Скачать:PDFTXT
Шекспировские чтения, 1976

что настроениям шекспировских персонажей давались разные звуковые акценты, при этом громче других слышны были то медные инструменты (корнеты), то деревянные (гобои, флейты), то струнные (скрипки, виолы, лютни). Умели в шекспировском театре применять и нежную, тихую, и бравурную музыку. Соответствующие реплики актеров, например, в «Тимоне Афинском» (I, 2), в «Антонии и Клеопатре» (V, 5), в «Много шуму из ничего» (II, 3) — как бы указания оркестрантам.

Переходя к той части книги, где речь идет о Перселле (1659-1695), автор определяет его век формулой: «Оркестровая революция по отношению к эпохе Шекспира». Не только соната вошла в быт любителей музыки, но и опера, следовательно, вокал уже не эпизодическое сопровождение спектакля, а самый «язык драмы» {J. S. Manifold. The music in English drama. From Shakespeare to Purcell. London, 1956, p. 3-6, 14-15, 38, 50, 87, 99, 106-107.}. Итак, сравнительно даже с музыкой XVII столетия музыка эпохи Шекспира — стадия низшая. Несмотря на многоинструментные оркестры, на утвердившуюся полифонию, эту стадию не назовешь «Предвозрождением», если подлинный Ренессанс в музыке — XVIII-XIX вв.

Еще интереснее для моей темы статья Г. Орджоникидзе: «Музыка в творчестве Шекспира» {См.: «Шекспир и музыка». Л., 1964, с. 17-34.}. Наряду с информацией о том, как это искусство — оркестром и пением — усиливало эмоциональное воздействие спектакля, автор названной статьи делает интересные обобщения. Пьесы Шекспира выделялись из всех современных «удивительно органичным сочетанием музыкальных, поэтических и драматических элементов». Автор сообщает о жанрах, используемых в шекспировских спектаклях (так называемые «уличные» песни, баллады, мадригалы, канцонетты, более сложные «арии») при различных ситуациях (свадьбы, битвы). Музыка была «средством характеристики персонажей» (примеры: жалобная, лирическая — к образу Орсино в «Двенадцатой ночи»; бессвязные песенки Офелии в «Гамлете»; радостные и печальные звуки инструментов в «Буре»). Любопытно, что «музыка гобоев носила достаточно мрачный характер»; «тембр флейты воспринимался как печальный».

Иногда песня, сама по себе красивая, нарочито противоречила настроению действующего лица, тогда оно заявляет, что музыка «фальшивит» (пример: покинутая Протеем Джулия в «Двух веронцах»). Иногда же действующее лицо находит как раз в «нестройной» музыке, в фальши инструментов отражение своей судьбы» (пример: Ричард II в одноименной пьесе).

К важнейшим обобщениям автора статьи отношу и то, что музыка у Шекспира «нередко… олицетворяет доброе, светлое, гуманное начало». Нередко? Быть может, это слово заменимо словом «часто» или даже «всегда»? Как бы вопреки моему желанию, в комедии «Мера за меру» упоминается о «демоническом» проявлении музыки:

Марианна: Мне очень жаль,

Что вы меня за музыкой застали,

Но верьте — это не для развлеченья,

А только, чтоб смягчить тоски мученья.

Герцог: Я верю. Но у музыки есть дар:

Она путем своих волшебных чар

Порок способна от греха спасти,

Но добродетель может в грех ввести.

(IV, 1; перевод Т. Щепкиной-Куперник)

Кажется, нигде больше у Шекспира о такой «злой» функции музыки не говорится. Во всяком случае цитируемый мною автор статьи далеко идущих выводов из этого отрывка не делает. И гораздо типичнее для Шекспира слова Лоренцо из «Венецианского купца».

Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабеж, измену, хитрость.

Темны, как ночь, души его движенья,

И чувства все угрюмы, как Эреб…

(V, 1)

Всем очарованный в Дездемоне, Отелло восхищен и музыкальностью ее натуры: «А как понимает музыку. Ее пением можно приручить лесного медведя» (IV, 1).

Отелло ассоциирует музыкальную гармонию с взаимной счастливой любовью. «Люблю тебя, — говорит он Дездемоне, — а если разлюблю, наступит хаос» (III, 3). Отелло имеет в виду хаос в своей душе. Гармония отражает и порядок в мироздании. Говоря словами Улисса в «Троиле и Крессиде»: если презирать «закон соподчиненья»… «сразу дисгармонии возникнет хаос» (V, 3).

В XVI в. распространена была теория Пифагора о «музыке небесных сфер, излучаемой планетами».

Воспроизвожу монолог Лоренцо из V акта «Венецианского купца»:

Сядь, Джессика. Взгляни, как небосвод

Весь выложен кружками золотыми;

И самый малый, если посмотреть,

Поет в своем движенье, точно ангел,

И вторит юнооким херувимам.

Гармония подобная живет

В бессмертных душах…

Но к «гармонии небесных сфер» восприимчивы лишь избранные натуры тонкие, возвышенные: Оливия, полюбившая Цезарио («Двенадцатая ночь», III, 1); Клеопатра, услышавшая эту гармонию в голосе Антония (V, 2); Фердинанд, очарованный песней Ариэля («Буря», I, 2).

В комедии «Как вам это понравится» Оливер докладывает герцогу, что Жак-меланхолик только что ушел, а до этого «был весел он и слушал нашу песню». Герцог удивлен: «Воплощенье диссонанса стал вдруг музыкантом? Будет дисгармонья в небесных сферах» (II, 7). Что «космическая гармония» доступна отнюдь не всем, нагляднее всего выражено в драме «Перикл». Горевавший о смерти своей дочери Перикл узнал ее в живой Марине, и в тот же миг его слух улавливает прекраснейшую музыку. Тирский вельможа Геликан в недоумении: «Я ничего не слышу, государь». Правитель Митилены советует Геликану: «Говорите, что слышите: нельзя ему перечить. А Перикл — свое:

О звуки дивные…

Невольно я музыке небесной покоряюсь.

(V, 1; перевод Т. Гнедич)

Конечно, «музыкой сфер» Шекспир обязан философской эрудиции образованных людей своего века. И все же эти «космические» идеи говорят о чем-то очень важном. Очевидно, музыкального сопровождения спектаклей Шекспиру мало. Ощущая таинственную силу музыки, Шекспир угадывал гораздо большие высоты, потенциально в ней возможные, хотя при его жизни недостигнутые. На эти высоты поднимают нас сегодня великие композиторы. Вдохновляли их не «космические» идеи Шекспира, а его драматургия, вышедшая за пределы его эпохи и никогда не устаревающая.

Заключение. Почему единственное упомянутое Шекспиром имя художника Джулио Романо, к тому же упомянутое в ситуации обманчивой? Свидетельство это недооценки искусства живописи? А часты ли в его драмах — спрошу я — имена поэтов, хотя поэзия Англии Ренессанса не бедна талантами? Лишь в пяти драмах Шекспира музыка не упоминается, а встретить ли у него имя тогдашнего композитора?

Имен живописцев нет, зато есть Живопись. Имен поэтов нет, но есть Поэзия. Имен музыкантов нет, но есть Музыка. В искусстве, где Шекспир «царь и бог», нет имен драматургов и актеров, но есть Театр.

В науке о Шекспире давно осознан его «доминирующий пафос». У Леонардо вершина его эстетического кредоживопись, несмотря на то что он и ваятелем был, и на каком-то инструменте играл. Микеланджело свои произведения живописи демонстративно подписывал: скульптор. Ядро эстетики Шекспира театр, и даже сонеты свои мог бы он подписывать: при «Глобусе» драматург. Все искусства влияли на Шекспира — и незаметно для него и заметно. Живопись, поэзия, музыка образуют с этим ядром как бы переливающийся всеми цветами радуги шар.

ХРОНИКА ШЕКСПИРА «КОРОЛЬ ГЕНРИХ V» И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЯ

В. Комарова

В шекспироведении уже давно сложилось восприятие хроники «Король Генрих V» как произведения, в котором Шекспир выразил свою мечту об идеальном короле, следуя распространенным в эпоху Возрождения политическим концепциям. Некоторые авторы даже называют Генриха V в драме Шекспира «народным королем», который добивается порядка и единства внутри страны и благодаря этому одерживает победы во Франции.

Весьма немногочисленны работы, подвергающие сомнению подобное, ставшее традицией истолкование этой поздней хроники. В «идеальности» Генриха V сомневались Стопфорд Брук, Дерек Траверси, Миддльтон Мэрри. Чешский шекспиролог Зденек Стржибрны признавал, что Шекспир «добавил немало темных пятен на портрете идеального правителя, придав ему черты макиавеллиста» {Zd. Stribrny. Shakespearovy hisloricke Lry. Praba, 1959, s. 266-267.}. Пересмотр распространенной трактовки содержится и в трудах немецкого шекспиролога Ансельма Шлессера.

Какими качествами должен обладать правительэтот вопрос ставился не только в политических трактатах Кастильоне, Макиавелли, Томаса Элиота, Томаса Мора и многих других авторов эпохи Возрождения. Эта проблема ставится и в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей», и в драмах Бена Джонсона, Джорджа Чапмена, Роберта Грина, Джорджа Пиля, во многих анонимных драмах.

В исторических драмах Шекспира проблема отношений правителя и обстоятельств или условий времени является одной из наиболее сложных и существенных для понимания его историзма.

Гуманисты эпохи Возрождения много внимания уделяли проблеме наилучшего устройства государства. Образование национальных государств под управлением сильного монарха вызвало появление сочинений об идеальном правителе, в котором видели спасение от всех зол междоусобных войн. Источником для этого политического идеала часто служило учение Платона о государстве.

В соответствии с этим учением основой государства является разделение труда, которое определяет деление общества на сословия и классы, причем работники, производящие средства потребления, оказывались у Платона низшим классом, над которым стояли класс воинов и класс правителей. Этот аристократический взгляд на государство несколько смягчался признанием, что высокие нравственные достоинства могут быть у людей, принадлежащих к низшему классу, и тогда возможен переход таких людей в более высшие сословия {См.: В. Ф. Асмус. Государство. — Послесловие к изд.: Платон. Сочинения в трех томах. Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса, т. III, ч. 1. М., 1971, с. 597.}.

Как отмечают историки античной философии, в идеальном государстве Платона нет личной свободы не только для низшего класса, но и для двух высших — для воинов и правителей, потому что, как признает Платон, «закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства в целом… Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства» {Там же, с. 608.}.

В диалоге Платона «Государство» описаны четыре основных свойства «идеального государства» — мудрость, мужество, рассудительность или порядок и справедливость. Между всеми этими свойствами должна быть «согласованность», «гармония», как в музыке. Справедливостью названо все, что способствует укреплению государства, а потому и соблюдение иерархии, согласие всех сословий, различных по природе, является важнейшей особенностью идеального государства.

По мнению Платона, такое государство будет возможно лишь тогда, когда философы станут царями, а цари будут философствовать, т. е. стремиться к познанию высшей истины ради общего блага. Сократ доказывает Главкону, что в наилучшем государственном устройстве должны быть отстранены от управления те люди, которые отделяют власть от философии или справедливости {Платон. Государство, 473 d. — В кн.: Платон. Сочинения в трех томах, т. III, ч. 1, с. 275.}. Огромное значение Платон придает воспитанию правителей, развертывая подробную программу гуманистического воспитания. Правда, Сократ признает, что современные государства можно уподобить кораблю, где кормчий «глуховат, близорук и мало смыслит в мореходстве, а среди моряков идет распря из-за управления кораблем» {Там же, 488 а-е, с. 290-291.}, и в такой обстановке истинных кормчих — философов считают никчемными болтунами.

Рассуждения Платона о философах призваны доказать,

Скачать:PDFTXT

Шекспировские чтения, 1976 Шекспир читать, Шекспировские чтения, 1976 Шекспир читать бесплатно, Шекспировские чтения, 1976 Шекспир читать онлайн