, что естественно увеличивало веру в замечательную силу йоги даже в практической жизни.
Помимо создания монашеской организации для распространения йогического идеала жизни и
йогического метода духовной дисциплины, Матсьендранатх, Горакшанатх, их ученики и последователи, также широко популяризировали поклонение Шиве. Они установили Шиву – Шакти, постоянно
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
56
пребывающих в Нем, перед мысленным взором всех людей, домовладельцев и санньяси, – как Высший
Идеал йогической жизни и духовного самовыражения.
В священной литературе сампрадаи, махайоги Матсьендранатх упоминается как прямой ученик вечного
Maха-йогишвары Шивы Адинатха, а его главный ученик Горакшанатх, как истинное Воплощение
Шивы. Шива по причине бесконечного милосердия к человечеству, являет себя Maтсьендранатху и
посвящает его в глубокие тайны йоги, гьяны и мистического пути. Он поручает Матсьендранатху
проповедовать эти тайны всем достойным людям мира, чтобы освободить их из темноты невежества, показать им путь к реальному миру и счастью.
В древней бенгальской литературе есть забавная история о том, как Шива Aдинатха плывя по морю на
лодке, объяснял сокровенные тайны йоги и тaттва-гьяны своей вечной супруге Парвати (матери
вселенной). Maтсьендранатх подслушал эти откровения, находясь в форме рыбы (матсья), не мешая
божественному объяснению Гуру. Вскоре после этого, Матсьендранатх предстал перед Шивой и
предался ему. Бесконечно милосердный Гуру благословив его, поручил ему благородную миссию –
проповедовать это учение людям, обусловленным природой. По своей беспричинной милости и любви к
несчастным людям, страдающим из-за невежества, сомнений, трудностей, беспокойств, последствий
плохой кармы, Божественный Гуру проявился как Горакшанатх, став учеником своего собственного
последователя Матсьендранатха, разделив возложенную на него деятельность.
У Maтсьендранатха и Горакшанатха было множество учеников и саратников махайоги, например, Джаландхарнатх, Чаурангинатх, Кахнапада, Луипада, Дхарманатх и др., обладающих сверх-
человеческими способностями. Они помогали им распространять систему йоги и шайва-культ не только
по всей Бхаратаварше, но и за ее пределами, а так же организовывать могущественный монашеский
орден. В древних трактатах по йоге и литературных работах на разных языках, часто встречается
упоминание о Девяти Натхах (нава натхи), 84-х сиддхах, которые почитались как Гуру и Ачарьи этой
сампрадаи. Эти натхи способствовали распространению знания традиции во всех религиозных
направлениях.
Время, когда Матсьендранатх, Горакшанатх и соратники махайоги здравствовали и процветали, а так же
местности где они родились, даже приблизительно не могут быть установлены современными
исследователями. Исследуя различные данные, они приходят к разным гипотезам. В древнем тибетском
буддизме Матсьендранатха идентифицировали с Бодхисаттвой Авалокетишварой, он так же
причислялся к 84 махасиддхам. В нескольких древних авторитетных тантрах, святые имена Адинатха, Матсьендранатха, Горакшанатха и божественные имена других махасиддхов натхов, перечисляются с
большим почтением к ним. Многие из великих натха-йоги почитались наравне с шиваитскими, буддистскими и тибетскими святыми последователями различных направлений. Это показывает, что
натха-гуру не были узко направленными и что их практичное религиозное воззрение, одинаково
принималось серьезными практикующими различных школ. Великий святой Махараштры –
Джнянадева (Джнянешвар натх), в своем прославленном комментарии Гиты «Джянешвари», указывает
на парампару, идущую от Горакшанатха. Учителя Кабир и Нанак так же часто ссылаются на натховских
Гуру, как на высших святых древних времен и адаптируют их методы йогической дисциплины к культу
бхакти. Они говорят, что Горакшанатх являлся им.
НАТХОВСКИЕ ГУРУ В НЕПАЛЕ
Древняя история Непала свидетельствует, что в шестом или седьмом столетии н.э. страна переживала
засуху из-за нехватки