и не будет мне горя в этом,
Но творец, созданный прежде всего, убит дайтьями — это обида тягчайшая. (46)
Поднимись, о Богиня, и прими свой удивительный облик здесь, и убей либо меня, либо этих [демонов], как ты хочешь, о подобная игривому дитя,
Или разбуди Хари, пусть он убьет этих [демонов], все это выполнимо тобой. (47)
Сута сказал:
Таким образом восхваляемая Творцом, Богиня в своей тамасической форме,
Выйдя из тела Хари, стала сбоку от него. (48)
Она, Йоганидра оставила все члены Вишну, обладающего несравненным блеском,
И вышла для уничтожения тех [демонов]. (49)
Когда Вишну, Джанардана зашевелился,
То Творец, видя [пробуждение] Хари, был крайне рад. (50)
Так в первой книге махапураны Девибхагавата заканчивается седьмая глава, называющаяся «Пробуждение Вишну».
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЧИТАНИЯ ШАКТИ
Мудрецы сказали:
Есть, о обладатель великой доли, большое сомнение в твоем рассказе,
Ведь мудрыми людьми на основании Вед, Шастр и Пуран установлено, (1)
Что три бога: Брахма, Вишну и Рудра вечны,
И поэтому нет никого выше их в этой вселенной, о многомудрый. (2)
Брахма создает миры, Вишну защищает,
А Рудра уничтожает в должное время, так эти трое — причина [творения, поддержания и разрушения]. (3)
Будучи наделенными непосредственно саттва-, раджас- и тамо- гунами,
Они выполняют соответствующую работу. (4)
Первый из богов, Владыка мира Хари, супруг Камалы{190}, он способен совершать все действия. (5)
Разве есть кто другой, кроме как Вишну, обладающий несравненным блеском, способный [на это]?
Как же он, господин, может быть усыплен и потерять сознания под действием Йогамайи? (6)
Куда пропало то знание, которым он обладал, когда бодрствовал,
В этом [заключено] сомнение, о обладатель великой доли, подробно объясни это. (7)
Кто та Шакти, о которой ты говорил прежде и которой был побежден могущественный Вишну,
Откуда она появилась и как, и какова ее мощь, расскажи это, о давший благой обет. (8)
Повелитель всего, Вишну, Васудева, учитель мира,
Высшая душа, высшая радость, чьими качествами являются бытие, сознание, блаженство{191}, (9)
Делающий все, несущий все, создатель, бесстрастный, всепроникающий,
Как он может подпасть под чью-то власть и быть усыплен, величайший? (10)
Таково наше сомнение, возникшее из чуда, о покоритель врагов,
Его разруби мечом знания, о Сута, о ученик Вьясы многомудрый. (11)
Сута сказал:
Кто из движущегося и неподвижного в трех мирах способен рассеять это сомнение,
О мудрецы, вечные сыновья Брахмы{192}, сбиты с толку , (12)
Нарада и Капила{193} этим вопросом, о лучшие из мудрецов,
Что же я могу сказать на этот счет? (13)
Некоторые говорят, что Вишну всеприсутствующий, защитник всего,
И им создано все движущееся и неподвижное в этом мире. (14)
Все они почитают, склонившись, величайшего Бога,
Нараяну{194}, Хришикешу{195}, Васудеву, Джанардану. (15)
Также другие почитают Махадеву{196}, Шанкару, имеющего Луну на лбу{197},
Трехокого{198}, Пятиликого{199}, держащего трезубец {200}в руке и ездящего на быке, (16){201}
Воспетого во всех Ведах под именем Трьямбака{202},
Капардину{203}, имеющему Гаури, как половину своего тела{204}, (17)
Живущего на Кайласе{205}, наделенного всеми силами,
Окруженного множеством бхутов{206}, бога, прервавшего жертвоприношение Дакши. (18){207}
Также другие, знатоки Вед, каждый день утром, в полдень и вечером,
Восхваляют Солнце различными гимнами. (19)
Во всех Ведах говорится, что поклонение Солнцу — это наилучшее [из поклонений],
И его, великую душу, именуют высочайшим божеством. (20)
Агни повсюду в Ведах восхваляется лучшими из знатоков Вед,
Индра, владыка трех миров, [восхваляется], и Варуна также. (21)
Как Ганга во многих протоках существует,
Так и Вишну во всех богах — так утверждают великие мудрецы. (22)
Три средства познания известны хорошим пандитам{208}:
Ощущение, логический вывод и ссылка на авторитет. {209}(23)
Другие ученые называют еще и четвертое — сравнение{210},
И пятое — предположение. (24){211}
Семь [средств познания] называют знатоки Пуран{212}, мудрецы,
Но ими Парабрахман{213} непознаваем. (25)
Вывод должен делаться разумом,
Полным решимости, при обдумывании снова и снова. (26)
Умный человек должен принимать то, что доступно ощущением, как самоочевидное,
И то, что видно из следования предписанному пути. (27)
Знающие люди говорят, и в Пуранах утверждается,
Что в Брахме как творящая, в Хари как охранительная, (28)
В Харе как разрушительная , в Сурье как освещающая,
В черепахе и Шеше как поддерживающая землю сила, (29)
В огне как сжигающая сила, а в ветре как движущая,
Эта изначальная Шакти воплощена, повсюду расположенная. (30)
Даже Шива приходит в состояние трупа, лишенный Кундалини{214},
Любое живое существо без Шакти ни на что не способно — так известно озаренным. (31)
Таким образом повсюду в существах, неподвижных и движущихся,
От Брахмы до пучка травы в этой вселенной, о аскеты, [она присутствует]. (32)
Лишенная Шакти вещь, движущаяся или неподвижная, замирает,
И никто [без Шакти] не способен ни к победе над врагами, ни к передвижению, ни к приему пищи. (33)
Таким образом, Шакти всепроникающа, и мудрый называет ее Брахманом,
И обладающий разумом пусть поклоняется ей различными способами. (34)
В Вишну присутствует саттвическая Шакти, лишенный которой, он не может защищать,
В Брахме — раджасическая Шакти, без которой он не может творить, (35)
В Шиве тамасическая Шакти, благодаря которой он разрушает,
Так размышляй и обдумывай это снова и снова. (36)
Шакти создает этот мир целиком и она его поддерживает,
И разрушает по своей воле мир этот, включающий движущееся и неподвижное. (37)
Ни Вишну, ни Хара, ни Шакра, ни Брахма, ни Павака{215},
Ни Сурья, ни Варуна [без Шакти] не способны выполнять свои обязанности. (38)
Ей подчиненные, боги совершают свои деяния,
И она, причина, с очевидностью постигается в своих следствиях. (39)
Два ее аспекта выделяют мудрецы — обладающий качествами и лишенный качеств,
Обладающая качествами, она почитается страстными людьми, а лишенная качеств — свободными от страстей. (40)
Она, невозмутимая, госпожа [четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши,{216}
Исполняет желания тех, кто почитает ее должным образом. (41)
Не знают ее глупые люди, введенные в заблуждение майей{217},
А некоторые знающие люди вводят в заблуждение других. (42)
Ради своего чрева пандиты еретические секты одну за другой
Создают, побуждаемые Кали, обладающие слабым разумом. (43)
В век Кали, как ни в какой другой век, о обладатель великой доли, возникают различные
Учения, не согласующиеся с Ведами{218}. (44)
Ради кого Вишну предается суровому подвижничеству много лет,
И кого три бога — он, Брахма и Хара постоянно созерцают? (45)
Желая чего-нибудь, все боги — Брахма, Вишну и Махешвара постоянно
Совершают различные жертвоприношения. (46)
Они высшую Шакти, Богиню, называемую Брахманом, величайшую,
Вечную, созерцают постоянно. (47)
Поэтому знающие люди, исполнившись решимости, должны постоянно почитать Шакти,
Да будет известно это заключение всех Шастр, о лучшие из мудрецов. (48)
Я слышал это от Кришны, а он узнал от Нарады,
А тот — от своего отца Брахмы, а Брахма [знает] со слов Вишну. (49)
Не следует ни слушать, ни размышлять над тем, что говорят другие мудрецы,
Знающие люди, исполнившись решимости, пусть [только] Шакти постоянно почитают. (50)
Очевидно [беспомощное] положение существа, покинутого Шакти,
Поэтому Шакти должна быть известна, [пребывающая] во всех существах. (51)
Так в первой книге махапураны Девибхагавата заканчивается восьмая глава, называющаяся «Необходимость почитания Шакти».
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
УБИЕНИЕ МАДХУ И КАЙТАБХИ
Тогда Шакти в образе сна вышла из тела Учителя мира,
Из [его] глаз, рта, носа, рук, сердца и груди. (1)
Выйдя, высшая тамасическая шакти остановилась в небе,
И встал Владыка мира, позевывая снова и снова. (2)
Тогда увидел он стоящего перед ним, испуганного Прародителя,
И сказал, наделенный великим блеском, громовым голосом. (3)
Вишну сказал:
Почему ты пришел сюда, о Бхагаван, о лотосорожденный, оставив свое подвижничество,
И почему ты терзаем думами, с сердцем, наполненным страхом? (4)
Брахма сказал:
Родившиеся из грязи из твоего уха, о бог, дайтьи Мадху и Кайтабха
Пришли, чтобы убить меня, ужасные обликом и обладающие огромной силой. (5)
Из-за страха перед ними я пришел к тебе, о господин мира,
Защити же меня испуганного, потерявшего разум. (6)
Вишну сказал:
Не бойся, пусть они выходят на бой со мной, глупцы,
Простившиеся с жизнью, и я убью их. (7)
Сута сказал:
В то время как Владыка богов говорил так, два данава, обладающие великой силой,
Ища Нерожденного, пришли туда, исполненные гордости. (8)
Не имея опоры в воде, они стояли, чуждые страху,
И сказали, опъяненные гордостью, о лучшие из мудрецов, Брахме: (9)
«Спасая свою жизнь, зачем ты прибежал к этому [Вишну],
Сразись же с нами, и мы убьем тебя у него на глазах. (10)
Затем мы убьем и его, спящего на змее,
Поэтому или