7. О Любимая, [шакти,] которая всегда в янтра-самскаре, она — прекрасная бхуминдра-таная, рожденная в роду Солнца/Сатурна (возможно, кшатрийка).
8. Та, которая всегда сокрывает себя среди пашу, она, прекрасная, рожденная в любой касте, зовется гопини.
9. [Шакти,] которая, увидев кула-таттвы, хочет наслаждаться в лесу, она, прекрасная, рожденная в любой касте, зовется малини.
10. Гупта-вешъя, махавешъя, кула-вешья, маховая, раджа-вешья, дева-вешъя и брахма-вешья -[таковы] семь.
11. Блудница (вешья), рожденная в Куле, лишенная стыда, нетерпеливая в любовной страсти, в миру живущая с мужем-пашу, — зовется гупта-вешъя («сокрытая вешья»).
12. Рожденные в Куле, они известны как кула-вешья и маха-вешья. Та, которая вновь и вновь целует соединенные йони и лингам и пьет их секреции, зовется брахма-вешья.
13. Они делятся по чувству на дивъя-шакти и вира-шакти, вне зависимости от касты, в которой рождены.
14. Поскольку она ведет себя распущенно, то зовется вешьей. Та, которая рождена в межкастовом браке, зовется сарва-вешья. Та вешья, которая идет путем Кулы, — дарует освобождение!
15. Поцелуи, объятия, введение лингама в йони, созерцание йони и соития, освящение мантрой, тройная сандхъя (соединение), прославление йони и лингама [- таковы семь действий почитания йони].
16. Как сказано Шанкарой, вешья должна [быть освящена] повторением мантры. Та, которая лишена этого, не годится для почитания Кулы.
17. [Пусть] она ежедневно повторяет мантру, радуемая мужчинами, а ночами повторяет мантру, соединившись с тем, с кем желает.
18. Повторение мантры вместе с вешьей называется пурашчараной. [Та вешья,] которая в соитии — сверху, несомненно, сама Кали!
19. О Любимая, сиддхи в мантре достигаются в обратном соитии (випарита-рати) с женщиной! Повторяя мантру в обратном соитии, достигаешь освобождения. Повторяя мантру в обратном соитии, живешь на земле, единый с Кали.
20. В обратном соитии — Кали, в обратном соитии — Тарини. Та вешья, которая в випарита-рати — сама Кали, это несомненно.
21. Шакти-видьи не приносят сиддхи без випарита-рати. Вешья, которая в випарита-рати, почитаема в трех мирах.
22. Крепко обняв ее, следует ее почитать, созерцая янтру Дакшина-Кали (т. е. йони).
23. О Владычица Кулы, пурашчарапа [должна совершаться] с вешьей! Такова [настоящая] вешья, а не та, которая неправедна и развратна.
24-26. Соитие с развратной женщиной ведет в ад. Лишь та вешья, которая становится вира-шакти, подходит для кула-садханы. В кула-садхане надлежит почитать ту вешью, которая освящена пурашчараной.
25. Преданная лингаму Шивы — праведна, преданная Шива-лингаму — Сама Сати. Вешья, преданная Шива-лингаму, восславлена, как преданная своему Владыке. Йони — Мать, а лингам — Отец. Следует воспринимать их таким образом.
27. В образе лингама — Махакала, в образе йони — Калика. Их соединение (йога) воистину величественно и достойно всякой хвалы. Та вешья, которая почитает Шиву без своего бхайравы, попадет в ад.
29. Вира же, когда он не вместе со своей бхайрави, не должен думать о другой. Если же будет, то станет больным и пойдет в ад.
30. В ритуалах Кулы следует отвергать вешью, которая не определилась в Пути и которая принадлежит обществу пашу…
31. Вешья, исполненная любовной страсти, особенно во время месячных, которая жаждет наслаждения, — проявление Калики, Она дарует все сиддхи.
32. В рот Матери следует дать рот Отца (см. стихи выше.
— Прим. перев.), повторяя мантру. Так [садхака и садхика] освободятся ото всех грехов и достигнут нирваны.
33-35. О Парвати, во время эякуляции постигается нирвана! В это время Махакала внутренне наставляет идущих путем Кулы и раскрывает им все тайны. Шакти во время оргазма благодаря его наставлению становится самой Кали.
36. От Вед происходит карма (действие и ритуал), от кармы происходит связанность. Следует отвергнуть дела и предписания Вед и повторять мантру в любовном наслаждении.
37. Муж-каула — сам Шамбху, он — гуру для шакти. Он — воистину муж для женщины Кулы, а не мирской муж!
38. На пути Кулы нет греха в оставлении мирского мужа. В ведизме же — его нельзя оставлять.
39. Муж-каула — защитник и образ самого Шивы. Нет успеха для шакти в сиддха-видъях без мужа-каулы… Та женщина, которая следует пути Кулы, — несомненно, освобожденная! Для той, которая не хочет иметь мужа, Шивой будет сам Махакала — это истинно, истинно и несомненно.
<…>
41. Шестнадцатилетняя шакти — Кали, Тара — пятнадцатилетняя, Сундари — четырнадцатилетняя. Тринадцатилетняя — Унмукхи, двенадцатилетняя — Бхайрави.
42-43. О Владычица Кулы, двенадцатилетняя шакти — брахма-вешъя, известная как великая праведница, которую трудно найти во всех трех мирах.
Дивья- и вира-садхака — муж для всех женщин, которые есть в небесах, на земле и в преисподней.
44. Женщина Кулы — сама Бхагавати, она — Кали, Тара и Сарасвати, она — сама Бхайрави и Чхин-намаста.
45. Женщина Кулы — Сундари, она — Махиша-мардини [Дурга], она — Бхуванешвари, Бала и Багала. Она — Дхумавати и она — Матанги, она — Аннапурна и она — Тварита.
<…>
47. Женщина Кулы — воистину преданная мужу, она — праведная подвижница, несомненно, приносящая успех во всех мантра- и янтра-садханах.
48. Женщина Кулы — божественна, она — образ всех йогини, она — Рамбха, Урваши, Рати, Рама и Тилоттама».
Джнянарнава-тантра
(Перевод Арджуны Тарадасы, 2003)
«Джнянарнава-тантра» — важный текст школы Шри-видья, рассматривающий большей частью вопросы ритуалистики и мантрологии. Ранее не переводился.
(Сверено по параллельному тексту — «Шритаттва-чинтамани» Шри Пурнананды, 21-я глава)
Владыка сказал:
1-3. «О Почитаемая всеми богами, я скажу о посланнице Знания (джняна-дути), благодаря которой [достигается] Вечный Брахман.
Следует войти в «дом жертвоприношения» (яга-геха), названный Светом (пракаша), его йони образовано посланницами Воли, Знания и Действия (подразумевается треугольник иччха-, джняна- и крия-шакти), [войти туда] через дути (такти). На кровать, украшенную [четырьмя] целями жизни и [четырьмя] Ведами, украшенную Атмой, Антаратмой, Параматмой и Джнянатмой.
4. О Красавица, есть три категории, познанием [которых] раскрывается Брахман: «То» (тат), «Ты» (швам) и «Есть» (аси), Истина (таттвам), объединяющая [два] слова — [это] сутра Знания.
5. Почитанием Высшей Шакти через узлы этой сутры достигаются четыре вида благословения.
6. О Любимая, дути есть четырех видов: хастини, шанкхини, читрини и падмини — прекрасные, с чарующими глазами, всевозможно украшенные.
7-8. О Прекрасноликая, вайкхари (проявленная Речь) известна как хастини из-за ее грубости. Ею поддерживается весь круг творения, образованный восемью группами букв (начинающихся са, ka, cha, Та, ta, pa, уа, sha.) — слонами сторон света (диггаджа). Поэтому она зовется слонихой (хастини, карини).
9. Средняя [Речь] — шанкхини, пречистая, свободная от зла и греха, любимая всеми богами, сияющая спокойствием и красотой.
10-11. Она, о Прекрасполикая, имеет растительный характер и она — мадхьяма (средний уровень Речи). Читрини — Богиня Валлари («лиана», также вторая жена Карттикеи, возможно, соотносится с Матанги), [зримый] Образ всех шакти, уничтожительница великого зла, Богиня, охраняющая мир.
Благодаря ней достигается вечное единение Шивы и Шакти. Пашьяпти («только зримая» Речь) — высшее прибежище всех живых существ трех миров.
12. Поглощенная в Парабрахмане — Паравак (Высшая Речь), о Всевышняя! В этом [состоянии] надлежит почитать ту дути цветами самадхи.
13. О Почитаемая всеми богами, в ее теле следует последовательно почитать кала (аспекты, в данном случае четыре аспекта Джнянатмана, с которым соотносится падмини-дути).
14. Падмини известна как высшая, являющая чистоту Хамсы (единства Шивы-Шакти). Посредством собирания Хамсы Лотос избавляется от ужатости.
15. Йони расцветает и являет любовное чувство и красоту’, подобную красоте рассвета. Падмини, высшая, привлекает Свет.
16-20. О Прекрасная, в ее теле почитаются шестнадцать кала. Читкала (аспект Сознания), Сат-кала (аспект Бытия), Джняна-кала (аспект Знания) и Самвит-кала (аспект осознавания) — это аспекты Атмы, о Всевышняя. Вирагата-кала (аспект Страсти), Мокша-кала (аспект Свободы), Параману-кала (особо тонкий аспект), Видья-кала (аспект Прозрения)- четыре аспекта Антаратмы. Видья-кала, Сантошита-кала (аспект Удовлетворенности), Tpunmu-кала (аспект Насыщения), Парабрахмапракашика-кала (аспект Сияния Абсолюта) — это аспекты Параматмы, поглощенной в Высшем. Лая-кала (аспект Растворения), Шанти-кала (аспект Покоя), Бодха-кала (аспект Пробужденности), Въяпти-кала (аспект Проникновения) — четыре аспекта Джнянатны, о Всевышняя. О Владычица богов, [вот] шестнадцать аспектов Шакти, пребывающие в буквах Шри-видъи.
21. Шестнадцатибуквенная Махавидъя — образ Брахмана, в ней заключены шестнадцать кала.
Посредством Атма-йоги творятся три мира (вариант: посредством [состояния] бодрствования Атма творит три мира).
22. (Версии 22-го стиха противоречивы и малопонятны. Виды Атмана соотносятся с тремя гунами, а Джнянатма их превосходит,)
23-24. О Прекрасная, в теле дути проявляются эти кала. Несомненно, слово «Тат» следует знать как ее лицо, а слова «Твам» и «Аси» представляют две груди.
25. О Всевышняя, наслаждение — это Звучание (нада), имеющее природу Брахмана, оно — основа йоги, как указано Писанием. О Прекрасная, несомненно, нада — это йони, порождающая все.
26. В треугольнике йони надлежит почитать Шакти с Бхагамалини-видъей; в его центре, имеющем природу всеобщего Блаженства, следует почитать Высшую Сундари.
(ОМ aiM hrIM shrIM ОМ аМ aiM bhagabhuge bhagini bhagodari bhagamAle bhagAvahe bhagaguhye bhagayone bhaganipAtini samabhagavasha-Nkari
bhagarUpe nityaklinne bhagasvarUpe samabhagAni me hyAnaya varade rete surete bhagaklinne klinnadrave kle-daya drAvaya amoghe bhagavichche kShubha kShobhaya sarvasattvAn bhageshvari aiM blUM jaM blUM bheM blUM moM blUM heM blUM heM klinne sarvANi bhagAni me vashamAnaya strIM hrvleM hrIM..)
Пусть садхака почитает Шиву в своем лингаме (также Атча-лтге) с десятислоговой мантрой’.
ОМ hrIM aiM kllM sauH namaH shiv Ay a.. (Возможно, OM hrIM aiM hrIM shrIM namaH shiv Ay a ..)
Благодаря их взаимодействию возникает вкус Абсолютного Блаженства (также нектар.)
27. Этот нектар, о Возлюбленная Богиня, следует поглотить, повторив в сердце мантру. Соединив аргхъю и амриту, надлежит ими почтить Шри-чакру. Это названо сокровищем, рожденным в йони, [особенно] менструирующей» [Шестнадцатислоговая Шри-видья — это известная мантра Шодаши, существующая во многих вариантах, из которых основные — два, Кади и Хади. Шестнадцать букв представляют шестнадцать аспектов, выражающих Полноту Шакти. Мантра делится на три части (кути), соотносящиеся с биджами АИМ, КЛИМ, САУХ. Эти три части образуют треугольник Йони. // «В Вагбхава-куте — Владычица Речи, энергия Знания, образ освобождения. В Камараджа-куте — Камакала, образ Страсти, энергия Действия. В Шакти-куте — Высшая Шакти, энергия Воли, образ Шивы. Такова трехчастная [видья] Богини Махатрипурасундари». (Вамакешвара-тантра, 4.17-18).].
<…>
Так в благословенной «Джнянарнава-тантре» заканчивается двадцать третья глава, называемая «Почитанием посланницы Знания».
Шьяма-рахасья Шри Пурнананды
(Перевод Арджуны Тарадасы, 2003)
«Шьяма-рахасья» — текст, написанный известным бенгальским святым Пурнанандой, который был инициированным одновременно в традиции и Кали-каула, и Шри-видья. «Шьяма-рахасья» подробно рассматривает все стороны садханы Кали; в ней приводятся некоторые гимны Богини и описываются ритуалы ее почитания. Текст прежде не переводился.
Из восьмого раздела
Владыка сказал:
1-2. «Провозглашаю путь, благодаря которому обретается нектар Бессмертия. Мудрый бережно