каула-тантра-санграхё. Антология текстов индуистской тантры
Молитва благословения
О Богиня Блаженная, уничтожающая горести предавшихся Тебе! Перед Тобой, Являющая откровение, Хранительница дхармы единения, которую великие йогины почитают, Подательница знания и любви, перед Тобою,
Образ сострадания, склоняемся всегда!
Привязываешь Ты наши сердца к Себе Своей любовью… Любовно сходишь беспричинно к нам, исполненным грехов, и множество грехов во благо обращаешь, нас приближая к Телу Своему.
Тара-гаятри
Представленный сборник включает в себя фрагменты ряда священных текстов нескольких тантрических традиций Индии. Надеюсь, что читатель будет воспринимать материал с ясным разумом и открытым сердцем; это позволит увидеть ту сущность учения, которую невозможно выразить словами.
Тантры написаны непростым языком: некоторые вещи обозначаются иносказательно или лишь намеками, множество технических терминов может пониматься в различных значениях. Стоит принять во внимание тот факт, что текст имеет несколько уровней смысла. Нередко подлинное значение символов становится понятным только тогда, когда эти уровни смысла совмещаются. Поэтому рекомендуется подходить к текстам Тантр как к сакральным, воспринимая их как частные аспекты единого божественного откровения; истинный же смысл тантрических писаний может быть постигнут только лишь по милости Господа, Который это откровение дал. Изучение Тантр без веры в Бога, без собственно духовной мотивации заведомо бесполезно.
Тантризм {тантра) — это мистическая религиозная система, целью которой является раскрытие истинной любви и знания и обретение единства с Богом. Следует также помнить, что «спасает не система, а добрая воля».
Хочу выразить свою сердечную благодарность моей любимой шакти; Ачарье Садашивананданатхе, моему наставнику и близкому другу; Винешу Шанкару, моему брату в Куле, и брату Аюрарогья-нанданатхе — они помогали в подготовке этого сборника и приносили вдохновение.
Приветствую благословенных Учителей истины, в первую очередь гуру Даттатрею — Учителя учителей, Шри Саи Натху и Шри Крия Бабаджи! Да пребудет с нами их милость и благословение.
Смиренно склоняюсь перед Шри Тарой, Изначальной Матерью и Божественной Возлюбленной, Которой и посвящаю данный труд.
«Любовь есть закон, Любовь, направляемая волей».
Сокращения названий основных источников
ИТ — Йони-тантра
МКС — Махакала-самхита
КН — Каулавали-нирная
ШСТ — Шактисангама-тантра
КТ — Кали-тантра
ШП — Шакта-прамода (КТ-КС дублирует текст из МКС)
MT — Меру-тантра
MHT — Маханирвана-тантра
ДжнТ — Джнянарнава-тантра
ЧКТ — Чиначаракрама-тантра
ККС — Каликула-сарвасва
КВТ — Каливиласа-тантра
КМТ — Канкаламалини-тантра
ШР — Шьяма-рахасья
КЧТ — Кулачудамани-тантра
КС — Калика-сахасранама
ВБТ — Виджнянабхайрава-тантра
ЛС — Лалита-сахасранама (из Брахманда-пураны)
(А.Т.)
Тантризм (тантра) является мистическим сердцем индуизма, его сущностной основой. Поэтому, хотя рассматривать его, несомненно, нужно в индуистском контексте, следует всегда принимать во внимание, что тантризм внеконфессионален, он не ограничен рамками какой-либо секты или традиции. Исторически сложилось так, что в Индии он более всего развивался в среде шактистских школ, но не стоит забывать о существовании шиваитских, вишнуитских (вайшнавских) и иных направлений тантризма (более того, в Индии встречаются даже тантрики-мусульмане). Положение тантризма в собственно индуизме можно сравнить с положением каббалы в иудаизме или суфизма в исламе (буддийский тантризм, с индуистской точки зрения, является не чем иным, как вариантом индуистского, пусть и несколько «еретическим»).
Само слово «тантра» означает «сущность» или «метод». Существует и более специфическая этимология данного термина — «спасение через использование тела». В конгломерате индуистских писаний Тантры относятся к Агамам, которые, в свою очередь, относятся к категории шрути (откровения), являясь как бы конкретизацией и более понятным для современника изложением учения Вед. Тантры — это большей частью Агамы шактизма (хотя есть и шиваитские Тантры). Однако сам тантризм нельзя сводить исключительно к учению шактистских Агам, так как существуют, к примеру, несомненно тантрические направления вайшнавизма, не основывающиеся напрямую на каких бы то ни было Агамах. Точнее всего будет воспринимать тантризм как живую устную традицию, существующую в недрах индуизма и оживляющую все его внешние формы.
Сами тексты Тантр практически не используют 3 терминов «тантризм» или «тантрическая дхарма» -вместо этого там употребляется более емкий и мистический термин «каула». В широком смысле слова каулизм является синонимом тантризма, в более узком — означает высший уровень тантрической доктрины. Слово «Кула» весьма многозначно, но в первую очередь оно означает Шакти. Кроме этого, оно может подразумевать: Йони — как высшую, так и йони конкретной женщины; мистическое тело проявления Богини; семью, род или клан; канал сушумна. Соответственно «каула» означает «принадлежащий Куле», причем это можно рассматривать относительно каждого из значений Кулы.
Тантры говорят о пяти потоках традиции, исшедших из пяти ликов Шивы. Эти потоки называются «амнаями» и подразделяются по пяти направлениям света. Все многообразие конкретных тантрических школ сводится к этим пяти амнаям, которые излагают единую Кула-дхарму немного по-разному Сущность же всех амнай одна, отличаются лишь акценты в практике и отдельные моменты в метафизике. Поэтому вполне правомерно изучать тексты Тантр, относящиеся к разным традициям — сквозь них можно увидеть самую суть учения Кулы и более полно воспринять характер тантрического метода духовного освобождения. Условно в Кула-дхарме можно выделить два основных течения: Кали-каула и Шри-видья, или Самая. К первому относятся тантрические культы Кали и Тары, распространенные в основном в Ассаме, Бенгалии, Непале и Керале. Ко второму — культ Трипуры, или Лалиты, ныне более всего представленный в Тамилнаду. Подобным же образом Тантры разделяются на две аналогичные группы. Тем не менее вовсе не следует считать их чем-то отдельным и несовместимым; напротив, многие учителя были признанными авторитетами в обеих школах, а некоторые тексты затруднительно однозначно отнести к одной из двух групп. Можно отметить, что школа Трипура развивалась в большем компромиссе с брахманизмом и поэтому внешне больше ему соответствует, нежели традиция Кали-каула. К слову, адептами Шри-видъи были Ади Шанкарачарья и его гуру Гаудапада. Кроме того, школа Шри-видья повлияла на бенгальский вайшнавизм — согласно ряду источников, бенгальский святой и мистик Чайтанья Маха-прабху был тантриком, посвященным в эту школу. А «Урдхвамная-самхита» называет его девятой аватарой Вишну. Чайтанья был одним из основателей тантрической вайшнавской традиции сахаджия.
Основными текстами, на которых основывается школа Кали-каула, являются собственно Шакта-тантры, Бхайрава-агамы, группа текстов, известных как ямалы (из которых дошли только три: Брахма-, Рудра- и Джаядратха-), и самхиты (в первую очередь «Махакала-самхита»), «Каула упанишад», «Шива-» и «Шакти-сутра», а также писания учителей, комментарии на тексты Тантр и сборники цитат (стоит упомянуть «Пурашчарьярнаву», написанную непальским королем Пратапом Сингхом, «Прана-тошини» и «Мантра-махариаву»). Можно еще назвать несколько шактистских Пуран: в особенности «Калика-иурану», «Махабхагавату» и «Деви-бхагавату». Значительная часть текстов не дошла до нашего времени, но тем не менее и имеющегося в наличии материала хватило бы на десятки лет кропотливого изучения. Стоит отметить, что для с адекватного понимания доктрины, а особенно для 3 правильной практики крайне необходимо получение определенных разъяснений из уст живого гуру. Поэтому все Агамы сходятся на том, что традиция идет «от уха к уху». Но это не мешает изучать Тантры, поскольку само это изучение может пробудить сердце человека, и тогда Богиня прольет на него Свою милость. А встреча с подлинным гуру всегда является следствием этой милости. Вообще, существуют три основы подлинного знания: «саттарка» (правильная логика, разум), «садгуру» (подлинный гуру) и «садагама» (истинное писание).
Школа Трипура базируется на Шри-видья-тантрах, «Парашурама-кальпа-сутре», «Лалита-сахасранаме» и «Лалита-тришати», нескольких Упанишадах, каноне «пяти благих Агам» (шубха-гама-панъчаха), писаниях учителей («Саундарья-лахари» Шанкарачарьи, «Шри-таттва-чинтамани» Пурнананды, «Субхагодая-ставе» и другие) и комментариях (например, можно упомянуть классические комментарии к «Саундарья-лахари», комментарий Бхаскарараи на «Лалита-сахасранаму» и комментарий Рамешвары на «Парашу-рамакальпа-сутру»).
Сама школа Трипура также именует себя «каула» (наряду с названием самая). Термин «самая» подчеркивает несколько большую ориентированность на трансцендентный аспект Богини, тогда как «Кула» означает Ее имманентную сторону. Но обе эти традиции являются каула, так как «каула» означает как раз единение Шивы и Шакти, трансцендентного и имманентного.
В связи со школами тантры надо упомянуть традицию кашмирского шиваизма (которая, к сожалению, почти не дошла до нас), большинство направлений которого были, вне всякого сомнения, тантрическими. Из них кула и каула соответствуют Кали-кауле, а крама близка системе Трипура. Базовыми текстами кашмирского шиваизма являются Бхайрава-агамы, «Шива-сутра», ряд шактистских Тантр, ныне утерянных, и писания учителей. Выдающимися представителями кашмирского тантризма были Каллата, Абхинавагупта и Махешвара-нанда. Особого внимания заслуживает трактат Абхинавагупты «Тантралока», представляющий собой настоящую энциклопедию кашмирского тантризма. К сожалению, в настоящее время она полностью переведена только на итальянский.
Большинство текстов, включенных в данный сборник, относится к традиции Кали-каула. Исключение составляют «Шатсахасра-самхита», принадлежащая к школе Кубджика — одной из каула-традиций, стоящей несколько особняком; и Тантры школы Шри-видья — «Трипурарнава», «Джнянарнава» и «Камакалавиласа». Часть Кали-каула-тантр относится к специфической ветви данной традиции, а именно — махачина-кроме, или чипачаре. Эта школа тантризма ближе всего стоит к буддийской тантре:, само название ее происходит от слова Чина, означающего Тибет или Китай. Основными божествами, почитаемыми в маханина-краме, являются наряду с Кали Камакхья, Тара и Чхиннамаста. Последние две Богини присутствуют и в буддийском тантрическом пантеоне (Чхиннамаста — под именем Ваджрайогини). Практики их почитания описываются в «Садхана-мале». Создателем школы махачина-крама был, согласно текстам традиции, сам Будда. Стоит отметить, что позиция буддийских ануттарайога-тантр аналогична; да и объективно индуистский тантризм зачастую ближе к буддийскому тантризму, нежели к обычному индуизму.
Следует обратить внимание на следующий момент: в настоящее время тантру часто понимают весьма неадекватно, причем как на Западе, так и в самой Индии. На Западе большинство ассоциирует с тантрой разнообразные сексуальные техники или просто свободу сексуального самовыражения. При том, что в этих вещах нет ничего предосудительного и в Тантрах они иногда действительно упоминаются, собственно к тантре как духовной системе они имеют весьма отдаленное отношение.
Это скорее тема «Ананга-ранги», «Рати-рахасьи» и «Кама-сутры». Несомненно, в тантрический метод включаются сексуальные практики — и они играют там немаловажную роль — но их никак нельзя назвать основой этого пути. В шактистской тантре секс ценен только в том случае, если он является выражением любви — к Богине и к возлюбленной.
А так называемый свободный секс скорее не поощряется, чем наоборот.
В Индии же характер неправильного восприятия тантризма несколько иной. Там «тантриками» именуют всяких колдунов (особенно злых), астрологов, прорицателей и т. п.
— одним словом, тех, кого у нас принято называть экстрасенсами или «эзотериками». Большинство индусов не подозревает о существовании Тантр как класса писаний и не имеет никакого понятия о мистической стороне собственной веры — тантризме. Таким образом, тантризм весьма дискредитирован в современном 5 мире; по этой причине для искренне ищущих и подлинно верующих крайне рекомендуется опираться в своем постижении тантризма только на классические тексты, классические комментарии, научные труды по данной тематике (к сожалению, русскоязычных практически не существует, зато