Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

на английском и хинди. Наиболее важные из них – «Философия Горакшанатха» и

«Введение в натха-йогу», которые высоко ценились в кругу ищущих.

* * *

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

64

Г. В. БРИГГС. ГОРАКХНАТХ

Горакхнатх и Канпхата йоги.

Автор G.W. Briggs

(Пер. с англ. Йогини Вирати)

Глава одиннадцатая: Горакхнатх.

Подробно рассмотрев характеристики шиваитских сект, от которых произошли канпхаты, необходимо

исследовать различные сведения, относящиеся ко времени, к которому принадлежал основатель ордена.

Предания и легенды о Горакхнатхе, как уже упоминалось, широко распространены и разнообразны.

Особенно много их существует в Непале, Объединенных областях, Бенгалии, Западной Индии, Синде и

Пенджабе.

Канпхаты говорят, что их орден существовал еще до возникновения мира. Их история гласит, что когда

Вишну появился из лотоса во время творения всего сущего, Горакхнатх находился в Патале. Вишну, обеспокоенный исчезновением вод, спустился в Паталу и попросил о помощи Горакхнатха, который из

сострадания к божеству, дал горстку пепла из своего вечного огня (дхуни) и сказал, что посыпав пепел

на воды, тот сможет сотворить мир. Все произошло так, как и предвещал Горакхнатх, после чего

Брахма, Вишну и Шива стали первыми учениками Горакхнатха.

Во многих местах, Горакхнатх рассматривается более чем просто человеческий учитель, находящийся

вне обычных законов времени, являвшийся на земле в различные века (юги). Считают, что в Сатья

(крта) югу он жил в Пенджабе в Пешаваре, за пределами Лахора; в Трета югу – в Горакхпуре; в Двапара

югу – в Хурмудже, за пределами Двараки; а в Кали югу, в течение трех месяцев, странствовал западнее

Горакхпура, в Горакхмари (Горакхманди) в Катхьяваре. Очевидно, это попытка отнести происхождение

ордена не только к далекому прошлому, но и объединить письменные упоминания с местностями, далеко расположенными друг от друга, где находились и были хорошо известны храмы Горакхнатха и

его последователей. Также говорится, что Горакхнатх являлся в кали югу в форме Шеши Нага.

Последователи Горакхнатха часто затрудняются назвать время и место его происхождения, поскольку

он рассматривается ими как сверхчеловек. Однако, существуют свидетельства о его перемещениях в

этом столетии. Непальцы полагают, что он пришел в Катманду из Пенджаба, или по крайней мере из

удаленных пределов их королевства. Так же полагают, что он жил в Катманду, около храма

Пашупатинатх. Его почитают как святого Оудхи. Монахи Горакхпура говорят, что он прибыл в

Объединенные области из Пенджаба, и что их глава занимал пост в Tилле, в Джелуме. Предания Kaччха

возвращают нас обратно в Пенджаб; где главой был Дхарамнатх, ученик Горакхнатха, прибывший из

Пешвара. С одной стороны, насик-йоги считают, что Горакхнатх пришел из Непала в Пенджаб, и уже

оттуда в другие части Индии. Судя по превосходству традиции и по отношению монастыря Tиллы к

другим монастырям Индии, Горакхнатх был уроженцем Пенджаба. С другой стороны, бенгальские и

непальские предания указывают на Восток. Они полагают, что, возможно, он прибыл в Пенджаб с

Востока. Кроме того, считается, что Горакхнатх первоначально был буддистом ваджраяны, и был связан

с шайвизмом благодаря Матсьендранатху. Легенды о Гопичанде наглядно показывают, что люди с

легкостью могли перемещаться с места на место, даже в то время.

Перед тем как перейти к обсуждению явления Горакхнатха и занимаемого им места в истории Индии, не

лишним будет обратиться к некоторым обрывкам информации, содержащим сведения о нем.

В «Дабистане» есть упоминание о Горакхнатхе и о йогических практиках. Приводятся ссылки на

литературные произведения Горакхнатха и на тех, кто ссылается на него. Moшан Фани, автор

«Дабистана», жил во время Хар Гобинда (1607-1644).

Другое предание соединяет Горакхнатха с Бабой Фаридом, который посетил Гирнар в 1244 г. и умер в

1266 г. Горакхнатх предстает как древняя святыня Гирнара.

Известный монастырь в Дхинодхаре, в Kaччхе, связан с именем Дхарамнатха. Этот знаменитый святой, последователь Горакхнатха, прибыл в Kaччх в 1382 г. Ссылаясь именно на этот случай, размещенный

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

65

Гриерсоном, существование Горакхнатха временно относят к четырнадцатому столетию. Парампары по

меньшей мере помещают еще одного ученика между Дхарамнатхом и его известным Гуру, хотя

возможно, что эти два йогина не были современниками.

Духовная линия Горакхнатха записана в нескольких источниках. Все эти парампары единогласно

размещают перед ним двух учителей: Aдинатха и Maтсьендранатха (Maччендер-натх). Кхаккар

называет пять учителей, предшествующих Aдинатху; а Сватмарама заявляет, что между

Матсьендранатхом и Горакхнатхом находятся шесть Гуру. Лакшминараяна, комментатор «Горакша

Шатаки», идентифицирует Минанатха с Матсьендранатхом Современная традиция делает

Матсьендранатха учителем Горакхнатха. В «Горакхнатх ки Гоши» Кабира, Горакхнатх говорит о себе

как о сыне Матсьендранатха и внуке Aдинатха.

Несмотря на то, что Aдинатх предшествует Maтсьендранатху, теперь он идентичен Шиве, и его имя

используется при установлении происхождения сампрадаи, идущей от великого йоги Бога Шивы.

Большой интерес вызывает Матсьендранатх, который тесно связан с Горакхнатхом. Он –

покровительствующее божество Непала, установленное правительством. Он рассматривается как

буддистский святой, как воплощение Падмапани или как Авалокетишвара, четвертый божественный

Бодхисатва. Очевидно, место его пребывания принадлежит к территории, находящейся за пределами

королевства, он, как говорят, прибыл в Непал по велению Будды. Рассказывают, что

Aрьяавалокитешвара Падмапани Бодхисатва учил Шиву йоге. На пути домой, после получения

наставлений, Шива, на берегу реки объяснял учение Парвати. Она заснула, в то время когда он

рассказывал, тогда как Локешвар (или Локанатх – другое имя Авалокетешвары), спрятавшийся в рыбе, все слышал. Отсюда, он известен как Maтсьендранатх.

Полагают, что Maтсьендранатх в действительности прибыл из Ассама, из Kaмарупы. В святыне

Kaмакхьи, под одним из окон есть рисунок, на котором изображены морские волны.

Другая легенда рассказывает о том, как Матсьендранатх прибыл в Непал из Kaпотал Прабата, что в

Ассаме, спасать страну от двенадцатилетней засухи, которую наслал Горакхнатх. Эта история была

рассказана ранее. В Патане (Катманду) в Непале проводится ежегодная церемония в честь

Матсьендранатха, во время которой процессия несет идола. Это очень древний идол, прежде

принадлежавший буддистскому культу. Этот обычай был принят в шайвизме, когда буддизм уступил

ему свои права.

Тогда, в честь Матсьендры был построен храм и учрежден фестиваль. Маленький идол, которого несет

процессия, окрашен в красный цвет. Шествие Maтсьендранатха приносит весенний дождь, а иначе, без

его действенной помощи, небеса откажут людям в своих водах.

В «Дабистане» утверждается, что Maтсьендранатх был Джонахом. Maтсьендра не фигурирует ни в

брахманском, ни в буддистском пантеоне, характерном для Индии. Однако он хорошо известен в

преданиях йогинов, как один из их первых учителей. Горакхнатх повествует о том, что Матсьендранатх

был его учителем, которого иногда так же рассматривают как основателя Канпхата-ордена. Говорят, что

именно он ввел шайвизм в Непал.

Существует легенда, определяющая для Матсьендранатха место в индуистском общественном строе.

Раджа Удходхар, живший в сатья югу, был чрезвычайно набожен. Когда он умер, его тело кремировали, но его пуп не сгорел. Эта несгоревшая часть тела была брошена в реку и проглочена рыбой, которая

позже родила Maтсьендру. Благодаря тому, что он был праведным человеком в своей предыдущей

жизни, он стал святым.

В одной из легенде Maтсьендра отправился на остров Цейлон, где был очарован королевой. Когда

Горакхнатх услышал о падении своего учителя, то отправился на поиски своего учителя. Обнаружив его

в чертогах дворца, он вызволил его. После чего Maтсьендра оставил королеву, но забрал с собой двух

сыновей, Параснатха и Нимнатха, которые впоследствии стали основателями джайнской религии.

В непальской версии этой истории, Maтсьендра, благодаря своим йогическим способностям, оставил

тело на попечение своего ученика Горакхнатха и вошел в тело недавно умершего короля. Занимая его

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

66

место, он поддался соблазну. К счастью, Горакхнатх, следивший за телом, привел его в чувства и

учитель возвратился в свое собственное тело.

В Насике полагают, что Maтсьендранатх пришел из Mуктинатха, что расположен к Северу от Непала.

Эти ссылки свидетельствуют о связи между Горакхнатхом и Maтсьендранатхом, и о борьбе между

буддизмом и шайвизмом в Непале. Существует свидетельство из Бенгалии, показывающее, что

Maтсьендра был гуру Натхамарга, который обратил Горакхнатха из буддизма в Шайвизм. Можно

немного сказать и о других учителях, предшествующих Горакхнатху, указанных Кхаккаром и

Сватмарамой. Последние, возможно были современниками Матсьендранатха и Горакхнатха, что

придает вес традиции. Особенно в Пенджабе, Непале и Западной Индии, полагают, что

непосредственным учителем Горакши был Матсьендра.

Существуют многочисленные списки учеников Горакхнатха. Вот имена перечисленные Сватмарамой: Горакхнатх, Вирупакша, Билешья, Мантхана, Бхайрава, Сиддхибуддха, Катхади, Карантака, Сурананда, Сиддхипада, Чарапати, Канери, Пуджьяпада, Нитьянатха, Ниранджана, Капали, Виндунатха, Какачандешвара, Аллама, Прабхудева, Гхода, Чоли, Тинтини, Бхануки, Нарадева, Кханда, Капалика и

другие.

Вероятнее всего, это имена Гуру определенных направлений. Они, кажется, не связаны с другими

доступными списками.

В «Джнянешвари», поэт приводит следующие имена: Минанатх, Горакшанатх, Гаининатх, Нивриттинатх и Джнянешвар; так же автор говорит, что его йогическое образование получено через эту

линию. Как отмечалось выше, Минанатх – это Матсьендранатх. Нивриттинатх, также является поэтом, обычно его считают братом Джнянешвара.

Сравнение данного списка с найденным в «Бахина Баи», немного проливает свет на дату жизни

Горакхнатха.

1) Адинатх (Шива) учил Парвати (его жена). Матсьендра услышал тайное знание, находясь в брюхе

рыбы. 2) Таким образом, знание, которое Шива удерживал в своем уме, обрело силу через бхакти. 3) Он

(Матсьендра) явил свою милость, передав учение Горакше (Горакхнатху). Благодаря ему, оно стало

известно Гахини. 4) Гахини проявил свою милость Нивриттинатху, еще в то время, когда он был

ребенком, но несмотря на это все же являлся йоги. 5) От него получил знание Джнянешвара, и это

сделало его известным в Аланди, культ сиддхов. 6) Джнянешвара благословил Сатчидананда, культ

бхакти. 7) Далее, Вишвамбхара, в форме Шивы, передал знание Рагхаве (Чайтанье). 8) Он передал ее

Кешаве Чайтанье, а Кешава Чайтанья – Бабаджи Чайтанье, который в свою очередь, передал знание

Тукобе (Тукарам). 9) Т.к. Бахини была всецело предана Тукобе, она получила (от него знание).

В этом списке несомненно есть промежутки. Даты определены в нем следующим образом: Бахина Баи

1628-1700, Тукоба 1608-1649, Вишвамбхара (Кришна Чарианья) 1485-1533. Период жизни Джнянешвара

1290 г.

Возвратившись к исследованию легенд и преданий, мы попытаемся определить в какое время жил

Горакхнатх.

Именно в Пенджабе обнаружено большое количество легенд, где Горакхнатху отведена главная роль.

Несколько легенд относящихся к Гуге, ученику Горакнатха, связаны с событиями различной давности.

По одной версии, он был сыном Джевара, главы Багара (приблизительно пятьдесят миль от Сирса), воспетый в местных балладах, которые описывают его сражающимся с Аурангзебом (1659-1707).

Согласно другой версии, Гуга был убит в сражении с Фироз Шахом (1351-1388) из Дели. Исходя из

этого, смерть Гуги можно было бы отнести к четырнадцатому столетию. Подробная история, относит

его к более раннему периоду. Гугу, ставшим святым, рассматривают как змея праведности, популярного

в Пенджабе и фактически во всей северной Индии. Особенно он был популярен среди более низких

каст. Toд отводит ему существенное место, как герою Раджпута, который пал до Maхмуда из Газни.

Версия легенды Aмбала, вместе с точкой зрения изложенной Вьянардом в Райпур Раос, поддерживают

Тода. Версия Фирозпура делает Гугу Чауханом (один из главных раджпутских родов) по рождению. По

версии Биджнора, он жил во время правления Притхви Раджи, Чаухана из Дели, и был сыном раджи.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

67

Эти различные легенды объединяет определенная эра. Maхмуд из Газни совершал многочисленные

набеги в Индию, последний из которых был в 1024 году. Притхви Раджа пал в 1192 году, прежде чем

Мухаммед из Гхора. Возле захоронения Гуги, которое находится приблизительно в двухстах милях

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн