Гаруде… — Гаруда – царь птиц, вахана (ездовое животное) Вишну, непримиримый враг демонов-змей (нагов), похитивший у них амриту.
126
вместе с лучшим из мастеров… — то есть с Тваштаром, мастером богов.
127
Хаягрива – букв. «конноголовый», эпитет Вишну.
128
Рожденный в лотосе – эпитет Брахмы, появившегося на свет из лотоса, произрастающего из пупа Вишну.
129
Мадхава – наименование вождей племени ядавов по одному из предков – Мадху, чаще всего относится к Кришне.
130
по воле судьбы – см. примеч. 137.
131
Иша – «владыка», в данном случае – эпитет Шивы.
132
Ваикунтха – «место без тревог», название мира Вишну.
133
Шамбху – «дарующий счастье», эпитет Шивы.
134
Гхи – очищенное топленое коровье масло, имеющее в индуизме высокий ритуальный статус, с глубокой древности используется в различных обрядах в качестве подношения богам. Вследствие мощной очистительной силы (в магическом смысле) используется, в частности, для праздничных и ритуальных блюд. Считается, что приготовленная с гхи пища меньше подвержена «осквернению», например, от взгляда представителя «низкой» касты.
135
хома – обряд помещения в огонь жертвенного дара, которым служило преимущественно топленое масло.
136
ни якшами, ни дайтьями, ни ракшасами… — Якши – воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ бога Куберы. Дайтьи – класс демонов, сыновья Дити и мудреца Кашьяпы. Ракшасы – демоны, которые в особенности враждебны к людям, описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям отшельников и др.
137
Судьба — выше, я думаю, напрасны человеческие старания … — по мнения академика Б. Л. Смирнова, понятие «дайва» (судьба) не носит в индийском мировоззрении фаталистического характера и не соответствует понятию «мойра» древних греков. Мойра, как он указывает, неумолимая и слепая сила, которой подвластны и боги. Дайва же является частной модификацией кармы, индивидуальной кармой, вытекающей из совершенных деяний, а следовательно, справедливой, а не слепой силой. Однако, с моей точки зрения Б. Л. Смирнов ошибается, так как он рассматривает индийское мировоззрение как нечто застывшее, без учета его исторического развития. Более правильной мне представляется точка зрения Я. В. Василькова, который противопоставляет фаталистическую концепцию дайвы концепции кармы, которая, как он считает, является более поздним явлением. Далее в тексте следуют характерные для эпоса и пуран споры о соотношении судьбы и прилагаемых усилий (24, с. 142).
138
Ведь даже некогда моя голова по воле Судьбы была отрублена Шамбху… — Речь идет о том, что Шамбху (Шива) некогда отрубил пятую голову Брахме, возмущенный тем, что Брахма совершил инцест со своей дочерью.
139
его детородный орган отпал из-за проклятия… — Шиву так прокляли мудрецы за то, что он привлек к себе их жен.
140
повелитель Шачи – эпитет Индры. Шачи – супруга Индры.
141
в том, что он имел тысячу знаков бесчестия… — однажды в отсутствии мудреца Гаутамы Индра пытался соблазнить его жену, красавицу Ахалью. Однако, прежде чем что-либо произошло, Гаутама вернулся домой и, застав их вместе, проклял Индру, отчего на нем появилось тысяча женских лон (Брахма-пурана, 87). Но после того, как Индра покаялся и просил прощения, добрый мудрец превратил тысячу лон в такое же количество глаз. Ахалья же, согласно Падма-пуране (1, 50), превратилась на десять тысяч лет в камень, пока прах от ног Рамы не расколдовал ее. Согласно же Рамаяне Вальмики (1, 48 – 49), она тысячу лет до встречи с Рамой должна была провести в строгом покаянии невидимой и питаться одним только воздухом.
142
Манаса – озеро, расположенное близ горы Кайласа (см. примеч. 205) в Гималаях.
143
Махамайя — одна из двух форм Богини-Матери, сила вуалирования, сокрытия, она приводит к инволюции души из более тонких во все более грубые планы бытия, опутывает душу узами и являет собой весь проявленный мир сансары.
144
изначальную пракрити… — в данном случае Пракрити – имя Богини-Матери.
145
приказал Ведам
Воплотиться в тела ради успеха дела богов. – в индуистской мифологии неодушевленные предметы и даже абстрактные понятия (например, речь или гибель) могут принимать человеческий облик.
146
Прана – «жизненный воздух», жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайа-коше как пять первичных жизненных токов, известных как вайю, «жизненные воздухи или ветры».
147
Гаятри – важнейшая ведическая мантра, известная также под названиями Ведаматри («Матерь Вед») и Савитри. В «Законах Ману» сказано: «Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с высшей брахмой, став подобным ветру, превратившись в эфир». (II, 82)
148
Вьярхити – мантра «бхур-бхувах-свах», каждое из слов которой соотносится с одним из планов мироздания: бхух – с земным миром (бхур-локой), бхувах – с воздушным пространством (бхувар-локой), в свах – с небом (сварга-локой). В «Законах Ману» сказано: “Да будет известно, что три негибнущие священные слова (mahaavyaahRti), предваряемые словом «ОМ», а также трехстопный «Савитри» – уста Веды.» (II, 81)
149
биджа-мантры. Биджа на санскрите означает «капля». Так называют однослоговые мантры типа «хрим», «ом», «айм» и т. п. Мантра вообще – звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взяты из писаний. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи (богослужения), чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе для успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Считается, что для полной эффективности мантры должны даваться духовным учителем при посвящении. В шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистических спекуляциях о слове как о творческом логосе (ср. концепции эллинизма и учение Филона о «словах-семенах» – Logos spermatikoi). Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока Бхагавад-Гиты 8, 10.
150
Шаури – имя-эпитет Вишну или Кришны, обозначающее «происходящий из геройского рода» или «происходящий из рода Шуры» (Шура, или Шурасена – царь племени ядавов, дед Кришны и брат Кунти).
151
Тысячеокий – эпитет Индры, о его происхождении, см. примеч. 141.
152
Вач – персонификация священного слова. Идентифицируется с Сарасвати, богиней учености и красноречия, одним из проявлений Богини-Матери.
153
бог огня – т. е. Агни.
154
твои игры нам не ведомы. – см. примеч. 59.
155
Бхавани – «супруга Сущего», одно из имен Богини-Матери.
156
дочь Океана – эпитет Лакшми, которая вышла из океана при его пахтании богами и асурами, см. Махабхарата, I, 40, 38; Брахмавайварта-пурана, 2, 35 – 36.
157
нанесенное своей частью… — Лакшми считается частичным воплощением (амша-рупа) Богини.
158
Анги – или веданги, шесть вспомогательных отраслей ведических знаний, помогающих правильно принимать и применять Веды: шикша (фонетика), чхандас (размеры стихосложения), нирукта (этимология), Вьякарана (грамматика), джьотиша (астрология) и кальпа (включающая в себя различные юридические, общественные и домашние процедурные каноны).
159
Самаганы – песнопения, развившиеся на основе гимнов Ригведы, преобразовавшихся в саманы. Звуковой арсенал самаганы, преодолев длительный путь развития, возрос от трехвысотного звукового уровня до семиступенчатого. Самаганы составляли основу ведической музыки.
160
Акаша – эфир как один из пяти грубых первоэлементов
161
этот гимн мне во время трех сандхья… — Сандхья – религиозные действия (возлияния воды, повторение мантр и др. ), совершаемые регулярно три раза в день: утром, в полдень и с наступлением вечера. Также три этих отрезка времени могут именоваться сандхья.
162
Лживость, наглость, хитрость, глупость, нетерпеливость, жадность,
Нечистота и грубость — таковы качества женщин, порожденные их собственной природой. — Такие женоненавистнические утверждения характерны для древнеиндийской литературы. Так, в «Камасутре» говорится: «… кто может доверять нраву, чистоте, обычаям, поведению, преданности и речам женщин? Ведь по природе они нечисты помыслами» («Камасутра», !!, 9, 19, 29). В «Двадцати пяти рассказах веталы» мудрый царь Викрама в ответ на вопрос веталы (духа, обитающего на кладбище) о том, кто подлее, мужчины или женщины, отвечает: «Так творец устроил, что женщины легкомысленны и являются причиной всех грехов. Разве бывают мужчины жестоки? А женщины по природе своей и жестоки и грешны». (цит. по Двадцать пять рассказов веталы. М.: Гослитиздат, 1958. — С. 46) В Дхармашастре Нарады говорится, что женщина из-за природной лживости не может выступать свидетелем в суде (Дхармашастра Нарады, 173 (А 191)) В «Законах Ману» сказано: «Ману оставил на долю женщин ложе, сидение, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение. Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр, такова установленная дхарма; женщины немощны, лишены [права изучать] мантры, [они – воплощенная] ложь: таково положение вещей». (IX, 17 – 18)
Удивительно лишь, как подобное могло попасть в шактистскую Пурану, ведь шактизм – это прежде всего почитание Женского Начала.
163
однослоговую Майя-биджа-мантру… Майя-биджа-мантра – это мантра ХРИИМ, биджа-мантра Богини-Матери в ее проявлении Махамайи.
164
восседающая на спине льва – лев является ездовым животным (ваханой) Богини.
165
совершил прадакшину… — Прадакшина – ритуальное обхождение святыни, почитаемого человека или божества, движение совершается по кругу, так что правое плечо повернуто к объекту почитания.
166
Ты — причина пяти [грубых элементов]: земли, воды, огня, воздуха и эфира… — Земля (притхиви), вода (апас), огонь (теджас), воздух (вайю) и эфир (акаша) – пять грубых элементов, таттвы Санкхьи с