Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

отмечает: «Cо времен

средневековья Горакшанатх хорошо известен в Северной и Западной Индии как чудотворец и мастер

йоги. И он сам, и члены его ордена прославляются в легендах и песнях многочисленных деревень от

Непала до Раджпутана, от Пенджаба до Бенгалии, от Синдха до Деккана. Предания и сказания полны

ссылок на Горакхнатха и повествуют о совершенных им чудесах. Он известный святой, обладающий

сверхъестественными силами, основатель и выдающийся учитель шайвитского ордена аскетов, практиков хатха-йоги, которых в народе называют канпхатами, великий учитель шайвитской веры, брахманский оппонент вайшнавским реформаторам Северной Индии и школе Рамананды, святой-

покровитель и хранитель штата Горакша, королевский дом которого ныне правит в Непале, а также

противник и, в конечном счете, победитель Матсьендранатха, древнего буддистского покровителя

Непала… В некоторых фрагментах встречается странное заявление, что он был приемным отцом и

учителем Мухаммеда, а в других фрагментах утверждается, что он обучал Гуге, мусульманской вере…

1 Сампрадая – переводится как традиция, а парампара – это непрерывная цепь ученической преемственности. Традиция

довольно широкое понятие, которое может обозначать как часть какой-либо системы, так и системы в целом. Поэтому в тексте

сапрадаей часто называют как всю традицию натхов, так и её отдельные части.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

8

Горакхнатха обожествляют на протяжении долгого времени, а в народных верованиях его считают

представителем и даже воплощением Шивы. Его имя также приписывается Шиве. Он и есть Творец».

Исследовав огромное количество свидетельств, как литературных, так и легендарных, которые он

обнаружил в процессе старательных исследований, проф. Бриггс признал свою неспособность

определить время и место рождения Горакхнатха. Однако, он осмелился предположить, что «пока не

обнаружены дополнительные данные, приходится считать, что Горакхнатх жил не позже 1200 г., вероятно в начале XI столетия, и что он происходил из Восточной Бенгалии». Данное утверждение

простая гипотеза. Доктор Мохан Сингх, другой известный ученый, в своей книге «Горакшанатх и

средневековый индуистский мистицизм» предположил, что Горакшанатх вероятно жил в IX столетии в

Пенджабе. Доказательства, полученные из политической и религиозной истории Непала, развития

шиваизма и культа натха-йоги, а также исследования традиций различных местностей, привели многих

ученых (Сильвана Леви, д-ра Шахидуллаха и др.) к заключению о том, что знаменитый основатель

традиции натха-йоги должен был жить в VII столетии, если не раньше. Некоторые ученые располагают

данными, приводящими к заключению, что он принадлежал к V или VI столетию. Существует также

предание о том, что Иисус Христос обучался у некоего натха-йога в Гималаях.

5. ВЛИЯНИЕ ГОРАКХНАТХА И ЕГО ОРДЕНА

Независимо от времени и места воплощения Горакшанатха не может быть никакого сомнения в том, что

он был одним из самых могущественных и влиятельных религиозных учителей, когда-либо

существовавших в Индии. Ни один Аватар, пророк или религиозный реформатор после Господа Будды

(за исключением Шанкары) не потряс воображение людей всех каст по всей Индии, даже в самых

отдаленных городах, до такой степени, и никто так сильно не повлиял на их мысли, чувства и поступки, как это сделал Горакхнатх. Он и его последователи создали монашескую общину, ответвления которой

повсеместно распространились по обширной стране. Члены общины странствовали повсюду, совершая

паломничества не только по всей равнинной территории, но иногда и пересекая горные границы.

Распространяя послание Гуру, они использовали не одни лишь слова, но и духовное влияние, и чудеса.

В более поздний средневековый период сердцами людей завладело магнетическое влияние многих

святых и реформаторов культа бхакти, преимущественно вайшнавов, которые проповедовали в

различных провинциях Индии в XV-XVI столетиях (Шри Чайтанья, Гуру Нанак, Госвами Туласидас, Бхакта Рамананда, Кави Тукарам, Рамдас, Шанкар Део и др.), их простые методы духовной дисциплины

( нама-джапа и нама-санкиртан), а также возрастание религиозных настроений и чувств, необходимых

для всех людей. Постепенно культ аскетического шайвизма и сложные йогические методы Натха-Йога

Сампрадаи были вытеснены на задний план. Возрождение ортодоксального брахманизма также в

некоторой степени ответственно за ослабление ее влияния на индуистское общество.

Несмотря на относительное ослабление влияния Натха-Йога Сампрадаи, она все-таки осталась одной из

широко распространенных традиций Индии. Так, проф. Бриггс свидетельствует: « Канпхата-йоги

встречаются повсюду в Индии, будучи столь же широко рассеяны, как и любой аскетический орден. Их

можно встретить по одиночке в виде нищенствующих странников или отшельников, а также целыми

группами в Северном Деккане, центральной провинции Гуджарат, Махараштре, Пенджабе, в областях

долины Ганги и в Непале». В действительности, существует не так много священных мест на равнинах

и холмах Индии, где натха-йоги не имели бы святилищ, храмов, ашрамов или монастырей.

Бесчисленные песни, драмы, легенды, литературные творения и книги по йогической дисциплине на

всех местных и национальных диалектах указывают на то, что Горакхнатх и его последователи в

течение долгих столетий удивительным образом влияют на религиозную и культурную жизнь

огромного субконтинента. Значительная часть индуистского общества до сих пор предана Горакхнатху

и созданному им монашескому ордену.

6. МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН И ЕГО ИДЕАЛ

Монахи йогического ордена, основанного Горакхнатхом, известны как натха-йоги, сиддха-йоги, даршани-йоги или канпхата-йоги. Все эти названия имеют свое значение. Цель йоги – сделать человека

натхом, что означает «владыка, повелитель». Йог должен пройти систематический курс моральной, физической, интеллектуальной и духовной подготовки с целью достижения совершенного владения

Пракрити как в субъективных, так и в объективных аспектах. Он должен достичь совершенства в

мыслях, чувствах, желаниях и действиях, господства над разумом, умом, ощущениями и телом, чтобы

превзойти время и пространство, инерцию и гравитацию, законы природы и качества физических

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

9

элементов. Он должен обрести сиддхи, или полное проявление и развитие своих способностей, и

практически осуществить все трансцендентные возможности своей внутренней природы. Он должен

преодолеть все привязанности, страдания и ограничения, все свои физические и психические слабости.

Он должен победить смерть. Ему нужно обрести даршан, истинное видение, или полное прозрение в

предельную суть Реальности. Устранив покрывало невежества, он сможет напрямую воспринимать

Абсолютную Истину и воссоединиться с ней.

Вероятно, эти названия должны были постоянно напоминать членам ордена о высшем духовном идеале, для осуществления которого они вступили в орден и встали на путь йоги. Монахам не подобало

стремиться к низшим формам сиддх или удовлетворяться оккультными силами и видениями. Точно так

же им не следовало направлять внимание и тратить энергию на чудеса, малозначимые для истинно

практикующих йогу. Все силы, приобретенные в процессе практики, должны быть использованы для

саморазвития и подъема на все более высокие планы реальности: на реализацию духовного

совершенства, на достижение абсолютного знания и полной свободы, на обретение вечного блаженства

и спокойствия, и на переживание Мукти, или Кайвальи, еще при жизни. Даже физическое тело должно

стать одухотворенным ( кайа-сиддхи) и бессмертным, превзойти ограничения времени и пространства.

После достижения высшего состояния самореализации йога обычно называют авадхутой – тем, кто

запределен всем викарам (изменениям) Пракрити, кто превзошел силы и законы природы, чья сущность

в целом нисколько не затронута привязанностями, переменами, тяготами и страданиями

феноменального мира. Авадхута превыше кастовых, половых, религиозных, общественных и

национальных различий. Он пребывает в блаженстве и передвигается в мире совершенно свободно, без

желаний, страхов и ограничений, в любом направлении. Он сознательно отождествляет себя с Высшей

Самостью, самим Шивой – Творцом, Создателем и Разрушителем Вселенной. В авторитетных трактатах

этой Сампрадаи упоминаются имена многих йогов, которые достигли такого состояния и явили

мирским людям божественные возможности человеческого существования. Только авадхута является

натхом, сиддхом или даршани при правильном понимании этих терминов, тогда как другие йоги

стремятся или должны стремиться к такому состоянию.

7. ЗНАЧЕНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

Монахи этого ордена носят особые символы, которые не только отличают их внешне от общества, но

также имеют духовное значение. Одна из очевидных особенностей натха-йогов – это разорванные уши и

вдетые в них ушные кольца. Каждый из членов этого ордена проходит три ступени инициации, и на

завершающей – третьей ступени – гуру прорезает раковины ушей ученика, а после заживания ран

вставляет два больших кольца. Вот почему йоги, принадлежащие к ордену, известны как канпхата (с

прорванными ушами). Столь болезненная форма инициации – своеобразная проверка, насколько

последователь готов к самой суровой аскетической жизни, кроме того проверяется его готовность

посвятить все время и энергию практике йоги, известной лишь посвященным. Вдеваемые кольца

называются мудра, даршана, кундала и пабитри. Это символы полной самоотдачи ученика гуру

( авадхуте), которая полностью очищает ум и тело ученика, освобождая от всех эгоистичных желаний и

предубеждений, и делает его достаточно чистым для прямого восприятия Брахмана, Шивы, или Высшей

Самости. Полная самоотдача гуру, источнику духовного света и живому воплощению идеала

самореализации, не означает отрицание разумной свободы ученика, а скорее прояснение и восполнение

его свободы, избавление внутренне свободного духа от порабощения эгоистическими желаниями и

страстями, путем духовного соединения с совершенно независимой душой авадхута, Мастера.

Последователей Горакхнатха, которые отказались от всех мирских связей и вступили в монашеский

орден, но не прошли завершающую церемонию прорезания ушей и не посвящены в ученичество

окончательно, называют аугхарами. Они находятся на полпути между начинающими учениками, пребывающими вне стен монастыря, и даршани-йогами, которые полностью оставили мирскую жизнь и

дали торжественный обет никогда не возвращаться назад и не сходить с пути йоги до тех пор, пока не

достигнут цели. Несмотря на то, что аугхары почитаются внутри ордена не так высоко, как канпхаты, они никоим образом не уступают последним в практике йоги до тех пор, пока они сохраняют в сердце

истинное вдохновение, отречение и искреннее поклонение, продолжают получать наставления гуру и

посвящают всю жизнь постепенному воплощению идеала.

Аугхары, подобно даршани-йогам, носят шерстяную священную нить, которая называется джанео или

упавита, к ней прикрепляется кольцо – пабитри, к которому в свою очередь прикрепляется свисток

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

10

нади и бусина – рудракша. Нада (звук) – символ беспредельного, непрерывного мистического звука

( Анахата-дхвани, или Пранава, Ом), находящегося внутри сердца человека и в сердце Вселенной, которая также представленной в звуке, исходящем из Абсолютной Реальности, Брахмана. Рудракша

(глаз Рудры, или Шивы) – символ видения Реальности ( джняны), или озарения человеческого сознания, которое обретается через непосредственное познание Брахмана. Согласно йогической системе, практика

сосредоточения на Анахата-Нада, который присутствует с рождения в сердце, и обычай повторять с

каждым дыханием Пранаву как внешнее выражение Анахата-Нада – два самых могущественных

средства для озарения сознания и видения Брахмана. Такова нада-йога, а символ заостряет внимание на

данной практике. Джанео символизирует нервную систему, которая обретает гармонию и устойчивость

благодаря практике нада-йоги. Таким образом, все принятые йогами внешние формы постоянно

напоминают практикующим об истинном опыте, высшей цели реализации и направлении пути, которым

они движутся.

8. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРДЕНА

Монашеский орден Горакхнатха разделился на несколько школ, каждая из которых была основана

прямым учеником или прославленными последователями Горакхнатха. Насчитывается двенадцать таких

подразделений, поэтому все вместе они называются барахо-пантхами (объединение двенадцати

сампрадай). Подобно тому как санньяси, последователи Шанкарачарьи, принадлежат к одному из

десяти подразделений, так и орден Горакхнатха разделяется на двенадцать сампрадай. Все эти

сампрадаи так же сходны по своим идеалам и философским принципам садханы, как и в своей

преданности Горакхнатху. Однако между ними существуют незначительные различия. Реальное

количество сампрадай, перечисленных в различных доступных списках, по-видимому, превышает

двенадцать. Вполне вероятно, что некоторые изначальные основные сампрадаи впоследствии были

разделены отдельными гуру. Кажется также вероятным, что несколько более ранних общин со временем

присоединились к ордену Горакхнатха и

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн