Скачать:PDFTXT
Девибхагавата — Пурана

в ядре чакры сахасрары. Кундалини затем возвращается и покоится в одной из семи чакр.

215

Павака – бог огня Агни.

216

[четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши … — см. выше, примеч. 23

217

введенные в заблуждение майей… — Майя – космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно находящаяся в процессе творения, сохранения и растворения. Майяодин из главных принципов индуизма, первоначально означавшая «сверхъестественная сила, магическая энергия Бога» и часто переводимая как «иллюзия». Упанишады подчеркивают чарующую силу майи, которая делает душу слепой к истине. В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия. В шиваизме майя является одним из трех видов уз (паша), которые ограничивают душу. В вишнуизме майя – одна из девяти шакти Вишну. В шактизме же майянепосредственное проявление Богини, см. примеч. 41.

218

В век Кали, как ни в какой другой век, о обладатель великой доли, возникают различные

Учения, не согласующиеся с Ведами. – см. Махабхарата, III, 186.

219

См. примеч. 173.

220

сражусь с вами в соответствии с правилами честного боя. – в древней Индии существовал своего рода кодекс воинской чести, который, напрмер, запрещал убивать безоружного, пьяного, отвратившегося от битвы и др. Подробнее об этом см. Кальянов В. И. О воинском кодексе чести в Махабхарате. (25, с. 491 – 510).

221

Бхуванешвари – одна из десяти Махавидий, великих форм знания, проявлений Богини-Матери. Имеет раджасическую природу, дарует богатство, процветание, райские наслаждения и успех в благих предприятиях.

222

шесть моих чувств были стянуты. – имеются в виду зрение (чакшус), слух (шротра), обоняние (гхрана), осязание (спарша) и обоняние (гхрана), шестым же здесь выступает ум (манас).

223

Чандика – «ужасная», одно из имен Богини-Матери.

224

Четырехрукий – эпитет Вишну.

225

Знай, что поражение или победа зависят от судьбы. – см. примеч. 137.

226

Пораженные стрелами Камы … — см. примеч. 99.

227

Йоджана – «запряжка», мера длины, равная расстоянию, которое можно проехать, не меняя ездовых животных. Равна примерно 13 – 14 километров.

228

Медини – происходит от «medas», костный мозг. Одно из названий Земли. Другие названия – Дхарани, Притхиви, Бхуми, Махи, Васудхара и др.

229

см. Махабхарата, XII, 325 – 326.

230

гора Меру — мифическая гора, обитель богов, расположенная в центре срединного материка, Джамбудвипы. Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг ее вершины вращаются светила, на нее нисподает река Ганга, обтекающая затем Меру, разбившись на четыре потока.

231

Карникара – дерево Pterospermum acelifolium.

232

Адитьи – двенадцать богов, сыновей Адити, среди них – Митра, Варуна, Арьяман, Анила, Бхага, Тваштар, Индра, Вивасват, Вишну. Отождествляются с двенадцатью месяцами или знаками зодиака.

233

Васу – «благодетельные», восемь богов, персонофицирующих природные явления. Примерный состав группы васу: Ахан (день), Дхрува (полярная звезда), Сома (бог Луны), Дхара (Земля), Анила (или Вайю, ветер), Анала (или Агни, бог огоня), Пратьюша (рассвет), Дьяус (небо), хотя могут быть и другие варианты. Считается, что Васу произошли непосредственно из пупа Брахмы. Главой их считается Индра-Васава, который, однако, не входит в их группу.

234

Рудры – «ревуны», одиннадцать божеств, составляющих свиту Индры, связаны с явлениями бури, грозового дождя.

235

Маруты – божества, связанные с явлениями ветра, бури, грозы и молнии, выступают как помощники Индры в его битвах с демонами.

236

Ашвины – «конные», двое божественных братьев-близнецов, ассоцииируются с вечерними и предрассветными сумерками. Являются сыновьями бога солнца Савитара и божественной кобылицы Саранью (отсюда и их имя).

237

Магхавант – «щедрый», эпитет Индры.

238

Вришадхваджа – «с быком на знамени», эпитет Шивы.

239

Васава – Индра.

240

сын Васави (vaasavii) – Вьяса. Васави – патронимическое имя Сатьявати, родившейся из семени царя Упаричара Васу, проглоченного апсарой Адрикой в облике рыбы.

241

Путрарани – сложное слово, состоящее из двух простых: «путра» – сын, «арани» – дошечка для добывания огня. Так может обозначаться женщина.

242

даже Шива находится под властью своей супруги… — это выражение только подчеркивает шактистскую направленность данной Пураны.

243

Гхритачи – «блестящая», апсара (см. ниже, примеч. 244). Известен миф о том, что у мудреца-подвижника Бхарадваджи при виде Гхритачи излилось семя, которое он поместил в кадушку, из которой потом вышел его сын Дрона (букв. «кадушка»).

244

апсары – небесные девы, известные своими танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах, доставляют в мир Индры павших в битве воинов. Наиболее известны Менака, Рамбха, Урваши.

245

Как попавший под власть чар Урваши, был подчинен ей Пуруравас… — Урваши — «страстное желание», одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244), Пуруравас — царь Лунной династии, основателя рода бхаратов.

246

См. Вишну-пурана, IY.

247

сын Ломахаршаны – Сута, см. примеч. 4.

248

Амрита – эликсир бессмертия, добытый, согласно мифу, при пахтании молочного океана.

249

Тара – букв. «звезда».

250

стала мучимой Маданой… Мадана – «опъяняющий», эпитет бога любви Камы, см. примеч. 99). Быть мучимым Маданой, это все равно, что быть мучимым Камой, то есть пылать любовной страстью.

251

Чандра – бог Луны, другое имя – Сома.

252

Вачаспати – «господин речи», эпитет Брихаспати.

253

Холодящий – эпитет бога Луны.

254

осквернитель ложа гуру… — то есть совершивший прелюбодеяние с женой гуру.

255

Убийца брахмана, вор, [укравший] золото, пьяница и осквернитель ложа гуру — [вот четыре], которые

Являются великими грешниками, а тот, кто общается с ними, тот является пятым. – см. также Законы Ману, XI, 55.

256

супруг Рохини – то есть бог Луны Сома. Рохини – самая любимая из двадцати восьми жен Сомы, дочерей Дакши, отождествляемых с двадцатью восемью созвездиями.

257

Владыка трав – эпитет бога Луны Сомы. Считается, что лунный свет способствует росту трав.

258

установлений Кама-шастр… — Кама-шастры – древнеиндийские трактаты, посвященные науке любви. Наиболее изветсный из них – знаменитая «Кама-сутра» Ватсьяяны Малланаги.

259

Шатакрату – «совершивший сто жертвоприношений», эпитет Индры.

260

хранители мира – «локапалы», восьмичленный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам горизонта. Это Индра (отвечает восток), Яма (юг), Варуна (запад), Кубера (север), Сома (северо-восток), Сурья (юго-восток), Агни (юго-запад), ваю (северо-запад).

261

Девеша – «Владыка богов», здесь дано без перевода во избежание повторения.

262

Атри – мудрец, один из сыновей Брахмы.

263

Источник нектара – эпитет бога Луны Сомы.

264

Двадцать восемь прекрасных жен, дочерей Дакши… — см. выше, 256.

265

Сварга – рай, мир Индры.

266

Менака – одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244)

267

А ведь эта [женщина] тогда охладела к мужу, когда он полюбил жену своего младшего брата [Самварты]. – Самварта – сын Ангираса, младший брат Брихаспати. По преданию, Брихаспати, вожделея к жене своего младшего брата, всячески притеснял и обижал его, и в результате Самварта ушел из дому в лес и стал отшельником.

268

Холоднолучистый – эпитет бога Луны.

269

Шукра – мудрец, сын Бхригу, правитель планеты Венера и духовный наставник асуров (см. примеч. 118), полярен Брихаспати, наставнику богов.

270

подобно войне с асурой Таракой… — Тарака – могучий вождь асуров, побежденный сыном Шивы Скандой.

271

Восседая на лебеде… — Лебедь (или гусь) – ездовое животное (вахана) Брахмы.

272

Господин полнолуния – эпитет бога Луны.

273

Царь дваждырожденных – эпитет бога Луны, который первым совершил обряд раджасуя (посвящения в цари) и стал царем.

274

Обряд рождения – или джатакарма, «ритуал рождения», самскара (ритуал), при котором отец приветствует и благославляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда и гхи.

275

Будха – «озаренный», правитель планеты Меркурий.

276

Ила – букв. «земля».

277

Судьюмна – букв. «могучий»

278

Сев на коня из страны Синдху – Синдху — страна, располагавшаяся в долине Инда, на территории современного Пакистана.

279

Мандара – Erythrina indica, одно из деревьев, растущих на небесах Индры.

280

Ашока- «беспечальное дерево» Jonesia asoka или Saraca indica, известное красотой своих оранжево-желтых цветов и почти круглогодичным цветением.

281

вакула — Mimusops elengi, вечно-зеленое дерево с душистыми цветами бледно-зеленого цвета

282

сал — Vatica или Shorea Robusta

283

тал – Borassus flabeliformis.

284

Скачать:PDFTXT

Девибхагавата - Пурана Шактизм читать, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать бесплатно, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать онлайн