на английском можно найти немало) и живую традицию. Прискорбно, что большинство индийских учителей, в том числе являющихся реальными тантриками, предпочитают об этом умалчивать, а то и просто критикуют тантризм в своих книгах и выступлениях, при этом практикуя его в узком кругу. С другой стороны, хватает и просто дилетантских и коммерческих изданий на данную тему, которые не становятся соответствующими духу и букве тантры оттого, что автором является этнический индус. Из нетрадиционных подходов к тантре наиболее адекватными, пожалуй, можно назвать учения Шри Ауробиндо и Ошо (Раджниша). Есть также немало систем, не относящих себя к тантризму, но являющихся тантрическими по своему духу и методу (можно упомянуть геродоксальные направления каббалы и, например, телему Алистера Кроули).
Краткое изложение каула-дхармы
(А.Т.)
1. Учение о Трике (trikavAdaH) — Полноте Божества, монизм
Единый Непостижимый Всевышний являет Себя в Единстве Шивы (трансцендентного аспекта — akula), Шакти (имманентного — hula) и Нары (индивидуализированного — kaula). Шива — Всевышний Абсолют (parabrahma), Великая Пустота, Безмолвный Свидетель. Шакти — Его динамическая Сила и вся Полнота проявленности, тождественная Шиве. Пара — индивидуальность (JIvAtma), «Сын» Шивы и Шакти. Эта Троица (pika) пребывает в Абсолютной Любви и Вечном Единении (sAmarasya).
2. Учение о Единой Шакти -Кали (kALIvAdaH)
Система каула постулирует супрамонотеизм. Существуют только одна Единая Шакти, Владычица всего (kuleshwarl), Ее именуют Кали (Адья-Кали и Пурна-Кали). Она — Сила, стоящая за всеми формами Божественного, оживляющая их. В каулизме придается первостепенное значение именно женскому аспекту Единого, поскольку Шакти — это именно проявленная Сита и Благодать. Достигая единения с Нею, сливаешься с Шивой, т. к. они едины. Кали имеет три основных аспекта, символизируемых тремя слогами в Ее мантре: 1. Тара (подразделяющаяся на 13 Кали), 2. Трипура (подразделяющаяся на 16 нитъя-шакти) и 3. Камала (подразделяющаяся на 10 Махавидий). Выделяют также 9 субаспектов Кали, соотносящихся с Махавидьями. 10 Махавидий: Кали, Тара, Сундари, Бхуванеши, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Расширенный перечень включает 22 Махавидьи (по количеству слогов основной мантры). В отношении творения Кали проявляется пятью энергиями: творения (sR^iShTishaktiH) — Брахмы, поддержания (sthitishaktiH) — Вишну, разрушения (saMhAra-shakliH) — Рудры, сокрытия (tirodhAпashaktiH) -Махешвары, и милости, Откровения (anugraha-shaktiH) — Садашивы.
3. Учение о йони, камакала (kAmakalAyonivAdaH)
Триединая Богиня имеет форму йони (женского полового органа), треугольника камакала (букв. «истечение любви»), тогда как Шива представлен точкой в его центре. Йони — это Кула, Полнота Шакти. Высшая Богиня пребывает в космической йони (mUlaprakR^itiH) и в йони каждой женщины. Поскольку Шакти — женское начало Божества, и она же — проявленный Его аспект, то Божественность максимально выражена в женщине. По этой причине в каула-тантризме женщины особо почитаемы. Более того, женщина — основа пути.
4. Учение об Откровении (AmnAyavAdaH)
Высший путь (путь каула) был открыт Господом через откровение (Agama). Откровение делится на пять потоков (АтпАуа), которые изошли из пяти ликов Садашивы. Эти лики расположены по четырем направлениям и один — вверх, соответственно этому называются и амнаи. Верхняя амная — сущность духовного пути вообще, единая истина, которая пребывает в сердце любого подлинного учения. К восточной амнае относят, наряду с прочим, буддийскую тантру, а к западной — каббалу и т. п. Писания каула-тантризма можно подразделить на три основные категории: 1. Бхайрава-агамы и учения, на них основанные (трика); 2. Кула-агамы (каула, крама, кубджика и чина); 3. Самая-агамы и примыкающие к ним источники (шривидья). Каула-тантра — это не конкретная индуистская секта, а сущностный подход, «прямой путь», учение духовного освобождения.
5. Учение о возвращении (nivR’ittivAdaH)
Каула-тантра — это учение освобождения, возвращения к изначальной самарасъе (тождественности, слиянию). Путь каула противопоставляется пути мира (lauka), «развертыванию» (pravR^ittiH). Поэтому он называется «сворачиванием» (nwR^ittill). Существуют три средства (ирАуа) на пути: шамбхава, такта и анава (по делению трики на Шиву, Шакти и пару). Шамбхава-упая — непосредственное постижение, спонтанное знание, признание своей природы Шивы (pratyabhij~пА). Шакта-упая — это собственно метод тантры, такта-йога. Апава-упан — все остальные, внешние, пути, имеющие относительную ценность. Три упои соотносятся с тремя типами (bhAva) людей: божественным (divya), героическим (vlra) и «скотским» (pashu).
6. Учение о последовании (kramavAdaH)
По своим внутренним качествам люди подразделяются на три вышеперечисленных состояния, бхавы. В первом доминирует благость (sattwa), во втором — страсть (rajas), в третьем — невежество (tamas). Для пути каула подходит второй, третий не подходит, а первый в пути не нуждается. Первый тип — духовный, второй — душевный, третий — плотский. Духовный путь раскладывается на семь ступеней, ачар (AchAra). Первые три находятся в пашу-бхаве:
1) Ведачара — законничество, ритуализм, обрядоверие, магизм. Человек на этой ступени верит в действенность различных обрядовых действий (в языческих религиях) или в спасительность выполнения религиозного закона (в монотеизме). Типичные примеры: восточное христианство (православие и т. п.
— но не монашеское), иудаизм и ведизм (брахманизм).
2) Вайшнавачара — эмоциональный культ какого-либо божества. Человек верит в спасительность своего религиозного благочестия, молитв и преданности. Но преданность пока носит внешний характер. Примеры: протестантские церкви в христианстве, кришнаизм.
3) Шайвачара — путь йоги знания и действия. Это уровень, на котором появляется подлинный монотеизм. Человек верит в спасительность знаний или усердной практики (sAdhana). Примеры — ислам, шиваизм, веданта.
4) Дакшиначара является переходной ачарой к вира-бхаве. В ней интегрируется опыт предыдущих ступеней. Человек от частных аспектов переходит к сущности пути. Примеры: «тантра правой руки», ортодоксальная каббала и суфизм. Последующие две ачары относятся к вира-бхаве, а последняя — к дивъя.
5) Вамачара — путь благодати и любви. Человек понимает, что спасение недостижимо только собственными усилиями, и предается Шакти (Высшей и земной). Это первая ступень возвращения, нивритти. Примеры: «тантра левой руки», гетеродоксальная каббала и суфизм, радикальный гностицизм в христианстве.
6) Сиддхантачара (имеющая несколько вариантов) — путь совершенных. Человек постиг сущность пути, поэтому он не зависит более от формы. Это уровень подлинной йоги и агхоры.
7) Каулачара — достижение состояния трики: Свобода, Знание и Любовь.
7. Учение о вере и преданности (vishwAsabhaktivAdaH)
Основа духовного пути — искренняя и целостная вера в Бога и преданность Ему, Шакти, гуру и себе. Без веры пути нет. Подлинно верующему Бог так или иначе откроется — через гуру, собственный дух или через Шакти.
8. Учение о спонтанной истинности (sahajatattwavAdaH)
Каулика понимает, что он не способен спастись собственными усилиями, поэтому он вверяет себя Шакти, которая раскрывает себя как истинная природа самого садхаки. Нет Истины помимо той, что уже в нас с самого рождения (sahaja). Каулика следует принципу сатьи — он искренен с собой и Богом.
9. Учение о следовании собственной воле (swechchhAchAravAdaH)
Постигая свою природу, каулика выявляет свою волю. Он понимает, что единственное, что он может и должен делать, — это следовать ей.
10. Учение о шакта-йоге (shAktayogavAdaH)
Дабы воссоединиться с Шакти, дан пятиступенчатый метод шакта-йоги. Он представлен так называемыми пятью таттвами (иначе — макарами). Основа шакта-йоги — садхана с женщиной (shaktiH).
Основа пути такта — так называемые пять таттв (panchatattwa, panchamakAra): вино, мясо, рыба, мудра (жареное зерно) и майтхуна (соитие). В форме этих пяти таттв показан метод и дана последовательность ступеней в шакта-йоге. Поскольку на санскрите все пять начинаются с буквы «ма», их называют пятью макарами. Таптры, говоря о важности пяти таттв, утверждают, что садхана без них не только бесполезна, но и вредна: тпАра-nchopacftAreNa … pApa-nchaiva pade pade («Махабхайрава-тантра», цит. по «Кулапуджана-чандрике»). При этом использование пяти таттв только лишь для удовлетворения чувств постоянно осуждается (например, в «Куларнава-тантре» и «Йогини-тантре»), На основании этого возникла ошибочная интерпретация макара-йоги как исключительно внутреннего процесса, когда ее, по сути, свели к хатха-йоге. Однако данное воззрение несостоятельно как в контексте самих Тантр, так и по мнению Учителей (данную точку зрения осуждал еще Абхинавагупта). С другой стороны, под пятью таттвами явно подразумевается нечто большее, чем просто антиномианистское нарушение норм смрити и следование пути бхоги (наслаждения). Как говорят Тантры: «на пути Кулы — и йога, и бхога» («Куларнава-тантра», 2.23; «Маханирвана-тантра»,4.39; «Тарабхактирахасъя-дипика», 10.30).
Таким образом, макара-йога — это процесс, сочетающий внутреннюю и внешнюю стороны, медитацию и наслаждение. В результате садхака постигает свою природу как природу Бхайравы, tadbhoktA bhairavasswayam («Куларнава-тантра», 5.79). Об этом состоянии «Шива-сутра» говорит: udyAmo bhairavaH.
Пять макар представляют пятеричную пракриты, пять энергий Садашивы и т. п. Пять макар — это «лестница», по которой садхака может сначала коснуться Высшего, а затем и обрести состояние освобождения при жизни (jlvanmukti). Поэтому можно без преувеличения сказать, что макара-йога и есть вся шакта-йога, сущность каула-дхармы.
«Рудра-ямала» (уттара-кханда, 10.161) называет ее пурна-йогой, «интегральной» йогой.
Макары следуют в определенном порядке не случайно. Этот порядок соответствует последовательности пяти ликов Садашивы (согласно «Махабхайрава-тантре»): Брахма — вино, Вишну — мясо, Махешвара (Рудра) — рыба, Ишвара — мудра и Шива — майтхуна. «Тарабхактирахасья-дипика» соотносит пять макар с пятью главными Махавидьями (которые выделяются еще «Махакала-самхитой» и «Кали-тантрой»). По сути, пять макар представляют все творение, всю нашу жизнь. Поскольку почитание Шакти должно быть целостным, необходимы все эти пять. Иногда пять макар сводят к трем: мадъе (вину), маисе (мясу) и майтхуне (соитию), например в «Каулавали-нирнае» (10.93) и «Нируттара-тантре». Эти три представляют изначальную трику, троицу Махавидий, символизируемых биджами ХРИМХУМ КРИМ. В этом случае вино олицетворяет Шакти, мясо — Шиву («Куларнава-тантра», 5,79), а майтхуна — ямалу, самарасъю.
Покровительница вамачары Камакхья имеет пять ликов, представляющих пять таттв; пять таттв заключены и в Тара-панъчараиши-маитре. Эти пять макар соответствуют пяти потокам откровения (АтпАуа).
Вино символизирует «причащение» благодатью, вследствие которого садхака обращается к Высшему (т. е. встает на путь нивритти, вамачару). Он начинает преобразовывать свои мотивации (vikalpa), обретать духовное намерение, таким образом утверждаясь в вира-бхаве. Вино символизирует Трипура-сундари в сахасраре, которая своей красотой привлекает садхаку. Вино уничтожает заблуждение (moha), выявляет ананду («Куларнава-тантра», 5.80), приводит к созерцанию. Вино также соотносится с Ганапати, устраняющим препятствия с пути.
Созерцание представлено мясом. Мамса — это внутреннее молчание (таипа), состояние свидетель-ствования (sAxIbhAva). Это ступень дхьяны, медитации. Созерцательность делает садхаку сосудом, способным принять в свое сердце благодать Богини. Поэтому мясо связывается с Тарой, нисходящим потоком Шакти (shakti-nipAta).
Далее следует рыба, символизирующая «поднятие» (ArohaNa), пробуждение кундалини. Это то возбуждение (kShobha) — и духовное, и сексуальное — которым нужно почитать Богиню («Нируттара-тантра», цитируемая по «Пурашчарьярнаве»). Это состояние представляет Сканда. Данная ступень необходимо связана с вамачарой, и вовне она предваряет майтхуну (по этой причине нередко рыбу и мудру отдельно не упоминают). Тантры, например «Камакхья-», вообще запрещают и питье вина, и вкушение мяса без шакти —