– святой мудрец из рода Кашьяпы, считается повелителем темноты и магии.
406
Вайшампаяна – мудрец, один из трех сказителей, рассказывающий Махабхарату, усвоенную им от Вьясы, царю Джанамеджае во время двенадцатилетнего жертвоприношения змей.
407
Джаймини – мудрец, создатель мимансы (см. примеч. 20 ), одной из шести школ традиционной индуистской философии, автор «Миманса-сутр».
408
Суманту – мудрец.
409
Шантану — царь из рода Куру, отец Бхишмы.
410
Читрангада – сын царя Шантану и дочери царя рыбаков Сатьявати, сводный брат Бхишмы.
411
сын Ганги – т. е. Бхишма, сын царя Шантану и богини Ганги, дед кауравов и пандавов. История его рождения рассказывается во второй книге Девибхагавата-Пураны.
412
Оставил тело, праведный, как человек оставляет старую одежду. – ср. с Бхагавад-гитой, 2, 22.
413
Бхишма – «страшный», см. выше, примеч. 410.
414
А сам не принял царство и поэтому стал [известен, как] Деваврата. – Эта история рассказывается во второй книге Девибхагавата-Пураны, а также см. Махабхарата, I. Деваврата – букв. «давший божественный обет».
415
Руру – вид антилоп.
416
Читрангада – этот гандхарва (см., примеч. 311) имел такое же имя, как и царь.
417
Мира Индры достиг вскоре [царь], убитый гандхарвом на поле битвы… — Считается, что воин, погибший в бою, обязательно достигает райского мира Индры и наслаждается там, пока не придет черед его новому рождению на Земле. Ср. с Бхагавад-гитой, 2, 37.
418
Каши – иное название города Варанаси (совр. Бенарес), находившегося в среднем течении Ганга, и страны, столицей которой этот город являлся.
419
Сваямвара – «собственный выбор», свадебный обряд, при котором девушка сама выбирает себе жениха из числа претендентов, которые должны показать свое воинское умение, был распространен лишь среди кшатриев и упоминается как привилегия царского дома.
420
Город слона – Хастинапур, столица рода Куру на севере Ямуно-Гангского двуречья, по данным археологических раскопок, локализуется на расстоянии 56 километров к северо-востоку от современного Дели. Само название связывается с именем его легендарного основателя, царя Хастина, однако употребление ряда синонимов слова «хастин» (слон) в составе названия столицы показывает размытость традиционной ассоциации.
421
созвав брахманов,
Астрологов и знатоков Вед, [Бхишма] спросил их о благоприятном [для женитьбы] дне. – в жизни традиционного индуиста от рождения до смерти большую роль играют астрологические приметы. Для разного рода начинаний, а также религиозных обрядов существовала разработанная система благоприятных и неблагоприятных сочетаний светил.
422
сын Джахнави – матронимическое имя Бхишмы, сына богини Ганги (Джахнави)
423
Шальва – царь, правитель Шальвы (совр. Альвар)
424
И предалась подвижничеству в безлюдном месте паломничества, очищающем в высшей степени. – впоследствии Амба в своем следующем рождении родилась как царевна Шикхандинии, поменяв пол, отомстила Бхишме, став причиной его гибели.
425
Яяти – сын Нахуши, царь Лунной династии, отец Яду и Пуру, основателей известных родов. Предок эпических героев и их противников, Яяти после своей смерти за свою праведность удостоился небес, но возгордился и был изгнан Индрой обратно на Землю.
426
Брахмана, происходящего из знатного рода, позвав, его с вдовой [Вичитравирьи] сведи,
Ведь нет греха в делании так ради продолжения рода… — В Древней Индии существовал обычай нийога. Если по какой-либо причине род не мог быть продолжен мужчиной, то его жену оплодотворял его родственник или даже посторонний человек. Следует отметить, что такой обычай существовал и у евреев.
427
родила могучего, но слепого сына… — то есть Дхритараштру. Дхритараштра родился слепым потому, что во время зачатия его мать Амбика, увидев Вьясу, от страха закрыла глаза.
428
…бледный сын у нее родился, непригодный для того, чтобы стать царем… — то есть Панду (санскр. «бледный»), который впоследствии все же стал царем. Бледным он был потому, что во время зачатия его мать Амбалика, увидев Вьясу, побледнела от страха.
429
– рабство в Древней Индии не получило такого распространения, как в Греции или Риме, в основном, оно носило патриархальный характер. В рабском состоянии находились в основном женщины, выполнявшие функции наложниц и домашних служанок, и древнеиндийские источники много говорят о передаче таких женщин в подарок царю или брахману.
430
Видура – сын Вьясы от рабыни, брат Панду и Дхритараштры, мудрый советник последнего, частичное воплощение на земле бога Дхармы (см. примеч. 80), известен своими усилиями предотвратить кровавое столкновение пандавов и кауравов.