дождя в течении 12-и лет. Махайоги Матсьендранатх, известный своими
мистическими способностями, в том числе способностями повелевать облаками и другими природными
явлениями, был приглашен королем и жителями страны прибыть в Непал, чтобы вызвать ливень и
оросить земли и обеспечить питьевой водой людей, испытывающих жажду. По милости махайоги, страна была спасена. Говорят, что его ученик Горакшанатх тоже посещал Непал в этот период, в
поисках своего Гуру. Он за короткое время покорил сердца правителей и людей, благодаря
просветлению и силе своих сверх-человеческих способностей. И Гуру, и чела (ученика) здесь
обожествляли. Их почитали как инкарнацию вечного, всеведущего, всемогущего Маха-йогешвары
Шивы. Позднее утверждалось, что королевская династия Непала была установлена по милости
Горакшанатха. С тех пор, отпечатки следов Горакшанатха украшают королевскую корону, а его святое
изображение напечатано на монетах. Это ясно показывает, что влияние Матсиендранатха и
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
57
Горакшанатха было широко распространено в 6,7 столетиях. Отважные горкхи Непала получили свое
название, название целого народа, т.к. являлись искренними последователями Горакшанатха.
В древней пещерной библиотеке гималайских йоги, была обнаружена очень старинная рукопись, повествующая, что Господь Иисус Христос был приобщен к учению и практике йоги, Учителем
Четанатхом. В период обучения йоги, он был известен как Ишана Натх. Нахождение Иисуса в Индии и
его духовное обучение под руководством гималайских йоги было за долго до обнаружения этой
рукописи, это позволяет предположить, что основатели натха-йоги сампрадаи существовали до Иисуса
Христа. Очень многие серьезные ищущие, в более поздние времена, также распространяли послание
йоги странам Запада.
НАТХА-ГУРУ И ШАНКАРА
Существует история, известная в поэтической и драматической литературе Индии о том, что
Maтсьендранатх в преклонном возрасте стал королем Kaдали-Раджья. Он на какое-то время привязался
к женщинам и богатству, а его ученик Горакшанатх повторно пробудил его духовное величие, освободив из этой ловушки. Из биографии Aчарьи Шанкары, видно, что эта история была известна ему
и его ученикам. Это указывает на то, что два прославленных йоги-гуру жили до Шанкары, великого
гьяни-гуру. Несмотря на то, что местоположение Kaдали-Раджья точно не определено, в Индии на этот
счет существует очень много предположений.
ГОРАКШАНАТХ И МУХАММЕД
Есть несколько историй, указывающих, что Хазрат Мухаммед тесно контактировал с Горакшанатом и
получал от него наставления по йоге. Существуют высказывания, приписываемые Горакшанату, показывающие, что этот легендарный йоги был восхищен духовным пониманием Пророка.
ПОЧТЕНИЕ АБХИНАВА ГУПТЫ, ВЫРАЖЕННОЕ МАТСЬЕНДРАНАТХУ
Великий философ Кашмирского Шайвизма, Шри Абхинава Гупта, который скорее всего жил в девятом
или десятом столетии н.э., выразил почтение Матсьендранатху и вознес ему молитвы с просьбой о
благословении, в своей знаменитой работе «Taнтралока»; он считает его могущественным
просветленным Учителем йоги и шайвизма, жившем за долго до него (каула-аватаром, явившимся в
кали-югу).
НАТХИ В ДРЕВНЕЙ БЕНГАЛИИ
Многие известные лингвисты и историки, в самых ранних образцах бенгальской поэзии, обнаружили
достаточно свидетельств, показывающих, что прославленный йогачарья Maтсьендранатх был первым
среди ранних бенгальских поэтов и что литература натх-йоги, составленная другими сиддхачарьями его
сампрадаи, как оказалось, составляла самую раннюю бенгальскую литературу. По этому, а так же по
свидетельствам других преданий, можно сделать вывод, что Maтсьендранатх, его прямые ученики и
последователи, пришли из Бенгалии. Свое мистическое вдохновение и образование, они получили от
гималайских сиддха-махайоги, распространяющих послание йоги и шиваизма по всей Индии. Бытует
распространенное мнение, что Kaдали-Раджья, где Maтсьендранатх стал королем, жертвой женских
искушений и богатства на определенный период, а после был освобожден своим учеником
Горакшанатом, находился в Kaмарупе (современный Ассам).
ЛИТЕРАТУРА НАТХОВ НА ХИНДИ И РАДЖАСТХАНИ
С другой стороны, было обнаружено очень много поучительных поэм, указывающих автором
Горакшанатха, представляющих самые ранние образцы поэзии на хинди и раджастхани. Они
обоснованно приводят к заключению о том, что Горакшанатх принадлежал к северному региону Индии.
Возможно некоторые из этих поэм были написаны его учениками и поклонниками от имени их Гуру.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
58
ВРЕМЯ И МЕСТО СУЩЕСТВОВАНИЯ ВЕЛИКИХ НАТХОВ НЕ ИЗВЕСТНО
Очень странно то, что точное место рождения, столетие или столетия, когда физически жили и
действовали Матсьендранатх и Горакшанатх, не могут быть установлены современными учеными, хотя
эти великие Гуру и основанная ими натх-йоги сампрадая, на протяжении очень многих столетий
оказывали духовное влияние на умы и сердца людей во всех частях этой обширной страны и в других
странах, до средневековья. Принадлежали ли они первоначально к какой-то определённой части Индии
ее северу или югу, также осталось темой для обсуждений. Древний санскритский трактат, названный
Бхарадваджа-самхита, (обнаруженный некоторое время назад в южном регионе Индии и недавно
изданный), ясно говорит о том, что Maтсьендранатх, Горакшанатх и другие ранние натхи, родились на
юге Индии, подобно Aчарье Шанкаре, переместившись оттуда на север, и что Кадали-Раджья также
расположен в южной области. На юге и по сей день есть Натха-йоги, которые являются
последователями Maтсьендранатха и Горакши.
ВЛИЯНИЕ НАТХИЗМА
Существует множество историй связанных с традицией натхов в различных частях обширной страны, которые соединяют Maтсьендранатха и его выдающегося ученика Горакшанатха с важными
историческими личностями и событиями, начиная с первого столетия до н.э. и заканчивая
четырнадцатым или пятнадцатым столетием н.э. Несмотря на то, что мы не можем указать исторически
точное столетие, когда эти великие религиозные лидеры существовали и их точное местоположение, откуда они начинали свою деятельность, мы уверены, что после грандиозного революционного
движения в индуизме, начатого Махайоги Гаутамой Буддой и великолепно продолженного на
протяжении нескольких столетий буддийской сангхой, до популярности школ бхакти, вдохновленные
множеством просветленных, проповедующих религию любви и преданности в среднем в веке, шиваитская сиддха-йоги сампрадая, организованная Maтсьендранатхом-Горакшей играла очень важную
роль в истории духовной культуры Индии и широко распространила свое влияние на умы и сердца всех
классов людей, включая различные племена горных и лесных жителей, а также тех, кто находился вне
общества. Во времена популярности философского учения Ачарьи Шанкары, привлекающего
интеллектуальных ищущих всех религиозных направлений к религии Вед и Веданте, шайвовский культ
Maтсьендранатха-Горакшанатха и простая, недогматическая, практическая йогическая система, включающая этическую, психическую и религиозную дисциплины, вместе с удивительными
йогическими возможностями, которые демонстрировали великие учителя-йогины, одинаково
привлекали сердца ученых и неграмотных, вселяли надежду и силу в умы отвергнутых кастовой
системой людей. Многочисленные древние рукописи, обнаруженные недавно в Тибете, Китае, Монголии и других областях Средней Азии, показывают, что культ натха-йоги был распространен в
этих странах более тысячи лет назад.
УЧЕНИЕ НАТХА-ЙОГИНОВ
Матсьендранатх и Горакшанатх, а также основанная ими философская и практическая школа, обучали
эзотерической йоге, которая включала мантра-йогу, хатха-йогу, лайя-йогу, раджа-йогу, искренних, инициированных садхаков, имеющих необходимые физические и умственные способности, без учета их
касты, социального статуса, книжной учености и религиозных убеждений. Великие йоги проповедовали
людям универсальные моральные принципы в формах ямы и ниямы, мастерское выполнения их
image0131внутренних и социальных обязанностей с чистыми телами и сердцами в духе поклонения
Богу. Они представляли людям Маха Йогешвару Шиву Адинатха, как Высшего Бога вселенной, как
Бога всех Богов, как Высший объект дхьяны и служения всех маха-йоги, маха-гьяни, маха-бхакти, как
самого любящего защитника и покровителя низших из низших, как легко доступного и легко
удовлетворимого Божества. К нему обращаются даже отверженные обществом, поклоняясь напрямую, без помощи священника, не обладая знанием ведических мантр или предписанной системы ритуалов.
Авторство очень многих ценных работ на санскрите, описывающих в большей степени различные
аспекты йоги, приписано Maтсьендранатху с Горакшанатхом. Некоторые из работ, возможно, были
написаны учениками и последователями на основе их учений. Кажется, что в их религиозных
представлениях, прославленные натха-гуру заняли промежуточное положение между ортодоксальным
индуизмом и неортодоксальным буддизмом. Эти йоги искали пути соединения буддизма с индуизмом, выделяя общие существенные элементы обоих и очищая несущественные разграничивающие элементы
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
59
каждого. Они хотели раскрепостить индуизм, освобождая его в некоторых аспектах от догм
брахманической ортодоксальности, удаляя жесткость кастовой системы, открывая двери внутренних
чертогов йоги и духовной мудрости – женщинам, шудрам, а также неприкасаемым, делая Бога всех
ведических Богов, Высшего Господа всех маха-йоги и маха-гьяни, легко доступным для самым низших.
Они намного упростили формы церемониального поклонения Высшему Божеству для общества, чем
нарушили монополию пандитов в этом отношении.
Простая вера, искренняя преданность, нравственная чистота, контроль ума и чувств, проповедуемые
ими, являлись основой поклонения, которое удовлетворяло Божество и приносило благо от Него, а не
только сложный ритуал, правильно произнесенные ведические или тантрические мантры. Высшее
Божество – Душа Вселенной и Душа каждого, никто не может быть удален от Него, или заслужить
прямое поклонение и осознание Его в себе и мире, по причине своего низкого рождения или из-за
недостатка книжных знаний. Реализация божественности в себе и во всех существах – врожденная
способность каждого человека, а йога – путь, ведущий к этой реализации, открытой для всех. Таким
образом, натха-гуру хотели вновь установить ведический индуизм как Универсальную Религию на
основе йоги, отметая все элементы узости и исключительности, которые проникли в него.
Они также проповедовали божественность всех существ и божественность мироздания, поскольку они
являются проявленным (индивидуальным и космическим) воплощением Шивы или Брахмы (Высшего
Духа), а соответственно духовными и божественными. Все проявления вселенной, включая явления
человеческого мира, рассматривались как самопроявленные игры Maха Шакти (вечной духовной силы) Шивы или Брахмы. Йоги обучали всех людей практике отречения в личной и социальной жизни, для
исполнения обязанностей праврити-марги с внутренним духом ниврити-марги, чтобы вести жизнь
преданного служения Шиве-Шакти в этой мирской жизни. Советовали людям взращивать дух ахимсы и
универсальной любви во внутреннем отношении, видеть божественное проявление во всем, соблюдать
ахимсу в личной и общественной жизни. Они не делали акцент на чрезмерных усилиях во внешней
ахимсе, тьяге и т.д.
НАТХИЗМ И БУДДИЗМ
Система Натха-йоги Матсьендранатха-Горакшанатха, немного отлична от выраженных аспектов
буддизма, которым учил Махайоги Гаутама Будда в попытке найти длинную линию ранних Махайоги
или Будд. Гаутама Будда следовал своим взглядам от Aди-Будды, который был идентичен Ади-натху.
Это считалось отличием буддизма от ведического индуизма, т.к. не было востребовано
Maтсьендранатхом, Горакшанатхом и их последователями, в соответствии с универсальным, этическим
и йогическим учением Будды, которое отвергало понятия Ишвара, Атма, Душа вселенной, индивидуальные души и противостояло авторитету Вед, которые с незапамятных времен обеспечивали
связь всех людей Бхаратаварши. Учение Вед, согласно натха-гуру, обладало достаточными
возможностями для того, чтобы приспособить друг к другу все виды религиозных и философских
взглядов и поддержать, благодаря достоинству своего универсального мировоззрения, динамическое
духовное единство среди последователей всех видов философских доктрин и форм религиозных
дисциплин. Веды не требовали, чтобы все мужчины и женщины следовали путем правритти-марга или
нивритти-марга, путем кармы или путем особой формы йоги, гьяны или бхакти. Они предоставляли
свободу выбора методов самодисциплины. Веды лишь призывали всех людей взращивать активное
духовное отношение к явлениям жизни и мира, быть терпимыми, искренними по отношению ко всем
проявлениям мысли и действия.
Вера в представленный характер Вед, согласно натха-гуру, не обязательно означала принятие варна-
бибхага, поскольку это подразумевало следование правритти-марге в любых общепринятых формах, принятие жертвоприношения животных, ненависти к более низким кастам по причине рождения, или же
практик иного вида. Следовательно, натха-гуру считали, что не существовало не преодолимого
препятствия на пути объединения буддизма со все-примиряющим Санатана-индуизмом, действительно
основанным на откровении Вед и учении агам. Фактически, большая часть индусов и буддистов
объединились благодаря учению натха-гуру. Многие прославленные лидеры появившейся позднее
школы бхакти и упасаны, которые образовались в индуизме и буддизме, получили вдохновение от
натха-гуру и следовали духовной линии, идущей от них. Шива, Высший