во всех женщинах. Поэтому благодаря ним обретается счастье и освобождение.
4. Каулы почитают Высшую Мать Трипуру (Тройственную) и всегда служат ей панъчататтвой. Благодаря поклонению в чувстве/состоянии [любви] Радхи-Говинды, о Апарна (Дурга), [небесный] Вриндаван становится явленным [на земле].
5. О Богиня, пять макар — это твоя вечная форма, называемая панъча-таттвой (пятеричной природой). Она почитается [мантрой] паньча-рашми (т. е. ОМ hrIMstrIM hUMphaT).
6. В паньча-таттве [пребывает] Кама-Тара, в паньча-таттве — великое наслаждение (страсть); страстью — спасение, когда в страсти — созерцание.
7. Блаженство — форма Абсолюта, и доступно оно через страсть. Пять макар известны как истинная природа страсти.
8. Поскольку в сознании Кали — страсть, чувство эротического вкуса, без йоги пяти макар Калика никогда не удовлетворяется.
9. Возбуждением, возникающем в садхаке, возбуждается Богиня. Поэтому следует почитать Всевышнюю наслаждением и испитием [вина].
10. Тот, кто возносит молитвы Дакшина-Калике без питья вина, вкушения мяса и соития со страстной [женщиной] (и в период менструации), [обретает лишь] препятствия на каждом шагу!
11. О Любимая, в кали-югу Калику следует удовлетворять йогой вина. Вино — форма Сундари, внемирское состояние любви;
12. в мясе — Премудрость, Угра-Тара, Поток нектара любви [и благодати], уничтожающий яд [этого мира]; в рыбе же — Богиня Бхайрави, а в мудре — Чхиннамаста.
13. В майтхуне — сама Дакшина-Калика, Камала, Совершенная. Пусть каула почитает Богиню в вира-бхаве пятью макарами.
14. Камакхья (Страстная), рожденная [в] страсти, ее форма — панъчататтва; Пятилучевая Махавидъя (т. е. Тара), Кама-Тара (Страстная Спасительница), Сарасвати (Водная),
15. Всегда исполненная любви, Сита, легко дарующая спасение; к наслаждению стремящаяся, полнота блаженства, предельно воплощенная в женщине.
16-17. Через панъча-макару проявляется раса, суть которой — жажда соединения. Тогда все мужчины — образы Махакалы, а все женщины, о Великая Владычица, имеют природу Кали и Тары. Когда это сознается, нет воображаемой сансары.
18. Их единение — полнота йоги, непревзойденная Кула-пуджа. Что на земле невозможно свершить благодаря их единению?!
19. Единение — высшее состояние, как на небесах, так и на земле; в Абсолюте природа (Истина) единения Шивы и Шакти, Кула.
20. Тот каула, кто пребывает в единении, [остается] чистым во всех действиях — преданный Шакти, освобожденный при жизни (и живущий в Свободе), соединенный с Возлюбленной, он — моя форма.
21. В мире этом он пребывает счастливым, исполненный пяти [вкусов] радости; в конце достигает самарасъи — без сомнения, это истинно!»
Так в «Тантре тайн спасительной Любви»,
Тантре традиции Кулы, раскрывающей секреты пути Вама, чистой сущности откровения Кулы, [явленной] в беседе Тарини и Садашивы, заканчивается шестая радостная весть.
Шатсахасра-самхита
(Перевод Арджуны Тарадасы,2003)
«Шатсахасра-самхита» — второй коренной текст школы кулаяика-амная, или кубджика, которая стоит особняком среди других тантрических школ. «Шатсахасра-самхита» является расширенным вариантом «Кубджикамата-тантры», основного священного текста названной традиции. Изданы были только первые пять глав «Шатсахасра-самхиты» (их оригинальный санскритский текст и перевод на английский), чем мы обязаны Я. А. Шотермаиу. Школа кубджика была, согласно традиции, распространена в Индии повсеместно, однако на настоящий момент сохранилась только в Непале. Там же находится значительное число манускриптов, доселе не изданных. Весьма вероятно, что школа кубджика была связана с кашмирской традицией крама; как пример данной связи можно назвать теорию тринадцати Кали, которая присутствует в ряде древних текстов кубджики (например, в «Чиньчини-матасара-самуччае»), Кубджика {букв. «Карлица») — это Богиня в образе Кунёагини. символически представляемая как змея, свернутая в адхара-чакре в три с половиной оборота. Приведенная «Самвартамандала-сутра» является сжатым конспектом доктрины данной школы. Краткий вариант «Сам-вартамандала-сутры» есть в «Кубджикамата-тантрек более развернутый — в тексте <8 Шатсахас.ра-самхиты».
«Самвартамандала-сутра» из первой главы
1. В центре самварта-мандалы возникает Ананда-шакти, пребывающая во всех стадиях традиции, Ужасающая; в принципах творения — четыре, связанные с Акулой и Кулой, пять, затем шесть, четыре, другие пять и еще четыре; абхишека согласно шестнадцати инструкциям; восемь богинь, воплощенных в ее образе; [согласные] ХА, СА, КХА, ПХА, РА, kalA, цветок-семя, кха-мудра (кхечари).
2. [Она подразделяется на формы] Девочки, молодой Женщины и Старухи, [она — ] Энергия Парамашивы, Богиня Круга для всех традиций; Шринатха — в Чандрапури, вместе с восемнадцатью [Натхами, которые] делятся по парам — это сущность; трое Сиддхов — его воплощения; так в начале кали-юги он утвердился в Конкане; у них девять сыновей-учеников, от них пошли шестнадцать учеников.
3. Далее непрерывная линия [учителей], поколения и семьи, составляющие все стадии традиции, человеческое тело и завершение традиции. Есть другие группы, очищающие заблуждающихся, и множество тех, кто достоин поклонения. Вначале была группа восемнадцати [Натхое, представляющих] целостность [традиции] Кулы и Крамы, [которым] предшествовало возникновение [сашарта-] мандалы, из трех крам возникла самскара, уничтожающая грехи пашу, очищение тела в огне Шивы.
4. В центре, в месте отдыха — развитие, постижение, уверенность и утвержденность в себе. Почитайте того, кто явил [все это], лучшего гуру, Бхайраву, Благословенного Куджешу!
5. Ради [Свитой] в три с половиной оборота создано постижение, предшествуемое [медитацией] на образ Кханджини; линия дивш названа [так, поскольку в ней -] боги, другая — человеческая, такова тройственная линия традиции; в [едином] пути выделяются различные стадии, шестиричная мандала, по договоренности [ее называют] Кади-пурва. Такова мандала Бхайравы, исполненная всех качеств.
Примечания к стихам (основаны на традиционном комментарии к ШС):
1. Самварта-мандала — круг Богини Самварты. «Когда Шакти, соединенная с Шивой, разрушает миры, она именуется Самварта». Самварта-мандала — голубого цвета, подобно цветку конопли. Стадии традиции — Каула. «Серия двадцати восьми» (aShTAviMshatikrama): четыре — иччха, джняпи, крия, буддхи\ пять — пять элементов; шесть — шесть амнай, шесть йогини или шесть органов чувств; четыре — питхи\ пять — танматры-, четыре — три гуны и го, что вне гун. «Связанные с Акулой и Кулой» — относится ко всем шести компонентам серии. Акула — мирская жизнь, Кула — тантризм. «Согласно шестнадцати» шесть путей (ShaDadhvan — bhUta, bhAva, shAkta, mAntra, raudra, shAmbhava), девять условий существования (navagati) и энергия Сознания (chitkalA, nityA или mahAdlptA, в которую обычно включаются шестнадцать аспектов). Восемь Богинь — Восемь Матерей (Брах-мани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунда, Махалакшми). Далее описывается наиболее сакральная биджа Кулы, Кулакута — ХСКХПХРЕМ (Шивы) или СХКХПХРЕМ (Шакти). Возможно, также имеются в виду шестнадцать бидж, образуемых сочетанием согласных ХСКХПХР с шестнадцатью гласными.
2. Богиня Круга — Ананда-Шакти. Восемнадцать Натхов — со своими Шакти. Они представляют божественную линию традиции. Первые четыре из них — Унманишана (видимо, связанный с самой Кубджика-Кали), Манонмана (связанный с Богиней в образе девочки, Малини, и с Камарупа-питхой и ее владыкой — Ганешей), Самана (связанный с Богиней в образе женщины, Трипурой, и с Пурнагири-питхой и ее владыкой — Карттикеей), Вьяпиньякхья (связанный с Богиней в образе старухи, Вьяпини, и с Одияна-питхой (вероятнее, Джаландхара) и ее владыкой — Нандишварой). Трое сиддхов -Чандра, Сурья и Агни или владыки трех питх. Шринатха — последний из восемнадцати — утвердил с их помощью доктрину Кулы. Чандрапури, расположенная в Конкане — где-то в Гималаях. Девять сыновей-учеников — Гагана, Падма, Дева, Кумуда, Камала, Рама, Бхайрава, Шива и Кришна (они соотносятся с тремя формами Богини — по три с каждой). По одной из версий, они были буддийскими монахами, обращенными Шринатхой в учение Кулы. У каждого из них была шакти. Шестнадцать учеников — среди них восемь брахманов, четыре кшатрия, два вайшьи и два шудры.
3. В начале стиха описывается процесс творения. Линия учителей — первые восемь Натпхов со своими шакти. Другие группы — иных традиций. После восемнадцати, во время которых традиция Кулы была единой, было еще трое натхов, при которых она разделилась на три крамы, линии. Возможно, эти трое натхов имелись в виду во втором стихе. Очистить тело Духа -благодаря Малини (Шакти) и Шабдараши (Шиве) и т.д. Шестиричная нъяса — малини, шабдараши, тривисья, агхорикаштака, двадашанга и шаданга. Огонь Шивы — жертвенный огонь, отнъхома- или Йони-кунды.
4. Бхайрава — лучший из учителей, единый, но являющийся во многих образах. Учителя — трех линий, божественной (связанной с cammea-гуной, сварга-локой, девами, солнцем и огнем), сиддха (связанной с тамо-гуной, патала-локой, асурами, тьмой и эфиром) и человеческой (связанной с раджо-гуной, мартья-локой, людьми, луной и водой). Шри-Куджеша — Владыка Кулы.
5. Шестиричная мандола, в которой почитается ашта-вимшати-крама, разделяемая на шесть частей (представляющая собой санскритский алфавит).
Вторая глава
Благая Богиня сказала:
1. «О Господь Бог, как тобою создается самварта-мандала с ее шакти? Открой мне это по милости своей!
2-3. О Господь, я все еще пребываю в замешательстве [относительно] твоих проявлений в иных писаниях. По милости поведай мне по порядку характеристики учения Шри-маты («благого учения»), его место и доктрину».
Благой Бхайрава ответил:
4. «Я поведаю тебе, о Богиня, о правильном порядке самварта-мандалы и о правильном времени и месте встречи йогинов.
5. Первая самварта-мандала расположена над брахмарандхрой, в центре кхечари-чакры (высшей из пяти чакр), в центре обители Матанга.
6. Это — центр Шришайла-ваны, находящийся выше четырех [остальных] питх. Там находится божественная мандала, почитаемая богами и другими.
7. [В этом месте] Куджеша творит серии четырех и т. д. [мандала] делится на 24, 16 и 8 (подразделения санскритского алфавита: сурья-чакра, от К до Бх, сома-чакра, гласные, и вахни-чакра, от М до С. X и Кил находятся в центре).
8. Такова [первая] самварта-мандала, постигаемая йогинами через любовь. Вторая — в лотосе сердца постигаемая как образ любви.
9-10. Поскольку она служит цели йоги, она именуется самварта-мандалой. Она пребывает в центре матри-чакры и окружена девятью лотосами. Она раскрывает [подлинный] смысл писаний и ведет к [достижению] цели йоги. Она характеризуется качествами субстанций (видимо, кула-таттв) и исполнена Блаженства постижения.
11. Такова [вторая] самварта-мандала, пребывающая в анахате. Третья расположена ниже пупка (видимо, в дути-чакре), Богиня там — пламя.
12. Она поглощает пищу людей. Такова [третья] самварта-мандала. [Четвертая] находится в центре адхара-чакры (и деви-чакры), в середине джапма-мандалы («круга рождений», йони).
13. Там треугольник, квадрат и снаружи гексаграмма. Там возникает весь мир, и там же все движимое и недвижимое растворяется.
14а. Она — в центре Вадаваналы (нижнего огня). Такова [четвертая] самварта-мандала.
14Ь-15. Так сказано в писании и разъяснено учителем, который его постиг. Теперь я поведаю [тебе] другую великую тайну.
16. Вначале — последовательное воплощение (kramAvatAra) — это не должно раскрываться внешним людям. Из высшей таттвы посредством Куджеши [нисходит] Шакти, постигаемая как блаженство.
17. Она — в самварта-мандале, шестнадцатилепестковом [лотосе] над головой. В околоплоднике [лотоса она] пребывает [как] энергия знания (джняни), [как] энергия действия (крия) — [в образе шестнадцати гласных] начиная