Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

Джаландхара-бандха, Випарита-карани, Ваджроли (вместе с Сахаджоли и Амароли) и Шакти-

чалана. Нет смысла обсуждать значение этих методов чисто теоретически. Каждый из них предельно

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

22

практичен и постижим только на собственном опыте под прямым руководством компетентного гуру.

Необходимо, чтобы каждый садхака практиковал все мудры. Успех в выполнении хотя бы одной из них

приводит в восхитительное состояние. Они вызывают тонкие процессы, при которых пробуждается, активизируется и просветляется духовная сила, дремлющая в глубине психиофизической природы

каждого человека. Жизненная энергия может быть собрана со всех направлений, сконцентрирована и

поднята на все более и более высокие уровни по прямому внутреннему каналу Сушумна, пока не

достигнет наивысшего духовного уровня блаженного единения Шивы и Шакти.

Многие люди, несмотря на искреннее намерение практиковать йогу, неспособны к практике асан, пранаям и мудр из-за нарушений физической конституции, болезней легких, сердца, печени, селезенки, желудка, кишечника или других органов, чрезмерного ожирения тела и прочих подобных причин.

Преподаватели хатха-йоги рекомендуют исцеляющие методы, посредством которых они могут

избавиться от этих трудностей. Их называют шат-карма, или шат-крийя (шесть видов действий).

Обычно здесь перечисляют следующие практики: дхаути, васти, нети, тратака, наулика, капалабхати. Их описывают как «гхата-шодхана-пракрийя», то есть эффективные средства для

очищения тела и развития тех свойств и способностей, которые необходимы для успешной практики

сложных форм пранаямы и мудры. Даже человек, который не испытывает особо сильного стремления к

йоге, может избавиться от многих болезней, систематически проходя курс подобных процедур под

руководством опытного наставника. Здесь мы не намерены останавливаться на объяснении этих

методов, а заинтересовашиеся ими могут получить рекомендации по выполнению шат-кармы, пообщавшись с преподавателем.

16. ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и

практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив

достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и

сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы

раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на

высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже

йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара

дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на

определенном объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея

пустоты ( шунья) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно

представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для

сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за

собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда

пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание

практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну. Когда

развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно

оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских

наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путем предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным

светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривяанности и

его мышление лишено жесткой фиксации на чем-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого

интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его

ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

23

внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа. Индивидуальное сознание

на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где

трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и

другим, между субъектом и объектом, после чего ум становится Верховным Разумом, а сила

Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи, оно наступает при совершенном овладении

дхьяной, или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее

блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога

достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической йоги оно

совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских

влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую духовную

возможность своей внутренней природы.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое

состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители.

Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-

либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без

определенных субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне

разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса

познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая

безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном

меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно

наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака, но великие учителя йоги

высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется

применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в

значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и

образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное

просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно

искусственно создать путем размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием

с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при

загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут

оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не

стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдет

так называемое самадхи. Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определенными

формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать

истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи.

Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-

садханы.

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для

духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое

преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом

Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу

озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока

интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены

обретенной в самадхи духовной мудростью ( самадхиджа-праджня), йог не способен достичь духовного

совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и

поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные

истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как

единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже еще более высокие ступени

самадхи, еще более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное

единение с Шивой.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

24

17. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЙОГИ

Горакхнатх и его просветленные последователи обычно не вступали в какие-либо споры с учителями

других религий и философских школ для логического обоснования какой-то особой метафизической

доктрины. Вот почему бессмысленно проводить сравнение между любыми философскими источниками

и авторитетными трудами известных авторов натха-йога сампрадаи. Маха-йоги были по преимуществу

практиками как в жизни, так и в учении. Их особенно интересовал духовный опыт, а до теоритических

спекуляций и логических доказательств им не было дела. Тем не менее, они создали метафизические

основы целой системы йога-садханы, которую они практиковали и проповедовали. Краткий обзор их

философских взглядов был приведен выше.

Согласно Горакхнатху и учителям натха-йоги, Целостная Реальность – это Абсолютный Дух ( Пара-

Самвит), который признается Шивой, Брахманом или Параматмой, а также носит иные имена в других

традициях. Абсолютный Дух превосходит все имена и формы, он превыше времени и пространства, причин и следствий, он пребывает над всевозможными объектами разумного понимания и мысленного

воображения. Его можно описать как самосветящегося, саморазворачивающегося и

самонаслаждающегося. Йог осознает его напрямую, помимо какого-либо процесса понимания, находясь

в высшем состоянии духовного озарения. Йог способен реализовать его, поскольку он сам, равно как в

действительности и каждое сознательное существо, в сокровенных глубинах души един с ним.

Реализация означает прямой открытый беспрепятственный и моментальный опыт, полученный йогом в

своей собственной истинной бесконечной и вечной самосветящейся и самонаслаждающейся душе.

Истинная душа внутри ощущается йогом в точности как Истинная Душа всего космического порядка.

Будучи трансцендентным множественности и частности, сокрытой временем, пространством, ограничениями тела, чувствами, умом и интеллектом, сознание йога становится полностью

просветленным благодаря блаженному единению с Абсолютным Духом, Шивой, Брахманом или

Параматмой.

Абсолютный Дух вечно обладает трансцендентным и динамичным аспектами. Йоги признают оба

аспекта как истинные, они не делают никаких определенных логических выводов, уклоняясь от

объяснения данных аспектов как иллюзорных. В трансцендентном аспекте он рассматривается и

выступает объектом медитативного созерцания как Шива, а в динамическом его изображают и

поклоняются ему как Шакти (Божественной Силе). Эти аспекты на самом деле неотличимы друг от

друга и присутствуют друг в друге: «Шивасья-абхьянтаре Шактих, Шактер-абхьянтаре Шивах». Они

пребывают в вечных объятиях друг с другом. Абсолютный Дух проявлен в Бытии, когда в нем самом, превыше двойственности и относительности, пространства и времени, пребывает Шива; он же проявлен

в Становлении, когда обнаруживает себя в мире двойственности и относительности через ограничения

времени и пространства как Шакти. В действительности совершенное самоосознание Абсолютного

Духа неделимо. Это вечно единый, самосущий, самосознающий, самоудовлетворенный, самонаслаждающийся Дух.

Динамическая природа Абсолютного Духа великолепно проявляется в безначальном и бесконечном

порядке проявленной Вселенной наряду с остальными дживами (живыми существами), которые играют

в нем различные роли. Благодаря динамическому аспекту своей природы Дух вечно раскрывается в

бесчисленном множестве вариантов устройства великолепной временной системы, которая называется

Джагат – постоянно изменчивый, вечно продолжающийся, периодически возобновляющийся мировой

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

25

цикл. Непрерывный процесс собственного раскрытия Духа происходит в различного рода временных и

поверхностных формах. Он не проявляет ни воли, ни усилий, не допускает никаких перемен в своем

блаженном умиротворенном трансцендентном самосознании до тех пор, пока его природа совершенно и

вечно динамична и в ней не присутствует никакого сопротивления, которое противостоит и

препятствует процессу самораскрытия. Его трансцендентная природа самосвечения и самонаслаждения

вовсе не затрагивается спонтанным самовыражением его внутренней бесконечной Шакти. Абсолютный

Дух – вечный Шива и вечная Шакти, вечные ниргуна и сагуна, нишкрийя

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн