Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

он освобождается ото всех грехов.

9. Закрыв девять врат (двара) [то есть отверстия тела], втянув воздух и удерживая его крепко, проведя

его к «пространству» (акаша) [сердца?] вкупе с апаной и [внутричревным] огнем (вахни), запустив силу

кундалини и разместив ее в голове, непременно согласуясь с данным наставлением, покуда [йогин, что]

соединен Я [у макушечного центра], пребывает [так], его прославляет весь сонм великих.

10. Посему регуляция дыхания есть огонь, [пожирающий] семена проступков (патака). Йогины всегда

именуют его «великой переправой», [ведущей через] океан [обусловленного] существования.

11. Через выполнение поз удаляются хвори; через регуляцию дыхания [заглаживаются]проступки; через

устранение чувств йогин избавляется от [всех] умственных изменений (викара).

12. Любовь к сосредоточению [вызывает] устойчивость (дхарья); через созерцание [он обретает]

чудесное [состояние] сознания. В[состоянии] экстаза [самадхи], устранив благую и неблагую карму, он

достигает освобождения.

13. Устранение чувств, говорят, [приходит] после двадцати шести регуляций дыхания; признают, что

сосредоточение [приходит] после двадцати шести устранений чувств.

14. Двенадцать сосредоточений, по знатокам знатоков созерцания, означают созерцание. Экстаз

(самадхи), как утверждают, [наступает] после двенадцати созерцаний.

15. При узрении в том экстазе высшего Света – немеркнущего и всеохватного – нет никакой

деятельности или прошлой либо нынешней кармы.

16. Приняв позу с удом [между] двух пяток, и [при этом] запечатав отверстия глаз, ушей и носовой

проход пальцами, вдыхая воздух через рот и созерцая [прану]в груди вкупе с огнем [в чреве] и апаной, он должен удерживать их неуклонно в голове. Посему владыка йогинов, в виде той [Реальности], достигает одинаковости (самата) с Реальностью (таттва) [то есть Шивой].

17. Когда воздух достигает «пространства» (гагана) [у сердца?] раздается могущественный звук,

[напоминающий звучание музыкальных] инструментов наподобие колокола. Тогда близко

совершенство (сиддхи).

18. [Йогину], что сплачиваем регуляцией дыхания, удается удаление всех хворей. Кого не сплачивает

практика йоги, у того проявляется всякая хворь.

19. Различный хвори [наподобие] икоты, кашля, удушья и недугов головы, ушей и глаз вызываются

дурным обращением (вьятикрама) с воздухом.

20. Как льва, слона и тигра приручают весьма осторожно, иначе те убьют укротителя, – так и воздух не

[должен быть] используем [без великого тщания].

21. Он должен выпускать воздух весьма осторожно, и должен также вдыхать весьма осторожно. Сверх

того, он должен удерживать [дыхание] весьма осторожно. Так и близится совершенство.

22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их

отвлечение от них именуют «устранением чувств» (пратьяхара).

23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара).

24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства

внутрь себя.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

89

25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги

устраняет [свой слух].

26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем, само Я – знаток йоги

устраняет [свое обоняние].

27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги

устраняет [свое зрение].

28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги

устраняет [свое осязание].

29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги

устраняет [свой вкус].

30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня]

именуется «устранением чувств».

31. Женщиной, пришедшей с лунной области, наслаждаются двое, тогда как третий [в добавок] к двоим, именно тот, кто подвержен дряхлению и смерти.

32. В области пупка пребывает одно солнце, с естеством огня. А луна, с естеством нектара, всегда

покоится в основании нёба.

33. Луна, обращенная вниз, льет [нектар]; солнце, обращенное вверх, пожирает [сей лунный нектар].

Посему необходимо знать[перевернутую] позу (карани), чтобы можно было получить амброзию.

34. [Когда] пупок находится вверху, а нёбо внизу, [то есть когда] солнце находится вверху, а луна внизу,

[сие] известно как перевернутая поза. Ее следует постигать согласно наставлениям учителя.

35. Где трижды стреноженный бык издает могучий рев, йогины должны знать, что центр «безударного»

(анахата) [звука расположен] у сердца.

36.Когда жизненная сила достигает великого лотоса [у макушки головы], после приближения к

манипуре и прохождения через анахату, йогин обретает бессмертие (амрита).

37. [Йогину], следует созерцать высшую силу (шакти), размещая свой язык сверху в [брахмической]

полости, как предписывают. [Нектар], капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху, получается натужным подъемом языка к нёбу. Сей безупречный йогин, что пьет из дома (кула) языка

[особую] шестнадцатую часть исключительно чистой воды волны калы, [текущей из] этого [лотоса], живет долго с телом нежным, как волокна лотоса.

38. Он должен пить прохладные струи [воздуха] ртом [принявшим облик] вороньего клюва. Управляя

праной и апаной, йогин не старится.

39. У того, кто пьет воздух праны языком, [размещенным у] основания нёба, на целых полгода отступят

все хвори.

40. Кто созерцает весь нектар в пятом центре, [именуемом] «чистым» (вишуддха), удаляется через

верхний путь, ускользнув тем самым от пагубы [внутреннего] солнца [у пупка].

41. Под звуком ви подразумевается «лебедь» (хамса) [то есть самопроизвольное дыхание]; шуддхи[или

«чистота»] именуется «незапятнанной».

42. [Жизненная сила], избежав пагубы [внутреннего] солнца, поднимается самотеком в полость на конце

носа, [после того как йогин] поместил нектар в эту полость.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

90

43. Собрав исключительно чистую воду калы луны, [льющейся] сверху из области горла, он должен

провести ее к полости в конце носа и затем повсюду посредством «пространства» [у макушки головы].

44. Знаток йоги, что пьет амброзию (сома), твердо упирая язык кверхунёбо], несомненно побеждает

смерть на полмесяца.

45. Кто управляет корневым отверстием, преодолевает [всякое] препятствие и достигает [состояния, что] вне дряхления и смерти, подобно пятиликому Харе [то есть Шиве].

46. Прижимая кончик языка к великой полости «царственного зуба» (раджа-данта) [то есть язычка] и

созерцая дивную Богиню, он становится поэтом-мудрецом (кави) на шесть месяцев.

47. Великий ток сверху [язычка] преграждает путь всем [остальным] токам [в теле]. Кто бы не

приступал к высвобождению нектара, [должен сперва ступить на] путь пяти сосредоточений.

48. Если язык непрестанно лобзает кончик «крючка»[то есть язычка], заставляя течь сок (раса) по вкусу

соленый, острый или кислый, либо подобный молоку, меду и топленому маслу, тогда удаляются хвори, старость и смерть, славятся учения (шастра) и их подспорье, и он обретает бессмертие и восемь

[сверхъестественных] качеств и привлечет спутников (анга) подвижников (сиддха).

49. Спустя два или три года йогин, чье тело наполнено нектаром, посылает свое семя (ретас) вверх и

[радуется] появлению [сверхъестественных] качеств наподобие «малости» (аниман).

50. Как огонь [пребывает, покуда] есть топливо, и свет [сохраняется, покуда] есть масло и фитиль, так и

воплощенная [душа] не покидает тело, когда то наполнено с лунной стороны (кала).

51. В случае йогина, чье тело ежедневно наполняется с лунной стороны, яду нет хода, даже если тот

будет укушен самим [владыкой змей] Такшакой.

52. [Когда йогин] оснащен позой, приобщен к регуляции дыхания и наделен отстранением чувств, ему

следует заниматься сосредоточением.

54. [Стихия] земли, размещенная в сердце, представляет чудный желтый или желтоватый квадрат со

слогом ла и восседающим на лотосе [богом Брахмой]. Растворив в нем [то есть в сердце] жизненные

энергии вкупе с умом, он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Он должен

постоянно заниматься несущим уравновешенность сосредоточением на земле, чтобы овладеть землею.

55. Стихия воды (амбу-таттва), подобная полумесяцу или белому жасмину, размещается у горла и

наделенна семенным слогом ва нектара (пиюша), и всегда она связана с Вишну. Растворяя в нем [то есть

в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].

56. Треугольная стихия огня, размещенная у нёба и схожая с [красным] кошенилем, вся сверкает и

связана с рефой [то есть со слогом ра], яркая, как коралл, и пребывающая в обществе с Рудрой.

Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять

гхатик [то есть два часа ]. Он должен быть постоянно занят сосредоточением на огне, дабы овладеть

огнем.

57. Стихия воздуха, которая размещена в междубровье, похожа на черную примочку и связывается с

буквой я и Ишварой, как [покровительствующим] божеством. Растворяя в нем [то есть в сердце]

жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Ямин

должен осуществлять сосредоточение на воздухе так, чтобы он мог пересечь небо.

58. Стихию эфира/пространства, которая размещается в «брахмической дыре» (брахма-рандхра) [у

макушки головы] и которая схожа с исключительно прозрачной водой, связывают с Сада-Шивой,

[внутренним] звуком (нада) и слогом ха. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с

умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Сосредоточение на

эфире/пространстве, как полагают, открывает врата к освобождению.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

91

59. Пять сосредоточений на стихиях [обладают соответственно силой] остановки, запружения, сжигания, расшатывания и иссушения.

60. Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия. Йогин, который сведущ

[в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания.

61. Памятование (смрити) содержит единственный элемент (дхату) всех мыслей. Созерцание

разъясняется как чистое представление (чинта) в уме.

62. Созерцание двояко – составное (сакала) и нераздельное (нишкала). Именно составное отвечает за

различия в действиях, а нераздельное [созерцание] лишено качеств (ниргуна).

63. Принимая удобную позу (сукха-асана) с обращенным вовнутрь умом и устремленным вовне

потупленным взором (чакшус), и созерцая сосредоточенно змею (кундалини), он избавляется от вины

(килбиша).

64. Первый центр, [именуемый] «опорой» (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом. Созерцая

сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша).

65. Созерцая Я в шестилепестковом «собственном остове» (свадхиштхана) [центре, размещенном в

области половых органов], который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно]

на кончик носа, [действительно] счастлив.

66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир.

67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему

солнцу, и удерживая нос на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман).

68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные

[виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.

69. Постоянно созерцая Я в центре «колокольчика» (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда).

70. Созерцая Я, Бога, что пребывает в междубровье и подобен истинному драгоценному венцу, взирая

[при этом недвижно] на кончик носа, он принимает облик блаженства.

71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в

междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели].

72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в

пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он

принимает облик Абсолюта.

73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют «властным

центром» (аджня-чакра). Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение.

74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся

жидкость, йогин обретает освобождение.

75. Задний проход, уд, пупок, сердечный лотос, тот повыше [то есть горло], колокольчик, местоположение «крючка»

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн