Шактизм (дословно «доктрина власти» или «доктрина богинь») — деноминация индуизма , что сосредоточивается на поклонении Шакти или Дэви — Божественной Матери индуизма — как высшего божества. Эта деноминация является третьей по числу сторонников деноминацией после вайшнавизма и шайвизму .
Большинство ученых считают, что почитание женского начала играло центральную роль религии Индской цивилизации (23-18 вв. До н.э.). В руинах Хараппы и других поселений, относящихся к этой цивилизации, археологи обнаружили множество небольших глиняных фигурок полуобнаженных женщин, в сложном головном уборе и с украшенными поясами на груди, которые считаются идолами богинь. Часто также женское божество изображается сидящим на ветвях дерева ашваттха. Считают, что подобная композиция символизирует единение мужского и женского начал, поскольку мужская принадлежность ашваттхи оказывается однозначно. На изображениях богиня также ассоциируется с двумя животными — с тигром (или тигрицей?) И буйволом. Ассоциация тигра с женским божеством характерна и для индуистской мифологии, вахана богини Дурги является тигр (или лев). В образе же буйвола видят мужское божество плодородия, которое в позднем индуизме переходит в разряд демонических существ и становится асурам Махиша, война которого с Богиней описывается в Дэви-Махатмйи. Отсюда и обычай приносить в жертву буйвола в дравидомовних народов.
Особенности шактизма
Шактизм рассматривает Дэви (дословно «богиня») как высшую силу, Брахму , «одного без другого», вместе с другими традиционными признаками божества. По традиционным обрядам, шактизм наиболее напоминает ШИВАИЗМ. Однако последователи шактизму — шакти сосредотачиваются прежде всего на поклонении Шакти, женском аспекта божества. Шива , его мужской аспект, считается временным, а поклонение ему считается второстепенным. Наиболее распространено поклонение десяти формам богини — Дашамахавидья . В западном мире распространен культ Девы Марии, вероятно происхождением связан с Дэви Мариамман . Корни шактизму происходят из древней истории Индии . Самые ранние изображения богини относятся к поселениям времен палеолита и более 22 тыс. Лет назад , хотя ее культ вступил в силу в Цивилизации долины Инда и в течение ведического периода , а позже распространился вместе с санскритской культурой. Считается, что история индуизма во многом связана с развитием женского начала. Шакти (практикующие шактизм) широко используют тантру . В Ригведе упоминается Шакти и Притхви Мата (Земля Мать), которую также называют Дхра или Дхритхи — «та, что держит все», или Бхуми а также богини вод Апас , богиня утренней зари Ушас и ее сестра Ратри, богиня ночи.
В Ведических писаниях упоминается всеобъемлющая Адити :
Адити — это небо, Адити — это воздух, Адити — это боги …, Адити — это Мать, Отец и Сын, Адити — это все, что рождено. Риг Веда, I.89.10
«Адити», — заключает Бхаттачарья, — «была самой древней матерью богов, которая изначально характеризует еще темную Ведической эпоху».
Основные божества
Шри Лалита-Трипурасундари
Саптаматрика, 7 богинь-матерей
Янтра Аштаматрика, 8 матрик
Дэви поклонятся в любой из огромного числа форм, однако все они — разные аспекты одной верховной богини.
Трид- термин в индуизме, который объединяет трех богинь, трех спутниц богов Тримурти:
Сарасвати — богиня мудрости, знания, жена Брахмы
Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, успеха и счастья; жена Вишну
Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовного осознания; жена Шивы
В праздник Наваратри — «Девять ночей» — «Богиня почитается в трех формах: в течение первых трех ночей, уважают Дурга, Лакшми в четвертую, пятую и шестую ночи, и, наконец, Сарасвати седьмую, восьмую и девятую ночи ».
В шактизм Трид считаются начальными ипостасями Махашакти — Махасарасвати, Махалакшми и Махакали — проявленными в мир и дарованными богам Тримурти как их шакти и супруги
Среди многих имен, используемых для обозначения богини — Дэви , Чандика , Амбика , Кали , и изобилие других — это легко забыть, что Дэви действительно единственная. ( Дэви Махатмья ), Дэви показывает: «Я одна здесь в мире. Кто же еще, кроме меня?» После этого провозглашения божественного единства, который был назван mahavakya она объясняет, что все другие богини всего лишь проекции ее власти, как и все другие формы. Имена благих форм: Парвати (санскр. parvati IAST «горная»), Гаури ( «Светлая, Добра»), трипурасундари ( «прекрасная в трех мирах»), Лалита ] — «игривые, которая играет», Бхавани ( «оживляющая »). В жестокой форме Дэви носит имена Кали ( «Черная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневый»), Дурга ( «Неприступная»), Бхайрави ( «Зловещая»).
Основной формой Дэви поклоняются ишта — деви, опекунском божеству. Выбор этого божества может зависеть от многих факторов, в том числе семейной традиции, региональной практики, гуру линии, личный резонанс и так далее. Существуют буквально тысячи из богини форм, многие из них связаны с конкретными храмами, географических объектов или даже отдельных селах. Тем не менее, несколько весьма популярных форм богини, как известно, и практически каждый женское божество в индуизме является считается, что проявление одного или более из этих «основных» форм. Самые известные благотворительные богини популярного индуизма относятся:
Ади Парашакти (Шри Бхагават): Богиня, как оригинальное, первоначальное, трансцендентное источник Вселенной.
Дурга (Амба, Амбика): Богиня, как Махадеви, материальное проявление Верховного Божества (Брахман)
Лакшми ( Шри ): Богиня материальной реализации (богатство, здоровье, счастье, любовь, красота, плодородия и т. Д.); спутница (Шакти) Вишну
Парвати (Гаури, Ума ): Богиня духовной реализации (божественная любовь; Сагуна то есть имеет материальные качества форма Ади — Парашакти) спутница (Шакти) Шивы, также аватара Парвати — Минакши .
Сати (Ума): Богиня супружеских отношений; спутница (Ади-Шакти) Шивы в первом воплощении.
Сарасвати : Богиня культурной реализации (знание / образование, музыка, искусств и наук и т. Д.); супруга (Шакти) Брахмы; отождествляется с рекой Сарасвати
Ямуна-деви: Богиня реки Ямуна ,
Ганга-деви: Богиня Божественной реки; отождествляется с рекой Ганг
Гаятри-деви : Богиня, Мать мантр
Сита : Богиня, как супруги Рамы
Радха : Богиня, как любимая Кришны
Рукмини — главная жена Кришны
Субхадра — сестра Кришны
Бху — вторая спутница Вишну
Дурга является скорее общая терминология для богини — матери, в основном ее божество поклоняются в храме Бхагават или Махадеви. Обобщенный термин, используемый в храмах для поклонения Богине Матери) и т. Д. В том, что большинство храмов для ведения обрядов себя определенные формы Дурге как божество, например Храм Бхагават Каньякумари находится храм Дурга или Дэви, но Санкальпа является то, что Дэви Катьяяна . Любая из Навадург считается Санкальпою, поклоняясь Дэви Дурга. Навадурга является Shailaputri, Brahmacharini, Chandraghanta, Kushmanda, Skandamata, Kathyayini, Kaalratri, Mahagauri, Siddhidaatri; эти формы Дурги для поклонения.
Кале непосредственно поклонялись как например в виде Бхадракали (Перевод: Махамайя кале, «БХА» означает разведение или майя и «дра» является отличной означает самый или мощная) на юге Индии и Маха Кали в Бенгалии.
Вараха-Пурана повествует о 8 матрик (аштаматрика или аштаматара), которые олицетворяют восемь качеств, разрушающих человека. Йогешвари, которую призвала Шакти и САПТ-матрик — семь божественных матерей, женские проявления богов.
Священные тексты
Культ Шакти можно найти уже в Ригведе, в таких ее гимнах, как Дэви — сукта, Шри сукта, Дурга — сукта, Бху — сукта и Нила — сукта, хотя здесь он не занимает центрального положения. В этих гимнах Шакти хвастается как большая сила, которая поддерживает вселенную. Далее, в одной из «больших» Упанишад, Кена — упанишаде, о ней говорится как о Уму золотого цвета, дочь Химават царя Гималаев, которая рассказывает о себе Индре и другим богам. Кроме Кена — Упанишады, есть еще и особые Упанишады, числом восемь: Трипуратапини — упанишад, Сита -, Дэви -, Саубхагья — Лакшми и др. Элементы шактизму присутствуют и в Рамаяне. С самой поэмы следует, что ее главная героиня Сита была сначала богиней Земли. А богиня Земли, наряду с Лакшми и Шри (эти божества иногда различаются), выступает женой Вишну, воплощением которого является Рама, человек Ситы. В Рамаяне персонифицируются реки Ганга и Сарасвати (II, 52, 85 — 91 и др), а о Уме сказано, что она более прекрасна, чем Шри (VII, 42, 30). Упоминаются четыре ведические богини: Дите, Адити, Шачи и Ратри. Но не упомянута ни одна чисто шактистська богиня, за исключением Калеки (VI, 35, 28).
Но самый класс текстов, содержащих информацию о шактизм, составляют тантры . Тантры делятся на три типа: агамы, нигама и упатантры. Агамы и нигама представляют из себя диалоги Шивы и его жены на философские темы, причем в Агама Шива учит свою Шакти, а в нигама наоборот, Шакти учит Шиву. Упатантры представляют из себя диалог Шивы или Шакти с каким-либо мифологическим персонажем. По одной из традиционных классификаций, свод тантрической литературы включает в себя 28 агам шиваизма, 108 самхит вишнуизма (школа Панчатантра) и 64 тантры шактизму (на самом деле, число тантр и самхит гораздо больше). Наиболее важные среди тантр «Куларнава», «Маханирвана» и «Тантрараджа» В настоящее время некоторые тантры переведены с санскрита и выданы, но многие существуют только как рукописные тексты, бережно охраняются шактистамы и недоступны для ученых.
Кроме вышеупомянутых источников, к литературе шактизму можно отнести «Лалита — сахасранаму» ( «Тысяча имен богини Лалиты») — фрагмент из Брахманда — пураны, Брихаддхарма -, Дэви -, Девибхагавата-, Махабхагавата — и Калека — пураны. В состав последней входит «Махамайя — кальпа» — пособие по выполнению шактистских обрядов поклонения Богине — Матери (в частности, там описывается практика жертвоприношений животных), а также многочисленные произведения по магии, йоги и ритуала. Интересную информацию можно получить из Сканда — пураны, Брахмавайварта — пураны, Падма — Пураны, Маркандея — Пураны (содержит знаменитую «Дэви — Махатмйа»), Брихаддхарма — пураны, с Махабхараты и Рамаяны. Так, в начале шестой книги Махабхараты — Бхишмапарвы содержится гимн, произнесенный Арджуной для Дурги перед началом великой битвы за советом Кришны. Что касается Девибхагавата — Пураны (далее — ДБП), то она включает в себя 18 000 шлокой, разделенных на 12 книг. ДБП служит источником самых разнообразных сведений из индуистской традиции, преобладает мифологическое повествование, но много информации по географии, космологии, философии, йоги и ритуала.
Сердцевиной пураны является входящий в состав седьмой книги (главы 31 — 40) Дэви -Гита, что является своеобразной шактийською версии Бхагавад -гиты и в сжатой форме излагает основные положения шактизму.
Шактизм вдохновил многие авторы санскритской литературы и индуистской философии , он сохраняет большую популярность среди индусов и сейчас. «Дэви-Бхагаватам» наряду с «Дэви-Махатмья» и «Калека-пуране», является наиболее важным текстом индуистской традиции шактизму. Сторонники течения живут по всей Индии и за ее пределами. Крупнейшими школами деноминации есть Шрикула ( «семья Шри») в Южной Индии и Каликула ( «семья Кали») в Северные и Восточной Индии.