Джаландхара-бандха, Випарита-карани, Ваджроли (вместе с Сахаджоли и Амароли) и Шакти-
чалана. Нет смысла обсуждать значение этих методов чисто теоретически. Каждый из них предельно
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
22
практичен и постижим только на собственном опыте под прямым руководством компетентного гуру.
Необходимо, чтобы каждый садхака практиковал все мудры. Успех в выполнении хотя бы одной из них
приводит в восхитительное состояние. Они вызывают тонкие процессы, при которых пробуждается, активизируется и просветляется духовная сила, дремлющая в глубине психиофизической природы
каждого человека. Жизненная энергия может быть собрана со всех направлений, сконцентрирована и
поднята на все более и более высокие уровни по прямому внутреннему каналу Сушумна, пока не
достигнет наивысшего духовного уровня блаженного единения Шивы и Шакти.
Многие люди, несмотря на искреннее намерение практиковать йогу, неспособны к практике асан, пранаям и мудр из-за нарушений физической конституции, болезней легких, сердца, печени, селезенки, желудка, кишечника или других органов, чрезмерного ожирения тела и прочих подобных причин.
Преподаватели хатха-йоги рекомендуют исцеляющие методы, посредством которых они могут
избавиться от этих трудностей. Их называют шат-карма, или шат-крийя (шесть видов действий).
Обычно здесь перечисляют следующие практики: дхаути, васти, нети, тратака, наулика, капалабхати. Их описывают как «гхата-шодхана-пракрийя», то есть эффективные средства для
очищения тела и развития тех свойств и способностей, которые необходимы для успешной практики
сложных форм пранаямы и мудры. Даже человек, который не испытывает особо сильного стремления к
йоге, может избавиться от многих болезней, систематически проходя курс подобных процедур под
руководством опытного наставника. Здесь мы не намерены останавливаться на объяснении этих
методов, а заинтересовашиеся ими могут получить рекомендации по выполнению шат-кармы, пообщавшись с преподавателем.
16. ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ
Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и
практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив
достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и
сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы
раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на
высших стадиях духовного прогресса.
Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже
йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара
дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики хатха-йоги.
Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на
определенном объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея
пустоты ( шунья) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно
представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для
сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за
собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда
пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание
практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну. Когда
развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно
оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских
наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путем предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным
светом.
Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривяанности и
его мышление лишено жесткой фиксации на чем-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого
интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его
ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
23
внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа. Индивидуальное сознание
на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где
трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и
другим, между субъектом и объектом, после чего ум становится Верховным Разумом, а сила –
Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи, оно наступает при совершенном овладении
дхьяной, или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее
блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога
достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической йоги оно
совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских
влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую духовную
возможность своей внутренней природы.
Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое
состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители.
Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-
либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без
определенных субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне
разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса
познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая
безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном
меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно
наслаждается им.
Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака, но великие учителя йоги
высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется
применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в
значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и
образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное
просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно
искусственно создать путем размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием
с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при
загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут
оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не
стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдет
так называемое самадхи. Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определенными
формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать
истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи.
Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-
садханы.
Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для
духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое
преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом
Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу
озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока
интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены
обретенной в самадхи духовной мудростью ( самадхиджа-праджня), йог не способен достичь духовного
совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и
поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные
истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как
единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже еще более высокие ступени
самадхи, еще более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное
единение с Шивой.
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
24
17. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЙОГИ
Горакхнатх и его просветленные последователи обычно не вступали в какие-либо споры с учителями
других религий и философских школ для логического обоснования какой-то особой метафизической
доктрины. Вот почему бессмысленно проводить сравнение между любыми философскими источниками
и авторитетными трудами известных авторов натха-йога сампрадаи. Маха-йоги были по преимуществу
практиками как в жизни, так и в учении. Их особенно интересовал духовный опыт, а до теоритических
спекуляций и логических доказательств им не было дела. Тем не менее, они создали метафизические
основы целой системы йога-садханы, которую они практиковали и проповедовали. Краткий обзор их
философских взглядов был приведен выше.
Согласно Горакхнатху и учителям натха-йоги, Целостная Реальность – это Абсолютный Дух ( Пара-
Самвит), который признается Шивой, Брахманом или Параматмой, а также носит иные имена в других
традициях. Абсолютный Дух превосходит все имена и формы, он превыше времени и пространства, причин и следствий, он пребывает над всевозможными объектами разумного понимания и мысленного
воображения. Его можно описать как самосветящегося, саморазворачивающегося и
самонаслаждающегося. Йог осознает его напрямую, помимо какого-либо процесса понимания, находясь
в высшем состоянии духовного озарения. Йог способен реализовать его, поскольку он сам, равно как в
действительности и каждое сознательное существо, в сокровенных глубинах души един с ним.
Реализация означает прямой открытый беспрепятственный и моментальный опыт, полученный йогом в
своей собственной истинной бесконечной и вечной самосветящейся и самонаслаждающейся душе.
Истинная душа внутри ощущается йогом в точности как Истинная Душа всего космического порядка.
Будучи трансцендентным множественности и частности, сокрытой временем, пространством, ограничениями тела, чувствами, умом и интеллектом, сознание йога становится полностью
просветленным благодаря блаженному единению с Абсолютным Духом, Шивой, Брахманом или
Параматмой.
Абсолютный Дух вечно обладает трансцендентным и динамичным аспектами. Йоги признают оба
аспекта как истинные, они не делают никаких определенных логических выводов, уклоняясь от
объяснения данных аспектов как иллюзорных. В трансцендентном аспекте он рассматривается и
выступает объектом медитативного созерцания как Шива, а в динамическом его изображают и
поклоняются ему как Шакти (Божественной Силе). Эти аспекты на самом деле неотличимы друг от
друга и присутствуют друг в друге: «Шивасья-абхьянтаре Шактих, Шактер-абхьянтаре Шивах». Они
пребывают в вечных объятиях друг с другом. Абсолютный Дух проявлен в Бытии, когда в нем самом, превыше двойственности и относительности, пространства и времени, пребывает Шива; он же проявлен
в Становлении, когда обнаруживает себя в мире двойственности и относительности через ограничения
времени и пространства как Шакти. В действительности совершенное самоосознание Абсолютного
Духа неделимо. Это вечно единый, самосущий, самосознающий, самоудовлетворенный, самонаслаждающийся Дух.
Динамическая природа Абсолютного Духа великолепно проявляется в безначальном и бесконечном
порядке проявленной Вселенной наряду с остальными дживами (живыми существами), которые играют
в нем различные роли. Благодаря динамическому аспекту своей природы Дух вечно раскрывается в
бесчисленном множестве вариантов устройства великолепной временной системы, которая называется
Джагат – постоянно изменчивый, вечно продолжающийся, периодически возобновляющийся мировой
Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва
25
цикл. Непрерывный процесс собственного раскрытия Духа происходит в различного рода временных и
поверхностных формах. Он не проявляет ни воли, ни усилий, не допускает никаких перемен в своем
блаженном умиротворенном трансцендентном самосознании до тех пор, пока его природа совершенно и
вечно динамична и в ней не присутствует никакого сопротивления, которое противостоит и
препятствует процессу самораскрытия. Его трансцендентная природа самосвечения и самонаслаждения
вовсе не затрагивается спонтанным самовыражением его внутренней бесконечной Шакти. Абсолютный
Дух – вечный Шива и вечная Шакти, вечные ниргуна и сагуна, нишкрийя