Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

также

последовательный действенный контроль сил и феноменов низших планов с помощью могущества, развитого в жизни и уме на высших планах. Все человеческое существо, со всеми телесными

функциями, чувственным опытом и действиями, со всеми жизненноважными внутренними органами и

нервной системой, со всеми привязанностями, влечениями и желаниями ума и т.д., должно быть озарено

Божественным Духом и пребывать в благословенной гармонии с космическим порядком.

Каким ключем открывается дверь в йогу? В повседневной жизни большинство органов

жизнедеятельности и нервная система не находятся под непосредственным волевым контролем.

Ментальные побуждения и желания тоже редко контролируются и возникают самопроизвольно. Как их

контролировать? Как повелевать ими? Необходимо начинать с процессов, которые довольно просто

управлямы и легко поддаются силе воли. Учителя нашли ключ к йоге в практиках, позволяющих

контролировать работу мышц, дыхание и внимание. Мы способны сравнительно легко осуществлять

контроль над произвольными сокращениями мышц, а далее пытаться взять под контроль собственной

воли также и непроизвольно действующие мышцы. Затем мы можем осуществить подобный контроль

над процессами дыхания. Посредством тщательной и постоянной регуляции дыхания все внутренние

органы постепенно очищаются, утончаются и гармонизируются, а в конечном счете приводятся под

контроль воли. Сосредоточение внимания играет важную роль во всех процессах. Твердая

решительность и однонаправленность внимания необходимы на каждом этапе. Постепенно ум

освобождается от всех загрязнений и колебаний, нежелательных мыслей, эмоций, желаний, импульсов и

наклонностей низших планов и поднимается к высочайшим планам мудрости и силы.

Шаданга-йога (шестиступенчатая йога) – это единая органичная система дисциплины всего

эмпирического человеческого существа. Подобно тому как связаны вместе все части живого тела и ума, точно так же связаны и все составляющие йоги, предписанные для достижения полной гармонии, очищения, утончения и духовного озарения человеческого существа в целом. Это совершенно научная

система физической, витальной, психической, нравственной и духовной самодисциплины. Получив

посвящение, ученики проходят различные ступени садханы под руководством компетентного гуру, и

давая наставления ученику об особых этапах и процессах, гуру должен обладать всеобъемлющим

видением всей системы.

На каждой стадии практики особое внимание уделяется конкретным аспектам и формам дисциплины.

Так, например, существуют свои особенности в практике асан – дисциплине мышц и членов грубого

физического тела. При прогрессе и выполнении более сложных асан добавляется пранаяма – контроль и

регуляция дыхания. Пранаяма как таковая состоит в управлении теми процессами, которые

предназначены для приведения всей жизненной системы под контроль, где особое внимание уделяется

систематической регуляции дыхательных функций, ибо это главный ключ к достижению контроля над

функциями внутренних органов и нервной системой. Ранее упоминалось, какое важное значение имеют

центральные каналы Ида, Пингала и Сушумна для налаживания действия тысяч нервов по всему телу.

Контроль Иды и Пингалы позволяет управлять всей нервной системой, а достигается он путем

систематической практики пранаямы под руководством опытного наставника. Хатха-йога часто

представляется как эффективный контроль над потоками Иды и Пингалы, приводящий к их

объединению с Сушумной, самым главным каналом. Жизненная и умственная энергии, которые обычно

движутся по Иде и Пингале, выбрасываясь вниз и вовне спонтанными истечениями, должны быть

сосредоточены в Сушумне и подняты по ней вверх, пока они не достигнут наивысшего духовного плана, где будут полностью просветлены и воссоединены с Высшим Духом, Шивой. Кроме асан и пранаям

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

20

существуют различные мудры, бандхи и бедхи, развитые по мере практики асан и пранаям с помощью

концентрации. Их выполнение предписывается для обретения совершенного контроля, спокойствия, гармонии физического, витального и психического уровней воплощения души и освобождают

жизненную энергию и умственную силу от зависимости и кармических ограничений. Хотя пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи уже отчасти присутствуют в этих практиках, в действительности они

выступают верным способом возведения жизни и ума на высшие уровни духовности.

15. АСАНА, ПРАНАЯМА, МУДРА

Асаны описываются в йога-шастрах как особо разработанные формы выверенных упражнений, предназначенных для развития всех членов физического тела, благодаря которым функции многих

мышц, тканей и органов берутся под волевой контроль, а тело излечивается от многих заболеваний, слабостей и загрязнений, избавляется от нарушений функционирования различных органов, и йог

приобретает здоровье, силу, крепость, покой и терпение для сопротивления всем враждебным силам, которые воздействуют на него снаружи или изнутри. В трактатах по хатха-йоге упоминается 84 000

асан, из которых 84 считаются особенно полезными. В отдельных институтах физической культуры

современные специалисты рекомендуют юношам и девушкам практиковать большинство из 84 асан как

полезные физические упражнений, придающие здоровье и силу всему организму.

Для йога-садханы огромное значение имеют четыре асаны, а именно, Сиддхасана, Падмасана, Симхасана и Бхадрасана. Среди них Сиддхасана расценевается йогами как наилучшая. Считается, что

она очищает все 72 000 нади и открывает двери освобождения. Подробное описание всех основных асан

можно найти в классических трудах по хатха-йоге. Наиболее сложные асаны должны практиковатся под

руководством компетентных учителей, а также без нарушения предписаных правил ямы и ниямы, иначе

возможны нежелательные последствия. Систематическая практика соответствующих асан под

руководством опытного наставника наряду с соблюдением диеты и моральных норм поведения, делает

тело пригодным для практики пранаямы, мудры и других форм йоги. Нужно отметить, что многие

асаны, пранаямы и мудры, так же как концентрация внимания, весьма существенны.

Пранаяма занимает самое важное положение в хатха-йоге. По существу, она позволяет покорить

биологическую систему человека в целом, пробудить и накопить жизненую силу, поднять

нерастраченную собранную витальную энергию вверх, направив ее к соединению с Высшим Духом.

Хорошо спланированный и последовательно налаженный контроль дыхания – ключ к этому

соединению. Дыхательная система связана со всеми внутренними органами тела. Нормальное

функционирование тела напрямую зависит от дыхательных органов, которые обеспечивают регулярный

приток чистого воздуха извне и вывод продуктов обмена веществ, растворяющихся в атмосфере.

Каждый полный дыхательный цикл состоит из трех этапов, а именно, вдоха ( пурака), выдоха ( речака) и

задержки дыхания, состояния между вдохом и выдохом ( кумбхака). При нормальном дыхании

здорового человека весь цикл занимает приблизительно четыре секунды и состояние остановки дыхания

едва заметно. Процесс протекает непрерывно в состоянии бодрствования и сна, и за сутки повторяется

21 600 дыхательных циклов. Практика пранаямы заключается в волевом удлинении, углублении и

регулировании дыхания в строгом соответствии с предписанными методами. Например, медленно

вдыхаем через одну ноздрю (левую) за две секунды, затем закрываем обе ноздри и останавливаем

дыхание на восемь секунд, удерживая тело неподвижным, а внимание фиксированным, после чего

делаем очень медленный выдох, выпуская воздух через другую ноздрю в течение четырех секунд. Затем

этот процесс следует повторить в обратном порядке. Теперь нужно вдохнуть через другую ноздрю

(правую), постепенно увеличивая задержку на более длительный период, а далее выдохнуть так же

медленно, как и прежде, через противоположную ноздрю. Данный процесс волевого выполнения

пураки, кумбхаки и речаки нужно практиковать неизменно и непрерывно в течение обозначенного

периода в определенное время и при правильном положении тела – в подходящей асане. Во время

практики не должно быть никакого напряжения в теле, беспокойства чувств или ума.

Эта практика, предназначенная для контроля дыхания без значительного напряжения и усилия, а также

для развития и постепенного очищения дыхательной системы, со временем облегчает и углубляет

дыхание. Пурака должна занимать все более длительный период, соответственно, кумбхаку и речаку

тоже нужно увеличивать. Предписываются различные формы дыхательной техники. Вышеописанный

вариант, когда кумбхака следует за пуракой с последующей речакой, называется антах-кумбхакой

(задержка дыхания на вдохе). Другой вариант, когда кумбхака следует за речакой с последующей

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

21

пуракой, то есть дыхание приостанавливается на выдохе, называется бахир-кумбхака. Иногда

практикуется «чистая» кумбхака ( кевала-кумбхака) без пураки и речаки. Продвинутый йог способен без

малейшего усилия остановить дыхание на значительный период. С помощью таких практик йог

приобретает необыкноенную власть над всеми жизненно важными органами своего тела и способен

произвести полное преобразование физической системы. Кроме того, посредством систематической

практики пранаямы в течение достаточно длительного периода под руководством опытного наставника

можно пробудить многие мистические способности.

Практика пранаямы также известна как павана-абхьяса, то есть контроль над «жизненным ветром».

Достижение мастерства в регулировании и гормонизации жизненной системы посредством

предписанных форм дыхательных упражнений называется павана-виджаей, то есть «покорение ветра».

Жизненная энергия понимается как «жизненный ветер», который понизывает все части физического

организма, питает, оживляет и приводит в действие, поддерживает гармоничное взаимодействие

различных функций. В обычной жизни эта витальная сила действует спонтанно как природный бальзам, как один из динамических факторов в организме. Человек, как нравственное и духовное существо, обладает врожденной способностью высшей природы завоевывать силы низшей природы, высвобождать жизненную силу из порабощения произволом, приводя ее под управление рациональной

воли, преданной моральному и духовному идеалу человеческой жизни. Он должен использовать

жизненную силу как самый могущественный инструмент для того, чтобы установить безмятежную

радостную гармониию во всем теле и достичь полного господства над ним. Йоги утверждают, что

человек, который достиг совершенного успеха ( сиддхи) в обретении контроля над жизненной силой, очищении и трансформации всей физической системы посредством использования этой силы, может

победить даже физическую смерть и обрести совершенную свободу и счастье на тот период, на который

он пожелает остаться в этом мире. Действительно, павана-виджая позволяет достичь окончательной

победы духа над материей и практической реализации истинной свободы в физической жизни.

Тщательная практика пранаямы, осуществляемая под руководством опытного наставника, есть средство

для достижения названной цели. Существуют различные методы пранаямы, приведенные в йога-

шастрах. В «Хатха-йога-прадипике» описывается восемь видов кумбхаки, такие как сурья-бхедана, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамани, мурчха, плавини. Замечательные результаты, достижимые с помощью каждого из этих методов, также упомянуты в названной книге и других

трактатах по практике йоги. Бесполезно пытаться объяснять сложные техники кумбхаки в этом

ознакомительном тексте. Даже авторитетные источники содержат лишь общие указания по их

выполнению, и авторы предостерегают учеников от приложения усилий к практике без руководства

сведующего гуру. Процессы, происходящии при кумбхаке, базируются на глубоком понимании

психофизиологии организма и идеала человеческой жизни, а без такого понимания и личного опыта

прохождения всех ступеней этого процесса, никто не способен благополучно наставлять ученика в

практике.

Когда ученик достигает достаточных успехов в практике определенных асан и пранаям, он получает

посвящение в более сложные формы йогической дисциплины в той же самой линии передачи знания

для дальнейшей реализации возможностей внутренней природы. Прогресс определяется по очевидной

умиротворенности, легкости и радости, с которыми выполняются сложные действия. Названные

внешние признаки показывают следующее: физический организм основательно очищен и преобразован; естественные препятствия на пути преодолены и ослаблены; внешние и внутренние порывы жизненных

ветров, различные умственные построения и иные силы, оказывающие сопротивление изнутри

психофизической системы, почти побеждены и подчинились силе воли; контроль над жизненными и

умственными силами и их сосредоточение достаточно развиты. Когда достигнут успех ( сиддхи) в

практике любых видов асаны или кумбхаки, когда преодолены трудности на более ранних этапах

садханы, тогда практика становится столь же легкой и привычной, как естественное положение членов

тела и нормальное дыхание. Переживание счастья закономерно сопровождает гармонию внутри тела, а

спокойное и умиротворенное состояние созерцания жизненной и психической энергии

беспрепятственно царит во всем организме.

После практики асаны и пранаямы следует практиковать Маха-мудру. Некоторые мудры должны

выполняться вместе с асанами и пранаямами, как неотъемлемая часть практики. Более сложные мудры

(с бандхами и бедхами) предназначены для достижения более высоких целей, и в трактатах о хатха-йоге

объясняется десять таких мудр. Их называют Маха-бандха, Маха-бедха, Кхечари, Уддияна, Мула-

бандха,

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн