Скачать:PDFTXT
Девибхагавата — Пурана

это представитель трех высших варн индуистского общества, который практикует неортодоксальный религиозный культ, а поэтому не может именоваться «дваждырожденным» в подлинном смысле слова (41, с. 8).

66

Гуру – букв. «тяжелый», духовный учитель в индуизме. Институт гуру, духовных наставников, известен в Индии с древнейших времен, вступая в период религиозного ученичества (брахмачарья), каждый индуист, принадлежавший к трем высшим варнам, избирал себе гуру, под руководством которого он должен был изучать Веды.

67

сын Дроны – Ашваттхаман, один из героев Махабхараты, сражавшийся на стороне Кауравов.

68

Праджапати – «прародитель», эпитет Брахмы.

69

Шакра – «могучий», Индра.

70

Брихаспати — родовой жрец и наставник царя богов Индры, правитель планеты Юпитер.

71

Сурья – бог солнца, в функции локапалы – повелитель юго-запада.

72

Яма – бог смерти, царь усопших, в функции локапалы – повелитель юга.

73

Индра – «правитель», глава богов ведийского пантеона, бог дождя и грома, предводитель воинства богов в их бесконечной войне с демонами-асурами, победитель грозного асура Вритры, сластолюбец и соблазнитель. Аналогичен древнегреческому Зевсу. В качестве воителя богов сохраняет важные позиции и в индуистском пантеоне, но оттесняется тремя верховными богами: Брахмой, Вишну и Шивой. Как локапала (хранитель мира) отвечает за восток.

74

Васиштха – один из семи святых мудрецов. Известны мифы о его соперничестве с Вишвамитрой (см. примеч. 327).

75

Сарасвата Риши — легендарный мудрец.

76

Тридхама — легендарный мудрец.

77

Тривриша — легендарный мудрец.

78

Бхарадваджа – мудрец-подвижник, известный своими познаниями в медицине, ему приписывается создание некоторых ведийских гимнов, в Махабхарате Бхарадваджа является отцом Дроны, наставника Пандавов и Кауравов.

79

Антарикша — легендарный мудрец.

80

Дхарма – бог, персонофицирующий мировой нравственный закон, высшую справедливость (дхарма). Дхармаотец одного из героев эпоса Юдхиштхиры.

81

Эйаруни — легендарный мудрец.

82

Дхананджая – «завоеватель богатств», эпитет Арджуны.

83

Медхатитхи — легендарный мудрец.

84

Врати — легендарный мудрец.

85

Атри – известный мудрец

86

Гаутама — легендарный мудрец.

87

Уттама — легендарный мудрец.

88

Сома – бог Луны (не путать с сомой – напитком, см. примеч. 383).

89

Прикавин — легендарный мудрец.

90

Бхаргава — родовое имя Парашурамы, Маркандеи и некоторых других лиц, считающихся потомками мудреца Бхригу.

91

Шакти – старший сын мудреца Васищтхи.

92

Джатукарнья — легендарный мудрец.

93

Двайпаяна – имя Вьясы (см. примеч. 10), обозначающее «островитянин», «рожденный на острове» («двипа» – санскр. «остров»), так как он был рожден его матерью Сатьявати на острове.

94

Шука – букв. «попугай», сын мудреца Вьясы, с детства придававшийся подвижничеству, он достиг совершенства и попал на небеса. Его история рассказывается далее в первой книге Девибхагавата-Пураны.

95

пересечь бескрайний океан сансары. – мирское бытие в индуистских текстах часто сравнивается с океаном, а метафорой освобождение служит переправа через него. См. также Бхагавад-гита, 4, 36.

96

Иная версия этого мифа см. Махабхарата, XII, 325.

97

Ашрам – обитель мудрецов (не путать с ашрамом – стадией жизни)

98

Сарасвати – священная река древности, берущая начало в Гималаях, в Ведах описывается впадающей в море. Изменив со временем свое течение, с местами обмелевшая, а то и совсем исчезающая в песках, ныне Сарасвати – незначительный приток реки Гхаггар.

99

Кама – индуистский бог любви. Как и греческий Эрот, вооружен луком и цветочными стрелами. Быть пораженным стрелами Камы, значит, влюбиться.

100

придя в Гайю… — Гайя – древняя святыня в Восточной Индии (совр. Бихар), центр возникновения буддизма, позже – священный город индуистов. Согласно легенде, здесь демон Гайя совершил жестокое покаяние в честь Вишну (Ваю-пурана, 105 – 112). До сих пор Гайя – место паломничества для совершения поминальных жертвоприношений.

101

Для того, кто не имеет сына, нет ни пути, ни рая,

И никто, кроме сына, не поможет в загробном мире. – иметь сына считалось большим благом в традиционном индуистском обществе, ведь именно сыновья проводили поминальную церемонию – шраддху, обеспечивающую благополучие умерших предков. Каждый индуист обязан ежедневными возлияниями и поминальными подношениями поддерживать три поколения умерших предков. Человек, умерший, не оставив сына, обречен на адские муки. Концепция предков находится в противоречии с концепцией кармы и перерождения, которая, как считается, имеет более позднее происхождение.

102

дхармашастры – раздел индуистской литературы, в которой входят законодательные трактаты, формулирующие морально-этические требования общества к его членам и освещающие основные социальные установления.

103

Ганеша – «владыка ганов», сын Шивы и Парвати, бог мудрости и устранитель препятствий, изображается со слоновьей головой.

104

Карттикея – матронимическое имя бога войны Сканды, считающегося сыном Криттик (Плеяд).

105

Агни – бог огня.

106

Варуна – бог, властвующий над земными водами, как локапала охраняет запад.

107

Нарада – один из известных мудрецов, которому приписывается создание нескольких ведийских гимнов, глава небесных гандхарвов и посланец богов.

108

Винамузыкальный инструмент, любимый инструмент мудреца Нарады, см. примеч. 107.

109

Предоставив почетное питье и сидение, спросил мудреца о благополучии. – Согласно правилам приема гостя, излагаемым в Грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1). Подстилку для сидения из травы, 2). Воду для омовения ног (падья), 3). Почетное питье (аргхья), назначение которого не вполне ясно, 4). Воду для прихлебывания или полоскания рта (ачамания), 5). «медовую смесь» (мадхупарка). В древнеиндийский этикет также входил традиционный вопрос о благополучии (кушала-прашна).

110

Парашарья – патронимическое имя Вьясы (см. примеч. 10) , его отецмудрец Парашара.

111

Мадхусудана – «губитель Мадху», имя Вишну, убившего демона Мадху.

112

Сияющего Каустубхой… — Каустубха – драгоценный камень, украшающий грудь Вишну.

113

держащего раковину, диск и булаву… — Раковина, диск и булава – неотъемлимые атрибуты Вишну.

114

чья грудь украшена Шриватсой. – Шриватса – один из особых знаков на теле индивида, свидетельство его особой отмеченности, часто – крутой завиток волос на правой стороне груди.

115

Васудева (vAsudeva) – патронимическое по форме имя Кришны (он – сын Васудевы, vasudeva, с коротким «а» в первом слоге), одно из главных его наименований в индуистской традиции, также прилагается и к Вишну.

116

Джанардана – имя Вишну, а также Кришны – его воплощения. Имеет несколько толкований: 1. «побуждающий людей», то есть стимулирующий их жизнедеятельность, 2. «уничтожающий [злых] людей», 3. «почитаемый людьми». Каждое из толкований основано на различном понимании значения второго компонента этого сложного слова – «ардана» и соотвествует определенному аспекту образа Вишну.

117

Праджапати – «владыка творений», эпитет Брахмы.

118

Асуры – демоны, противники богов.

119

Хара – «разрушитель», имя Шивы, связано с его специфической ролью божества, уничтожающего все существующее по окончании мирового периода.

120

Шанкара – «умиротворяющий», имя-эпитет Шивы.

121

Экарнава – см. примеч. 39.

122

Данавы – разряд демонов, сыновья Дану и Кашьяпы.

123

Мадху и Каитабха – два демона, братья-близнецы, сражавшиеся с Вишну и убитые им при помощи Богини-Матери. Имя «Мадху» значит «слащавый, льстивый», имя Кайтабха – «лживый, коварный». Олицетворяют ложь и коварство, в ритуале тантристов левой руки символически представлены вином (мадья) и мясом (мамса).

124

[И воплощаюсь] в телах черепахи, вепря, льва и карлика… — речь идет об аватарах, земных воплощениях божества, в данном случае – Вишну. Здесь упоминается о четырех из десяти основных, согласно Матсья-пуране (285, 6 – 7), воплощениях Вишну. Воплощение Вишну в черепаху связано с мифом о пахтании океана богами ради амриты. В некоторых вариантах этого мифа (например, в Бхагавата-пуране, 2, 7, 13 и Вишну-пуране, 5, 9) Вишну превратился в гигантскую черепаху, чтобы стать опорой для горы Мандары, которой боги пользовались как мутовкой. Что касается следующего воплощения Вишну, то оно связано с тем, что демон Хираньякша пытался унести землю в преисподнюю. Тогда Вишну в образе вепря сразил демона, поднял землю из вод и возложил ее на голову Шешы (Матсья-пурана, 47, 247 – 248; Шива-пурана, 2, 5, 42 – 49). Воплощение Вишну в человекольва связано со следующей легендой. Демон Хираньякашипу, которго не мог убить ни зверь, ни человек (так обещал ему бог Брахма), овладел тремя мирами. Он преследовал и пытался убить своего сына Прахладу, бывшего ревностным почитателем Вишну, и однажды Вишну в образе льва с головой человека появился из колонны и умертвил демона ((Вишну-пурана, 5, 16 – 20). Затем, повелитель асуров Бали, пользуясь своим благочестием, одолел всех богов и захватил вселенную. Тогда Вишну стал карликом и испросил у Бали пространство в три шага. Превратившись в великана, он тремя шагами отмерил всю вселенную (Бхагавата-пурана, 8, 18, 21)

125

восседая на

Скачать:PDFTXT

Девибхагавата - Пурана Шактизм читать, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать бесплатно, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать онлайн