21 по 25, происходят от пяти тонких элементов (танматр).
167
И ты — причина пяти [тонких элементов]: запаха, вкуса, формы, прикосновения и звука. – Запах (гандха), вкус ( раса), форма (рупа), прикосновение (спарша) и звук (шабда) – пять тонких элементов (танматр), таттвы Санкхьи с 16 по 20, происходят из аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте тамо-гуны и в свою очередь порождают пять грубых элементов.
168
Обоняние, вкус, зрение, осязание и слух — органы чувств… — пять органов чувств, или джанендрии, таттвы Санкхьи с 6 по 10, происходят от аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте саттва-гуны.
169
органы действия… — или кармендрии, общим числом пять. Это речь (вак), хватание (пани), ходьба (пада), выделение (пайю), порождение (упастха), таттвы Санкхьи с 11 по 15, происходят от аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте саттва-гуны.
170
Махешвари – «великая владычица», эпитет Богини-Матери.
171
Для рожденного неизбежна смерть, и неизбежно рождение для умершего… — ср. с Бхагавад-Гитой, 2, 27.
172
Шарвани – эпитет Богини-Матери.
173
Иные версии этого мифа см. Маркандея-пурана, 81, Махабхарата, III, 194.
174
Любовная поэзия тоже бывает трех видов: высшая,
Средняя и низшая. – Высшая – эта та, которая прославляет любовь к собственной жене, средняя – та, что восхваляет любовь к блуднице, а низшая описывает любовь к чужой жене (согласно пояснению Свами Виджнянананды).
175
Ваг-биджа-мантра… — это мантра АИМ, биджа-мантра Сарасвати (Вач), богини учености и красноречия, супруги Брахмы, частичного проявления Богини-Матери. Гимн Вач содержится в Ригведе (X, 125).
176
См. примеч. 173.
177
знаток всех тантр… — Тантры – одна из групп текстов, на которых основывается индуистская традиция. Изложение в них строится обычно как беседа богов (напр. Шивы и его супруги). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теологические спекуляции, медицинские предписания и др. Общее число тантр достигает нескольких десятков. Тантры делятся на агамы (см. примеч. 28), нигамы и упатантры.
178
Тогда подумал о способах [действий]: примирении, дарах, ссоре и войне. – Четыре способа действий по отношению к противнику, рекомендованные «Законами Ману» (YII, 107 – 109).
179
Вамана – «карлик», эпитет Вишну, некогда нисходившего на землю в облике карлика.
180
Савитри – супруга Брахмы.
181
Рама (ramA, с долгим «а» на конце) – другое имя Лакшми.
182
Ума – «О, не надо!», одно из имен дочери Химавана и супруги Шивы, происходящее, согласно «Шива-пуране», от восклицания, адресованного ей ее матерью, просившей ее не предаваться подвижничеству.
183
знает твои игры – см. примеч. 59.
184
в отрезки времени, именуемые сандхья… — см. выше, примеч. 161.
185
Шри – другое имя Лакшми.
186
сваха – возглашение, завершающее мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь. Отождествление Богини со свахой и свадхой мы находим и в Деви-махатмье.
187
Недруги богов – то есть асуры.
188
Индр среди данавов… — см. выше, примеч. 29, 122.
189
Ты играешь в созданной тобой сети иллюзии, как актер в построенном им театре свое представление. – см. примеч. 59.
190
Камала – «лотосная», эпитет Лакшми.
191
чьими качествами являются бытие, сознание, блаженство. – в Веданте «бытие-сознание-блаженство» (сат-чид-ананда) – троичное определение абсолюта – Брахмана. В шактистской философии это определение является синонимом Шакти и одновременно чистым разумом каждой индивидуальной души.
192
вечные сыновья Брахмы – это четыре мудреца: Санака, Санандана, Санатана и Санат-Кумара, появившиеся на свет из ума Брахмана.
193
Капила – мудрец, создатель философской школы санкхья.
194
Нараяна – «прибежище людей» или «тот, чье пристанище воды», одно из имен Вишну. Нараяной называют также Кришну, инкарнацию Вишну.
195
Хришикеша – имя Вишну и Кришны, имеющее в зависимости от деления его как сложного слова, двойную этимологию: 1. Хриши-кеша – «курчавый, густоволосый», 2. Хришика-иша – «властвующий над чувствами людей».
196
Махадева – «великий бог», эпитет Шивы.
197
имеющего Луну на лбу… — На изображениях лоб Шивы украшает полумесяц. Полумесяц символизирует то, что Шива управляет своим умом.
198
Трехокий – имя Шивы, три глаза которого ассоциируются с солнцем, луной и огнем.
199
Пятиликий – имя Шивы как врачевателя недугов, под этим именем он особенно почитается в Бенгалии. Этот эпитет символизирует природу Шивы как состоящую из пяти великих элементов (махабхута), а также четырех основных направлений плюс центр, что в целом в представлении шиваитов отражает всеобъемлющую сущность бога.
200
держащего трезубец – Трезубец, боевое оружие Шивы, был сделан Вишвакарманом из отрезков лучей бога Солнца Сурьи (Брахмананда-пурана, II, 24, 90). Означает в шиваизме его тройственную природу бога, создавшего, поддерживающего и разрушающего вселенную. В разных школах и учениях символика трезубца трактуется по-разному. Так, согласно одной из йоговских интерпретаций три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пингала и сушумна, которые проходят вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.
201
ездящего на быке… — бык Нанди является ваханой (ездовым животным) Шивы.
202
Трьямбака – «имеющий трех матерей», Шива.
203
Капардин – носитель капарды (отшельнической прически, при которой волосы стянуты в узел на макушке, по форме напоминающий раковину – капарду, или заплетены в косицу), имя Шивы как бога аскета.
204
имеющему Гаури, как половину своего тела… — Гаури – «светлая», одно из имен супруги Шивы. В индуизме считается, что жена как бы является второй половиной тела мужа. Так, в «Тайттирия-брахмана» говорится: «Сам человек – полчеловека, вторая половина – жена» (11, 9, 4, 7). Также, согласно легенде, супруга Шивы во втором своем рождении как Парвати предавалась суровому подвижничеству и получила вторую половину тела Шивы (Шива-пурана, II, 41, 40). Изображение Шивы с телом наполовину мужским, наполовину женским символизирует единение божественного духа и его энергии – шакти.
205
Живущего на Кайласе… — Кайласа – «блистающая как горный хрусталь» или «Обитель блаженства», священная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета, на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы.
206
Окруженного множеством бхутов… — Бхуты – духи, известные каннибализмом, ассоциируемые, а иногда и смешиваемые с претами и другими разрядами ночных демонов (ракшасами, пишачами и др.), появляются на местах сражений или на кладбищах, главой их выступает Шива.
207
прервавшего жертвоприношение Дакши… — Дакша — мудрец, один из порожденных разумом сыновей Брахмы. Он устроил жертвоприношение, на которое не пригласил Шиву и грубо оскорбил его. Он был отцом Сати, супруги Шивы, которая сожгла себя в жертвенном огне, будучи не в силах вынести обиду, причиненную ее мужу. Разгневанный Шива сотворил для мести демона Вирабхадру, отрубившего Дакше голову (которую потом боги заменили головой козла) и разрушившего устроенное им жертвоприношение (45, с. 17 – 19).
208
Пандит – санскр. «ученый».
209
Ощущение, логический вывод и ссылка на авторитет. – Ощущение или восприятие – пратьякша, логический вывод, включающий как дедукцию, так и индукцию – анумана, ссылка на авторитет или свидетельство – шабда. Эти три средства познания признают подавляющее большинство индуистских философов.
210
Другие ученые называют еще и четвертый – сравнение… — Сравнение (упамана) есть средство познания, с помощью которого мы приобретаем знание о вещи из ее сходства с другой, ранее хорошо известной нам вещью. Так, узнав, что дикая корова (гавайя) похожа на домашнюю корову, мы заключаем, что это похожее на корову животное есть гавайя. Это средство познания, наряду с тремя первыми (см. выше), признавали сторонники школы Ньяя.
211
И пятое — предположение. – Предположение (архапатти), или импликация, это средство познания, которое приводит к новому факту или предполагает нечто на основании другого факта. Оно признает вещь, которая сама не воспринимается, но подразумевается другой вещью, воспринимаемой или видимой. Тучный Девадатта не ест днем. При этом подразумевается, что он ест ночью, ибо невозможно быть тучным и совсем ничего не есть. Это средство познания, наряду с четырьмя, выше указанными, признают сторонники школы Миманса.
212
Семь [способов доказательства] называют знатоки Пуран… — эти семь составляют вышеназванные пять плюс абхава (несуществование), признаваемое сторонниками Веданты, плюс традиция и вероятность, признаваемая исключительно пураниками (в тексте – знатоками Пуран). Абхава означает не простое отрицание, а противоположность. Это противоположность между тем, что существует, и между тем, что не существует, как например, несуществующий дождь, приводит к познанию существующей связи между облаками и сильным ветром, так как только при наличии связи между облаками и сильным ветром не бывает дождя, который иначе имел бы место по причине тяготения капель дождя.
213
Парабрахман – синоним Ниргуна-Брахмана, «Брахмана без качеств», находящегося вне времени, пространства и формы.
214
Шива приходит в состояние трупа, лишенный Кундалини… — «свернутая кольцом, змееобразная», изначальная космическая энергия, имеющаяся у каждого индивидуума, которая первоначально покоится, свернувшись кольцами, как змея, в основании позвоночника. Поднимаясь благодаря занятиям йогой в сушумна-нади, кундалини пробуждает одну чакру за другой. Самадхи наступает, когда она прорывается через брахмарандхру