Скачать:PDFTXT
Девибхагавата — Пурана

занимающаяся логикой и теорией познания.

21

Гуны -– три основных природных начала, составляющие принципы Пракрити, первичной природы: 1. Тамас, источник невежества, косности, заблуждений, 2. Раджас – активное, деятельное, стимулирующее начало, 3. Саттва — основа умиротворенности, терпения, благости. Гуны – неотъемлемая часть индуистского мышления, важная не только в религии и философии, но и в медицине и искусствах. Все вещи и личности – суть комбинации этих качеств в природе, и соответственно, поддаются классификации по гунам.

22

И включающие пять элементов… — см. выше примеч. 7.

23

Дарующая освобождение для желающих его, дарующая также каму и дхарму. – Здесь говорится о трех из четырех варгах (ценностях человеческой жизни): освобождении, или мокше (имеется ввиду духовное освобождение), каме (сексуальном, чувственном и культурно-эстетическом наслаждении) и дхарме (религии, духовности, морали, долге). Еще одна варга – артха (материальное благополучие и общественная деятельность) здесь не упомянута.

24

колесе сансары… — Сансара – от глагольной основы «сан-сри» – «проходить через ряд последовательных состояний», трансмиграция, бесконечная цепь существований и их совокупность, мир рождения и смерти. В индуизме сансаре противопоставляется идеал мокши – освобождения – состояния, достижение которого знаменует освобождение от круговорота перерождений.

25

блуждающих в колесе времени… — в индийской мифологии время – Кала – персонифицировано в виде отдельного божества. Майтри-упанишада называет Калу «великим океаном творений», из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нем исчезают (6, 14 – 16). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования. Время также носит не линейный, а циклический характер (ср. концепцию «вечного возвращения» Ф. Ницще) и поэтому представляется в виде колеса.

26

наполненную всеми расами… — Раса – поэтическое переживание, эмоция, или аффект. В теории поэзии и драмы насчитывают 8 – 10 рас: шрингара – любовь, вирагероизм, бибхатса – отвращение, рога – гнев, хасья – радость, бхаянака – страх, каруна – жалость, сострадание, адбхута – удивление, изумление, шанта – спокойствие, ватсалья – родительская нежность.

27

Шлока – главный размер эпоса и Пуран, состоит из четырех пад (полустиший) по восемь слогов каждая. Иногда этим термином определяется некое афористическое высказывание, сентенция, пословица.

28

лучшую из всех Агам. – Агамы – канон священных писаний в шиваизме и шактизме, называемый пятой Ведой, разновидность тантр (см. примеч. 177). Характерная черта агам – то, что в них дает наставления Шива, а его супруга выслушивает. То, что Девибхагавата-пурана названа здесь лучшей из всех Агам, подчеркивает ее особую важность.

29

Индры среди мудрецов … — Индра в пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из..» Собственно же Индра чаще выступает под другими своими именами и специфическими для него эпитетами: Пурандара, Шатакрату, Магхаван и др.

30

Шакти – «сила», одно из имен Богини-Матери.

31

Бхагавати – «изобильная благом», одно из имен Богини-Матери.

32

Брахма – один из трех великих богов, демиург, прародитель всего существующего

33

Вишну – один из трех великих богов, главная функция которого – поддержание мироздания.

34

Шеша – тысячеголовый змей, держащий на своей голове землю. Большинство сюжетов связывает его с Вишну, для которого он служит ложем.

35

Пралайя – «растворение, поглощение, уничтожение», название частичного уничтожения мироздания в конце каждого временного цикла.

36

Мурари – «убийца Мура», эпитет Вишну.

37

Тысячеголовыйэпитет Шеши, см. примеч. 34.

38

Бхагаван – «исполненный блага», в данном случае наименование Вишну, но может также относится к другим богам, к царям и мудрецам.

39

Экарнава – изначальный океан, на котором покоится мироздание. В нем из лотоса возник Брахма, также на его водах возлежит исполинский змей Шеша (см. примеч. 34), служащий ложем Вишну.

40

Йоганидра – «йогический сон», одно из имен Богини как олицетворения «йогического сна», в котором пребывает Вишну в водах океана после очередной гибели вселенной перед новым актом творения мира или после него.

41

наделенную качествами, Майю… лишенную качеств также… — Майяздесь имя Богини-Матери. Богиня-Мать может являться как ниргуна (лишенная качеств), так и сагуна (наделенная качествами).

42

Махатма разделил эту Пурану… — Махатма – то есть Вьяса, ее автор. Махатма – «великая душа», эпитет, которым величают высокодуховных, святых людей.

43

вторичное творение – так я перевожу санскритское слово pratisarga. Согласно П. Д. Сахарову, оно может означать как «разрушение мира», так и «дальнейшее творение» (41, с. 107).

44

Таковы пять элементов… — см. выше, примеч. 7.

45

Йога – от «йудж», «запрягать, объединять». Философия, процесс дисциплины и практики, цель которых – объединить индивидуальное сознание с трансцендентным, или божественным сознанием. Одна из шести даршан (школ) традиционной индуистской философии.

46

пребывает в турие… — Турия, четвертое, помимо бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений, состояние сознания. В этом состоянии Атман вообще ничего не испытывает, полностью отключается от всех – даже самых тонких связей с материальным миром и сливается с Брахманом.

47

Ее саттвическое проявление — Маха-Лакшми, раджасическое — Маха-Сарасвати,

Тамасическое — Маха-Кали. – Маха-Лакшми – супруга Вишну, Маха-Сарасвати – Брахмы, Маха-Кали – Шивы. Все они считаются частичными (амша-рупа) проявлениями Богини-Матери.

48

Хари – «уносящий», имя Вишну.

49

Рудра – «ужасный», «грозный», имя Шивы. В академической науке принято считать, что Рудра – это ранний прототип Шивы.

50

о царях, принадлежавших к Солнечной и Лунной династиям… — Солнечная и Лунная династии – две основные династии, к которым возводили свои родословные легендарные индийские цари. Родоначальником Лунной династии был бог Луны Сома (или Чандра), который первым совершил обряд помазания на царство, а родоначальником Солнечной – бог Солнца Сурья (или Вивасвант).

51

Хираньякашипу – царь асуров, отец Прахлады, преследовавший сына за почитание Вишну, которым и был уничтожен (аватара Вишну в образе Нарасимхи – человека-льва).

52

о Сваямбхуве и других Ману… — В начале каждого из четырнадцати циклов, именуемых манвантарами (см. примеч. 63), приходит свой Ману. Первым из Ману был Ману Сваямбхува («сын Самосущего»), ему приписывается создание древнейшего юридического кодекса, известного как «Законы Ману».

53

Махабхарата – одна из Итихас, самая крупная в мире эпическая поэма (более ста тысяч шлок- двустиший). В основе повествования — конфликт двух ответлений царского рода Куру – кауравов и Пандавов и их великой битве. Содержит множество вставных эпизодов и бесед, содержащих знания по философии, религии, астрологии, медицине, политике, этике и др.

54

Она именуется итихасой… — Итихасы (букв. «так и было») – эпические сказания о деяниях богов и героев. К Итихасам относятся Махабхарата, Рамаяна, а также менее почитаемые Йогавасиштха и Харивамша.

55

пока снова не начнется Сатьяюга… — Сатьяюга («век праведности») – золотой век, когда царила добродетель. После того, как Калиюга (см. примеч.13) закончится, наступит новая Сатьяюга.

56

Сиддхи – те, кто достигли различных совершенств (сиддхи, см. примеч. 404).

57

Без убийства животных были совершены жертвоприношения … — жертвоприношения животных были обычным делом в ведийскую эпоху, но с течением времени они стали порицаться, хотя шиваиты и шактисты практикуют их до сих пор.

58

описание дхармы, артхи и камы… также мокша … — эти четыре составляют ценности человеческой жизни для индуиста (см. примеч. 23 )

59

игры матери трех миров – деятельность божественных сущностей в индуистских текстах часто именуется игрой (лила). Имеется в виду, что она производится ими легко, по собственной воле, играючи. Даже все миропроявление мыслится как игра верховного божества.

60

исполняющие все желания подобно дереву Калпа-врикша. – Калпа-врикша – в индуистской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из пяти волшебных деревьев в сварге, раю Индры.

61

«Ма» означается Матсья-пурану и Маркандея-пурану, «Бха»- Бхагават-пурану и Бхавишья-пурану, «Бра» означается Брахма-пурану, Брахманда-пурану и Брахмаварта-пурану, «ва» означает Вамана-пурану, Вайю-пурану, Вишну-пурану и Вараха-пурану, «а» означает Агни-пурану, «на» означает Нарада-пурану, «па» означает Падма-пурану, «линг» означает Линга-пурану, «га» означает Говинда-пурану, «ку» означает Курма-пурану и «ска» — Сканда-пурану.

62

Из этого следует, что Сканда-пурана – это самая объемная из всех известных пуран.

63

Манвантара – период жизни Ману в индуистской хронологии. В каждой кальпе насчитывается четырнадцать манвантар, по 306720 тысяч лет в каждой, они разделены большими интервалами. В манвантаре содержится 71 махаюга.

64

Двапара-юга – в индуистской мифологии третья из четырех юг. Она длится 860 тысяч лет. По сравнению с двумя предыдущими югами продолжается общий упадок, и дхарма опирается лишь на две ноги. Людьми овладевают злоба и недовольство, распространяются болезни и др. Именно в эту югу Вьяса разделяет единую Веду на четыре и создает Пураны.

65

шудры и родственники дваждырожденных. – Шудры – название четвертой, самой низшей варны индуистского общества, рабочие. Родственниками же дваждырожденных (сюда относили брахманов, кшатриев и вайшьев, благодаря посвящению имевших как бы второе, высшее рождеие) называются те дваждырожденные по рождению, которые лишены качеств дваждырожденных. А согласно выдающемуся индийскому ученому Р. Ч. Хазре, мнение которого приводит П. Д. Сахаров, «дваждырожденный (только) по рождению» —

Скачать:PDFTXT

Девибхагавата - Пурана Шактизм читать, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать бесплатно, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать онлайн