чтобы избавиться от невежества, слабости, рабства и
просветить свою душу знанием, исходящем от него и его Шакти. Гуру-вада представляет собой
характерную особенность учения Горакхнатха, принятую большинством религиозных школ, процветавших со времен средневековья.
Система поклонения йогического ордена отличается либеральностью. Здесь не делается различий
между Шивой, Вишну и Кали, присутствует почтительное отношение к любым божествам. Жесткая
кастовая система индийского общества также отсутствует в ордене. В принятом ритуале поклонения
делается особый акцент на праведность поведения и характера, точное соблюдение моральных правил, сердечную искренность и духовную преданность. Духовный прогресс поклоняющегося в большей
степени зависит от внутреннего состояния, чем от внешних правил поклонения, консервативных
обрядов и церемоний или имен и форм, избранных для почитания верховного божества. Горакхнатх и
его последователи проповедовали систему поклонения по всей стране, чтобы превратить йогический
культ в популярную религию.
12. САДХАНА И ШАДАНГА-ЙОГА
Система психофизической самодисциплины называется шаданга-йогой, поскольку она содержит шесть
главных частей, а именно: асана (устойчивое положение), пранаяма (контроль дыхания и нервной
системы), пратьяхара (отвлечение чувств и ума от мирских объектов), дхарана (фиксация внимания на
определенном объекте), дхьяна (медитация) и самадхи (транс, или достижение сознанием состояния
полной трансформации). Яма и нияма, которые Патанджали считает первыми ступенями практики йоги
и которые вместе с шестью вышеназванными составляют аштанга-йогу, неотделимы от йоги
Горакхнатха. Но яма и нияма не упомянуты Горакхнатхом отдельно, вероятно, по той причине, что они
подразумевают универсальные моральные принципы и распространяются на всех достойных людей, независимо от того, посвящены они в практику йоги или нет. В высшем состоянии самадхи реализуется
Абсолютная Истина, вечный божественный союз Шивы и Шакти переживается напрямую, а
человеческая душа достигает кайвальи (совершенного единства) и освобождается от всех
привязанностей, ограничений и страданий. Йог воссоединяется с Шивой, повелителем Вселенной.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
14
В йогических трактатах практика йоги иногда подразделяется на мантра-йогу, хатха-йогу и раджа-
йогу. Сампрадая Горакхнатха обычно рассматривается как делающая акцент на практике хатха-йоги.
Несомненно, Горакхнатх и его последователи развивали техники хатха-йоги с научной точностью и
давали подробные описания различным физическим и психическим процессам, позволявшим обрести
совершенное мастерство в управлении телесными органами, нервной системой, чувствами и умом. Их
великолепные достижения в хатха-йоге способны затмить их успехи в любых других областях.
Бесспорно, многие из доступных важных книг этой школы касались преимущественно процессов, требующих приложения усилий ( асана, пранаяма, мудра, дхаути, чакра-бхеда, нади-шуддхи и др.), включая описание достижимых с их помощью великолепных результатов. Однако, вы должны помнить, что исключительно одна хатха-йога никогда не расценивалась йогами как самоцель, но они
распространяли, практиковали и развивали все формы йоги. Также йоги признавали необходимость
гармонии кармы, бхакти и джняны в своей культуре и обращали особое внимание на то, чтобы все
йогические практики были направлены на высший идеал совершенной самореализации, освобождения
от любых привязанностей, страданий и слабостей и вели к единению с Шивой.
13. ЯМА И НИЯМА
Как уже упоминалось, натха-йоги не включали яму и нияму в свою шести-ступенчатую ( шаданга) йогическую систему, но придавали им огромное значение как подготовительным практикам. Вместо
пяти форм ямы и пяти форм ниямы, описанных Патанждали, учителя натха-йогической школы
выделяют по десять форм ямы и ниямы, систематическое выполнение которых обязательно для каждого
практикующего йогу. Десять форм ямы таковы: ахимса, сатья, астея, брахмачарья, кшама, дхрити, дайя, арджава, митахара, шауча.
1. Ахимса – непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью. Это
означает воздержание от злых чувств и поступков, враждебного поведения по отношению ко всем
людям и живым существам.
2. Сатья – правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении. Это подразумевает
приверженность истине в каждой сфере внутренней и внешней жизни.
3. Астея – неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Иными словами, ум должен
быть свободен от низменных желаний или склонности к присвоению какой-либо собственности любого
существа во всякой форме. Погоня за прибылью тем или иным неподобающим способом за счет других
рассматривается как форма воровства. Такие побуждения необходимо изгонять из ума.
4. Брахмачарья – контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным
вожделением, безупречное сохранение физической и ментальной энергий. Энергию следует
внимательно направлять вверх, и она никогда не должна двигаться вниз, чтобы вызывать наслаждение
объектами чувств. Мужчина и женщина должны вести себя сдержанно в присутствии друг друга.
5. Кшама – прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-
либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать
добром за причиненное зло, а не наоборот. Неуместно проявление недовольства или стремление
свершить возмездие над оскорбившим.
6. Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах. Духовно практикующий должен
развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия и все встречающиеся трудности
и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или
позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.
7. Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается
выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и
внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни
счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства
и готовность служить всем.
8. Арджава – простота жизни. В поведении не должно быть искусственности, двуличия, неискренности.
Следует вести простую жизнь без пышности и великолепия в еде, одежде и жилище, избавиться от
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
15
лукавства в поведении. Внешняя жизнь практикующего должна правдиво отражать внутреннюю, и он
не должен выставлять себя тем, кем он не является на самом деле.
9. Митахара – строгое регулирование питания. Практикующий должен всегда помнить, что пища
предназначена для поддержания и питания тела, а не для услаждения вкуса, удовольствия от вкушения и
удовлетворения желаний. Он должен сформировать привычку принимать надлежащую пищу в нужном
количестве и в назначенное время, а не потакать требованиям ума и вкуса.
10. Шауча – очищение тела и ума. Омовение различных частей тела, купание в чистой воде, питье
чистой воды, дыхание чистым воздухом, принятие чистой пищи в чистом обществе, соблюдение
необходимых правил здоровья и гигиены и т.д. – все эти процедуры необходимо выполнять для
очищения тела. В конечном счете, чистые мысли, эмоции, желания и наклонности должны быть
направлены на очищение ума.
Эти десять форм самоограничения как во внешнем поведении, так и во внутренних мыслях, чувствах и
желаниях, называются ямой, и они очень важны для подготовки тела и ума к йогической практике.
Следующие десять форм ниямы, описанные великим учителем, таковы: тапас, сантоша, астикья, дана, Ишвара-пуджана, сиддханта-вакья-шравана, хри, мати, джапа, хута.
1. Тапас – аскетизм, то есть принятие такого образа жизни, который позволяет уму и телу спокойно
воспринимать любые изменения климатических условий и внешнего окружения. Йог приучает тело
безболезненно переносить жару, холод, дождь и прочие перемены погоды, вкушать грубую и невкусную
пищу, соблюдать пост. Так он обуздывает всякую избирательность в предпочтениях тела, чувств и ума.
Вся жизнь должна быть хорошо налаженной.
2. Сантоша – удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном
отказе от наложения какого-либо рода взысканий на происходящее. Это правило предполагает
сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к
земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не
должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная
целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу.
3. Астикая – вера в Веды, гуру и всех просветленных святых и мудрецов прошлого и будущего. Эта
вера должна прилежно взращиваться. Следует освободить собственный ум от выискивания пороков
души, постоянных сомнений и неверия. Серьезно практикующий должен веровать в духовные
достижения древних маха-йогов и маха-джняни, для того чтобы развивать веру в свои личные качества
для достижения подобных духовных высот.
4. Дана – пожертвование. Дарение подразумевает взращивание великодушия, раскрытие сердца, переживание единства с другими посредством практики подаяния, производимого с сочувствием и
смирением тем, кто живет в достатке и хорошо зарабатывает, для пользы того, кто нуждается. Это
практический путь развития духа жертвенности и отрешенности и освобождения ума от привязанности
к земному богатству, которая выступает наиболее опасным препятствием на пути духовного развития.
5. Ишвара-пуджана – поклонение божеству с преданностью, восхищением, почтением и любовью, выполняемое в конкретных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в
себя непрерывное размышление об Ишваре, или Высшем Духе, как о Неизменной Самости и
Абсолютном Властителе существующего миропорядка и сокровеннейшей душе каждого человека и
иного творения, а также постоянное памятование о нем, осуществляемое с преданностью и любовью.
Следует укреплять веру в то, что мир божественен и каждое действие направляется божественной
волей. Надлежит ясно ощущать величественное присутствие Божества внутри сердца и во всех
проявлениях космической системы, и развивать дух безостаточной самоотдачи Богу. Поклоняющийся
должен предложить Богу свое «я» и все «мое» и думать о себе и личном имуществе как о том, что
принадлежит Всевышнему Господу.
Ишвара не обладает особым именем или особой формой, а в силу вечной неисповедимой Шакти
проявляется в бесчисленных именах и формах. Поклонение ему возможно с помощью любого
избранного имени и формы, которая способна вдохновить сердце поклоняющегося ощущением
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
16
трансцендентного всепроникающего духовного присутствия Божества и пробудить во всем его
существе искреннее восхищение, благоговение, любовь и самопожертвование. Людям известны многие
великие имена, которые пробуждают божественное сознание в сердцах преданных, принадлежащих к
разным слоям общества и говорящих на разных языках. Нередко особые формы или образы
ассоциируются с определенными именами Божеств. В школе Горакхнатха почитают всех их, признавая
за Ишвару, или Высший Дух, любые имена и формы. Горакхнатх и его просветленные последователи не
одобряют какие бы то ни было ограничения, ханжество или фанатизм, которые, по их мнению, становятся камнем преткновения на пути духовного прогресса.
Совершая поклонение всем священным именам и формам, признанным как божественные различными
религиозными обществами, и усматривая Ишвару в каждом из них, учителя Натха-Йога Сампрадаи
придают огромное значение имени и форме Шивы. Как уже упоминалось ранее, Шива есть особый
Ишта-Девата, или Избранный Бог этой сампрадаи, поскольку его имя многие тысячелетия
ассоциировалось с высшим духовным идеалом, достигаемым посредством йога-садханы. Имя Шивы
пробуждает сознание Ишвары, или Бога, воспринимаемого как Маха-Йогешвара, Маха-Джнянешвара, Маха-Тьягешвара, Маха-Премешвара, Маха-Гуру – Верховная Личность, в которой йога, джняна, тьяга
и према вечны и совершенны, Вечный Гуру для всех ищущих истину. Вот почему йоги под Ишвара-
пуджаной понимают в первую очередь поклонение Шиве.
6. Сиддханта-вакья-шравана – систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.
Перед вступлением на путь йоги, истинно ищущий должен ознакомиться с существующими
представлениями о духовной природе человеческой души и основных духовных идеях человеческой
жизни, получить представление об истинном отношении индивидуума с мироустройством, истинной
природе Всеобщей Реальности, сокрытой и проявляющейся в мире путем естественного опыта.
Необходимо понимать важность йоги для совершенства тела, ума, разума и ясного сознания, ведущего к
восприятию прямой тождественности души с Всеобщей Реальностью, а также главные отличительные
черты и стадии йога-садханы. Посредством шраваны, свадхьяи и вичары, – то есть при получении
наставлений от компетентных учителей, систематическом изучении и размышлении,