он освобождается ото всех грехов.
9. Закрыв девять врат (двара) [то есть отверстия тела], втянув воздух и удерживая его крепко, проведя
его к «пространству» (акаша) [сердца?] вкупе с апаной и [внутричревным] огнем (вахни), запустив силу
кундалини и разместив ее в голове, непременно согласуясь с данным наставлением, покуда [йогин, что]
соединен Я [у макушечного центра], пребывает [так], его прославляет весь сонм великих.
10. Посему регуляция дыхания есть огонь, [пожирающий] семена проступков (патака). Йогины всегда
именуют его «великой переправой», [ведущей через] океан [обусловленного] существования.
11. Через выполнение поз удаляются хвори; через регуляцию дыхания [заглаживаются]проступки; через
устранение чувств йогин избавляется от [всех] умственных изменений (викара).
12. Любовь к сосредоточению [вызывает] устойчивость (дхарья); через созерцание [он обретает]
чудесное [состояние] сознания. В[состоянии] экстаза [самадхи], устранив благую и неблагую карму, он
достигает освобождения.
13. Устранение чувств, говорят, [приходит] после двадцати шести регуляций дыхания; признают, что
сосредоточение [приходит] после двадцати шести устранений чувств.
14. Двенадцать сосредоточений, по знатокам знатоков созерцания, означают созерцание. Экстаз
(самадхи), как утверждают, [наступает] после двенадцати созерцаний.
15. При узрении в том экстазе высшего Света – немеркнущего и всеохватного – нет никакой
деятельности или прошлой либо нынешней кармы.
16. Приняв позу с удом [между] двух пяток, и [при этом] запечатав отверстия глаз, ушей и носовой
проход пальцами, вдыхая воздух через рот и созерцая [прану]в груди вкупе с огнем [в чреве] и апаной, он должен удерживать их неуклонно в голове. Посему владыка йогинов, в виде той [Реальности], достигает одинаковости (самата) с Реальностью (таттва) [то есть Шивой].
17. Когда воздух достигает «пространства» (гагана) [у сердца?] раздается могущественный звук,
[напоминающий звучание музыкальных] инструментов наподобие колокола. Тогда близко
совершенство (сиддхи).
18. [Йогину], что сплачиваем регуляцией дыхания, удается удаление всех хворей. Кого не сплачивает
практика йоги, у того проявляется всякая хворь.
19. Различный хвори [наподобие] икоты, кашля, удушья и недугов головы, ушей и глаз вызываются
дурным обращением (вьятикрама) с воздухом.
20. Как льва, слона и тигра приручают весьма осторожно, иначе те убьют укротителя, – так и воздух не
[должен быть] используем [без великого тщания].
21. Он должен выпускать воздух весьма осторожно, и должен также вдыхать весьма осторожно. Сверх
того, он должен удерживать [дыхание] весьма осторожно. Так и близится совершенство.
22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их
отвлечение от них именуют «устранением чувств» (пратьяхара).
23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара).
24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства
внутрь себя.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
89
25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги
26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем, само Я – знаток йоги
устраняет [свое обоняние].
27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги
устраняет [свое зрение].
28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги
устраняет [свое осязание].
29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги
30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня]
именуется «устранением чувств».
31. Женщиной, пришедшей с лунной области, наслаждаются двое, тогда как третий [в добавок] к двоим, именно тот, кто подвержен дряхлению и смерти.
32. В области пупка пребывает одно солнце, с естеством огня. А луна, с естеством нектара, всегда
покоится в основании нёба.
33. Луна, обращенная вниз, льет [нектар]; солнце, обращенное вверх, пожирает [сей лунный нектар].
Посему необходимо знать[перевернутую] позу (карани), чтобы можно было получить амброзию.
34. [Когда] пупок находится вверху, а нёбо внизу, [то есть когда] солнце находится вверху, а луна внизу,
[сие] известно как перевернутая поза. Ее следует постигать согласно наставлениям учителя.
35. Где трижды стреноженный бык издает могучий рев, йогины должны знать, что центр «безударного»
(анахата) [звука расположен] у сердца.
36.Когда жизненная сила достигает великого лотоса [у макушки головы], после приближения к
манипуре и прохождения через анахату, йогин обретает бессмертие (амрита).
37. [Йогину], следует созерцать высшую силу (шакти), размещая свой язык сверху в [брахмической]
полости, как предписывают. [Нектар], капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху, получается натужным подъемом языка к нёбу. Сей безупречный йогин, что пьет из дома (кула) языка
[особую] шестнадцатую часть исключительно чистой воды волны калы, [текущей из] этого [лотоса], живет долго с телом нежным, как волокна лотоса.
38. Он должен пить прохладные струи [воздуха] ртом [принявшим облик] вороньего клюва. Управляя
праной и апаной, йогин не старится.
39. У того, кто пьет воздух праны языком, [размещенным у] основания нёба, на целых полгода отступят
все хвори.
40. Кто созерцает весь нектар в пятом центре, [именуемом] «чистым» (вишуддха), удаляется через
верхний путь, ускользнув тем самым от пагубы [внутреннего] солнца [у пупка].
41. Под звуком ви подразумевается «лебедь» (хамса) [то есть самопроизвольное дыхание]; шуддхи[или
«чистота»] именуется «незапятнанной».
42. [Жизненная сила], избежав пагубы [внутреннего] солнца, поднимается самотеком в полость на конце
носа, [после того как йогин] поместил нектар в эту полость.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
90
43. Собрав исключительно чистую воду калы луны, [льющейся] сверху из области горла, он должен
провести ее к полости в конце носа и затем повсюду посредством «пространства» [у макушки головы].
44. Знаток йоги, что пьет амброзию (сома), твердо упирая язык кверху [о нёбо], несомненно побеждает
45. Кто управляет корневым отверстием, преодолевает [всякое] препятствие и достигает [состояния, что] вне дряхления и смерти, подобно пятиликому Харе [то есть Шиве].
46. Прижимая кончик языка к великой полости «царственного зуба» (раджа-данта) [то есть язычка] и
созерцая дивную Богиню, он становится поэтом-мудрецом (кави) на шесть месяцев.
47. Великий ток сверху [язычка] преграждает путь всем [остальным] токам [в теле]. Кто бы не
приступал к высвобождению нектара, [должен сперва ступить на] путь пяти сосредоточений.
48. Если язык непрестанно лобзает кончик «крючка»[то есть язычка], заставляя течь сок (раса) по вкусу
соленый, острый или кислый, либо подобный молоку, меду и топленому маслу, тогда удаляются хвори, старость и смерть, славятся учения (шастра) и их подспорье, и он обретает бессмертие и восемь
[сверхъестественных] качеств и привлечет спутников (анга) подвижников (сиддха).
49. Спустя два или три года йогин, чье тело наполнено нектаром, посылает свое семя (ретас) вверх и
[радуется] появлению [сверхъестественных] качеств наподобие «малости» (аниман).
50. Как огонь [пребывает, покуда] есть топливо, и свет [сохраняется, покуда] есть масло и фитиль, так и
воплощенная [душа] не покидает тело, когда то наполнено с лунной стороны (кала).
51. В случае йогина, чье тело ежедневно наполняется с лунной стороны, яду нет хода, даже если тот
будет укушен самим [владыкой змей] Такшакой.
52. [Когда йогин] оснащен позой, приобщен к регуляции дыхания и наделен отстранением чувств, ему
следует заниматься сосредоточением.
54. [Стихия] земли, размещенная в сердце, представляет чудный желтый или желтоватый квадрат со
слогом ла и восседающим на лотосе [богом Брахмой]. Растворив в нем [то есть в сердце] жизненные
энергии вкупе с умом, он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Он должен
постоянно заниматься несущим уравновешенность сосредоточением на земле, чтобы овладеть землею.
55. Стихия воды (амбу-таттва), подобная полумесяцу или белому жасмину, размещается у горла и
наделенна семенным слогом ва нектара (пиюша), и всегда она связана с Вишну. Растворяя в нем [то есть
в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].
56. Треугольная стихия огня, размещенная у нёба и схожая с [красным] кошенилем, вся сверкает и
связана с рефой [то есть со слогом ра], яркая, как коралл, и пребывающая в обществе с Рудрой.
Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять
гхатик [то есть два часа ]. Он должен быть постоянно занят сосредоточением на огне, дабы овладеть
огнем.
57. Стихия воздуха, которая размещена в междубровье, похожа на черную примочку и связывается с
буквой я и Ишварой, как [покровительствующим] божеством. Растворяя в нем [то есть в сердце]
жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Ямин
должен осуществлять сосредоточение на воздухе так, чтобы он мог пересечь небо.
58. Стихию эфира/пространства, которая размещается в «брахмической дыре» (брахма-рандхра) [у
макушки головы] и которая схожа с исключительно прозрачной водой, связывают с Сада-Шивой,
[внутренним] звуком (нада) и слогом ха. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с
умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Сосредоточение на
эфире/пространстве, как полагают, открывает врата к освобождению.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
91
59. Пять сосредоточений на стихиях [обладают соответственно силой] остановки, запружения, сжигания, расшатывания и иссушения.
60. Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия. Йогин, который сведущ
[в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания.
61. Памятование (смрити) содержит единственный элемент (дхату) всех мыслей. Созерцание
разъясняется как чистое представление (чинта) в уме.
62. Созерцание двояко – составное (сакала) и нераздельное (нишкала). Именно составное отвечает за
различия в действиях, а нераздельное [созерцание] лишено качеств (ниргуна).
63. Принимая удобную позу (сукха-асана) с обращенным вовнутрь умом и устремленным вовне
потупленным взором (чакшус), и созерцая сосредоточенно змею (кундалини), он избавляется от вины
(килбиша).
64. Первый центр, [именуемый] «опорой» (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом. Созерцая
сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша).
65. Созерцая Я в шестилепестковом «собственном остове» (свадхиштхана) [центре, размещенном в
области половых органов], который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно]
на кончик носа, [действительно] счастлив.
66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир.
67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему
солнцу, и удерживая нос на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман).
68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные
[виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
69. Постоянно созерцая Я в центре «колокольчика» (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда).
70. Созерцая Я, Бога, что пребывает в междубровье и подобен истинному драгоценному венцу, взирая
[при этом недвижно] на кончик носа, он принимает облик блаженства.
71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в
междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели].
72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в
пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он
принимает облик Абсолюта.
73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют «властным
центром» (аджня-чакра). Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение.
74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся
жидкость, йогин обретает освобождение.
75. Задний проход, уд, пупок, сердечный лотос, тот повыше [то есть горло], колокольчик, местоположение «крючка»