Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

– следует изгнать

из ума все склонности и предрассудки, ошибочные представления и предубеждения, ограниченные

взгляды и сектантское высокомерие, чтобы обрести искренность и серьезность духа, взыскующего

подлинной истины, добродетели и красоты.

7. Хри – чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния, малейшем

уклонении от пути благородства, нравственности и духовности, потакании любым дурным мыслям, желаниям или чувствам, произнесении любых оскорбительных, злых, лживых или неприличных слов.

Это подразумевает взращивание способности к стойкому противостоянию любым пагубным влияниям, воздействующим на человека.

8. Мати – развитие остроты разума, глубокого понимания, утонченной склонности и направления

постоянного потока эмпирического сознания к тому, что имеет неизменную духовную ценность в

жизни. Ум должен быть чистым, ясным, рассудительным и всегда открытым для истины.

9. Джапа – повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько

возможно, мысленно и вслух, с глубокой преданностью. Необходимо верить, что божественное имя

представляет собой живое речевое воплощение Бога, а повторение имени поддерживает осознание

постоянного присутствия Бога. Для практики джапы необходимо специально выбрать одно из его

святых имен. Имя, полученное от гуру, наделено особой энергией.

10. Хута (хома) – предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для

поклоняющегося. Эта практика ежедневного жертвоприношения. Жизнь должна поддерживаться и

преумножаться посредством жертвоприношения. Все необходимое для существования следует вначале

предложить Богу и только после того употреблять как прасад (божественное благословение).

14. СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ

Натха-йога Сампрадая славится специализацией в хатха-йоге. Адинатха (Ади-Гуру Сампрадаи, который

рассматривается как сам Маха-Йогешвара Шива), его прямой ученик Матсьендранатх и Горакхнатх

(главный ученик Матсьендранатха и наиболее известная инкарнация Шивы), а также прославленные

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

17

маха-йоги, следовавшие по их пути, сделали богатейший вклад в данную сферу йогической культуры.

Они проповедовали, тщательно разрабатывали и популяризировали хатха-йогу настолько широко, что

обычные люди стали понимать под йогой вообще именно данный аспект йоги.

В самом общем смысле хатха-йога – это выполнение йоги через усилие: «хатхена валаткарена йога-

сиддхих». Но есть и технические значения, используемые в сампрадае: «хa» означает Сурью (Солнце) и

соотносится с каналом Ида внутри тела, а «тха» – Чандру (Луна) соотносится с Пингалой. Иногда «ха»

означает Прану, а «тха» – Апану. Кроме того, «ха» значит Бинду, а «тха» – Раджу. Согласно йога-

шастре, все движения частей человеческого организма, все функции органов понимания, чувствования, желания, деятельности, все внутренние действия, произвольные и непроизвольные, осознанные и

неосознанные, обусловлены и регулируются системой 72 000 нади (каналов), которые в свою очередь

связаны с тремя центральными каналами – Идой, Пингалой и Сушумной и контролируются ими.

Сушумна – центральный тонкий канал, проходящий сверху вниз внутри позвоночника, Ида и Пингала

располагаются по обе стороны позвоночника, пересекаясь с Сушумной в особых точках ( чакрах). Эти

два канала играют очень важную роль, они приводят в действие и налаживают функционирование всех

органов и тканей тела посредством бесчисленных второстепенных каналов. Оба канала тесно связаны с

органами дыхания и активизируются процессом дыхания. Все жизненные силы, действующие внутри

тела, такие как Прана, Апана, Самана, Удана и Вьяна, зависят от систематического функционирования

Иды и Пингалы и регуляции дыхательного процесса, который выводит наружу отработанный воздух и

каждую секунду обеспечивает организм свежим воздухом.

В обычной жизни все процессы дыхания, вибрации Иды и Пингалы, действие жизненных сил, деятельность каналов, естественным образом протекают днем и ночью, в состоянии бодрствования и

сна, и для их осуществления нет необходимости делать усилия и применять волю. Почти все наиболее

важные процессы внутри тела непроизвольны и не находятся под нашим контролем. Взятие их под

контроль воли и разума, установление совершенной гармонии и единства в выполнении функций –

такова цель хатха-йоги. Эта цель состоит в соединении Иды и Пингалы с Сушумной, Праны и Апаны в

центре жизненности, Бинду и Раджу в центре психофизических энергий и окончательном союзе Шивы и

Шакти на высшем уровне сознания. Обыкновенный человек полагает, что контроль человеческого ума

над внутренними органами тела и их внутренними взаимодействиями для сохранения и поддержания

физической жизни, ограничен по своей природе. Ум способен лишь создать благоприятные условия для

непрерывной деятельности внутренних органов и для осуществления какого-либо косвенного

воздействия на них. Такое влияние становится возможным благодаря осознанным и добровольным

усилиям, надлежащему обеспечению пищей, водой и воздухом, необходимыми для телодвижения, соответствующему психическому и социальному окружению, а также другим средствам. В

действительности, если принять все отмеченное во внимание, ум никогда не сможет взять все

физиологические процессы под свой прямой контроль и никогда не станет совершенным господином

тела.

Нормальная умственная деятельность зависит от исправной работы физической системы, и никто не

возьмется отрицать этот факт. Некоторые материалисты заходят так далеко, что отрицают все

ментальные феномены и признают исключительно физиологические процессы. Однако все согласны в

том, что ум и тело тесно взаимосвязаны. Без здорового тела нет здорового ума. Пока не достигнута

совершенная гармония внутри физического организма и нет безупречных отношений между организмом

и окружающей средой, ум не способен наслаждаться истинным миром и спокойствием и радоваться

внутри себя. Подобная гармония не становится завершенной при естественном развитии организма и

постоянно меняющихся взаимоотношениях с окружающей средой. Вот почему в обычной жизни ум

находится в беспокойстве, полон забот и тревог, заполонен различными мыслями, эмоциями и

желаниями и никогда не пребывает в мире и гармонии с самим собой. Для обретения постоянного

спокойствия и умиротворенности внутри себя, ум должен выйти за пределы физических и психических

состояний и обрести господство над ними, вплоть до осуществления высшей цели.

Йоги открыли превосходный метод физической и психической дисциплины, благодаря которому весь

организм можно взять под контроль разумной воли, достичь совершенной гармонии в действии всех

жизненных сил, внутренних органов и нервной системы и направить всю витальную и ментальную

энергию вовне и вовнутрь для реализации абсолютного мира и озарения сознания. Движение энергии, самопроизвольно текущей сверху вниз и вовне, также можно полностью контролировать. Тогда и

психофизическое воплощение души поддается управлению, становится очищенным, гармоничным, одухотворенным, и душа способна обрести единство с высшим. Так можно пережить трансцендентное,

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

18

блаженное, сияющее, бесконечное и постоянное состояние души, минуя препятствия или беспокойства.

Это и есть хатха-йога.

Йоги также обнаружили, что каждое действие, устанавливающее власть над физической системой и

приносящее благодатную гармонию вовнутрь, так же развивает удивительные способности и в

сознании, которое благодаря истинной силе воли способно совершать действия, кажущиеся чудесными

и сверхъестественными для обычных людей. Границы такого восприятия и знания постепенно

расширяются. Любые предметы, на которых сосредоточено внимание, открывают свою потаенную суть.

Силы, которые в обычной жизни образуются за счет неконтролируемых функций физических органов, остаются скрытыми внутри сознания и не проявляются из-за существующих ограничений, после

достижения освобождения выражаются по желанию в формах необыкновенного познания и действия.

Ум способен видеть без помощи глаз многие вещи, которые находятся за пределами зрительного

восприятия, и ум способен слышать без помощи ушей многие звуки, которые удалены от диапазона

слухового восприятия. Ум способен постичь любые проявления предметов прошлого и будущего в

непосредственном опыте, посредством направления на них внимания. По собственному желанию ум

может проникать в умы других людей и обретает способность самопроизвольно вносить любые

изменения в систему устройства тела.

Много подобного рода сил развивается в сознании йога благодаря практике хатха-йоги еще до того, как

он достигнет конечной цели своей садханы. Существуют различные систематические практики, предписанные для развития особых «мистических» способностей. Практикуя хатха-йогу, человек

постепенно осознает то, что обычно слабо выражено, и невообразимые силы, находящиеся в инертном

скрытом состоянии в глубине человеческого ума, переводятся в активное проявленное состояние, если

садхака серьезно, настойчиво и преданно следует садхане под руководством опытного наставника.

Многие великие йоги школы Горакхнатха, которые достигли высоких результатов в практике хатха-

йоги, продемонстрировали человечеству, что человеческий ум – это бездонный океан безграничных сил, и если пробудить эти силы, то можно достичь совершенного господства не только над телом, физическими, химическими и биологическими процессами, протекающими внутри него, но также над

силами природы, действующими в окружающем мире. Распространяя хатха-йогу, учителя внесли

неоценимый вклад в человеческую культуру. Они учили, что человек, как разумное и духовное

существо, не только внутренне возвышен, но и гораздо могущественнее всех сил природы, что он может

контролировать их и воздействовать на них, если только он пожелает этого и совершит необходимую

садхану для пробуждения своих способностей.

Хатха-йога базируется на глубоком проникновении в конституцию тела, а также в законы

функционирования витальных и физических процессов, происходящих внутри. Учителя йоги

обнаружили динамический центр сложнейшего психофизического организма и сделали изумительное

изобретение, позволяющее овладеть этим центром, пребывание в котором делает возможным контроль

над всеми функциями тела и ума. Кроме того, они открыли различные уровни сознания и различные

планы бытия, которые способна заполнить жизненная и ментальная энергия и откуда можно управлять

физической системой. Настоящий центр всей физически-витально-ментальной системы в целом был

обнаружен на высшем плане. Все многообразие органов материального тела создано, управляется и

оживляется главенствующей силой, которая находится не в какой-то отдельной части тела, а в

жизненной энергии (Прана-Шакти), которая представляет собой реальность высшего порядка, пронизывает все тело и преобразует его. Несмотря на то, что жизненная энергия никогда не теряет

единства, она по-разному проявлена в различных частях организма и принимает разные имена и формы

(конечно, не материальные), а в соответствии со сходными функциями она соединяется с разными

органами. Все вместе эти проявления составляют пять пран: Прана, Апана, Удана, Самана, Вьяна.

Кроме того, жизненная энергия имеет различные уровни существования. Эти уровни именуют чакрами, которых насчитывают шесть, девять или более. Способы воздействия жизненной силы на телесные

процессы значительно отличаются в зависимости от того, пребывает ли она на высших уровнях или

опускается на низшие уровни.

В человеческом существовании жизненная энергия подвержена влиянию центральной энергии, которая

находится в уме ( манас). Динамический центр биологических процессов, находящийся в уме, представляет собой реальность более высокого порядка, чем жизненная энергия, и способен

пронизывать и преобразовывать ее. Ум тоже проходит разные стадии развития и пребывает на разных

уровнях самораскрытия. Когда он поднимается к более высоким уровням, взгляд человека на себя и

внешнее окружение подвергается позитивным переменам и проясняется, устанавливается более

гармоничные взаимодействия между физическими, витальными и психическими процессами, вся

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

19

система постепенно подпадает под сознательный контроль разумной воли, а сознание все ярче озаряется

Божественным Светом. Динамический центр ума и система в целом расположены в Божественном Духе, который находится на высшем уровне бытия – трансцендентном сверхразумном плане совершенного

сияния, безупречной гармонии, полного покоя и блаженства, предельной свободы и силы.

Божественный Дух представляет собой не только динамический центр каждого отдельного существа, но

и динамический центр всего космического организма. На этой великолепной концепции человека и

мира основана хатха-йога.

Цель хатха-йоги – поднять посредством усилия жизненную и умственную силы с нижнего физического

плана на высший сверхжизненный, сверхразумный, духовный Божественный план, где жизнь и

сознание обретают совершенную реализацию в блаженном единении с Божественным Духом, где

осуществляется полное единение просветленного Сознания и просветленной Силы, где обретается

высшее наслаждение совершенной гармонией не только во всех внутренних и внешних действиях

отдельного существа, но и во всем мироздании. Хатха-йога – это процесс неуклонного возведения

жизни и ума ( праны и манаса) к высшим уровням нравственности и духовности, а

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн