Скачать:PDFTXT
Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант)

проявлениями.

Как представляется, Божественная Маха-Шакти, оставив мироустройство под управлением этих низших

сил, наслаждается глубоким сном «за сценой» – в основании космической системы. Вечно активная

Маха-Кундалини кажется спящей и отделенной от своей Души и Господа, Абсолютного Духа.

В действительности мы приходим к такому выводу из-за нашего невежества или духовной слепоты, вот

почему Божественная Маха-Шакти кажется спящей, бездействующей или безразличной к делам

мирового порядка. Перед просветленным взором мaха-йогов Maха-Шакти всегда активна, бдительна, спокойна и раскрыта, она наслаждается собой во всех силах и явлениях своего космического

воплощения. Маха-йоги постоянно чувствуют ее всепронизывающее и всеозаряющее духовное

присутствие. Переживание присутствия Maха-Шакти вызывает также ощущение великолепного

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

28

присутствия Шивы, Абсолютного Духа, ее самосияющей Души и Господа. Йогасамый эффективный

метод достижения духовного видения, ее часто описывают как метод пробуждения ( садхана) Божественной Маха-Шакти ото «сна» в глубине Вселенной.

Согласно йогической системе, Maха-Кундалини-Шакти трансцендентна и находится в вечном

блаженном единстве с Высшим Духом, Шивой, представляя собой динамический источник

феноменальной Вселенной, которая реализуется внутри человеческого тела (Вьясти-Пинда). В своем

индивидуальном существовании мы обычно ощущаем на себе воздействие очень многих физических

сил наряду с жизненными и психическими силами, поэтому мы не чувствуем присутствия Духовной

Силы, которая выступает реальным источником их проявления на низших планах. Духовная Сила

кажется спящей позади всех явлений, в самом их основании. Пока не пробуждено наше духовное

сознание и нами управляют всяческие физические силы, жизненные убеждения и ментальные

импульсы, Божественная Сила остается спящей и инертной внутри нас. Духовное сознание должно быть

пробуждено и активизировано, а посредством эффективных методов дисциплины мы способны обрести

силу, позволяющую проникать через завесы сил низших планов бытия, чтобы реализовать Maха-Шакти, которая является Матерью и Кормилицей космической системы и вечно играет в замечательные игры со

своими детьми, явно присутствуя во всем своем великолепии в каждом индивидуальном теле. Когда

духовное сознание полностью озарено, тогда блаженный союз Шивы и Шакти, Абсолютного Духа и его

динамической Духовной Силы, полностью реализуется внутри ограниченного и смертного

психофизического организма. Символически процесс пробуждения духовного сознания описывается

йогами как процесс пробуждения внутри тела Высшей Духовной Силы, Kундалини-Шакти.

Просветленные йоги и большинство религиозных учителей, благословленных духовным опытом

высшего порядка, терпеливо разъясняют духовные истины и излагают опыт глубочайшей реализации в

символической форме при помощи сравнений, метафор и поэтических образов. Непосвященные люди

часто наслаждаются их творениями как всего лишь литературными шедеврами, но не в состоянии

глубоко проникнуть во внутренний дух подобных высказываний. Им остается удовлетворяться

поверхностными значениями глубокомысленных высказываний великих учителей.

Высшая Духовная Сила, явленная в обычной природе в форме ментальных, жизненных и физических

возможностей, истинный характер которых не очевиден для нашего сознания, представляется как Змея, дремлющая в самой низшей точке центральной Сушумна-нади – в Муладхара-чакре. Описание

дремлющей Змеи, ее местоположения и сопутствующих обстоятельств – все это имеет особое духовное

значение. Процесс йоги предначен для того, что пробудить дремлющую Змею и заставить ее постепенно

подниматься по очень тонкому проходу Сушумна-нади, проводя через чакры (букв. «колеса») и падмы

(букв. «лотосы») – высшие центры духовного опыта до тех пор, пока Змея не объединится с Шивой в

самой высшей точке Сушумны – в Сахасрара-чакре («колесе» с тысячей «спиц») и Сахасрадала-падме

(«тысячелепестковом лотосе»). Дремлющая Змея есть Кундалини-Шакти, которая находится в

основании нашего существа и поддерживает наше существование, управляет жизнью и умом, но из-за

загрязнений и непробужденности духовного сознания остается неявной в повседневной жизни. 3

Сушумна-нади представляет собой путь соединения между спящей Кундалини-Шакти, отдыхающей в

ее основании, и трансцендентным Шивой, сияющем в самом себе, пребывая в Сахасрара-чакре в ее

высшей точке. Здесь становится очевидным объективное расстояние, созданное между Шивой и его

Шакти в процессе ее самораспространения, саморазличения и самосокрытия. По существу, Шива и

Шакти едины, и мы обнаруживаем естественное доказательство их союза даже при явном разделении. В

природе Шакти заложено сильное желание воссоединения с Шивой, ее Душой и Господом, на высшем

уровне трансцендентного бытия, хотя «во сне» эта тоска неосознана и неощутима. Сушумна-нади есть

путь воссоединения Шакти с Шивой. Этот сияющий и прекрасный путь называют Брахма-нади, Брахма-

марга или Йога-марга, и, проходя по этому чудесному каналу, Шакти освобождается от скрывающих ее

сил, созданных ею самой, поднимается к высшим планам бытия, постепенно возвращаясь к своей

истинной духовной природе, и достигает блаженного воссоединения с Абсолютным Духом.

Сушумна-нади, или Брахма-марга, – чудесный путь в центре психофизического организма, проходящий

от самой нижней Муладхара-чакры до самой высшей Сахасрара-чакры, с низшего физического плана к

3 Здесь начинается изложение чакра-бхеды, где бхеда означает «различие».

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

29

высшему духовному плану, с уровня «спящей» Кундалини к уровню блаженного единения Шивы и

Шакти, – подразделяется на несколько уровней, в центре каждого из которых есть тонкая чакра

колесо») и падма («лотос»). Чакры отличаются друг от друга количеством «спиц» ( ара), а падмы –

количеством лепестков ( далс). Обычно перечисляют шесть чакр, особо выделяя наивысшую Сахасрара-

чакру, которая располагается над всеми остальными. Эти шесть чакр таковы: Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджна. В проекции на физическое тело они

расположены, соответственно, следующим образом: в основании позвоночника, в корне органа

воспроизведения, в области пупа, в области сердца, в области горла и в области межбровья. Следует

помнить, что поверхностное описание лишь указывает на положение чакр, позволяет описывать их

структуры и качества, однако оно предназначается для обычных непосвященных людей. Чакры суть

различные центры опыта, полученного на высших планах несравненно прекрасной Сушумна-нади – на

пути духовного прогресса, и их невозможно описать в терминах материальной реальности. Для того

чтобы хоть как-то донести их смысл до непросветленного интеллекта простых ищущих, просветленные

учителя йоги описывают их подобным образом. Серьезный ищущий должен проникнуть умом сквозь

материалистические описания в их духовное значение. Как отмечалось, йоги не настаивают на том, что

чакр именно шесть. Хотя в классических трактатах перечисляются шесть чакр, в других авторитетных

источниках также встречаются системы из восьми, девяти и большего числа чакр. Описания самих чакр

и падм, а также их местоположений тоже различны.

Следует обратить особое внимание на то, что Божественная Шакти, постепенно спускаясь по мере

процесса творения к низшим планам самопроявления, явно отдаляется все больше и больше от Высшего

Духа, постепенно лишается блаженного самосознающего духовного характера, пока, наконец, не

уменьшится до бессознательной физической силы. Вот почему «лепестки лотосов» обращены вниз.

Духовная самодисциплина, или йога-садхана – это процесс самореализации той же самой Божественной

Маха-Шакти, но в противоположном восходящем направлении. Пробуждаясь, Маха-Шакти

поднимается к высшим стадиям духовного пути, постепенно восстанавливает свою истинную духовную

природу, достигая объединения с Высшим Духом. 4

Во внутренней природе человека присутствует врожденное стремление к возвышению над

ограничениями и несовершенствами физического, жизненного, умственного и даже интеллектуального

планов сознания. Каждый человек сознательно или подсознательно ищет выход из страданий

материальной природы к блаженной свободе духовной самореализации. Он желает превзойти влияние

ограниченности и смерти, множественности и дуальности, слабости и невежества, нереализованных

желаний и постоянно нарастающего вожделения, он стремится утвердится в царстве бесконечности и

бессмертия, единства и недвойственности, изобилия силы и мудрости, совершенного удовлетворения

всех желаний и стремлений, совершенного мира и спокойствия, свободы и радости. Человеческой

природе присуще врожденное духовное сознание, неизменно побуждающее человека изнутри. В

обычной жизни оно пребывает «во сне» или состоянии покоя, а интеллектуальное сознание обычно

интерпретирует внутреннее побуждение в терминах физических, биологических и умственных

потребностей и направляет его на соответствующие цели. В результате, в повседневной жизни человек

не свободен от горя, не пребывает в мире и гармонии внутри себя и не способен направлять свою жизнь

в соответствии с событиями окружающего космического порядка.

Согласно йога-видье, внутреннее духовное побуждение, присущее человеку от природы, представляет

собой выражение Божественной Силы, Кундалини-Шакти, которая «спит» в глубине его

психофизической природы, но желает блаженного воссоединения с Высшим Духом в трансцендентном

состоянии сознания. Весь процесс йоги предназначается для очищения, утончения и концентрации

физических, жизненных, умственных и интеллектуальных способностей человека и управления ими, направления их к пробуждению, укреплению и просветлению духовного сознания, чтобы пробудить

божественную Кундалини-Шакти, постепенно поднимая ее по Сушумне и проводя через все чакры и

падмы, т.е. все уровни опыта. Тогда она постепенно сможет освободиться от покровов и недостатков

низших планов ее самопроявления – физического, жизненного, чувственного, ментального, интеллектуального и даже низшего духовного плана, чтобы в конце концов восстановить свою

4 В различных тантрах таких школ как Кашмирский Шиваизм, Шри-Видья, Кубджика (другое имя богини Кундалини, Кубджика переводится как «сгорбленная», т.е. свернутая в муладхара-чакре) и др. упоминаются две Кундалини-Шакти как

Богини. Нисходящая Ануграха-Шакти создает условия для пробуждения той Кундалини-Шакти, которая спит у обычного

человека в муладхара-чакре. При получении нисходящей милости «ануграха», которая происходит посредством принятия Гуру

и шактипата через него, мы способны очиститься и пробудить Кундалини-Шакти, локализованную в чакрах – её называют

Кула-Кундалини. Когда она достигает высшего центра – сахасрара-чакры, тогда садхака полностью становится тождественен

Шиве и Шакти, он осознает себя как вечного Атмана, не отличного от Абсолюта и его проявления.

Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива-Таттва

30

истинную совершенную духовную природу в единстве с Абсолютным Духом, Шивой. Духовное

сознание йога едино с Кундалини-Шакти. Когда Маха-Шакти поднимается к высшим «лотосам»

духовного опыта, по пути она обращает их «лепестками» вверх и превосходит их, а сознание йога также

поднимается вместе с ней. Единство Маха-Шакти с Шивой подразумевает единение сознания йога с

Шивой. Когда посредством постоянной длительной практики осознание единства с Шивой становится

естественным для йога, он достигает Божественности (букв. «Шивости»).

19. МАНТРА-ЙОГА, АДЖАПА И НАДАНУ-САДХАНА

Оказывается, что йогическая система Горакхнатха – всеобъемлющая система духовной культуры, которая включает в себя следующие аспекты: 1) курс этической и социальной дисциплины (практика

ямы и ниямы); 2) систематическое развитие отречения, простоты, непривязанности к ограниченным и

преходящим мирским вещам, обуздание природных импульсов, реакций и желаний, проявление

благорасположения и дружеского отношения, самозабвенное служение всем; 3) воспитание веры, преданности, почтения, любви и восхищения по отношению к Высшему Духу, а также к его славным и

великолепным самопроявлениям в разнообразных формах Богов и Богинь; 4) систематическая практика

под руководством опытного наставника, при жестком регулировании, контроле и подавлении

физических, витальных и ментальных функций, для того чтобы раскрыть необыкновенные способности, скрытые в теле, чувствах, уме и достичь совершенного мастерства в управлении ими; 5) систематический курс внутренней самодисциплины, направленной на пробуждение, подъем и

просветление Божественной Духовной Силы, которая обычно находится в состоянии сна в человеческой

природе, с целью постепенного преодоления ограничений и недостатков низших уровней опыта. В

конечном счете, йогическая система предназначена для реализации блаженного единения всех форм

существования, проявленных в низших планах Божественной Силы, с Абсолютным Духом на высшем

трансцендентном духовном плане.

Когда сознание йога поднимается на наивысший уровень духовного опыта, оно озаряется совершенным

знанием Самарасьи – духовного единства всех существ в природе Высшего Духа. Тогда йог

превосходит различие между материей ( джада) и духом ( чит), телом ( деха, пинда) и душой ( атма, пада), конечным ( санта) и бесконечным ( ананта), временным ( анитья) и вечным ( нитья), изменением

( паринами) и постоянством ( апаринами), множеством ( вахурва) и единством ( екатва), дуальностью

( двайта) и недуальностью ( адвайта). Он видит Дух в материи, Душу в теле, Безграничное в конечном, Вечное Постоянство во

Скачать:PDFTXT

Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать бесплатно, Введение в натха-йогу. Шива-таттва. Аведьянатх (махант) Шиваизм читать онлайн