Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

приписывают

тому свои труды, как было, например, в случае с учителем двадцатого века, тамильским брахманом

Свами Шиванандой (1887-1963) из Решикеша, которого сделали «автором» нескольких сотен трудов.

Горакша-паддхати

О важности «Горакша-Паддхати» («Заветы Горакши») можно судить по тому обстоятельству, что многие

его стихи мы находим повсюду в позднейших трудах по Хатха-Йоге. Здесь приводится перевод текста, сделанный по санскритскому изданию Кхемараджи Шрикришнадасы (Бомбей).

Георг Фёрштайн. «Энциклопедия йоги», ИТД «Гранд», Фаир Пресс, М., 2002.

Горакша-паддхати: Часть 1

Горакша Сатака

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

80

ОМ, Горакша начинает сто стихов Хатха Йоги

1. Я склоняюсь перед великим Матсиендранатхом, кто высшее счастье, находясь рядом с которым, любой становится ничем, только знанием и счастьем. Я ежеминутно преклоняюсь перед тем, кто

восхвален как йог, через практику адхарбандхи и других упражнений, в лучах неизменного внутреннего

света его души, отсчитывающего время через юги и калпы, в ком находится сама божественная

сущность, кто океан счастья, принявший форму, кто превосходен в обоих качествах – выраженного и

невыраженного, кто есть гуру Шри Матсиендранатх.

2. Приветствуя своего гуру с преданностью, Горакша описывает высшее знание, желанное йогом, для

высшего счастья.

3. Горакша провозглашает 100 стихов знаний, полученных, несомненно, от высшего сознания, с

пожеланиями пользы для йогов.

4. То сознание обманет смерть, которое отвернулось от чувственных удовольствий и соединилось с

высшим духом, являющимся лестницей к полному освобождению.

5. О превосходные люди [те, кто достиг великих успехов в йоге, чьи страсти дозрели до полного

разрушения]! Практикуйте йогу, плод дерева желаний, священное слово, ветви которого [школы]

посещаются птицами [Брахманам, двиджи], несущим конец страданиям мира.

6. Позы, управление дыханием, отвлечение чувств от внешних объектов, фиксирование ума на

единственном объекте, отвлеченная медитация и идентификация с объектом медитации – это называют

6 ступенями или методами йоги.

7. Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними

понимает только Шива.

8. Каждая из 84, 00, 000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84.

9. Среди этих 84 были выбраны две: превосходная поза – сиддхасана и поза лотоса – камаласана.

10. Йогу следует твердо надавливать пятками левой ноги на промежность и правой ноги чуть повыше

мужского органа, удерживая тело неподвижным, вертикальным и фиксированным, удерживая чувства

под контролем, неподвижно созерцая точку между бровей. Эта поза, которая открывает дверь к

освобождению, называется превосходной позой или сиддхасаной.

11. Положив правую ногу на левое бедро и также левую ногу на правое, зафиксировав подбородок на

груди, созерцать кончик носа. Эта поза, уничтожающая болезни, разрушающая физические и

умственные беспокойства, называется позой лотоса или падмасаной.

12. Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает 6 центров [чакр], 16 приспособлений

[адхар], 3,00,000 каналов [нади] и 5 оболочек [вьем] в своем теле?

13. Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает своего тела, дома с одной колонной, 9

дверьми и опекаемый 5 божествами?

14. 4 лепестковый лотос – адхара, а 6 лепестковый – свадхистхана. В пупке находится 10 лепестковый

лотос, а в сердце 12 лепестковый [сурья, 12 месяцев] лотос.

15. 16 лепестковый лотос в горле, 2 лепестковый между бровей, 1000 лепестaЄовый лотос находится в

отверстии в черепе на великом пути.

16. Адхара – это первая чакра, свадхистхана – вторая, йонистхана находится между ними и названа

камарупа.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

81

17. Гудастхана [анус] – 4 лепестковый лотос называется адхарой. Сказано, что посредине находится

йони [средний лепесток муладхары] – «глаз любви», восхваленный знающими.

18. Посредине йони лицом назад стоит великий линга. Кто узнал диск света, подобный светящейся

драгоценности в его голове [в голове махалинга], тот есть знающий.

19. Сверкающий как пламя, выглядящий как расплавленное золото, треугольная точка [йонистхана] огня

находится ниже мужского органа.

20. Видящий этот божественный нескончаемый свет, сияющий во всех направлениях, знающий в

самадхи не испытывает больше временного [между рождением и смертью] существования.

21. С помощью слова «сва» прана поднимается. Место отдыха праны в свадхистхане. От этого

исходного места свадхистхану называют медхра.

22. Где канда [матка?] напряжена на сушумне [спинной мозг] подобно драгоценному камню на ните, та

область пупка называется манипуракам.

23. Связанная душа странствует так долго, пока не найдет Настоящее в великой 12 спицевой чакре, где

находится свобода от плодов достоинства и недостатка.

24. Ниже пупка и выше мужского органа находится кандайони [матка, в космическом масштабе тело

является мужчиной и женщиной одновременно], по форме подобная яйцу птицы. Там начало 72 тысяч

нади.

25. Среди этих тысяч были выделены 72 нади. Снова, из них 10, несущие прану, выделены как наиболее

важные.

26. Ида, пигала, сушумна, гандхари, хастиджихва, пуша, йашашвини.

27. Алмабуша, кухуш и самкхини – 10 авторитетно названы 10 главных нади. Йогу всегда должны быть

известны центры, содержащие эти нади.

28. Ида находится на левой стороне [левая ноздря], пингала – на правой [правая ноздря], сушумна –

посредине. Гандхари – в левом глазе.

29. Хастиджихва – в правом глазе, пуша – в правом ухе, йашашвини – в левом ухе, алмабуша – во рту.

30. Кухуш – в области линга и самкхини – в муладхаре. Т.о. 10 нади присоединены к дверям тела [9

дверей и отверстие в черепе].

31. Ида, пингала и сушумна связаны на пути праны. Они всегда ведут прану. Их руководящие божества: луна, солнце и огонь.

32. Жизненные силы тела – это прана [воздух дыхания], апана [воздух прямой кишки], самана [воздух

пищеварения], удана [воздух в горле], вьяна [воздух циркулирующий по телу], нага [воздух отрыжки], курма [воздух моргания], крикара [воздух чихания], девадатта [воздух зевания] и дхананьяйя.

33. Прана всегда находится в груди [сердце], апана – в области прямой кишки, самана – в области пупка, удана двигается посредине горла.

34. Вьяна наполняет все тело. Сказано, что 5 воздухов, начиная с праны, есть главные.

35. Нага функционирует при отрыжке, курма – при моргании, крикара, как известно, вызывает

непреднамеренное чихание, а девадатта – зевание.

36. Дхананьяйя, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

82

37. Как подброшенный рукой мячик летит вверх, так и джива [душа в неволе у самсары], ударяемая

праной и апаной, не имеет покоя и продолжает двигаться.

38. Т.к. душа под контролем праны и апаны, то она движется вверх и вниз через левый и правый пути

[ида и пингала]. Из-за беспокойности она ясно не воспринимается.

39. Так же как сокол, привязанный на веревке, даже улетая, притягивается назад, так и джива, связанная

гунами и контролируемая праной и апаной.

40. Апана толкает прану, и прана толкает апану [по очереди]. Знающий йогу создает союз эти двух –

нижнего и верхнего воздуха [пранаяма, хатха йога, союз солнца и луны].

41. Со звуком «ха» джива [в форме праны] выходит, со звуком «са» [в форме апаны] она входит обратно

в тело. Джива постоянно повторяет мантру – хамса, хамса [главная мантра дживы – гайятри].

42. Джива повторяет эту мантру 21600 раз день и ночь.

43. Гайятри, названная аджапа, дает свободу йогу, только с желанием повторять ее вслух он

освобождается от всех недостатков.

44. Не было и не будет знания, подобного этому, повторения, подобного этому, понимания, подобного

этому.

45. Гайятри трескается [поднимается] в Кундалини и поддерживает прану. Знание праны – великое

знание. Кто знает это – есть знающий.

46. Выше канды Кундалини шакти принимает форму 8 свернутых колец. Она остается постоянно там, закрывая устами «дверь Брахмы» [нижний конец сушумны].

47. Закрыв дверь лицом, душа, освобождаясь от болезней, должна идти к месту Брахмы, где богиня

Кундалини лежит, спящая.

48. Сознание, пробужденное через союз огня [буддхи] и праны, вытягивает Кундалини вверх по

сушумне, как игла вытягивает нить.

49. Кундалини, пробужденная в союзе с огнем, поднимается вверх по сушумне как змея, светясь как

нить лотоса.

50. Также, как каждый может открыть дверь ключом, так можно открыть дверь свободы, зная

Кундалини.

51. Сомкнув руки, приняв позу лотоса, надавив подбородком на грудь и глядя на Кундалини, йог

должен выталкивать апана дыхание снова и снова после того, как наполнил легкие, и в это время он

достигнет бесподобного знания праны через пробуждение Шакти.

52. Надо растирать конечности с потом, проступившим от этих усилий. Затем выпить молока и

воздерживаться от горькой, кислой и соленой пищи. [Пот выступает при пранаяме, и это нужно для

возбуждения Кундалини. Т.о. дхату, или выделения тела, сохраняются].

53. Нужно воздерживаться от порока. Тот, кто ест мало, и избегает мирских удовольствий, тот

практикует Йогу. После года он достигнет в этом мастерства. Нет в этом сомнений.

54. Тот, кто оставляет четверть мягкой, вкусной и сладкой пищи, съеденной с удовольствием, называется митахара. [Две четверти желудка наполняются пищей, одна четверть – водой, и одна

остается пустой для прохождения воздуха].

55. Кундалини шакти обвита восемь раз вокруг канда. Для йогина – это дар к освобождению и рабская

зависимость для непосвященного.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

83

56. Тот йог готов к освобождению, кто знает махамудру, набхомудру [кхечари], уддияну, джаландхару и

мулабандху.

57. Очищение каналов нади, движение луны и солнца, высушивание жидкостей тела – это махамудра.

58. Подбородок отдыхает на груди, большой палец левой ноги давит на йони, двумя руками схватив

правую ногу, наполнив воздухом обе части желудка и удерживая его. Надо начать его медленно

выталкивать. Это великая мудра, разрушающая человеческие болезни.

59. Надо практиковать эту мудру одинаковое количество раз с идой и пингалой [правая и левая

сторона]. Затем можно прекратить.

60. Нет пищи здоровой или вредной. Все одинаково безвкусно. Даже смертельный яд будет переварен

как нектар.

61. Болезни, туберкулез, проказа, запоры, увеличение селезенки, старость уничтожаются при практике

махамудры.

62. Махамудра, так, как она была объяснена, гарантирует успех. Ее значение надо хранить в секрете.

Она не должна быть никому открыта.

63. Поворачивая язык назад в ямку над глоткой и фиксируя взгляд между бровями, выполняется

кхечаримудра.

64. Болезнь, смерть, сон, голод, слабость [заблуждения] отступают перед тем, кто знает кхечаримудру.

65. Тот, кто знает кхечаримудру, не страдает от недугов, не опозорится в деяниях, не пострадает от

смерти [не пойман смертью].

66. Читта странствует в пространстве кхе [место между бровями, характеризующееся свободой от

универсума], т.к. язык введен в ямку над глоткой и двигается. Поэтому кхечаримудра исключительно

ценна для всех сведующих.

67. Но бинду – это основа тела. Из нее выходят все каналы, которые составляют тело с головы до ног.

68. Тот, чья ямка над глоткой запечата кхечари, не уронит бинду, даже в объятиях женщины.

69. Пока бинду остается в теле, нет страха смерти. Пока удерживается кхечаримудра, бинду не

опускается. [Бинду дистилируется над небом и опускается через ложбинку над глоткой в сушумну].

70. Даже если бинду опустилась к огню [йони], она вернется назад [поднимется], схваченная Шакти

через йонимудру.

71. Есть две разновидности бинду: бледнобелая, названная мужское семя, и кровавокрасная, названная

менструальная жидкость.

72. Раджас [менструальная жидкость] расположена в месте солнца, и бинду находится в месте луны.

Очень сложно достигнуть их смешения.

73. Бинду – Шива. Раджас – Шакти. Бинду – луна. Раджас – солнце. Через их смешивание, йог достигает

высшее состояние.

74. Двигая Шакти по вайю, двигается раджас и соединяется с бинду. От этого тело становится

богоподобным [не горит, оружие не пронзает его] и прекрасно выглядит.

75. Шукра [бинду] соединена

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн