Скачать:PDFTXT
Девибхагавата — Пурана

Тамал – Garnicia morella

285

чампака — michelia champaka, дерево с желто-оранжевыми цветами

286

панаса – хлебное дерево

287

нип – Nauclea cadamba.

288

мадхука –дерево Bassia latifolia с белыми цветами

289

ютхика – Jasminum Auriculatum, вид жасмина

290

кунда – Jasminum Multiflorum,вид жасмина

291

карандава – вид уток

292

кокиль – индийская кукушка.

293

Гириша – «повелитель гор», эпитет Шивы

294

Санака – «древний», в индуистской мифологии один из «духовных» сыновей Брахмы (родились из его ума), советник и компаньон Вишну, обитающий в джанарлоке (пятый из семи высших миров).

295

Нара и Нараяна – два мудреца, всегда выступающих вместе и считающихся парным воплощением Вишну.

296

Васиштха – один из семи святых мудрецов, см. примеч. 74.

297

мантра, состоящую из девяти букв… — это мантра АУМ ХРИМ ЧАНДИКАЯЙ НАМАХ, важнейшая из шактистских мантр.

298

варуни – опъяняющий напиток из забродившего риса.

299

Ветер – имеется в виду бог ветра Вайю.

300

Владыка богатств – эпитет Куберы.

301

Рожденная в океане – эпитет Лакшми, появившийся на свет во время пахтания богами и асурами молочного океана.

302

Вахана – ездовое животное, от глагола «вах» везти. Например, ваханой Вишну является царь птиц Гаруда.

303

Это знаменитый миф, индийская вариация распространенного в мировой литературе сюжета о любви смертного к сверхъестественному существу. См. также Ригведа, X, 125, Шатапатха-брахмана, XI, Вишну-пурана, IY. Иная версия этого сказания использована в драме Калидасы «Мужеством (возвращенная) Урваши».

304

Пратиштха – название города.

305

Примирение, дары и другие все [средства политики]… — см. примеч. 178.

306

строй варнашрама – система деления общества на четыре варны и ашрамы (стадии жизни) (см. примеч. 325). Варны (букв. «краска, цвет») – четыре сословия древнеиндийского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, аристократия), вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники) и шудры (чернорабочие, обслуживающие три первые варны, считавшиеся высшими).

307

Урваши – букв «страстное желание», одно из прекраснейших апсар, см. примеч. 211).

308

Из-за проклятия Брахмы она ниспала в мир смертных… — По другому варианту мифа ее проклял бог Митра за то, что она соблазнила его, и по его проклятия Урваши должна была жить на земле.

309

Гхи — моя единственная пища … — см. примеч. 134.

310

победитель Паки – эпитет Индры, такое толкование соответствует выдвижению в эпосе и Пуранах на передний план военного аспекта образа и связанной с этим трансформации отраженного в имени сюжета.

311

Вишвавасу – один из вождей гандхарвов, класса полубогов, небесных певцов и музыкантов.

312

Курукшетра – «поле Куру», знаменитое поле неподалеку от Дели, где произошла великая битва между Пандавами и Кауравами, описанная в Махабхарате. Куру – царь Лунной династии, общий предок двух ветвей правящего дома в Махабхарате.

313

Такова вся история с Урваши,

В Ведах она приводится подробно, а я пересказал ее вкратце. – см. примеч. 303.

314

См. Махабхарата, XII, 326.

315

Гархапатья – один из трех жертвенных огней, постоянно поддерживаемых домохозяином (грихапати), передается из поколения в поколение по мужской линии, от него возжигаются другие жертвенные огни. Два других жертвенных огня называются ахавания и дакшина.

316

Видьядхары – полубоги, известные своей красотой, способные летать по воздуху и изменять свой облик.

317

С неба упали посох, прекрасная шкура черной антилопы

И кувшин для воды удивительный, предназначенные для Шуки… — Посох, шкура черной антилопы и кувшин для воды – неотъемлимые атрибуты отшельника.

318

обряд упанаяны – Упанаяна – обряд, проводящийся над мальчиками примерно двенадцатилетнего возраста. Он отмечает начало периода брахмачарьи и изучения индуистских писаний, обычно под руководством гуру – духовного учителя.

319

Он дал своему сыну имя «Шука»… — «Шука» на санскрите буквально означает попугай.

320

обеты брахмачарина – Неженатый ученик, практикующий воздержание, строго соблюдающий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану, преданное служение и послушание духовному наставнику. Брахмачарины обычно живут в ашраме со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи брахмачарин либо становится женатым мирянином (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты и становится санньясином.

321

обнюхал его голову… — Традиционная форма изъявления нежных чувств, состоявшая в том, что один из встречавшихся прижимал голову другого к его груди и вдыхал ее запах.

322

Для не имеющего сына нет ни пути, ни рая… — см. примеч. 101.

323

Ванапрастха – человек, прекративший семейную жизнь и ушедший в лес для духовного совершенствования, третья из четырех стадий жизни.

324

Грихастха – «домохозяин», человек, ведущий семейную жизнь и исполняющий свои общественные обязанности, вторая из четырех стадий жизни.

325

Пусть он проходит ашрам за ашрамом… — Ашрамы – четыре стадии жизни, теоретически обязательные для дваждырожденного: 1. Брахмачарья (см. примеч. 320), 2. Грихастха (см. примеч. 324), 3. Ванапрастха (см. 323), 4. Санньяса (см. примеч. 326).

326

санньяса – четвертая стадия жизни, религиозное отречение от мира.

327

Вишвамитра – букв. «друг всем», мудрец, кшатрий по рождению, благодаря суровой аскезе ставший брахманом. Однажды Вишвамитра был соблазнен апсарой Менакой, и от их связи родилась красавица Шакунтала, ставшая впоследствии супругой царя Душьянты.

328

Увидев дочь рыбака Кали, отец мой Парашара,

Пораженный стрелами Камы, взял ту девушку себе в лодку… — Эта история рассказывается в гл. 1 – 2 второй книги Девибхагавата-Пураны».

329

И даже Брахма, увидев свою дочь, стал терзаем страстью,

И был остановлен Рудрой, приведшим его в бессознательное состояние… — Однажды Брахма создал из половины своего тела богиню Савитри. Очарованный ею, он создает себе четыре лица, чтобы не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, и у Брахмы возникает пятое лицо, обращенное вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову.

330

пребывание в утробе матери, полном кала и мочи, это снова страдание. – в индуистских сочинениях мы находим описание родовой травмы, которой уделяет огромное внимание новейшая психология и особенно трансперсональная психология. Согласно индуистским источникам эта травма рождения вызывается пребыванием плода среди нечистых субстанций. Следствием родовой травмы, согласно древнеиндийским текстам, является утрата памяти о предыдущих состояниях.

331

Джнана – знание (особенно священное), зрелое состояние души.

332

корень кармы трех видов — прарабдха, самчита и вартамана… Карма — в индуизме закономерность, исходя из которой статус и судьба человека в настоящем предопределены его деятельностью в прошлом рождении. Карма имеет три аспекта: 1. Самчита-карма – «накопленные действия», сумма всех карм прошлых и этой жизни, 2. Прарабдха-карма – «начавшиеся действия», эта та часть самчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и привязанности. 3. Криямана-карма – «делаемое сейчас», эта та карма, которая создается и добавляется к самчите в этой жизни нашими мыслями, словами и действиями, или во внутренних мирах в промежутках между жизнями.

333

[Некогда бедным брахманом] Аджигартеной [свой собственный] сын царю Харишчандре… – Царевич Рохита, сын Харишчандры, попросил брахмана Аджигарту (букв. «голодающий») отдать ему одного из своих троих сыновей, чтобы принести в жертву Варуне, который наслал на его отца водянку. Тогда Аджигарта отдал своего среднего сына Шунахшепу (букв. «собачий хвост»). Однако на церемонии жертвоприношения Шунахшепа взмолился по совету сына Гадхи Вишвамитры богине зари Ушас. Путы с него спали, и одновременно исцелился от водянки и Харишчандра. Этот миф можно сравнить с библейской историей о Аврааме и Исааке (45, с. 145 – 148). Эта история рассказывается в седьмой книге Девибхагавата-пураны.

334

в этой земле Кармабхуми… — то есть в Индии.

335

думающему о четвертом ашраме… — то есть о санньясе (см. примеч. 326)

336

включающую пять элементов [повествования]… — см. выше, примеч. 7.

337

баньян – Ficus indica, иные названия на санскрите – вата и ньягродха. Является священным деревом виншуитов.

338

Мукунда – эпитет Вишну.

339

Свадха – ритуальный возглас, совершаемый при возлиянии умершим предкам, собственное значение его утрачено. Отождествление Богини со свахой и свадхой встречается и в Деви-махатмье.

340

Мандара – Eryfrina indica, одно из мифических деревьев, растущих на небесах Индры.

341

Кальпа – одна из основных космических единиц времени в индуистской хронологии. Одна кальпа равна 4320 млн. земных лет и приравнивается к 1 дню Брахмы, по длительности равного 1 ночи. 360 дней и ночей составляют год Брахмы, его жизнь равна 100 таким годам. Кальпа делится на 14 манвантар, каждая из которых содержит 71 махаюгу.

342

Чит-Шакти – или чит-рупини, созидательная сила сознания. В то время как Шакти отождествляется с чит

Скачать:PDFTXT

Девибхагавата - Пурана Шактизм читать, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать бесплатно, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать онлайн