(26)
Шаунака сказал:
Что это за Пураны, расскажи, о Сута, подробно,
Сколько стихов в них, о всезнающий, ибо мы желаем это услышать здесь. (27)
Боящимся века Кали, пребывающим в лесу Наимиша
Брахма дал нам колесо Маномайю. (28)
И было сказано им: «Следуйте за этим колесом,
И где обод этого колеса сузится, там будет чистое место. (29)
И оставайтесь там до тех пор, пока снова не начнется Сатьяюга{55}. (30)
Услышав слова Брахмы и следуя им,
Мы быстро покатили колесо, желая осмотреть все места. (31)
Когда колесо стало тоньше у меня на глазах,
Им было указано это место Наимиша, чистое в высшей степени. (32)
Кали никогда не придет туда, поэтому остановку со мной
Здесь сделали мудрецы, сиддхи{56} и махатмы, боящиеся Кали. (33)
Без убийства животных были совершены жертвоприношения {57}
с маслом и прочим,
И сейчас у нас нет другого занятия, как ждать прихода Сатьяюги. (34)
Благодаря нашей удачливости во всех отношениях мы встретились с тобой,
Поведай же нам Пурану, очищающую, равную Ведам. (35)
О Сута! Ты превосходный рассказчик,
А мы — желающие услышать [твое повествование], и наши умы заняты только одним этим. (36)
О Сута! Живи долго и будь свободен от страданий трех видов,
Расскажи сегодня благую Бхагавата-Пурану. (37)
В которой изложение дхармы, артхи и камы {58}должным образом,
А также мокша и достижение знания мудрецом описаны. (38)
О Сута, мы не достигаем удовлетворения, услышав эти прекрасные святые слова. Сейчас поведай нам очищающую Шримад-Деви-Бхагаватам, где все игры матери трех миров{59}, очищающие от грехов, украшенные всеми качествами, описаны как исполняющие все желания подобно дереву Калпа-врикша. (39-40){60}
Так в махапуране Девибхагавата заканчивается вторая глава, называющаяся «Прославление Бхагавата-пураны»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПУРАН И ВЬЯС, ПРИХОДЯЩИХ В РАЗНЫЕ ДВАПАРА-ЮГИ
Слушайте, я сообщу названия Пуран, о лучшие из мудрецов,
Какие я воистину услышал от Вьясы, сына Сатьявати. (1)
Число Пуран, начинающихся с «ма», равно двум, начинающихся с «бха» — двум, начинающимся с «бра» — трем, с «ва» — четырем,
Начинающихся с «а», «на», «па», «линг», «га», «ку» и «ска» — одному{61}. Вот это восемнадцать пуран. (2)
О Шаунака! В Матсья-пуране [насчитывается] четырнадцать тысяч шлок,
В удивительной Маркандея-пуране- девять тысяч шлок, (3)
В Бхавишья-пуране — четырнадцать тысяч пятьсот шлок
Насчитывается мудрецами, видящими истину. (4)
В святой Бхагавате восемнадцать тысяч шлок,
В Брахма-пуране — десять тысяч шлок, (5)
В Брахманде — двенадцать тысяч сто шлок,
В Брахмаварте-пуране — восемнадцать тысяч шлок. (6)
В Вамана-пуране [насчитывается] десять тысяч шлок,
В Вайю-пуране — двадцать четыре тысячи шестьсот, (7)
В замечательной Вишну-пуране — двадцать три тысячи щлок,
А в Вараха-пуране — двадцать четыре тысячи. (8)
В Агни-пуране — шестнадцать тысяч,
В Брихат-Нарада-пуране — двадцать четыре тысячи, (9)
В большой Падма-пуране — пятьдесят пять тысяч,
В обширной Линга-пуране — одиннадцать тысяч шлок, (10)
В Гаруда-пуране, рассказанной Хари — девятнадцать тысяч шлок,
В Курма-пуране [насчитывается] семнадцать тысяч шлок (11)
И в удивительной Сканда-пуране — восемьдесят одна тысяча{62}.
Итак, я сообщил вам названия пуран и количество шлок, содержащихся в них, о безгрешные. (12)
Сейчас же слушайте об упапуранах, о лучшие из мудрецов!
Первая из упапуран называется Санат-Кумара, затем следует Нарасимха-пурана, (13)
Затем Нарадийя-пурана, пурана, называющаяся Дурваса,
Капила-пурана, Манава-пурана, Аушанаса-пурана, (14)
Варуна-пурана, Калика-пурана, Самва-пурана, Нанди-Кешвара-пурана,
Саура-пурана, пурана, называющаяся Парашарой, Адитья-пурана, (15)
Махешвара-пурана, Бхагавата- и Васиштха-пураны.
Эти упапураны описаны великими душами. (16)
После составления восемнадцати Пуран Вьяса, сын Сатьявати,
Сочинил Махабхарату, не имеющую равных среди Пуран. (17)
В каждой манвантаре {63} в Двапара-югу{64}
Он возвещает Пураны, имеющий целью дхарму, согласно предписанию. (18)
В каждую Двапара-югу Вишну в облике Вьясы постоянно
Единую Веду разделяет, желая блага. (19)
Зная, что в век Кали жрецы имеют маленькую продолжительность жизни и обладают скудным разумом,
[Он] составляет эту благую Пурана-самхиту из века в век. (20)
Женщины, шудры и родственники дваждырожденных{65} не могут слушать Веды,
Для их блага составлены Пураны. (21)
В прекрасной седьмой манвантаре, называющейся Вайвасвата,
В двадцать восьмой Двапара-юге, о лучшие из мудрецов, (22)
Сын Сатьявати, мой гуру{66}, лучший из знатоков дхармы является Вьясой,
А в двадцать девятой [Двапара-юге] сын Дроны {67}будет [Вьясой]. (23)
Всего приходило двадцать семь Вьяс,
И Пурана-самхита рассказывалась ими из века в век. (24)
Мудрецы сказали:
Расскажи, о Сута, обладатель великой доли, о Вьясах, рождавшихся в прошлые эпохи,
Возвещателях Пуран, приходивших в каждую Двапара-югу. (25)
Сута сказал:
В первой Двапара-юге Брахма разделил Веды,
А во второй Праджапати {68} исполнял обязанности Вьясы, (26)
Шакра{69} — в третьей, Брихаспати{70} — в четвертой,
Сурья {71}- в пятой, Яма {72}- в шестой, (27)
Индра{73} — в седьмой, Васиштха {74}- восьмой,
Сарасвата Риши {75}- в девятой, Тридхама {76}- в десятой, (28)
Тривриша{77} — в одиннадцатой, Бхарадваджа{78} — в двенадцатой,
Антарикша {79}- в тринадцатой, Дхарма{80} — в четырнадцатой, (29)
Эйаруни {81}- в пятнадцатой, Дхананджая {82}- в шестнадцатой,
Медхатитхи{83} — в семнадцатой, Врати {84}- в восемнадцатой, (30)
Атри {85}- в девятнадцатой, Гаутама {86}- в двадцатой, Уттама, {87}чья душа была привлечена Хари,
В двадцать первой, Ваджасрава Вена — в двадцать второй, (31)
Его потомок Сома {88}- в двадцать третьей, Прикавин {89}- в двадцать четвертой,
Бхаргава {90}- в двадцать пятой, Шакти{91} — в двадцать шестой, (32)
Джатукарнья {92}- в двадцать седьмой и Кришна Двайпаяна{93}
Стал двадцать восьмым Вьясой. (33)
Итак, я рассказал о двадцати восьми Вьясах, о которых я слышал.
И Я слышал святую Шримад-Бхагаватам из уст Кришны Двайпаяны. (34)
Она устраняет все тревоги, исполняет все желания, дарует освобождение и наполнена смыслом Вед.
Этот труд содержит суть всех Шастр и он дорог желающим освобождения. (35)
Эта прекрасная в высшей степени Пурана, составленная Вьясой для
Сына Шуки{94}, великой души, отрешенного, родившегося из дошечек для добывания огня. (36)
Выслушана мной и изучена должным образом, [изошедшая] из уст Вьясы, о Индра среди мудрецов,
Таинственная, полностью по милости духовного учителя, источника сострадания. (37)
Спрошенный Сутой, полностью поведал Двайпаяна тайну Пураны,
И я выслушал ее вместе с не рожденным из лона [Шукой], обладающим удивительным разумом. (38)
Ту Шримад-Бхагаватам, полную разнообразных историй, которую слушая, Шука, желающий пересечь бескрайний океан сансары{95},
Вкушал зрелый плод древа Вед с удовольствием и вниманием, услышав ту, кто подобный ему не освободится от страха перед веком Кали? (39)
Даже если грешник, который, не следующий дхарме, сбившийся с правильного пути, [под каким-либо] предлогом слушает эту прекрасную, лучшую из Пуран,
То он насладится множеством удовольствий в этом мире и после смерти достигнет Бхагавати, достижимую йогами, прекрасную. (40)
Она, лишенная качеств, недосягаемая для Хары, Хари и других [богов], Знание самое дорогое, постижимое в самадхи,
Обитает в глубине сердца того, кто слушает постоянно благую Пурану. (41)
Тот, кто не слушает дарующую счастье Пурану, достигнув рождения в человеческом теле, снабженном всеми членами
И [подобном] кораблю для пересечения океана бытия, тот глупец, обманутый Творцом. (42)
Тот, страстный, кто будучи человеком и получив пару чутких ушей, слушает постоянно упреки от других,
Отчего не может слушать чистую Пурану, источник радости, несущий все блага? (43)
Так в первой книге махапураны Шри Девибхагавата заканчивается третья глава, называющаяся
«Перечисление Пуран и Вьяс, приходящих в различные Двапара-юги».
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ВСТРЕЧА ВЬЯСЫ С НАРАДОЙ
Мудрецы сказали:
От какой жены у Вьясы родился сын Шука, о Саумья,
Как и каким образом тот, который изучил эту благую самхиту. (1)
Ты сказал, что Шука появился на свет не из лона, а из дощечек для добывания огня,
Сомнение есть в этом, об этом поведай сегодня, о обладающий великим разумом. (2)
Прежде было слышно, что великий аскет по имени Шука стал йогом уже в теле матери,
И как была изучена им Пурана, обширная в размерах? (3)
Сута сказал:
Некогда [пребывая] в ашраме {97}на берегу Сарасвати{98}, Вьяса,
Сын Сатьявати, увидев пару воробьев, пришел в изумление, (4)
Только что вылупившегося из яйца птенца в гнезде, красота всех членов тела которого
Пленяла ум, с желтым клювиком и еще неоперившегося (5)
Оба воробья были заняты прокормлением постоянно и были усердны в этом,
В клюв птенца пищу бросая снова и снова. (6)
Наполненные радостью воробьи согревали малыша теплом своего тела
И целовали его прекрасный ротик с любовью. (7)
Видя удивительную любовь воробьев к своему птенцу,
Вьяса, чей ум охватило беспокойство, тогда подумал о каме{99}. (8)
«Насколько удивительно это, когда птицы имеют так много [больше] любви к своему птенцу,
Чем люди, которые хотят видеть служения от своих сыновей. (9)
Разве эта пара воробьев, устроив счастливую свадьбу своего птенца,
Будет [когда-либо] счастлива,