Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

были признаны его самостоятельными подразделениями.

Порядок основных сампрадай можно представить следующим образом.

1. Сат-натхи

2. Рам-натхи

3. Дхарм-натхи

4. Лакшман-натхи

5. Дария-натхи

6. Ганга-натхи

7. Байраг-пантхи (натхи)

8. Равал-натхи (нага-натхи)

9. Джаландхар-натхи

10. Аи-пантхи

11. Каплани (Капил-пантхи)

12. Дхаджджа-натхи (Махабир-пантхи)

Все эти сампрадаи (иначе – пантхи) имеют свои центры в разных частях Индии, и все же они

принадлежат к одной организации. Главы пантхов или их представители собираются вместе для

проведения выборов или избрания главных махантов центральных монастырей, а также по другим

важным церемониальным случаям. Если все пантхи организовать и объединить должным образом, то

они способны воскресить славу этой исторически великой Сампрадаи, сделав наиболее ценный вклад в

религиозную культуру нынешнего столетия.

9. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Натха-йоги располагают множеством литературных источников как на санскрите, так и на различных

местных диалектах. Кроме текстов на древнем санскрите, посвященных принципам и практике йоги, которые натха-йоги принимают как авторитетные свидетельства, сам Горакхнатх, как предполагают, был автором огромного количества трактатов, бесценных для изучающих йогическую дисциплину.

Учителя, жившие после Горакхнатха, также внесли свой вклад в письменное наследие натхов.

«Горакша-шатака», «Горакша-самхита», «Сиддханта-паддхати», «Йога-сиддханта-паддхати», «Сиддха-

сиддханта-паддхати», «Хатха-йога», «Джняна-амрита» и многие другие тексты на санскрите

принадлежат Горакхнатху. «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита» – важные

книги по йоге, авторы которых, по-видимому, тоже принадлежали к ордену Горакхнатха. «Горакша-

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

11

гита», «Горакша-каумуди», «Горакша-сахасранама», «Йога-санграха», «Йога-манджари», «Йога-

мартанда» и многие другие подобные труды основаны на учении Горакхнатха. Трактаты на хинди, бенгали, маратхи и других языках слишком многочисленны, чтобы упоминать их. В то же время

существует множество трудов натха-йогов на санскрите, а также на местных диалектах, которые либо

утеряны, либо не обнаружены современными исследователями.

10. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Мы приведем здесь краткий обзор некоторых философских концепций этой сампрадаи. Согласно

авторитетным источникам, йоги представляют психофизический организм ( пинда) как индивидуальную

копию целостной космической системы ( брахманда). Они размышляют о взаимном подобии

мироустройства и строения индивидуального тела. Каждое отдельное человеческое существо служит

для осуществления и проявления миропорядка. Йоги считают, что путем познания и совершенного

овладения собственным психофизическим организмом можно прийти к истинному знанию и покорить

всю Вселенную.

При таком подходе мироустройство оказывается разносторонне развивающимися проявлениями Шакти

(энергии), которая находится в вечных взаимоотношениях с Шивой, или Брахманом, и по существу не

отличается от Абсолютного Духа, но скрывает сияние и трансцендентные качества Шивы за

собственным многообразием. Шакти проявлена в жизни каждого отдельного создания, а Шива

выступает для всех истинной Самостью. Каждый йог стремится к совершенной реализации скрытого, блаженного союза Шивы и Шакти внутри тела, равно как и во Вселенной, непосредственного

переживания радости, свободы и сияния абсолютной Самости во всех своих действиях и эволюции

Пракрити, в индивидуальной жизни и всеобщем миропорядке.

Истинная природа Абсолютной Реальности представлена этой системой как вечный союз Шивы и

Шакти, или же в виде Шакти, вечно танцующей на беспредельной груди Шивы. Шива – принцип

неизменности, а Шакти – принцип активности и саморасширения. Шива есть единое вечное

безграничное неизменное Бытие, он пребывает вне времени и пространства, а Шакти есть постоянно

движущаяся и действующая сила, непрерывно проявляющаяся во времени и пространстве. Шива

представляет собой чистое постоянное Сознание, Шакти же проявляет себя в вариациях

феноменального сознания, через разнообразные мыслительные, чувственные и волевые процессы. Шива

Абсолютный Бог, он выше добра и зла, долга и безответственности, вымышленного и

действительного, а Шакти проявляется в относительности добра и зла, идеального и реального, превращаясь из одной формы в другую. Шива в основном пребывает в покое, тишине и безмолвии, а

Шакти – в действии, беспокойстве и самовыражении. Шива вечно трансцендентен, а Шакти вечно

динамична. В итоге обычному разуму и воображению кажется, что эти две концепции противостоят

друг другу, хотя мы не можем полно постичь одно без другого.

В период земного существования мы находимся во владении Шакти, а Шива скрыт от нашего взора.

Каждый человек ощущает себя одной из множества индивидуальностей в перепитиях мира. Он

непрерывно подвергается внутренним изменениям, равно как и наблюдает перемены, происходящие

вокруг. Он постоянно движим всякими желаниями и чувствами, страстями и склонностями, идеалами и

стремлениями. Он сталкивается с разнообразными интересами, которые ведут к взаимной конкуренции

и конфликтам, борьбе за самосохранение и саморазвитие, а в итоге приводят к выживанию сильного и

уничтожению слабого. Он испытывает воздействие громадного мира, беспредельного во времени и

пространстве, состоящего из множества сил и объектов, которые затрагивают его тем или иным

образом. Все это – выражение Шакти. Находясь в мире, каждый человек чувствует себя ограниченно и

скованно, испытывает горести и тревоги, и движим внутренним побуждением к избавлению. Для того, чтобы освободиться от болезненного состояния ограниченного и меняющегося существования, он ищет

совершенного мира и гармонии, абсолютного постоянства и неразличимости, пребывания в чистом

бездеятельном блаженном и трансцендентном сознании. Феноменальное состояние сознания

испытывается как полное страданий, а совершенное трансцендентное состояние сознания

представляется как наиболее желанное, или единственное прибежище, где можно обрести покой.

Когда человек вдохновляется подобными идеалами, тогда он отвращается от всех мирских дел, отстраняется от домашних и социальных обязательств, принимает жизнь отречения и аскетизма и

обращается к систематическим духовным практикам, которые способствуют достижению

трансцендентного состояния сознания. Когда он способен войти в наивысшее состояние транса

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

12

( самадхи) посредством практики глубокого сосредоточения и медитации, он осуществляет совершенное

единство. Неизменность, постоянство, покой и мир в его сознании, которое затем воссоединяется с

Абсолютным Вселенским Сознанием, тождественны состоянию Шивы. Когда индивидуальное сознание

обретает единство с Шивой, тогда Шакти, со всеми действиями и самопроявлениями, исчезает как

отдельное существование так же, как иллюзия исчезает в присутствии Истины.

В некоторых религиозно-философских школах, берущих за основу запредельный опыт полной

неподвижности ( Шива-адхара), постоянства, недвойственного состояния сознания и совершенного

освобождения от рабства, ограничений и страданий, такой опыт признают непогрешимым критерием

Истины и принимают неизменное, постоянное, недвойственное сознание, или Шиву, за Единую

Реальность. Соответственно, Шакти во всех ее разнообразных проявлениях понимается как нечто

нереальное и иллюзорное.

Сиддха-йоги, принадлежащие школе Горакхнатха, не рассматривают Шакти как полностью

иллюзорную энергию и порождение невежества, также не принимают ее как единственно верный идеал

своей духовной культуры, а обретают полное господство над ней путем отождествления себя с Шивой.

Они утверждают, что видимое противоречие между Шивой и Шакти, единством и множеством, переменчивостью и постоянством, покоем и действием, чистым сознанием и осознанием различных

состояний и процессов, в действительности не соответствует истине. Мы не можем осуществить или

хотя бы вообразить тождественность двух противоположностей, пока наше сознание ограничено

временем и пространством и мы мыслим в категориях пространственно-временных отношений. Шакти

вечно пребывает и исполняет свой танец на груди Шивы. Она не существует отдельно и независимо от

Шивы, который на самом деле есть Самость Шакти. Воистину, Шакти не существует без Шивы, и Шива

не может проявить себя без Шакти. Этот мир есть бесконечное великолепие Шивы, который

проявляется через свою Шакти. Однако на низших планах нашего сознания Шакти находится на

переднем плане и скрывает подлинный характер Шивы. Пока сущность Шивы остается неизвестной, нам неведома и истинная природа Шакти, ведь наше восприятие Шакти вне ее взаимодействия с Шивой

не затрагивает ее истинной природы. Это не значит, что весь мир – обман, а само наше нынешнее

понимание ложно, ибо мы не способны созерцать в нем Шиву и его Шакти.

Когда достигнуто йогаджа-дришти (истинное видение, обретенное посредством практики йоги), тогда

йог не испытывает более несовместимости совершенного сияния Шивы с феноменальным проявлением

Шакти. Он рассматривает Шиву и Шакти как вечно единых друг с другом, сияющих в своем единении, причем каждый из них в своем сиянии не скрывает и не искажает истинную суть другого. Шива и

Шакти осознаются им как статичный и динамичный аспекты недвойственности сияния Абсолютной

Реальности, не только неотъемлемые, но и неотличимые друг от друга. Становится понятным, что

Единство выступает основой и источником многообразия, а многообразие служит проявлением

Единства; что неизменное Бытие представляет собой самость изменений и действий, а они суть

самопроявления вечного Бытия; что самосвечение и есть душа, озаряющая состояния и процессы

осознания, а они суть определенные формы, в которых душа проявляется.

Шива долго не открывается сознанию человека в своей истинной трансцендентной форме. Такова игра

его собственной Шакти, которая скрывает его, оставляя на заднем плане и выражая лишь посредством

системы многообразия. Вот почему множество проявлений Шивы через свою Шакти представляются

как разные реальности этому индивидуальному сознаниию, которое также выступает одним из

проявлений. С помощью вышеупомянутых йогических практик (воплощающих синтез и гармонию

кармы, джняны и бхакти) индивидуальное сознание поднимается к наивысшему плану духовного

опыта. Шакти вместе с ее разнообразными проявлениями не отрицается и не утверждается как реальная, но она больше не застит запредельную самосветящуюся недвойственную суть Шивы и не склоняет нас

принимать все сущее разнообразие за разделение реальности. Целостная природа Шакти со всеми ее

проявлениями предстает озаренной, единой и одухотворенной после самоозарения и единения ее души

и сути с Господом, Абсолютным Духом, Шивой. Статичный и динамичный аспекты Реальности

предстают как неделимое живое целое.

Соответственно, йоги принимают Абсолютную Истину, реализованную на высших стадиях духовного

опыта, как состояние двайта-адвайта-бибарджита, которое выше дуализма ( двайта) и недуализма

( адвайта) и любых иных «измов». Данное состояние невозможно адекватно выразить или понять, пользуясь терминами любой метафизической теории, созданной учеными и философами с помощью

неоспоримых методов формальной логики. Сиддха-йоги обретают бытие вне времени, пространства и

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

13

логических законов на сверхчувственном и сверхразумном плане и провозглашают свои философские

взгляды на основе этого опыта. Такой взгляд можно считать иной формой ведантической доктрины

Единой Абсолютной Самосущей Самосознающей Реальности, или Брахмана, где душа выступает как

духовная и материальная причины Вселенной, индивидуальное существо тождественно Универсальной

Самости, а творящая энергия Брахмана неотличима от самого Брахмана. Тем не менее, изложение

йогической доктрины во многом отличается от адвайта-вады Шанкары, вишиштадвайта-вады

Рамануджи и двайта-вады Мадхавы.

11. САДХАНА В ВИДЕ ПОКЛОНЕНИЯ

Практическими аспектами йогической школы Горакхнатха выступают система поклонения, а также

физическая и психическая дисциплины. Главенствующим Божеством ордена последователей

Горакхнатха признан Шива. Они поклоняются Шиве и его Шакти как абсолютному источнику

существования и основной цели жизни, основав множество храмов Шивы и Кали по всей стране. Образ

Кали, танцующей на груди у Шивы, прекрасно передает их взгляд на видимую Вселенную и

запредельную Реальность. Кроме того, они почитают всех богов и богинь индуистского пантеона, поклоняясь им как великолепным проявлениям Шивы и Шакти под разными именами и в разных

формах. Многие вайшнавские бхакты Южной и Западной Индии, Бенгалии и других регионов, следуют

доктринам, унаследованным от Горакхнатха. Натха-йоги подобающим образом поклонялись Вишну и

всем его Аватарам.

Поклонение сиддхам или авадхутам также широко распространено в этой традиции. Прославленные

святые – живые воплощения высшей самореализации, которая считается идеалом каждого йога, вот

почему поклонение святым и медитация на них – великое действие, которое вдохновляет и очищает

разум садхака, вставшего на тот же путь. Поклонение гуру, служение ему с чистым сердцем, развитие

преданности и самоотдачи ярко выражены в духовных йогических писаниях. Без милости гуру прогресс

на пути йоги и достижение истинного духовного света считаются невозможными. Гуру возжигает

духовный свет в уме ученика и пробуждает дремлющие в нем духовные силы, вливая в него

собственную духовную энергию. Ученик должен думать о гуру и почитать его как равного Шиве, воплощение Шивы с его бесконечной милостью,

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн