Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

и сакрийя, адвайта и двайта.

Он не подвержен изменениям и ограничениям мирского времени, пространства и обусловленности, а

вечно проявляет себя во всем разнообразии постоянно меняющегося мира. Метафизическая концепция

Горакхнатха и его школы определяется философами как двайта-адвайта-бибарджита (свободная от

двойственности и недвойственности) и пакша-апакша-бинирмукта (свободная от приверженности к

каким-либо доктринам, не поддерживающая и не опровергающая их).

Природа Шакти, проявляющаяся во временном миропорядке, называется Паринама, или

самопреобразование, и содержит в себе причину, изменение, творение, поддержание и разрушение.

Учителя-йоги обычно описывают Шакти в терминах викаша (эволюция) и санкоча (инволюция), расширение и сокращение, разнообразие и единство. Все космическое устройство состоит из

непрерывного процесса развития многообразия и сворачивания его в единый источник. Из этого

источника разворачиваются последствия по законам причинности или сотворения, а развитые формы

созданных объектов вновь постепенно сворачиваются в первопричину путем разрушения или

растворения. Единство в многообразии, разъединение и различение суть игра Шакти.

«Сиддха-сиддханта-паддхати» – наиболее авторитетный философский трактат Сиддха-Йога

Сампрадаи. 2 Авторство трактата приписывают самому Горакхнатху, хотя на этот счет есть сомнения. В

нем излагается интересное обоснование постепенного раскрытия Шакти. Оно начинается с концепции

единого Абсолюта, Шивы, тогда как Шакти нисколько не отличима от него. Когда нет творения, действия или творца, причины или следствия, процесса различения Вселенной или соединения

разнообразия, когда Высший Дух не существует в себе и благодаря себе в своей трансцендентной

блаженной природе, он представляет собой единое безымянное ( анама) самосияющее ( сва-пракаша, сваям-джьоти) чистое Бытие ( Сат-Матра). В этом состоянии нет ничего, что может отличить Бытие

от Небытия, поэтому нет ничего удивительного в том, что Целостная Реальность часто описывается как

Шунья или Асат. Это состояние бытия вне времени представляет трансцендентную природу

Абсолютного Духа, или Шивы, а в исторической перспективе оно соответствует Маха-Пралайе. Дух

заключает внутри свою Силу ( Ниджа-Шакти), которая по природе есть Чистая Совершенная Воля

( Иччха-Матра-Дхарма), совершенно тождественная с Волящим (Дхарми). Вот почему Шакти, будучи

динамическим аспектом Шивы, в состоянии, предшествующем творению, не способна обнаружить даже

слабое побуждение к проявлению, никоим образом не отличаясь от чистого самосияющего бытия

Высшего Духа.

Вслед за тем поднимается внутренняя непроявленная Шакти, очень тонкий импульс, или стремление

( Унмукхатва) к самопроявлению Чистой Воли Шивы, обретающая качества благодаря внутреннему

побуждению к реализации неопределенной возможности. На этой стадии Шакти называется Пара-

Шакти (Высшая Сила). Здесь проявляется состояние неопределенного разнообразия без различия

между постоянным самосияющим Духом и его Силой. При таком положении дел Шакти существует не

2 Философы Индии так определили сиддханту – учение натхов. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакхнатх описывает высшее

космическое тело Шивы как Пара-Пинду. «Пинда» часто переводится с санскрита как «тело» или «ядро, шар» – то, что имеет

форму, хотя в тоже время, гладкая поверхность шара символизирует отсутствие формы. В другом тексте «Горакша-вачана-

санграхе» Горакхнатх утверждает, что все пинда проявились из бинду, т.е. они тождественны точке, возникшей в единстве

Шивы и Шакти. Соответственно, это трансцендентная бинду выступает совокупностью совершенств Ниргуна-и Сагуна-

Брахмана, а, в определенном смысле, эта вечная форма выше трансцендентной и имманентной реальности. Живое существо

служит промежуточной таттвой между материей и Высшем Духом, поэтому существо, воплощенное и способное осознавать

абсолют в себе, по учению натхов, наиболее совершенно. Это основной базовый идеологический принцип, на основе которого

строится вся садхана натхов и сиддхов, связанная с совершенным телом дивья-деха. Поскольку натхи в большей мере

опирались на практический опыт, не обращая внимания на спекуляции пандитов и философов, они не принимали ни одной из

философских систем. Однако, натхи признают достигнутый мистический опыт адептов той или иной школы. Так, например, в

шестой части «сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатх, описывая качества натха-авадхуты, рассматривает внутренний

мистический опыт вайшнавов, шактов, шайвов и заключает, что натх-авадхута – есть тот, кто познал тайную основу всех этих

учений, поэтому натх-йоги, достигший такой реализации, считается наивысшим из всех других представителей школ.

Горакшанатх так же подвергает критике всех йогов и представителей других систем, которые следуют только формальным

доктринам. Он говорит о самарасье (единстве осознания всего сущего и вкуса всех духовных опытов). Эта самарасья целостна, вездесуща и не зависит ни от каких религиозных форм и концептуальных определений.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

26

«как Шива», а «в Шиве». Проявление Шакти в форме внутреннего побуждения отличает ее от

трансцендентной природы Шивы, хотя еще нет никакого заметного движения или деятельности.

На третьей стадии в Творящей Воле возникает внутреннее движение или вибрация ( Спандана). Теперь

Силу характеризует внутренняя деятельность, но не действительные изменения, и ее называют Апара-

Шакти (Низшая Сила). Шакти яснее различима в этом состоянии, хотя никогда не отделяется от своей

трансцендентной Самости и Господа Шивы. Теперь его динамический аспект оказывается полным

воодушевления, стремясь раскрыть бесконечное богатство своей природы в разнообразных формах, явить в пространственно-временных отношениях то, что по существу превыше времени и пространства

и пребывает в единстве с божественной духовной природой.

На четвертой стадии в этой неуловимо действующей Воле развивается сознание эго, или «Я» ( Ахам).

Данное самосознание Шакти называют Сукшма-Шакти (Тонкая Сила). Хотя Шива в своей

трансцендентности всегда сияет в себе, оставаясь совершенно незатронутым самоизменениями его

собственной Шакти, он проявляется в своем динамическом аспекте, обретающем новые качества на

различных стадиях развития Шакти. До сих пор Шива был чистым Сверхличным Духом, но когда в

Шакти развивается сознание эго, тогда Шива становится Личностным Богом, единственной творческой

духовной Личностью, обладающей бесконечной силой для того, чтобы проявиться в разнообразных

формах существования.

На пятой стадии все еще продолжается саморазворачивание Шакти. Проявляясь, Шакти становится

понимающей и чувствующей верной Супругой Шивы, превращается в Веданашила-Пракрити – особую

активную личность, извечно соедененную с Шивой и неотделимую от него. На данном этапе ее

называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы ( Пара-Пинда), включая все многообразие, которое

должно быть порождено Шакти во времени и пространстве, идеально присутствует во чреве Кундалини-

Шакти. Она находится в любовных блаженных духовных объятиях с трансцендентной природой

Шивы, но в то же самое время она чувствует неодолимое побуждение к рождению мира

множественности, к созданию космического тела для своей Души и Бога.

Таким образом, Горакхнатх прослеживает постепенное саморазворачивание бесконечной и вечной

динамической природы Абсолютного Духа и зарождение пространственно-временной космической

системы. Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-

временное космическое тело Шивы ( Маха-Сакара-Пинда) путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения ( Шакти-чакра-крамена). Данный процесс оказывается

постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и

пространства. Трансцендентное Единое становится Душой и Богом ограниченных и изменяющийся

форм, рожденных его собственной Шакти. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша, из Маха-

Акаши развивается Маха-Вайю, а далее Маха-Теджас, Маха-Шалила, Маха-Притхви. Так Кундалини-

Шакти, в которой разнообразие существует только в неразличимой идеальной форме, или в

возможности, порождает пять дополнительных Маха-Бхутас, или элементов материального мира.

Пара-Пинда, которую также называют Адья и Анади Пинда, проявляется как Маха-Сакара-Пинда.

Множество, которое появляется из одной Маха-Шакти в едином огромном космическом теле, создано

той же самой Шакти. Шива, самосияющий дух Шакти на всех стадиях ее саморазворачивания, теперь

предстает как Душа и Бог, Просветитель, Хранитель и Властитель космического тела.

Из космического тела и внутри него развиваются бесчисленные виды ограниченных изменчивых

индивидуальных тел, которые состоят из тех же самых элементов, созданы той же самой Шакти, вызваны к жизни и озарены той же самой Душой. Их называют Вьясти-Пинда. Индивидуальные тела

находятся на различных стадиях развития, у многих не присутствует никаких признаков жизни, ума или

души. Есть и такие, в которых проявлена жизненная сила, но нет ума или сознания. Также существуют

такие, в которых проявлены и жизнь, и разум. Среди них встречаются существа с разной степенью

развития жизненной и умственной силы, а также сложности устройства физического тела. Но все они

появляются и исчезают, живут и умирают, движутся и отдыхают, существуют и переходят в

космическое тело, созданное Шакти. Для каждого отдельного творения Шива есть Дух Бытия, Внутренняя Душа, Вдохновляющий и Наблюдающий Бог. Во всех существах присутствуют проявления

Шивы и его Шакти, их называют индивидуальными душами ( джива-атма) – это сознательные

самопроявления Шивы в индивидуальных психофизических телах, где они служат духовными центрами

жизни, разума и силы. Они обусловлены качествами и ограничениями этих тел. Но в своем сущностном

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

27

характере, будучи тождественны с Шивой, они никогда не искажаются условиями воплощенного бытия.

Ведь это Единая Высшая Универсальная Душа проявляется как бесчисленные индивидуальные души, которые пребывают в нем, обладая разнообразными телами.

Полностью развитый психофизиологический организм человека выступает кульминацией естественного

развития в космическом теле Шивы, которое находится в человеческом теле ( Вьясти-Пинда). Последнее

отчетливо отражает все космическое тело (Самасти-Пинда, Брахманда) и самосознание пребывающей в

теле индивидуальной души, которая способна наслаждаться целой Вселенной внутри него, пройдя через

соответствующий процесс самодисциплины. Микрокосмвоплощение макрокосма, который доступен

постижению в целом. Когда подобное постижение осуществляется, только тогда можно признать, что

достигнуто истинное знание тела (Пинда-Самбитти). Замечательной особенностью философии и

религии Горакхнатха следует считать его утверждение, что не только индивидуальная душа должна

рассматриваться как тождественная Высшему Духу, но также и индивидуальное тело – как

тождественное космическому телу Духа. Исчезание порожденного невежеством чувства различия

между личной и всеобщей душами, между индивидуальным и космическим телами, а также внутреннее

и внешнее переживание присутствия Шивы и его Шакти, называется Самараи-Карана. Таков идеал

жизни йога.

18. ПРОБУЖДЕНИЕ КУНДАЛИНИ И ЧАКРА-БХЕДА

Мир – это духовный порядок, самовыражение единой знающей, чувствующей и волящей Высшей

Духовной Силы. Весь мир, состоящий из различных сил, различных видов сознательных и

бессознательных ограниченных существ, различных форм переживающих субъектов и переживаемых

объектов, различных физических, биологических и разумных феноменов, во всем своем изумительном

многообразии порожден, поддерживается, развивается и в конечном счете растворяется и объединяется

в единой Высшей Духовной Силе. Таким образом, это игра самораспространения, осуществляемая во

множестве пространственно-временных взаимозависимых форм бесконечно-вечной самоосознающей

Силы Абсолютного Духа. Все события мира служат вечному самоудовлетворению этой Высшей Силы.

Происходя из единой Высшей Духовной Силы, существуя в ней и для нее, сложная космическая система

очевидным образом должна рассматриваться и оцениваться по существу, как прекрасный и

возвышенный духовный порядок, как космическое воплощение Шивы, Абсолютного Духа. Такую

величественную концепцию мира хранят и проповедуют просветленные йоги школы Горакхнатха. В

данном отношении их точка зрения совпадает со взглядом просветленных учителей шактийской

тантрической школы. Йоги медитируют на Высшую Духовную Силу Шивы и преданно поклоняются ей

как Матери Вселенной.

Высшая Духовная Сила, разворачивающаяся в целую Вселенную, была названа Маха-Кундалини-

Шакти. Таким образом, с одной стороны, мировой процесс представляет собой самораспространение

Маха-Шакти, а с другой – самосокрытие духовного характера, присущего Маха-Шакти. Поскольку она

развивает изнутри себя все более низкие уровни пространственно-временного существования и

проявляется в виде все более низких ментальных, жизненных и материальных сил, постольку ее

истинный характер как самосознающей и самонаслаждающейся Божественной Силы, пребывающей в

вечном союзе с Абсолютным Духом, все более скрывается за этими проявлениями. В материальном

мире мы испытываем воздействие разных механических, химических, магнитных, электрических и

прочих сил, в то время как единая Духовная Сила, благодаря которой они развиваются, поддерживаются

и направляются, скрыта ими от нашего внимания. Точно так же в мире живых существ мы

обнаруживаем действие витальных и ментальных сил наряду с физическими, и все они скрывают от нас

Высшую Духовную Силу, которой они обязаны своим существованием, будучи лишь ее

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн