последовательный действенный контроль сил и феноменов низших планов с помощью могущества, развитого в жизни и уме на высших планах. Все человеческое существо, со всеми телесными
функциями, чувственным опытом и действиями, со всеми жизненноважными внутренними органами и
нервной системой, со всеми привязанностями, влечениями и желаниями ума и т.д., должно быть озарено
Божественным Духом и пребывать в благословенной гармонии с космическим порядком.
Каким ключем открывается дверь в йогу? В повседневной жизни большинство органов
жизнедеятельности и нервная система не находятся под непосредственным волевым контролем.
Ментальные побуждения и желания тоже редко контролируются и возникают самопроизвольно. Как их
контролировать? Как повелевать ими? Необходимо начинать с процессов, которые довольно просто
управлямы и легко поддаются силе воли. Учителя нашли ключ к йоге в практиках, позволяющих
контролировать работу мышц, дыхание и внимание. Мы способны сравнительно легко осуществлять
контроль над произвольными сокращениями мышц, а далее пытаться взять под контроль собственной
воли также и непроизвольно действующие мышцы. Затем мы можем осуществить подобный контроль
над процессами дыхания. Посредством тщательной и постоянной регуляции дыхания все внутренние
органы постепенно очищаются, утончаются и гармонизируются, а в конечном счете приводятся под
контроль воли. Сосредоточение внимания играет важную роль во всех процессах. Твердая
решительность и однонаправленность внимания необходимы на каждом этапе. Постепенно ум
освобождается от всех загрязнений и колебаний, нежелательных мыслей, эмоций, желаний, импульсов и
наклонностей низших планов и поднимается к высочайшим планам мудрости и силы.
Шаданга-йога (шестиступенчатая йога) – это единая органичная система дисциплины всего
эмпирического человеческого существа. Подобно тому как связаны вместе все части живого тела и ума, точно так же связаны и все составляющие йоги, предписанные для достижения полной гармонии, очищения, утончения и духовного озарения человеческого существа в целом. Это совершенно научная
система физической, витальной, психической, нравственной и духовной самодисциплины. Получив
посвящение, ученики проходят различные ступени садханы под руководством компетентного гуру, и
давая наставления ученику об особых этапах и процессах, гуру должен обладать всеобъемлющим
видением всей системы.
На каждой стадии практики особое внимание уделяется конкретным аспектам и формам дисциплины.
Так, например, существуют свои особенности в практике асан – дисциплине мышц и членов грубого
физического тела. При прогрессе и выполнении более сложных асан добавляется пранаяма – контроль и
регуляция дыхания. Пранаяма как таковая состоит в управлении теми процессами, которые
предназначены для приведения всей жизненной системы под контроль, где особое внимание уделяется
систематической регуляции дыхательных функций, ибо это главный ключ к достижению контроля над
функциями внутренних органов и нервной системой. Ранее упоминалось, какое важное значение имеют
центральные каналы Ида, Пингала и Сушумна для налаживания действия тысяч нервов по всему телу.
Контроль Иды и Пингалы позволяет управлять всей нервной системой, а достигается он путем
систематической практики пранаямы под руководством опытного наставника. Хатха-йога часто
представляется как эффективный контроль над потоками Иды и Пингалы, приводящий к их
объединению с Сушумной, самым главным каналом. Жизненная и умственная энергии, которые обычно
движутся по Иде и Пингале, выбрасываясь вниз и вовне спонтанными истечениями, должны быть
сосредоточены в Сушумне и подняты по ней вверх, пока они не достигнут наивысшего духовного плана, где будут полностью просветлены и воссоединены с Высшим Духом, Шивой. Кроме асан и пранаям
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
20
существуют различные мудры, бандхи и бедхи, развитые по мере практики асан и пранаям с помощью
концентрации. Их выполнение предписывается для обретения совершенного контроля, спокойствия, гармонии физического, витального и психического уровней воплощения души и освобождают
жизненную энергию и умственную силу от зависимости и кармических ограничений. Хотя пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи уже отчасти присутствуют в этих практиках, в действительности они
выступают верным способом возведения жизни и ума на высшие уровни духовности.
15. АСАНА, ПРАНАЯМА, МУДРА
Асаны описываются в йога-шастрах как особо разработанные формы выверенных упражнений, предназначенных для развития всех членов физического тела, благодаря которым функции многих
мышц, тканей и органов берутся под волевой контроль, а тело излечивается от многих заболеваний, слабостей и загрязнений, избавляется от нарушений функционирования различных органов, и йог
приобретает здоровье, силу, крепость, покой и терпение для сопротивления всем враждебным силам, которые воздействуют на него снаружи или изнутри. В трактатах по хатха-йоге упоминается 84 000
асан, из которых 84 считаются особенно полезными. В отдельных институтах физической культуры
современные специалисты рекомендуют юношам и девушкам практиковать большинство из 84 асан как
полезные физические упражнений, придающие здоровье и силу всему организму.
Для йога-садханы огромное значение имеют четыре асаны, а именно, Сиддхасана, Падмасана, Симхасана и Бхадрасана. Среди них Сиддхасана расценевается йогами как наилучшая. Считается, что
она очищает все 72 000 нади и открывает двери освобождения. Подробное описание всех основных асан
можно найти в классических трудах по хатха-йоге. Наиболее сложные асаны должны практиковатся под
руководством компетентных учителей, а также без нарушения предписаных правил ямы и ниямы, иначе
возможны нежелательные последствия. Систематическая практика соответствующих асан под
руководством опытного наставника наряду с соблюдением диеты и моральных норм поведения, делает
тело пригодным для практики пранаямы, мудры и других форм йоги. Нужно отметить, что многие
асаны, пранаямы и мудры, так же как концентрация внимания, весьма существенны.
Пранаяма занимает самое важное положение в хатха-йоге. По существу, она позволяет покорить
биологическую систему человека в целом, пробудить и накопить жизненую силу, поднять
нерастраченную собранную витальную энергию вверх, направив ее к соединению с Высшим Духом.
Хорошо спланированный и последовательно налаженный контроль дыхания – ключ к этому
соединению. Дыхательная система связана со всеми внутренними органами тела. Нормальное
функционирование тела напрямую зависит от дыхательных органов, которые обеспечивают регулярный
приток чистого воздуха извне и вывод продуктов обмена веществ, растворяющихся в атмосфере.
Каждый полный дыхательный цикл состоит из трех этапов, а именно, вдоха ( пурака), выдоха ( речака) и
задержки дыхания, состояния между вдохом и выдохом ( кумбхака). При нормальном дыхании
здорового человека весь цикл занимает приблизительно четыре секунды и состояние остановки дыхания
едва заметно. Процесс протекает непрерывно в состоянии бодрствования и сна, и за сутки повторяется
21 600 дыхательных циклов. Практика пранаямы заключается в волевом удлинении, углублении и
регулировании дыхания в строгом соответствии с предписанными методами. Например, медленно
вдыхаем через одну ноздрю (левую) за две секунды, затем закрываем обе ноздри и останавливаем
дыхание на восемь секунд, удерживая тело неподвижным, а внимание фиксированным, после чего
делаем очень медленный выдох, выпуская воздух через другую ноздрю в течение четырех секунд. Затем
этот процесс следует повторить в обратном порядке. Теперь нужно вдохнуть через другую ноздрю
(правую), постепенно увеличивая задержку на более длительный период, а далее выдохнуть так же
медленно, как и прежде, через противоположную ноздрю. Данный процесс волевого выполнения
пураки, кумбхаки и речаки нужно практиковать неизменно и непрерывно в течение обозначенного
периода в определенное время и при правильном положении тела – в подходящей асане. Во время
практики не должно быть никакого напряжения в теле, беспокойства чувств или ума.
Эта практика, предназначенная для контроля дыхания без значительного напряжения и усилия, а также
для развития и постепенного очищения дыхательной системы, со временем облегчает и углубляет
дыхание. Пурака должна занимать все более длительный период, соответственно, кумбхаку и речаку
тоже нужно увеличивать. Предписываются различные формы дыхательной техники. Вышеописанный
вариант, когда кумбхака следует за пуракой с последующей речакой, называется антах-кумбхакой
(задержка дыхания на вдохе). Другой вариант, когда кумбхака следует за речакой с последующей
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
21
пуракой, то есть дыхание приостанавливается на выдохе, называется бахир-кумбхака. Иногда
практикуется «чистая» кумбхака ( кевала-кумбхака) без пураки и речаки. Продвинутый йог способен без
малейшего усилия остановить дыхание на значительный период. С помощью таких практик йог
приобретает необыкноенную власть над всеми жизненно важными органами своего тела и способен
произвести полное преобразование физической системы. Кроме того, посредством систематической
практики пранаямы в течение достаточно длительного периода под руководством опытного наставника
можно пробудить многие мистические способности.
Практика пранаямы также известна как павана-абхьяса, то есть контроль над «жизненным ветром».
Достижение мастерства в регулировании и гормонизации жизненной системы посредством
предписанных форм дыхательных упражнений называется павана-виджаей, то есть «покорение ветра».
Жизненная энергия понимается как «жизненный ветер», который понизывает все части физического
организма, питает, оживляет и приводит в действие, поддерживает гармоничное взаимодействие
различных функций. В обычной жизни эта витальная сила действует спонтанно как природный бальзам, как один из динамических факторов в организме. Человек, как нравственное и духовное существо, обладает врожденной способностью высшей природы завоевывать силы низшей природы, высвобождать жизненную силу из порабощения произволом, приводя ее под управление рациональной
воли, преданной моральному и духовному идеалу человеческой жизни. Он должен использовать
жизненную силу как самый могущественный инструмент для того, чтобы установить безмятежную
радостную гармониию во всем теле и достичь полного господства над ним. Йоги утверждают, что
человек, который достиг совершенного успеха ( сиддхи) в обретении контроля над жизненной силой, очищении и трансформации всей физической системы посредством использования этой силы, может
победить даже физическую смерть и обрести совершенную свободу и счастье на тот период, на который
он пожелает остаться в этом мире. Действительно, павана-виджая позволяет достичь окончательной
победы духа над материей и практической реализации истинной свободы в физической жизни.
Тщательная практика пранаямы, осуществляемая под руководством опытного наставника, есть средство
для достижения названной цели. Существуют различные методы пранаямы, приведенные в йога-
шастрах. В «Хатха-йога-прадипике» описывается восемь видов кумбхаки, такие как сурья-бхедана, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамани, мурчха, плавини. Замечательные результаты, достижимые с помощью каждого из этих методов, также упомянуты в названной книге и других
трактатах по практике йоги. Бесполезно пытаться объяснять сложные техники кумбхаки в этом
ознакомительном тексте. Даже авторитетные источники содержат лишь общие указания по их
выполнению, и авторы предостерегают учеников от приложения усилий к практике без руководства
сведующего гуру. Процессы, происходящии при кумбхаке, базируются на глубоком понимании
психофизиологии организма и идеала человеческой жизни, а без такого понимания и личного опыта
прохождения всех ступеней этого процесса, никто не способен благополучно наставлять ученика в
практике.
Когда ученик достигает достаточных успехов в практике определенных асан и пранаям, он получает
посвящение в более сложные формы йогической дисциплины в той же самой линии передачи знания
для дальнейшей реализации возможностей внутренней природы. Прогресс определяется по очевидной
умиротворенности, легкости и радости, с которыми выполняются сложные действия. Названные
внешние признаки показывают следующее: физический организм основательно очищен и преобразован; естественные препятствия на пути преодолены и ослаблены; внешние и внутренние порывы жизненных
ветров, различные умственные построения и иные силы, оказывающие сопротивление изнутри
психофизической системы, почти побеждены и подчинились силе воли; контроль над жизненными и
умственными силами и их сосредоточение достаточно развиты. Когда достигнут успех ( сиддхи) в
практике любых видов асаны или кумбхаки, когда преодолены трудности на более ранних этапах
садханы, тогда практика становится столь же легкой и привычной, как естественное положение членов
тела и нормальное дыхание. Переживание счастья закономерно сопровождает гармонию внутри тела, а
спокойное и умиротворенное состояние созерцания жизненной и психической энергии
беспрепятственно царит во всем организме.
После практики асаны и пранаямы следует практиковать Маха-мудру. Некоторые мудры должны
выполняться вместе с асанами и пранаямами, как неотъемлемая часть практики. Более сложные мудры
(с бандхами и бедхами) предназначены для достижения более высоких целей, и в трактатах о хатха-йоге
объясняется десять таких мудр. Их называют Маха-бандха, Маха-бедха, Кхечари, Уддияна, Мула-
бандха,