(сознанием), Шакти отождествляется с чит-рупини.
343
Содержащую [рассказ] о смерти асуры Вритры… — Вритра – согласно основному ведийскому сюжету, связанному с Индрой и поддающемуся, наряду с природной, космогонической трактовке, обозначение сокрушенной им преграды на пути вод, в эпосе и Пуранах – имя демона, убитого Индрой.
344
Брахмавидья – знание Брахмана.
345
переправляющую через океан сансары… — см. примеч. 95.
346
Этот мой ученик праведный, потомок Ломахаршаны… — то есть Сута.
347
Митхила (другое название – Видеха) – город, являющийся столицей одноименной страны, известен как крупный культурный центр деятельности, территория царства Митхилы была ограничена на востоке рекой Каушики, на западе – Гандаки, на юге – Гангой, на севере — Гималаями. Легендарным царем Митхилы был Джанака, в поздних произведениях часто выступавший как духовный наставник.
348
— Освобожденный уже при жизни – на санскрите «дживанмукта», святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы (см. примеч. 332), преодолевшей авидью (незнание). С внешних позиций неотличим от обычного хорошего человека, но на самом деле вне мира. В основном термин принадлежит школам веданты.
349
Подобно сыну бесплодной женщины, является [нелепой выдумкой] тот царь Джанака… — пример противоречия, часто используемый в индуистской литературе.
350
Как он может одинаково смотреть на вора и на подвижника… — ср. с Бхагавад-гитой, 5,18.
351
См. Махабхарата, XII, 327 – 328.
352
совершив прадакшину… — см. выше, примеч. 165.
353
Шайвы – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву.
354
Пашупатьи – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву в образе Пашупати («Владыки тварей»).
355
Сауры – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Солнца Сурью. В настоящее время их осталось очень мало.
356
Шакты – индуисты, почитающие в качестве избранного божества Богиню-Мать.
357
Вайшнавы — индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Вишну.
358
Прарабдха-[карма] должна всегда изживаться … — см. выше, примеч. 332.
359
Атман — в философии Веданты – верховная субстанция Вселенной, тождественная неэмпирическому, истинному «Я» индивида.
360
населенный людьми трех видов… — то есть хорошими, плохими и средними.
361
Гетеры там [были], состоящие на службе у царя… — часть гетер могла состоять на службе у царя, и при дворе существовала специальная должность надзирателя за гетерами. Их использовали и как источник пополнения царской казны, и как тайных осведомителей. Предписания относительно гетер см. Артхашастра, 44, 27.
362
опытные в искусстве любви. – культура отношений между полами была очень развита в традиционной Индии, примером тому является знаменитый трактат Камасутра.
363
относился к ним как к своей матери. – то есть не испытывал к ним влечения.
364
Одну стражу ночи… — Индийцы делили сутки на восемь страж (прахара), протяженностью в зависимости от времени года и суток от 3 до 3,75 часов, четыре стражи приходилось на ночь и четыре на день.
365
См. Махабхарата, 328 – 335.
366
Пурохита – жрец, специализирующийся на домашних церемониях.
367
спросил [Шуку] о его благополучии. – см. примеч. 109.
368
ашрамов грихашрама… — см. выше, примеч. 324.
369
Индра среди царей – см. выше, примеч. 29.
370
Получив священный шнур… — то есть через обряд упанаяна (см. примеч. 318), связанный с получением священного шнура, который отличает представителей трех высших варн от шудр.
371
преподнеся дар дакшину…- Дакшина — предписанное Ведами обязательное вознаграждение жрецу или духовному наставнику за совершение обряда, наставление и обучение.
372
Совершающий агнихотру… — ежедневный обряд возлияния коровьего молока в огонь, совершаемый на утренней и вечерней заре.
373
Ванапрастхашрам… — см. выше, примеч. 323.
374
обуздав шесть [страстей]… — или шесть пороков: кама – вожделение, кродха – гнев, лобха- стяжательство, мана – гордость, мада- безумство, харша – высокомерие.
375
четвертый ашрам – санньяса, см. примеч. 326.
376
, в Ведах упомянуты сорок восемь самскар… — Самскара — таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в другую. Наиболее известные – гарбхадхана (ритуал зачатия), намакарана (имянаречение), упанаяна (начало периода ученичества), виваха (свадьба), антьешти (похороны).
377
Шама – санскр. «спокойствие, невозмутимость», или спокойствие разума, термин, относящийся к йоге и веданте и означающий контроль за внутренними чувствами. Под внутренними чувствами подразумевается антахкарана («внутренний инструментарий»). Антахкарана – это буддхи, манас и аханкара (см. примеч. 167), иногда к ним добавляется читта (память и подсознание), иногда читтой называются все эти три элемента. Вместе с пятью танматрами (первичными элементами внутренней перцепции) (см. примеч. 167) они образуют тонкое тело пранамайа-коша (в терминологии веданты), сукшма-шарира (в терминологии йоги), линга-шарира (в терминологии лингаятов) или пурийаштака – «восьмиградие» (термин кашмирского шиваизма).
378
Дама – санскр. «самообладание», термин, относящийся к йоге и веданте и означающий контроль за внешними чувствами. Под внешними чувствами подразумеваются кармендрии (см. примеч. 169) и джнанендрии (см. примеч. 168).
379
Обязательно ли проходить [предыдущие] ашрамы или [можно сразу принять санньясу и поселиться] в лесу? … — см. выше, примеч. 325.
380
Пусть не радуется и не печалится, в успехе и неудаче пусть он будет одинаков. – ср. с Бхагавад-гитой, 2, 38; 4, 22; 12, 17.
381
дживатма – букв. «живая душа», индивидуальная душа, в ее связанном отождествлением с материальными оболочками состоянии.
382
иначе гибель дхармы произошла бы благодаря буддистам… — ортодоксальные индуисты считают буддистов еретиками и врагами своей веры.
383
Сома – название основного в ведийском ритуале и мифологии растения, отождествляемого чаще всего с горной эфедрой. Выжимавшийся из него особым образом сок в смеси с другими ингредиентами, имел, возможно, свойство наркотика-галлюциногена.
384
Саутрамана – специальное жертвоприношение Индре сомой, которое является шестым или седьмым в многодневном цикле жертвоприношений хавир йаджна самстха, предназначенного для рождения в райских мирах.
385
Шашабинду – букв. «Луна», иное имя Рантидева, царь из Лунной династии.
386
Виндхьячала – горный хребет Виндхья, служащий естественной границей между Северной Индией и южной частью Деканского полуострова.
387
Чарманвати – современная река Чамбал в Раджастхане. Свое имя получила от того, что по ней текла кровь – сок шкуры (чарман) коров, забитых на жертвоприношениях Шашабинду (Рантидевы) (XII, 29, 116). Река эта в санскритской литературе постоянно ассоциируется с именем Шашабинду (Рантидевы).
388
См. Махабхарата, XII, 328 – 335.
389
Ты проходишь в соответствии со временем через такие состояния, как бодрствование,
Сон со сновидениями и глубокий сон, о царь, то [как же для тебя] возможно четвертое состояние? – Бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений, а также четвертое состояние (турья), под которым подразумевается погруженность в Абсолют – четыре состояния сознания, признаваемых индуистской философией.
390
Пехота, конница, колесницы и … слоны… — четыре рода войск в Древней Индии.
391
И на гирлянду и на змею как ты можешь смотреть одинаково… — в Веданте веревка и змея символизируют два уровня подлинности: пратибхашика и вьявахарика. Такие объекты, как веревка, принятая за змею, является пратибхашикой (подлинными по видимости). Настоящая же змея – это вьявавхарика, эмпирически подлинный объект. Еще есть третий уровень подлинности, абсолютный – парамартхика, которой обладает лишь Брахман-Атман.
392
Достигший освобождения одинаково смотрит на ком земли, на камень и на золото … — ср. с Бхагавад-Гитой, 6,8.
393
Видьядхара – санскр. «носитель знания, ученый».
394
Дивакара – санскр. «зоркий».
395
Лакшмидхара – санскр. «обладающий богатством, богатый»
396
Все они были Видеха только по имени, а не по делам. – Шука обыгрывает значение слова videha «свободный от тела».
397
Ними – царь, сын Ишваку, давший начало ветви Солнечного рода, правившей в Видехе.
398
Махендра – «великий Индра», то же самое, что и Индра.
399
Индра среди царей – см. выше, примеч. 29.
400
Индра среди брахманов – см. выше, примеч. 29.
401
о посохе и шкуре антилопы… — неотъемлимые атрибуты отшельника.
402
Обняв и обнюхав его голову, спросил [сына] о его благополучии. – см. примеч. 109, 321.
403
Пивари –санскр. «полная».
404
сиддхи («совершенства») — мистические сверхспособности и силы, обретаемые в результате упорных занятий йогой. Всего их насчитывается восемь: 1. Анима (способность становиться невидимым), 2. Махима (способность становится огромным), 3. Лагхима (способность становиться крайне легким), 4. Гарима (способность становиться крайне тяжелым), 5. Вьяпти (способность проникать во все), 6. Пракамья (способность обретать все желаемое), 7. Ишитва (превосходство над другими), 8. Вашитва (господство и власть).
405
Асита Девала