Скачать:PDFTXT
Девибхагавата — Пурана

(сознанием), Шакти отождествляется с чит-рупини.

343

Содержащую [рассказ] о смерти асуры Вритры… — Вритра – согласно основному ведийскому сюжету, связанному с Индрой и поддающемуся, наряду с природной, космогонической трактовке, обозначение сокрушенной им преграды на пути вод, в эпосе и Пуранах – имя демона, убитого Индрой.

344

Брахмавидья – знание Брахмана.

345

переправляющую через океан сансары… — см. примеч. 95.

346

Этот мой ученик праведный, потомок Ломахаршаны… — то есть Сута.

347

Митхила (другое название – Видеха) – город, являющийся столицей одноименной страны, известен как крупный культурный центр деятельности, территория царства Митхилы была ограничена на востоке рекой Каушики, на западе – Гандаки, на юге – Гангой, на севере — Гималаями. Легендарным царем Митхилы был Джанака, в поздних произведениях часто выступавший как духовный наставник.

348

— Освобожденный уже при жизни – на санскрите «дживанмукта», святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы (см. примеч. 332), преодолевшей авидью (незнание). С внешних позиций неотличим от обычного хорошего человека, но на самом деле вне мира. В основном термин принадлежит школам веданты.

349

Подобно сыну бесплодной женщины, является [нелепой выдумкой] тот царь Джанака… — пример противоречия, часто используемый в индуистской литературе.

350

Как он может одинаково смотреть на вора и на подвижника… — ср. с Бхагавад-гитой, 5,18.

351

См. Махабхарата, XII, 327 – 328.

352

совершив прадакшину… — см. выше, примеч. 165.

353

Шайвы – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву.

354

Пашупатьи – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву в образе Пашупати («Владыки тварей»).

355

Сауры – индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Солнца Сурью. В настоящее время их осталось очень мало.

356

Шакты – индуисты, почитающие в качестве избранного божества Богиню-Мать.

357

Вайшнавы — индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Вишну.

358

Прарабдха-[карма] должна всегда изживаться … — см. выше, примеч. 332.

359

Атман — в философии Веданты – верховная субстанция Вселенной, тождественная неэмпирическому, истинному «Я» индивида.

360

населенный людьми трех видов… — то есть хорошими, плохими и средними.

361

Гетеры там [были], состоящие на службе у царя… — часть гетер могла состоять на службе у царя, и при дворе существовала специальная должность надзирателя за гетерами. Их использовали и как источник пополнения царской казны, и как тайных осведомителей. Предписания относительно гетер см. Артхашастра, 44, 27.

362

опытные в искусстве любви. – культура отношений между полами была очень развита в традиционной Индии, примером тому является знаменитый трактат Камасутра.

363

относился к ним как к своей матери. – то есть не испытывал к ним влечения.

364

Одну стражу ночи… — Индийцы делили сутки на восемь страж (прахара), протяженностью в зависимости от времени года и суток от 3 до 3,75 часов, четыре стражи приходилось на ночь и четыре на день.

365

См. Махабхарата, 328 – 335.

366

Пурохита – жрец, специализирующийся на домашних церемониях.

367

спросил [Шуку] о его благополучии. – см. примеч. 109.

368

ашрамов грихашрама… — см. выше, примеч. 324.

369

Индра среди царей – см. выше, примеч. 29.

370

Получив священный шнур… — то есть через обряд упанаяна (см. примеч. 318), связанный с получением священного шнура, который отличает представителей трех высших варн от шудр.

371

преподнеся дар дакшину…- Дакшина — предписанное Ведами обязательное вознаграждение жрецу или духовному наставнику за совершение обряда, наставление и обучение.

372

Совершающий агнихотру… — ежедневный обряд возлияния коровьего молока в огонь, совершаемый на утренней и вечерней заре.

373

Ванапрастхашрам… — см. выше, примеч. 323.

374

обуздав шесть [страстей]… — или шесть пороков: кама – вожделение, кродха – гнев, лобха- стяжательство, мана – гордость, мада- безумство, харша – высокомерие.

375

четвертый ашрам – санньяса, см. примеч. 326.

376

, в Ведах упомянуты сорок восемь самскар… — Самскара — таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в другую. Наиболее известные – гарбхадхана (ритуал зачатия), намакарана (имянаречение), упанаяна (начало периода ученичества), виваха (свадьба), антьешти (похороны).

377

Шама – санскр. «спокойствие, невозмутимость», или спокойствие разума, термин, относящийся к йоге и веданте и означающий контроль за внутренними чувствами. Под внутренними чувствами подразумевается антахкарана («внутренний инструментарий»). Антахкарана – это буддхи, манас и аханкара (см. примеч. 167), иногда к ним добавляется читта (память и подсознание), иногда читтой называются все эти три элемента. Вместе с пятью танматрами (первичными элементами внутренней перцепции) (см. примеч. 167) они образуют тонкое тело пранамайа-коша (в терминологии веданты), сукшма-шарира (в терминологии йоги), линга-шарира (в терминологии лингаятов) или пурийаштака – «восьмиградие» (термин кашмирского шиваизма).

378

Дама – санскр. «самообладание», термин, относящийся к йоге и веданте и означающий контроль за внешними чувствами. Под внешними чувствами подразумеваются кармендрии (см. примеч. 169) и джнанендрии (см. примеч. 168).

379

Обязательно ли проходить [предыдущие] ашрамы или [можно сразу принять санньясу и поселиться] в лесу? … — см. выше, примеч. 325.

380

Пусть не радуется и не печалится, в успехе и неудаче пусть он будет одинаков. – ср. с Бхагавад-гитой, 2, 38; 4, 22; 12, 17.

381

дживатма – букв. «живая душа», индивидуальная душа, в ее связанном отождествлением с материальными оболочками состоянии.

382

иначе гибель дхармы произошла бы благодаря буддистам… — ортодоксальные индуисты считают буддистов еретиками и врагами своей веры.

383

Сома – название основного в ведийском ритуале и мифологии растения, отождествляемого чаще всего с горной эфедрой. Выжимавшийся из него особым образом сок в смеси с другими ингредиентами, имел, возможно, свойство наркотика-галлюциногена.

384

Саутрамана – специальное жертвоприношение Индре сомой, которое является шестым или седьмым в многодневном цикле жертвоприношений хавир йаджна самстха, предназначенного для рождения в райских мирах.

385

Шашабинду – букв. «Луна», иное имя Рантидева, царь из Лунной династии.

386

Виндхьячала – горный хребет Виндхья, служащий естественной границей между Северной Индией и южной частью Деканского полуострова.

387

Чарманвати – современная река Чамбал в Раджастхане. Свое имя получила от того, что по ней текла кровь – сок шкуры (чарман) коров, забитых на жертвоприношениях Шашабинду (Рантидевы) (XII, 29, 116). Река эта в санскритской литературе постоянно ассоциируется с именем Шашабинду (Рантидевы).

388

См. Махабхарата, XII, 328 – 335.

389

Ты проходишь в соответствии со временем через такие состояния, как бодрствование,

Сон со сновидениями и глубокий сон, о царь, то [как же для тебя] возможно четвертое состояние? – Бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений, а также четвертое состояние (турья), под которым подразумевается погруженность в Абсолютчетыре состояния сознания, признаваемых индуистской философией.

390

Пехота, конница, колесницы и … слоны… — четыре рода войск в Древней Индии.

391

И на гирлянду и на змею как ты можешь смотреть одинаково… — в Веданте веревка и змея символизируют два уровня подлинности: пратибхашика и вьявахарика. Такие объекты, как веревка, принятая за змею, является пратибхашикой (подлинными по видимости). Настоящая же змея – это вьявавхарика, эмпирически подлинный объект. Еще есть третий уровень подлинности, абсолютный – парамартхика, которой обладает лишь Брахман-Атман.

392

Достигший освобождения одинаково смотрит на ком земли, на камень и на золото … — ср. с Бхагавад-Гитой, 6,8.

393

Видьядхара – санскр. «носитель знания, ученый».

394

Дивакара – санскр. «зоркий».

395

Лакшмидхара – санскр. «обладающий богатством, богатый»

396

Все они были Видеха только по имени, а не по делам. – Шука обыгрывает значение слова videha «свободный от тела».

397

Ними – царь, сын Ишваку, давший начало ветви Солнечного рода, правившей в Видехе.

398

Махендра – «великий Индра», то же самое, что и Индра.

399

Индра среди царей – см. выше, примеч. 29.

400

Индра среди брахманов – см. выше, примеч. 29.

401

о посохе и шкуре антилопы… — неотъемлимые атрибуты отшельника.

402

Обняв и обнюхав его голову, спросил [сына] о его благополучии. – см. примеч. 109, 321.

403

Пивари –санскр. «полная».

404

сиддхи («совершенства») — мистические сверхспособности и силы, обретаемые в результате упорных занятий йогой. Всего их насчитывается восемь: 1. Анима (способность становиться невидимым), 2. Махима (способность становится огромным), 3. Лагхима (способность становиться крайне легким), 4. Гарима (способность становиться крайне тяжелым), 5. Вьяпти (способность проникать во все), 6. Пракамья (способность обретать все желаемое), 7. Ишитва (превосходство над другими), 8. Вашитва (господство и власть).

405

Асита Девала

Скачать:PDFTXT

Девибхагавата - Пурана Шактизм читать, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать бесплатно, Девибхагавата - Пурана Шактизм читать онлайн