относится ко всему существующему, следует пути Самая, отвергает излишние ритуалы, погружен в постоянную [осознанность] и посвящает все действия Высшему Божеству.
3-4. Он всегда отвергает веру в [благо] почитания с иными мантрами (т. е. не Высшего Божества) и повторения иных мантр, не совершает оскорблений женщин Кулы и вир, воздерживается от соития с мирскими женщинами, никогда не гневается на женщину и не причиняет ей вреда. Этот лучший садхака воспринимает весь мир как женственный.
5. Никогда не следует враждовать с женщиной, особенно с почитаемой [в Куле]. Для джапы — человеческая кость (видимо, имеется в виду использование четок или черепа). Войдя вверх (возбудившись и направив энергию в сушу мну), следует повторять мантру.
6. Следует соединяться с женщиной, касаться и созерцать ее, особенно благую, рожденную в Куле.
<…>
8. Нет предписаний относительно времени и т. п. ни в джапе, ни в поклонении и жертвоприношении. В садхане великой мантры (мантры одной из Махавидий — согл. «Шривидьярнаве») [единственное] предписание — [следовать] собственной Воле.
<…>
11. Питье, разнообразную еду, наслаждение, дом, счастье — все следует сердцем воспринимать как имеющее образ женщины.
12-15а. Увидев женщину Кулы, следует склониться перед ней. Если же по счастливой случайности [садхака] видит ее йони, пусть внутренне почтит ее. Следует относиться с почтением и к девочке, и к девушке, опьяненной своей юностью, и к старухе, и к красавице, и к порицаемой, и к великой грешнице. Никогда не следует ни бить их, ни оскорблять, ни обманывать или причинять страдания. Иначе теряются все сиддхи.
15Б-16. Женщины — божественны, женщины -[сущность] жизни, женщины — сокровище. Всегда следует быть с женщиной — своей или другой. Она — владычица сердца [каулы].
17. В этом нет неправедности, о Прекрасная! [Более того,] какая вообще дхарма может быть выше [этой]?! С радостным сердцем пусть [каула] следует своей Воле!
18. Праведник, следующий этому пути, погруженный в молитвенное почитание [Шакти], через кула-таттвы достигает единения с Высшей Природой.
<…>
21. Нет ничего выше пятой [татптвы], дарующей тактам счастье и освобождение.
22. О Пречистая, Богиня, чей образ — Любовь, любит семя. О Любимая, удовлетворение ее [одним] семенем равно удовлетворению вином и мясом.
23. О Богиня, лишь только благодаря пятой [таттве| садхака становится совершенным. Созерцая в любовном наслаждении Кундалигш Шакти, следует испустить семя.
<…>
55. О Богиня, подобно тому, как без Вишну-бхакти нет бхакти вообще, смешно говорить об освобождении без познания Шакти».
Из девятого раздела
Шива сказал:
1. «Следует пребывать с шакти — своей или чужой — страстной, разумной, получившей посвящение [в Кулу], пребывающей в йаувапа-улласе, лишенной отвращения и стыда.
2. [До этого садхака] сидел лицом в другую сторону от нее, в полночь же пусть, дав ей вино и бетель, совершит следующую нъясу:
3. пусть привлечет [к себе ее] голову, гладя ее волосы, целует глаза и щеки; пусть слегка покусывает ее нижнюю губу и ласкает груди, живот и йони; пусть слегка царапает ее подмышки, шею, щеки, живот, груди и бедра; на пике ее страсти он может оставить царапины на ее груди и интенсивно ласкать ее тело; пусть он долго [услаждает] ее йони — это Магната-лила (производное либо от Матанги — покровительницы сексуальных услад, либо от Матанга-питхи — самой высшей, превосходящей обычно перечисляемые четыре); пусть страстно ласкает ее ноги — большие пальцы, стопы, бедра и щиколотки.
4-5. О Любимая, пусть [каула] коснется ее йони с мантрами’.
AM IM huM hrIM blaM amukIM drAvaya swAhA ..
(вместо слова «амуким» ставится имя шакти -в винительном падеже).
aiM hrIM chapale chapalachitte reto mu~ncha mu~ncha bluM kllM strIM kllM..
6. Пусть он пахтает ее йони вновь и вновь — так рождается лучшая таттва.
7. Получаемая этими усилиями таттва — это сокровище, рожденное в Куле, благое. Этой таттвой надлежит почитать [Богиню].
8. Так, о Богиня, достигается близость [с тобою] и удовлетворение всех желаний. Вот мною поведано о нектаре, рождаемом в йони, который нелегко обрести.
9. Следует предлагать шакти угощения, одежды, украшения и т. д. Следует почитать храм ее страсти (йони) акшатой (букв, зернами риса) и семенем.
10-11. Всецело и осознанно следует пребывать поглощенным страстью, но не испускать семя преждевременно. Для этого можно использовать мантру или специальную мазь. Пахтанием йони добывается лучшая таттва, благое сокровище, рожденное йони.
<…>
20. Садхака должен совершать майтхуиу осознанно. О Владычица богов, та шакти, [которая участвует в кула-пудже,] следуя своей Воле, и та, [которая находится в периоде] менструации, — явленная Богиня!
21. Смесь ее цветов (выделений йони) и своего [семени] следует со тщанием беречь (т. е. желательно, чтобы ни одна капля не была утеряна, весь эликсир должен быть поглощен, выпит или использован как-либо еще)».
Богиня сказала:
27. «Услышь, Дорогой, о непревзойденном величии нектара Кулы.
28-29. Во время новолуния (т. е. менструации) Богиня изливает амриту на землю — в течение трех дней. В эти дни следует повторять видью, [пребывая в единении] с йони, почтив перед этим шакти.
30. Следует всеми силами [предаться] созерцанию йони и [молитвенному] повторению мантры. Увидев божественный нектар, следует поглотить его (орально или с помощью ваджроли-крии).
31. Все это надлежит совершать ради совершенства на пути Кулы».
<…>
Сказано в «Джнянарнаве»:
94-95. «Единение мужчины и женщины и есть подлинная йога! [Во время него] стоны — форма мантры, разговор — молитва, объятия — подношения мускуса, поцелуи — подношения камфары, следы от ногтей и зубов — цветы, [само] соитие -удовлетворение [Богини], эякуляция — висарджана (возвращение почитаемого Божества обратно в обитель сердца)».
И в «Куларнаве»:
96. «Объятия, поцелуи, ласкание грудей, созерцание, прикосновения, раскрытие йони, трение лингама, вход и утверждение — это девять цветов в почитании шакти».
А в «Рудра-ямале»:
97. «В соитии рождается счастье, имеющее качество высшего блаженства. Так человеком обретается драгоценный нектар Кулы.
98. Этим божественным нектаром следует удовлетворить Всевышнюю Трипуру. Тогда она, исполненная любви, явится и дарует сиддхи.
99-100. Этим божественным нектаром всегда удовлетворяются все боги, учителя и садхаки — все.
Когда садхака предается страсти — он моментально преуспевает [в садхане]>>.
И в «Самаярнаве»:
101. «Пусть мудрый, получив нектар Кулы, предложит его [Богине]».
Так в «Шъяма-рахасъе», написанной Шри Пурианандой Гири, заканчивается девятый раздел, названный «Создание Цветка».
Краткий словарь божеств индуистского тантризма
Агни (agni) — ведический бог огня, доставляющий жертвы богам. В этой функции аналогичен Ганапатн; в целом — тождествен Дурге, Чамунде и Бхайрави.
Агхора (aghora) — третий лик Садашивы, Рудра. Также супруг Дхумавати.
Адипатха (AdinAtha) — «Изначальный Господь», имя Шивы в натхизме.
Адья-Кили (AdyAkAU) — Изначальная Кали, включающая в Себя остальные девять. Высшая Шакти, Сущность всех божеств. Ее почитание описано в «Маханирвана-тантре».
Адья-Лакшми (AdyAlaxml) — первая из 8 форм Лакшми.
Айи (ayl) — «Мать», имя Лалиты.
Айяппа (aiyappa) — тамильское божество, покровитель йоги. Санскритские имена — Чаранаюдха и Куккутешвара. Тождествен Харихаре. Почитается на горе Шабарималай в Тамилнаду.
Акшобхья (akShobhya) — супруг Тары. Он же Нилакантха (Ни-лагрива), Шива, выпивший яд халахала после пахтания Мирового океана.
Алакшми (ataxml) — Дхумавати.
Амавелиманга (amavelima-NgA) (телугу) — первая жена Вен-катешвары.
Амба (атЬА) (тел. Амма, там. Амман, Амбал) — «Мать». В Ведах у Рудры три шакти-. Амба, Амбика и Амбалика.
Анагха (anaghA) — Шакти Даттатреи.
Ананда-Бхайрава (Anandabhairava) и Ананда-Бхайрави — Божественная пара в Блаженстве. Почитаются как пребывающие в вине. В слиянии становятся Ардханаришварой.
Ананта-шеша — змий, на котором лежит Нараяна.
Аннапурна (armapUrNA) (также Шакамбхари (shAkambharl)) — Богиня, подающая пищу. Иконографически изображается кормящей Шиву. Почитается в Каши (Бенаресе).
Апамарджана (apAmArjana) — гневное божество в вайшна-виэме, собирательный образ Нарасимхи, Варахи, Судар-шаны, Вишну и Ваманы.
Апараджита (aparAjitA) — одно из имен Дурги. Также восьмая Мать (Она же Махалакшми, Йогешвари и Чаиди).
Ардрапатешвари. (ArdrapaTeshvarl) — одна из форм Кали, несущая смерть. Призывается в оккультном ритуале мараны.
Ардханариигвара (ardhanArlshwara) — Божество, соединяющее две полярности, Шиву и Шакти. Иконографически правая часть тела — Шивы, левая — Шакти.
Багала (мукхи) (bagaLAmukhl) (Стамбхини, Питамбара, также Варахи, Вартали)- восьмая Махавидья из списка десяти. Сила «замораживания», подавления, останазливания (стамбханы). Иконографически изображается одетой в желтое сари и бьющей демона при помощи палицы.
Бала (ЬА1А)~ одна из Махавидий — Трипурасундари как восьмилетняя девочка. Ее мантра — aiM kllM sauH — сокращенная панчадаиш (15-слоговая Шри-видья).
Балабхадра (halahhadra) (Баларама, Халадхара) — брат Кришны, воплощение змия Анаита-шеши. Одно из главных мест почитания — храм Джаганнатхи в Ориссе.
Балагопала (bAIagopAla) — Кришна-младенец.
Баладжи (bAlAjl) = Венкатешвара (Венкатарамана, Говинда), форма Кришны в кали-югу. Почитается в храме на холме Тирумала и в ряде окрестных храмов в Андхре.
Бапаи (Бону) (маратхи) — вторая жеиа Кхаидобы, инкарнация Ганги,
Батука (ЬаТика) = Ватука, одна из форм Бхайравы.
Башули (bAshull) (бет.) = Васали, одна из 22 Махавидий. Тождественна Вишалакши и Чамунде.
Бироба (маратхи) = Вирабхадра.
Брахма — Бог в аспекте Творца. Первый из пяти ликов Садашивы, Садйоджата.
Брахмани (brahmANI) (Брахми) = Сарасвати, соответствует саттва-гуне (иногда — раджа-гуне). Также одна из 8 Матерей.
Бхагаван (bhagavAn) — букв, «пребывающий в Йони». Эпитет Высшего Божества (Кришны, Садашивы, Рудры и т. п.) и его воплощений.
Бхагамалини (bhagamAlinl) — Богиня, пребывающая в йони. Третий аспект Махатрипурасундари (шакти-кута).
Бхадракали (bhadrakAH) — одна из 9 Кали — Богиня как пожирающее пламя. Шакти Шивы-Шарабхешвары. В традиции Шри-видъи почитается в образе Пратьянгиры, Богини с ликом льва. Пратьянгира — Богиня-защитница, уничтожающая врагов бхакт.
Бхайрава (bhairava) — «Ужасный», гневный лик Шивы. Обычно выделяют 8 частных аспектов Бхайравы (Аситанга-ит.д.).
Бхайрави (bhairavl) — пятая (иногда шестая) Махавидъя из десяти, аналогична Дурге. Составляет «пару» с Трипура-сундари. Олицетворяет пробуждающуюся Кундалини. Также один из 13 или 10 аспектов Богини.
Бхуванешвари (bhuvaneshwarl) (Бхуванеши, Бхувана, Вишну-майа, Махамайа) — четвертая Махавидья из десяти. Шакти как Сила, управляющая проявленным миром.
Бху-Дееи (bhlldevl) — богиня земли, вторая супруга Вишну.
Вагвадини (vAgvAdinl), Вани (vANI) — Богиня речи, Сарасвати. Бак («речь») имеет четыре уровня, являющиеся стадиями ее проявления, материализации. В высшем аспекте (пара и пашъянти) — это Тара, в проявленном (вайкхари) — Матанги.
Ваджра (vajrA) — форма Тары.
Ваджравайрочани (vajravairochanl) (Ваджрайогини, Ваджра-варахи) = Чхиннамаста.
Ваджрешвари (vajreshwarl) — второй аспект Махатрипурасундари (камараджа-кута). Соответствует телу Богини. Одна из 16 Шодаши-нитья-шакти. также синоним Виндхьешвари.
Вайшнави (vaiSkNavI) — Богиня, сочетающая три гуны, Дурга.
Вайшно Деви (vaiShNo.N devi) — форма Дурги в одном из кашмирских горных храмов.
Вакратунда (vakratuNDa) — тантрическая форма Ганапати.
Валли (valll) (Валлаки, Валлари) — вторая жена Сканды (Муругана), также Матанги.
Вама (аАт А) — «Прекрасная; Левая». Энергия Воли.