отказался от роли.
В 1850 г. в труппу Малого театра после пребывания в провинции вернулся трагик Корнелий Полтавцев. Он выступил в ролях Гамлета, Отелло, Кориолана. По отзыву того же Аполлона Григорьева, этот трагик, игравший в стиле Мочалова, был высок в отдельных местах, но цельного характера не мог создать.
В 1851 г. по совету Аполлона Григорьева Садовский сыграл короля Лира. Обращение его к образу Лира было подсказано популярной аналогией между героем комедии Островского купцом Большовым, которого дочь и зять бросили в долговой тюрьме, и королем Лиром.
Садовский был известен как блестящий исполнитель роли могильщика в «Гамлете» и шута в «Короле Лире». Но то, что комик выбрал трагическую роль, само по себе вызывало недоверие.
Садовский избегал внешних эффектов. Он предпочел честный неуспех ложью купленному успеху. Серьезный и умный артист внимательно продумал роль. Некоторые сцены (особенно во время второго представления) прошли удачно сцена суда над дочерьми, смерть короля Лира. И все же Садовский потерпел крах. «Звуки были верны, но тон был опущен до обыденного житейского душевного строя», — писал А. Григорьев. В погоне за правдой Садовский, как и Самарин, не нашел поэтического тона, нужного, для передачи Шекспира. В 1867 г. Гамлета без особого успеха сыграл Вильде. Все эти исполнители играли буднично и прозаично, а главное, не смогли ответить на вопросы времени, как отвечал на них Мочалов.
А между тем были обстоятельства, толкавшие театр к Шекспиру. В 1864 г. отмечалось трехсотлетие со дня рождения великого английского драматурга.
Энергично пропагандировал творчество Шекспира известный театральный критик Александр Николаевич Баженов, издававший газету «Театральные афиши и антракт», переименованную позднее в «Антракт».
Кружок любителей драматического искусства ставил комедии Шекспира.
Самарин примкнул к этому кружку и начал ставить комедии на сцене Малого театра. Он и его соратники опирались на завоевания русского сценического реализма, на опыт социально-психологической характеристики, накопленный в работе над русской комедией и драмой XIX в.
В начале 1865 г. было показано «Укрощение строптивой», в котором Самарин играл Петруччио, Колосова — Катарину, Федотова — Бьянку. В 1871 г. Федотова перешла на роль Катарины,
В том же 1865 г. Самарин сыграл Бенедикта в «Много шума из ничего» с Федотовой — Беатриче и короля французского в «Конец — делу венец» с Федотовой — Еленой. Последняя его роль в шекспировском репертуаре Капулетти в «Ромео и Джульетте» — относится уже к новому периоду истолкования Шекспира.
Как видим, Г. Н. Федотова была одной из ближайших соратниц Самарина по интерпретации комедий Шекспира.
Впоследствии она выросла в величайшую пропагандистку шекспировского творчества на сцене Малого театра.
Сама Федотова вспоминает: «Я очень с юных лет полюбила Шекспира благодаря Николаю Христофоровичу Кетчеру, который в то время переводил его и, как только выходила новая книжка его перевода, дарил ее мне, и я с увлечением прочитывала ее» {Малый театр, 1824-1874. М.; ВТО, 1978, с. 248.}.
Непосредственным наставником Федотовой в работе над Шекспиром был Самарин. В 1863 г. Федотова выступила с публичным чтением отрывков из «Ромео и Джульетты» и «Гамлета». Овладеть образом Джульетты помогло актрисе то, что она и ее героиня были почти ровесницами.
«Наиболее сильное впечатление произвела на меня работа над ролью Офелии, и этот образ, особенно благодаря удивительному объяснению Ивана Васильевича, сделался одним из самых любимых мною созданий Шекспира» {Там же, с. 254.}.
В 1864 г. Федотова сыграла с петербургским гастролером Самойловым Офелию и Корделию. Дальше наступает целая полоса ролей в комедиях. Кроме уже названных, надо упомянуть Оливию в «Двенадцатой ночи» (1867), Изабеллу в «Мере за меру» (1868). Из поздних ролей в комедиях назовем Паулину в «Зимней сказке» (1887) и миссис Пэдж в «Виндзорских проказницах» (1890).
Самарин не только воодушевлял своих соратников на постановку комедий Шекспира. Он с блеском играл в них сам. Критика отмечает, что он мастерски интерпретировал роль Петруччио, обнаружил в этой роли много энергии, которой даже трудно было ожидать от него ввиду присущей ему манере мягкой игры. В соответствии с требованиями роли он был достаточно груб, настойчив и даже размашист.
«Мы видели этого искушенного опытом жизни, ко всему приглядевшегося, на все готового, ни перед чем не останавливающегося Петруччио, человека несокрушимой воли, практического и в высшей степени деятельного».
При этом Самарин стремился не только оправдать поступки Петруччио, но и примирить с его личностью, вызвать к нему симпатии зрителей. Он выступал как бы адвокатом своего героя: «Мы с большим любопытством следили за тем, как умный исполнитель пользовался всяким малейшим положением этой труднейшей в пьесе роли, чтобы оправдать все порывы и выходки странного веронского дворянина, объяснить каждый шаг его, показать основание его взбалмошности и все разнообразие средств приводить к единству цели. Все, самые непривлекательные, даже отталкивающие на первый взгляд, стороны характера Петруччио Самарин нашел возможным до такой степени осмыслить и умягчить силой нравственной необходимости их и глубокой правды, что даже и сквозь эту их грубую форму проглядывала здоровая и сильная натура, на стороне которой была постоянная симпатия зрителя» {Баженов А. Н. Сочинения и переводы. М., 1889, т. 1, с. 441-442.}.
Но Самарин «блистал» и в роли Бенедикта в «Много шума из ничего». Глубоко постигнув суть пьесы, Самарин раскрыл своеобразие характера Бенедикта и логику его поведения. Сделано это было безукоризненно.
«Механизм этого характера приводится в действие теми же самыми пружинами, которые замечаем мы и в характере Беатриче. Г. Самарин передал все это с необыкновенной ясностью и полнотой. Веселый, беззаботный и словоохотливый вначале, он вдруг резко изменился потом, и уже с третьего действия сделался мрачным и задумчивым, чувствуя, однако, всю неловкость своего положения, особенно перед теми, над которыми прежде издевался он. Самая походка его стала не та после совершившегося в нем нравственного перелома, прекрасно он передал борьбу, на которую вызван Бенедикт в четвертом действии, где он должен выбирать между дружбой Клавдио и любовью Беатриче, наконец с удивительной ловкостью он сделал последнее наступление на упрямство Беатриче в пятом действии и тем удачно завершил весь трудный маневр роли…» {Там же, с. 531.}.
Умный и тонкий подход к характерам Шекспира, умение постигнуть их суть относится и к другим ролям Самарина.
По отзыву Баженова, он очень ярко передавал вялость и старческую апатию короля в «Конец — делу венец». Это был человек, уставший от жизни. Самарин не давал резкого перехода от больного короля к королю, который выздоровел.
Французский король просто выходил без палки, на которую он постоянно опирался раньше и без которой не мог ходить. И это было достаточно, чтобы зритель понял, что с ним произошло.
Менее удался Самарину Фальстаф (в «Виндзорских проказницах»). Этому Фальстафу не хватало животной чувственности и нахальства. В нем было приятное добродушие и даже некоторая сентиментальность.
Сохранилось описание того, как играл Самарин свою последнюю шекспировскую роль — Капулетти. Ю. М. Юрьев пишет в своих записках: «Вижу его подвижную фигуру в парчовой, отороченной мехом шубке, бритое лицо с нависшими густыми бровями, вижу быстрые порывистые движения, слышу крикливый голос, столь характерный для моментов сильного исступления этого упрямого и деспотичного старика, не терпящего никаких противоречий. Но в общем от исполнения роли Капулетти у меня осталось впечатление, что Самарин играл старика избалованного, горячего, темпераментного, в высшей степени не одержанного, доходящего иной раз до исступления, словом темпераментную южную натуру, но по существу человека не злого» {Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М.: Искусство, 1948, с. 20.}.
Исполнением ролей Бенедикта и Петруччио Самарин заложил основы толкования их на русской сцене. И последующие исполнители все оглядывались на него. В 1876 г. Петруччио сыграл А. П. Ленский, в 1877 г. он сыграл Бенедикта. Современники спорили, кто выше — Самарин или Ленский. Причем люди старшего поколения, как это бывает обычно, отдавали предпочтение Самарину, а молодежь увлекалась Ленским.
Турчанинова вспоминает один из своих разговоров с Федотовой, Гликерия Николаевна сказала ей:
«- Никогда не надо бояться сравнений. Вас будет смотреть другая публика, которая не видела тех прежних, а первое впечатление самое сильное. Вы помните, как играл Ленский Бенедикта? Ведь хорошо?
— Изумительно, — отвечаю я.
— А вот Кетчер, который видел раньше Самарина в этой роли, никак не мог с этим согласиться» {Евдокия Дмитриевна Турчанинова. М.; Л.: Искусство, 1959, с. 74.}.
Ленский не сразу овладел характером Петруччио. До нас дошел отзыв Ермоловой, видевшей его в 1876 г. Отзыв этот резко отрицательный.
«Он мне не понравился, разумеется, у него нет ни силы, ни голоса, ни средств для этой роли, хотя и всю роль он ведет чрезвычайно живо и бойко, развязно, но все это напоминает филистера, желающего казаться студентом» {Мария Николаевна Ермолова, с. 50.}.
Ленский упорно работал над ролью. Роль углублялась и росла. Известный писатель Д. Аверкиев свидетельствует об этом: «Мы были просто поражены им нынешней весной, видя г. Ленского в роли Петруччио… Какая разница с тем, что мы видели несколько лет назад» {Новое время, 1882, 5 декабря.}.
Ленский, резче, чем Самарин, подчеркивал характерность Петруччио. Это был храбрый солдат-рубака, самоуверенный, бойкий и грубый человек, к тому же наделенный чертами авантюризма, развязными манерами и ухарством. У нас есть некоторые данные, позволяющие говорить, как углублял Ленский характер Петруччио.
Первоначально он играл Петруччио грубым и непримиримым. Даже в последней сцене он никак не показывал любви к Катарине, был с ней холоден и деспотичен.
В дальнейшем артист стал яснее и отчетливее оттенять увлеченность Петруччио Катариной, возникновение и рост его любви к ней. Образ становился глубже и человечнее.
По всем отзывам, Федотова превосходно играла Катарину. Вот описание ее в этой роли.
«Катарина — Федотова — угловатая в резких движениях, сверкающая злыми глазами пойманного зверя, гордая, сопротивляющаяся, уступающая воле более сильной, более твердой, более мужественной и непоколебимой. Этот перелом актриса делала так ярко, так художественно, что все остальное — в особенности к ее заключительному монологу — невольно отходило на второй план — даже превосходная игра Петруччио — Ленского».
Здесь выделена важнейшая черта исполнения — характер Катарины показан в развитии.
Как отмечают рецензенты, Ленский и Федотова не только прекрасно ухватили характеры действующих лиц. Они, по выражению одного критика, «идеально спелись» и играли слаженно и дружно, общаясь и поддерживая друг друга.
Бенедикта Ленский начал играть еще в провинции. Очень любопытно, чем обязан Ленский Самарину и чем его Бенедикт отличается от Бенедикта его предшественника.
На этот вопрос отчасти отвечает игравшая с Ленским на провинциальной сцене Беатриче