Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

чтобы избавиться от невежества, слабости, рабства и

просветить свою душу знанием, исходящем от него и его Шакти. Гуру-вада представляет собой

характерную особенность учения Горакхнатха, принятую большинством религиозных школ, процветавших со времен средневековья.

Система поклонения йогического ордена отличается либеральностью. Здесь не делается различий

между Шивой, Вишну и Кали, присутствует почтительное отношение к любым божествам. Жесткая

кастовая система индийского общества также отсутствует в ордене. В принятом ритуале поклонения

делается особый акцент на праведность поведения и характера, точное соблюдение моральных правил, сердечную искренность и духовную преданность. Духовный прогресс поклоняющегося в большей

степени зависит от внутреннего состояния, чем от внешних правил поклонения, консервативных

обрядов и церемоний или имен и форм, избранных для почитания верховного божества. Горакхнатх и

его последователи проповедовали систему поклонения по всей стране, чтобы превратить йогический

культ в популярную религию.

12. САДХАНА И ШАДАНГА-ЙОГА

Система психофизической самодисциплины называется шаданга-йогой, поскольку она содержит шесть

главных частей, а именно: асана (устойчивое положение), пранаяма (контроль дыхания и нервной

системы), пратьяхара (отвлечение чувств и ума от мирских объектов), дхарана (фиксация внимания на

определенном объекте), дхьяна (медитация) и самадхи (транс, или достижение сознанием состояния

полной трансформации). Яма и нияма, которые Патанджали считает первыми ступенями практики йоги

и которые вместе с шестью вышеназванными составляют аштанга-йогу, неотделимы от йоги

Горакхнатха. Но яма и нияма не упомянуты Горакхнатхом отдельно, вероятно, по той причине, что они

подразумевают универсальные моральные принципы и распространяются на всех достойных людей, независимо от того, посвящены они в практику йоги или нет. В высшем состоянии самадхи реализуется

Абсолютная Истина, вечный божественный союз Шивы и Шакти переживается напрямую, а

человеческая душа достигает кайвальи (совершенного единства) и освобождается от всех

привязанностей, ограничений и страданий. Йог воссоединяется с Шивой, повелителем Вселенной.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

14

В йогических трактатах практика йоги иногда подразделяется на мантра-йогу, хатха-йогу и раджа-

йогу. Сампрадая Горакхнатха обычно рассматривается как делающая акцент на практике хатха-йоги.

Несомненно, Горакхнатх и его последователи развивали техники хатха-йоги с научной точностью и

давали подробные описания различным физическим и психическим процессам, позволявшим обрести

совершенное мастерство в управлении телесными органами, нервной системой, чувствами и умом. Их

великолепные достижения в хатха-йоге способны затмить их успехи в любых других областях.

Бесспорно, многие из доступных важных книг этой школы касались преимущественно процессов, требующих приложения усилий ( асана, пранаяма, мудра, дхаути, чакра-бхеда, нади-шуддхи и др.), включая описание достижимых с их помощью великолепных результатов. Однако, вы должны помнить, что исключительно одна хатха-йога никогда не расценивалась йогами как самоцель, но они

распространяли, практиковали и развивали все формы йоги. Также йоги признавали необходимость

гармонии кармы, бхакти и джняны в своей культуре и обращали особое внимание на то, чтобы все

йогические практики были направлены на высший идеал совершенной самореализации, освобождения

от любых привязанностей, страданий и слабостей и вели к единению с Шивой.

13. ЯМА И НИЯМА

Как уже упоминалось, натха-йоги не включали яму и нияму в свою шести-ступенчатую ( шаданга) йогическую систему, но придавали им огромное значение как подготовительным практикам. Вместо

пяти форм ямы и пяти форм ниямы, описанных Патанждали, учителя натха-йогической школы

выделяют по десять форм ямы и ниямы, систематическое выполнение которых обязательно для каждого

практикующего йогу. Десять форм ямы таковы: ахимса, сатья, астея, брахмачарья, кшама, дхрити, дайя, арджава, митахара, шауча.

1. Ахимса – непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью. Это

означает воздержание от злых чувств и поступков, враждебного поведения по отношению ко всем

людям и живым существам.

2. Сатья – правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении. Это подразумевает

приверженность истине в каждой сфере внутренней и внешней жизни.

3. Астея – неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Иными словами, ум должен

быть свободен от низменных желаний или склонности к присвоению какой-либо собственности любого

существа во всякой форме. Погоня за прибылью тем или иным неподобающим способом за счет других

рассматривается как форма воровства. Такие побуждения необходимо изгонять из ума.

4. Брахмачарья – контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным

вожделением, безупречное сохранение физической и ментальной энергий. Энергию следует

внимательно направлять вверх, и она никогда не должна двигаться вниз, чтобы вызывать наслаждение

объектами чувств. Мужчина и женщина должны вести себя сдержанно в присутствии друг друга.

5. Кшама – прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-

либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать

добром за причиненное зло, а не наоборот. Неуместно проявление недовольства или стремление

свершить возмездие над оскорбившим.

6. Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах. Духовно практикующий должен

развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия и все встречающиеся трудности

и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или

позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.

7. Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается

выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и

внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни

счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства

и готовность служить всем.

8. Арджава – простота жизни. В поведении не должно быть искусственности, двуличия, неискренности.

Следует вести простую жизнь без пышности и великолепия в еде, одежде и жилище, избавиться от

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

15

лукавства в поведении. Внешняя жизнь практикующего должна правдиво отражать внутреннюю, и он

не должен выставлять себя тем, кем он не является на самом деле.

9. Митахара – строгое регулирование питания. Практикующий должен всегда помнить, что пища

предназначена для поддержания и питания тела, а не для услаждения вкуса, удовольствия от вкушения и

удовлетворения желаний. Он должен сформировать привычку принимать надлежащую пищу в нужном

количестве и в назначенное время, а не потакать требованиям ума и вкуса.

10. Шауча – очищение тела и ума. Омовение различных частей тела, купание в чистой воде, питье

чистой воды, дыхание чистым воздухом, принятие чистой пищи в чистом обществе, соблюдение

необходимых правил здоровья и гигиены и т.д. – все эти процедуры необходимо выполнять для

очищения тела. В конечном счете, чистые мысли, эмоции, желания и наклонности должны быть

направлены на очищение ума.

Эти десять форм самоограничения как во внешнем поведении, так и во внутренних мыслях, чувствах и

желаниях, называются ямой, и они очень важны для подготовки тела и ума к йогической практике.

Следующие десять форм ниямы, описанные великим учителем, таковы: тапас, сантоша, астикья, дана, Ишвара-пуджана, сиддханта-вакья-шравана, хри, мати, джапа, хута.

1. Тапас – аскетизм, то есть принятие такого образа жизни, который позволяет уму и телу спокойно

воспринимать любые изменения климатических условий и внешнего окружения. Йог приучает тело

безболезненно переносить жару, холод, дождь и прочие перемены погоды, вкушать грубую и невкусную

пищу, соблюдать пост. Так он обуздывает всякую избирательность в предпочтениях тела, чувств и ума.

Вся жизнь должна быть хорошо налаженной.

2. Сантоша – удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном

отказе от наложения какого-либо рода взысканий на происходящее. Это правило предполагает

сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к

земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не

должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная

целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу.

3. Астикая – вера в Веды, гуру и всех просветленных святых и мудрецов прошлого и будущего. Эта

вера должна прилежно взращиваться. Следует освободить собственный ум от выискивания пороков

души, постоянных сомнений и неверия. Серьезно практикующий должен веровать в духовные

достижения древних маха-йогов и маха-джняни, для того чтобы развивать веру в свои личные качества

для достижения подобных духовных высот.

4. Дана – пожертвование. Дарение подразумевает взращивание великодушия, раскрытие сердца, переживание единства с другими посредством практики подаяния, производимого с сочувствием и

смирением тем, кто живет в достатке и хорошо зарабатывает, для пользы того, кто нуждается. Это

практический путь развития духа жертвенности и отрешенности и освобождения ума от привязанности

к земному богатству, которая выступает наиболее опасным препятствием на пути духовного развития.

5. Ишвара-пуджана – поклонение божеству с преданностью, восхищением, почтением и любовью, выполняемое в конкретных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в

себя непрерывное размышление об Ишваре, или Высшем Духе, как о Неизменной Самости и

Абсолютном Властителе существующего миропорядка и сокровеннейшей душе каждого человека и

иного творения, а также постоянное памятование о нем, осуществляемое с преданностью и любовью.

Следует укреплять веру в то, что мир божественен и каждое действие направляется божественной

волей. Надлежит ясно ощущать величественное присутствие Божества внутри сердца и во всех

проявлениях космической системы, и развивать дух безостаточной самоотдачи Богу. Поклоняющийся

должен предложить Богу свое «я» и все «мое» и думать о себе и личном имуществе как о том, что

принадлежит Всевышнему Господу.

Ишвара не обладает особым именем или особой формой, а в силу вечной неисповедимой Шакти

проявляется в бесчисленных именах и формах. Поклонение ему возможно с помощью любого

избранного имени и формы, которая способна вдохновить сердце поклоняющегося ощущением

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

16

трансцендентного всепроникающего духовного присутствия Божества и пробудить во всем его

существе искреннее восхищение, благоговение, любовь и самопожертвование. Людям известны многие

великие имена, которые пробуждают божественное сознание в сердцах преданных, принадлежащих к

разным слоям общества и говорящих на разных языках. Нередко особые формы или образы

ассоциируются с определенными именами Божеств. В школе Горакхнатха почитают всех их, признавая

за Ишвару, или Высший Дух, любые имена и формы. Горакхнатх и его просветленные последователи не

одобряют какие бы то ни было ограничения, ханжество или фанатизм, которые, по их мнению, становятся камнем преткновения на пути духовного прогресса.

Совершая поклонение всем священным именам и формам, признанным как божественные различными

религиозными обществами, и усматривая Ишвару в каждом из них, учителя Натха-Йога Сампрадаи

придают огромное значение имени и форме Шивы. Как уже упоминалось ранее, Шива есть особый

Ишта-Девата, или Избранный Бог этой сампрадаи, поскольку его имя многие тысячелетия

ассоциировалось с высшим духовным идеалом, достигаемым посредством йога-садханы. Имя Шивы

пробуждает сознание Ишвары, или Бога, воспринимаемого как Маха-Йогешвара, Маха-Джнянешвара, Маха-Тьягешвара, Маха-Премешвара, Маха-Гуру – Верховная Личность, в которой йога, джняна, тьяга

и према вечны и совершенны, Вечный Гуру для всех ищущих истину. Вот почему йоги под Ишвара-

пуджаной понимают в первую очередь поклонение Шиве.

6. Сиддханта-вакья-шравана – систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.

Перед вступлением на путь йоги, истинно ищущий должен ознакомиться с существующими

представлениями о духовной природе человеческой души и основных духовных идеях человеческой

жизни, получить представление об истинном отношении индивидуума с мироустройством, истинной

природе Всеобщей Реальности, сокрытой и проявляющейся в мире путем естественного опыта.

Необходимо понимать важность йоги для совершенства тела, ума, разума и ясного сознания, ведущего к

восприятию прямой тождественности души с Всеобщей Реальностью, а также главные отличительные

черты и стадии йога-садханы. Посредством шраваны, свадхьяи и вичары, – то есть при получении

наставлений от компетентных учителей, систематическом изучении и размышлении,

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн