в ядре чакры сахасрары. Кундалини затем возвращается и покоится в одной из семи чакр.
215
Павака – бог огня Агни.
216
[четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши … — см. выше, примеч. 23
217
введенные в заблуждение майей… — Майя – космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно находящаяся в процессе творения, сохранения и растворения. Майя – один из главных принципов индуизма, первоначально означавшая «сверхъестественная сила, магическая энергия Бога» и часто переводимая как «иллюзия». Упанишады подчеркивают чарующую силу майи, которая делает душу слепой к истине. В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия. В шиваизме майя является одним из трех видов уз (паша), которые ограничивают душу. В вишнуизме майя – одна из девяти шакти Вишну. В шактизме же майя – непосредственное проявление Богини, см. примеч. 41.
218
В век Кали, как ни в какой другой век, о обладатель великой доли, возникают различные
Учения, не согласующиеся с Ведами. – см. Махабхарата, III, 186.
219
См. примеч. 173.
220
сражусь с вами в соответствии с правилами честного боя. – в древней Индии существовал своего рода кодекс воинской чести, который, напрмер, запрещал убивать безоружного, пьяного, отвратившегося от битвы и др. Подробнее об этом см. Кальянов В. И. О воинском кодексе чести в Махабхарате. (25, с. 491 – 510).
221
Бхуванешвари – одна из десяти Махавидий, великих форм знания, проявлений Богини-Матери. Имеет раджасическую природу, дарует богатство, процветание, райские наслаждения и успех в благих предприятиях.
222
шесть моих чувств были стянуты. – имеются в виду зрение (чакшус), слух (шротра), обоняние (гхрана), осязание (спарша) и обоняние (гхрана), шестым же здесь выступает ум (манас).
223
Чандика – «ужасная», одно из имен Богини-Матери.
224
Четырехрукий – эпитет Вишну.
225
Знай, что поражение или победа зависят от судьбы. – см. примеч. 137.
226
Пораженные стрелами Камы … — см. примеч. 99.
227
Йоджана – «запряжка», мера длины, равная расстоянию, которое можно проехать, не меняя ездовых животных. Равна примерно 13 – 14 километров.
228
Медини – происходит от «medas», костный мозг. Одно из названий Земли. Другие названия – Дхарани, Притхиви, Бхуми, Махи, Васудхара и др.
229
см. Махабхарата, XII, 325 – 326.
230
гора Меру — мифическая гора, обитель богов, расположенная в центре срединного материка, Джамбудвипы. Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг ее вершины вращаются светила, на нее нисподает река Ганга, обтекающая затем Меру, разбившись на четыре потока.
231
Карникара – дерево Pterospermum acelifolium.
232
Адитьи – двенадцать богов, сыновей Адити, среди них – Митра, Варуна, Арьяман, Анила, Бхага, Тваштар, Индра, Вивасват, Вишну. Отождествляются с двенадцатью месяцами или знаками зодиака.
233
Васу – «благодетельные», восемь богов, персонофицирующих природные явления. Примерный состав группы васу: Ахан (день), Дхрува (полярная звезда), Сома (бог Луны), Дхара (Земля), Анила (или Вайю, ветер), Анала (или Агни, бог огоня), Пратьюша (рассвет), Дьяус (небо), хотя могут быть и другие варианты. Считается, что Васу произошли непосредственно из пупа Брахмы. Главой их считается Индра-Васава, который, однако, не входит в их группу.
234
Рудры – «ревуны», одиннадцать божеств, составляющих свиту Индры, связаны с явлениями бури, грозового дождя.
235
Маруты – божества, связанные с явлениями ветра, бури, грозы и молнии, выступают как помощники Индры в его битвах с демонами.
236
Ашвины – «конные», двое божественных братьев-близнецов, ассоцииируются с вечерними и предрассветными сумерками. Являются сыновьями бога солнца Савитара и божественной кобылицы Саранью (отсюда и их имя).
237
Магхавант – «щедрый», эпитет Индры.
238
Вришадхваджа – «с быком на знамени», эпитет Шивы.
239
Васава – Индра.
240
сын Васави (vaasavii) – Вьяса. Васави – патронимическое имя Сатьявати, родившейся из семени царя Упаричара Васу, проглоченного апсарой Адрикой в облике рыбы.
241
Путрарани – сложное слово, состоящее из двух простых: «путра» – сын, «арани» – дошечка для добывания огня. Так может обозначаться женщина.
242
даже Шива находится под властью своей супруги… — это выражение только подчеркивает шактистскую направленность данной Пураны.
243
Гхритачи – «блестящая», апсара (см. ниже, примеч. 244). Известен миф о том, что у мудреца-подвижника Бхарадваджи при виде Гхритачи излилось семя, которое он поместил в кадушку, из которой потом вышел его сын Дрона (букв. «кадушка»).
244
апсары – небесные девы, известные своими танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах, доставляют в мир Индры павших в битве воинов. Наиболее известны Менака, Рамбха, Урваши.
245
Как попавший под власть чар Урваши, был подчинен ей Пуруравас… — Урваши — «страстное желание», одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244), Пуруравас — царь Лунной династии, основателя рода бхаратов.
246
См. Вишну-пурана, IY.
247
сын Ломахаршаны – Сута, см. примеч. 4.
248
Амрита – эликсир бессмертия, добытый, согласно мифу, при пахтании молочного океана.
249
250
стала мучимой Маданой… Мадана – «опъяняющий», эпитет бога любви Камы, см. примеч. 99). Быть мучимым Маданой, это все равно, что быть мучимым Камой, то есть пылать любовной страстью.
251
Чандра – бог Луны, другое имя – Сома.
252
Вачаспати – «господин речи», эпитет Брихаспати.
253
Холодящий – эпитет бога Луны.
254
осквернитель ложа гуру… — то есть совершивший прелюбодеяние с женой гуру.
255
Убийца брахмана, вор, [укравший] золото, пьяница и осквернитель ложа гуру — [вот четыре], которые
Являются великими грешниками, а тот, кто общается с ними, тот является пятым. – см. также Законы Ману, XI, 55.
256
супруг Рохини – то есть бог Луны Сома. Рохини – самая любимая из двадцати восьми жен Сомы, дочерей Дакши, отождествляемых с двадцатью восемью созвездиями.
257
Владыка трав – эпитет бога Луны Сомы. Считается, что лунный свет способствует росту трав.
258
установлений Кама-шастр… — Кама-шастры – древнеиндийские трактаты, посвященные науке любви. Наиболее изветсный из них – знаменитая «Кама-сутра» Ватсьяяны Малланаги.
259
Шатакрату – «совершивший сто жертвоприношений», эпитет Индры.
260
хранители мира – «локапалы», восьмичленный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам горизонта. Это Индра (отвечает восток), Яма (юг), Варуна (запад), Кубера (север), Сома (северо-восток), Сурья (юго-восток), Агни (юго-запад), ваю (северо-запад).
261
Девеша – «Владыка богов», здесь дано без перевода во избежание повторения.
262
Атри – мудрец, один из сыновей Брахмы.
263
Источник нектара – эпитет бога Луны Сомы.
264
Двадцать восемь прекрасных жен, дочерей Дакши… — см. выше, 256.
265
Сварга – рай, мир Индры.
266
Менака – одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244)
267
А ведь эта [женщина] тогда охладела к мужу, когда он полюбил жену своего младшего брата [Самварты]. – Самварта – сын Ангираса, младший брат Брихаспати. По преданию, Брихаспати, вожделея к жене своего младшего брата, всячески притеснял и обижал его, и в результате Самварта ушел из дому в лес и стал отшельником.
268
Холоднолучистый – эпитет бога Луны.
269
Шукра – мудрец, сын Бхригу, правитель планеты Венера и духовный наставник асуров (см. примеч. 118), полярен Брихаспати, наставнику богов.
270
подобно войне с асурой Таракой… — Тарака – могучий вождь асуров, побежденный сыном Шивы Скандой.
271
Восседая на лебеде… — Лебедь (или гусь) – ездовое животное (вахана) Брахмы.
272
Господин полнолуния – эпитет бога Луны.
273
Царь дваждырожденных – эпитет бога Луны, который первым совершил обряд раджасуя (посвящения в цари) и стал царем.
274
Обряд рождения – или джатакарма, «ритуал рождения», самскара (ритуал), при котором отец приветствует и благославляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда и гхи.
275
Будха – «озаренный», правитель планеты Меркурий.
276
Ила – букв. «земля».
277
Судьюмна – букв. «могучий»
278
Сев на коня из страны Синдху – Синдху — страна, располагавшаяся в долине Инда, на территории современного Пакистана.
279
Мандара – Erythrina indica, одно из деревьев, растущих на небесах Индры.
280
Ашока- «беспечальное дерево» Jonesia asoka или Saraca indica, известное красотой своих оранжево-желтых цветов и почти круглогодичным цветением.
281
вакула — Mimusops elengi, вечно-зеленое дерево с душистыми цветами бледно-зеленого цвета
282
сал — Vatica или Shorea Robusta
283
тал – Borassus flabeliformis.
284