– следует изгнать
из ума все склонности и предрассудки, ошибочные представления и предубеждения, ограниченные
взгляды и сектантское высокомерие, чтобы обрести искренность и серьезность духа, взыскующего
подлинной истины, добродетели и красоты.
7. Хри – чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния, малейшем
уклонении от пути благородства, нравственности и духовности, потакании любым дурным мыслям, желаниям или чувствам, произнесении любых оскорбительных, злых, лживых или неприличных слов.
Это подразумевает взращивание способности к стойкому противостоянию любым пагубным влияниям, воздействующим на человека.
8. Мати – развитие остроты разума, глубокого понимания, утонченной склонности и направления
постоянного потока эмпирического сознания к тому, что имеет неизменную духовную ценность в
жизни. Ум должен быть чистым, ясным, рассудительным и всегда открытым для истины.
9. Джапа – повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько
возможно, мысленно и вслух, с глубокой преданностью. Необходимо верить, что божественное имя
представляет собой живое речевое воплощение Бога, а повторение имени поддерживает осознание
постоянного присутствия Бога. Для практики джапы необходимо специально выбрать одно из его
святых имен. Имя, полученное от гуру, наделено особой энергией.
10. Хута (хома) – предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для
поклоняющегося. Эта практика ежедневного жертвоприношения. Жизнь должна поддерживаться и
преумножаться посредством жертвоприношения. Все необходимое для существования следует вначале
предложить Богу и только после того употреблять как прасад (божественное благословение).
14. СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ
Натха-йога Сампрадая славится специализацией в хатха-йоге. Адинатха (Ади-Гуру Сампрадаи, который
рассматривается как сам Маха-Йогешвара Шива), его прямой ученик Матсьендранатх и Горакхнатх
(главный ученик Матсьендранатха и наиболее известная инкарнация Шивы), а также прославленные
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
17
маха-йоги, следовавшие по их пути, сделали богатейший вклад в данную сферу йогической культуры.
Они проповедовали, тщательно разрабатывали и популяризировали хатха-йогу настолько широко, что
обычные люди стали понимать под йогой вообще именно данный аспект йоги.
В самом общем смысле хатха-йога – это выполнение йоги через усилие: «хатхена валаткарена йога-
сиддхих». Но есть и технические значения, используемые в сампрадае: «хa» означает Сурью (Солнце) и
соотносится с каналом Ида внутри тела, а «тха» – Чандру (Луна) соотносится с Пингалой. Иногда «ха»
означает Прану, а «тха» – Апану. Кроме того, «ха» значит Бинду, а «тха» – Раджу. Согласно йога-
шастре, все движения частей человеческого организма, все функции органов понимания, чувствования, желания, деятельности, все внутренние действия, произвольные и непроизвольные, осознанные и
неосознанные, обусловлены и регулируются системой 72 000 нади (каналов), которые в свою очередь
связаны с тремя центральными каналами – Идой, Пингалой и Сушумной и контролируются ими.
Сушумна – центральный тонкий канал, проходящий сверху вниз внутри позвоночника, Ида и Пингала
располагаются по обе стороны позвоночника, пересекаясь с Сушумной в особых точках ( чакрах). Эти
два канала играют очень важную роль, они приводят в действие и налаживают функционирование всех
органов и тканей тела посредством бесчисленных второстепенных каналов. Оба канала тесно связаны с
органами дыхания и активизируются процессом дыхания. Все жизненные силы, действующие внутри
тела, такие как Прана, Апана, Самана, Удана и Вьяна, зависят от систематического функционирования
Иды и Пингалы и регуляции дыхательного процесса, который выводит наружу отработанный воздух и
каждую секунду обеспечивает организм свежим воздухом.
В обычной жизни все процессы дыхания, вибрации Иды и Пингалы, действие жизненных сил, деятельность каналов, естественным образом протекают днем и ночью, в состоянии бодрствования и
сна, и для их осуществления нет необходимости делать усилия и применять волю. Почти все наиболее
важные процессы внутри тела непроизвольны и не находятся под нашим контролем. Взятие их под
контроль воли и разума, установление совершенной гармонии и единства в выполнении функций –
такова цель хатха-йоги. Эта цель состоит в соединении Иды и Пингалы с Сушумной, Праны и Апаны в
центре жизненности, Бинду и Раджу в центре психофизических энергий и окончательном союзе Шивы и
Шакти на высшем уровне сознания. Обыкновенный человек полагает, что контроль человеческого ума
над внутренними органами тела и их внутренними взаимодействиями для сохранения и поддержания
физической жизни, ограничен по своей природе. Ум способен лишь создать благоприятные условия для
непрерывной деятельности внутренних органов и для осуществления какого-либо косвенного
воздействия на них. Такое влияние становится возможным благодаря осознанным и добровольным
усилиям, надлежащему обеспечению пищей, водой и воздухом, необходимыми для телодвижения, соответствующему психическому и социальному окружению, а также другим средствам. В
действительности, если принять все отмеченное во внимание, ум никогда не сможет взять все
физиологические процессы под свой прямой контроль и никогда не станет совершенным господином
тела.
Нормальная умственная деятельность зависит от исправной работы физической системы, и никто не
возьмется отрицать этот факт. Некоторые материалисты заходят так далеко, что отрицают все
ментальные феномены и признают исключительно физиологические процессы. Однако все согласны в
том, что ум и тело тесно взаимосвязаны. Без здорового тела нет здорового ума. Пока не достигнута
совершенная гармония внутри физического организма и нет безупречных отношений между организмом
и окружающей средой, ум не способен наслаждаться истинным миром и спокойствием и радоваться
внутри себя. Подобная гармония не становится завершенной при естественном развитии организма и
постоянно меняющихся взаимоотношениях с окружающей средой. Вот почему в обычной жизни ум
находится в беспокойстве, полон забот и тревог, заполонен различными мыслями, эмоциями и
желаниями и никогда не пребывает в мире и гармонии с самим собой. Для обретения постоянного
спокойствия и умиротворенности внутри себя, ум должен выйти за пределы физических и психических
состояний и обрести господство над ними, вплоть до осуществления высшей цели.
Йоги открыли превосходный метод физической и психической дисциплины, благодаря которому весь
организм можно взять под контроль разумной воли, достичь совершенной гармонии в действии всех
жизненных сил, внутренних органов и нервной системы и направить всю витальную и ментальную
энергию вовне и вовнутрь для реализации абсолютного мира и озарения сознания. Движение энергии, самопроизвольно текущей сверху вниз и вовне, также можно полностью контролировать. Тогда и
психофизическое воплощение души поддается управлению, становится очищенным, гармоничным, одухотворенным, и душа способна обрести единство с высшим. Так можно пережить трансцендентное,
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
18
блаженное, сияющее, бесконечное и постоянное состояние души, минуя препятствия или беспокойства.
Йоги также обнаружили, что каждое действие, устанавливающее власть над физической системой и
приносящее благодатную гармонию вовнутрь, так же развивает удивительные способности и в
сознании, которое благодаря истинной силе воли способно совершать действия, кажущиеся чудесными
и сверхъестественными для обычных людей. Границы такого восприятия и знания постепенно
расширяются. Любые предметы, на которых сосредоточено внимание, открывают свою потаенную суть.
Силы, которые в обычной жизни образуются за счет неконтролируемых функций физических органов, остаются скрытыми внутри сознания и не проявляются из-за существующих ограничений, после
достижения освобождения выражаются по желанию в формах необыкновенного познания и действия.
Ум способен видеть без помощи глаз многие вещи, которые находятся за пределами зрительного
восприятия, и ум способен слышать без помощи ушей многие звуки, которые удалены от диапазона
слухового восприятия. Ум способен постичь любые проявления предметов прошлого и будущего в
непосредственном опыте, посредством направления на них внимания. По собственному желанию ум
может проникать в умы других людей и обретает способность самопроизвольно вносить любые
изменения в систему устройства тела.
Много подобного рода сил развивается в сознании йога благодаря практике хатха-йоги еще до того, как
он достигнет конечной цели своей садханы. Существуют различные систематические практики, предписанные для развития особых «мистических» способностей. Практикуя хатха-йогу, человек
постепенно осознает то, что обычно слабо выражено, и невообразимые силы, находящиеся в инертном
скрытом состоянии в глубине человеческого ума, переводятся в активное проявленное состояние, если
садхака серьезно, настойчиво и преданно следует садхане под руководством опытного наставника.
Многие великие йоги школы Горакхнатха, которые достигли высоких результатов в практике хатха-
йоги, продемонстрировали человечеству, что человеческий ум – это бездонный океан безграничных сил, и если пробудить эти силы, то можно достичь совершенного господства не только над телом, физическими, химическими и биологическими процессами, протекающими внутри него, но также над
силами природы, действующими в окружающем мире. Распространяя хатха-йогу, учителя внесли
неоценимый вклад в человеческую культуру. Они учили, что человек, как разумное и духовное
существо, не только внутренне возвышен, но и гораздо могущественнее всех сил природы, что он может
контролировать их и воздействовать на них, если только он пожелает этого и совершит необходимую
садхану для пробуждения своих способностей.
Хатха-йога базируется на глубоком проникновении в конституцию тела, а также в законы
функционирования витальных и физических процессов, происходящих внутри. Учителя йоги
обнаружили динамический центр сложнейшего психофизического организма и сделали изумительное
изобретение, позволяющее овладеть этим центром, пребывание в котором делает возможным контроль
над всеми функциями тела и ума. Кроме того, они открыли различные уровни сознания и различные
планы бытия, которые способна заполнить жизненная и ментальная энергия и откуда можно управлять
физической системой. Настоящий центр всей физически-витально-ментальной системы в целом был
обнаружен на высшем плане. Все многообразие органов материального тела создано, управляется и
оживляется главенствующей силой, которая находится не в какой-то отдельной части тела, а в
жизненной энергии (Прана-Шакти), которая представляет собой реальность высшего порядка, пронизывает все тело и преобразует его. Несмотря на то, что жизненная энергия никогда не теряет
единства, она по-разному проявлена в различных частях организма и принимает разные имена и формы
(конечно, не материальные), а в соответствии со сходными функциями она соединяется с разными
органами. Все вместе эти проявления составляют пять пран: Прана, Апана, Удана, Самана, Вьяна.
Кроме того, жизненная энергия имеет различные уровни существования. Эти уровни именуют чакрами, которых насчитывают шесть, девять или более. Способы воздействия жизненной силы на телесные
процессы значительно отличаются в зависимости от того, пребывает ли она на высших уровнях или
опускается на низшие уровни.
В человеческом существовании жизненная энергия подвержена влиянию центральной энергии, которая
находится в уме ( манас). Динамический центр биологических процессов, находящийся в уме, представляет собой реальность более высокого порядка, чем жизненная энергия, и способен
пронизывать и преобразовывать ее. Ум тоже проходит разные стадии развития и пребывает на разных
уровнях самораскрытия. Когда он поднимается к более высоким уровням, взгляд человека на себя и
внешнее окружение подвергается позитивным переменам и проясняется, устанавливается более
гармоничные взаимодействия между физическими, витальными и психическими процессами, вся
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
19
система постепенно подпадает под сознательный контроль разумной воли, а сознание все ярче озаряется
Божественным Светом. Динамический центр ума и система в целом расположены в Божественном Духе, который находится на высшем уровне бытия – трансцендентном сверхразумном плане совершенного
сияния, безупречной гармонии, полного покоя и блаженства, предельной свободы и силы.
Божественный Дух представляет собой не только динамический центр каждого отдельного существа, но
и динамический центр всего космического организма. На этой великолепной концепции человека и
мира основана хатха-йога.
Цель хатха-йоги – поднять посредством усилия жизненную и умственную силы с нижнего физического
плана на высший сверхжизненный, сверхразумный, духовный Божественный план, где жизнь и
сознание обретают совершенную реализацию в блаженном единении с Божественным Духом, где
осуществляется полное единение просветленного Сознания и просветленной Силы, где обретается
высшее наслаждение совершенной гармонией не только во всех внутренних и внешних действиях
отдельного существа, но и во всем мироздании. Хатха-йога – это процесс неуклонного возведения
жизни и ума ( праны и манаса) к высшим уровням нравственности и духовности, а