крия-шакти.
Ревати (revatl) — супруга Баларамы.
Ренука [-шабари] (reNukAfshabarl]) — форма Дурги. Мифологически — мать Парашурамы.
Рудра (rudra) — Шива в Ведах. Также Шива как разрушитель, Агхора.
Рукмини (rukmiNI) — супруга Кришны.
Савитри (sAvitrl) — «Солнечная», Шакти Сурьи, Гаятри.
Садашива — 1. Высший Шива, соединяющий все пять ликов. 2. Шива в аспекте Милости (ануграха), пятый лик.
Сантана-гопала (santAnagopAla) — частный аспект Кришны, почитаемый женщинами с целью родить ребенка.
Сантана-лакшми — одна из восьми Лакшми.
Сантоши-ма (santoShlmA.N) — местная форма Дурги.
Сати (satl) — первая жена Шивы, дочь Дакши.
Сатъянараяна (satyanArAyaNa) — одна из форм Вишну, персонификация Истины.
Сарасвати (saraswatl) — Богиня Речи, искусств и наук. Высшая форма Сарасвати — Анируддха сарасвати (anirud dhasaraswatl) — и есть Кали и Тара.
Саумья (saumyA) — «Благая», «Прекрасная», = Лалита.
Свапнаварахи (svapnavArAhl) — одна из частных форм Калики.
Сиддхайогешвари (siddhayogeshvarl) — высшая Богиня в системе трики, покровительницы восточной амнаи.
Сиддхи (siddhi) — одна из двух жен Ганапати (вторая — Буддхи).
Сиддхивинаяка (siddhivinAyaka) — тантрическая форма Ганапати, изображаемый с хоботом, повернутым вправо.
Сиддхидатри (siddhidAtrl) — «Дарующая сиддхи», последняя из девяти Дург.
Сиддхи-кали (siddhikAlI) — одна из девяти Кали, ее прекрасная форма. Мантра дана в «Кали-тантре».
Сиддхикапалини (siddhikapAlinl) — форма Богини в сахасрара-чакре, образ Чхиннамасты.
Сиддхикарали (siddhikarAII) = Гухьякали.
Сиддхи-лакгими — тантрическая форма Лакшми. Соединяет в себе Дургу, Сарасваги и Лакшми. Иногда отождествляется с Пратьянгирой,
Симхасанешвари = Лалита, Раджараджешвари.
Сканда (skanda) — сын Шивы, Высший Гуру. Персонифицирует арохана-шакти, «энергию поднятия». В саттва-гуне это подъем Кундалини, в раджа-гуне — сексуальное возбуждение, в тама-гуне — гнев и т. п. Мифологически — бог войны, йоги и красоты. В Тамилнаду известен как Муру-ган. В народном индуизме — также покровитель воров.
Стамбхини — «останавливающая», — Багала.
Субхадра (subhadrA) — воплощение Дурги, сестра Кришны и жена Арджуны.
Сударшана [чакрараджа] (sudarshana[chakrarAja]) — Высший Вишну, Парабрахман. Отождествляется с сахасрара-чакрой. Мифологически — диск Вишну. Почитается в южном вайшнавизме (Шри-сампрадае), в том числе и в оккультных садханах. Иногда считается параллелью Сканды.
Сударшана-нарасимха — самый гневный образ Господа Вишну. Аналог Шарабхи в шиваизме.
Сумукхи — гневный облик Матанги.
Сундари = «Красавица», Трипурасундари, Лалита, Шодаши.
Суръянараяна (sUryanArAyaNa) — Вишну в форме солнца. Аналог Мартанда-бхайравы.
Таледжу — непальская форма Деви.
Тара (tArA), Тарини (tAriNI) — «Спасающая». Высшая Шакти как нисходящая Благодать. Вторая из десяти Махавидий, одна из трех главных. Почитается исключительно через вамачару и ее разновидности (в том числе методом буддийских Тантр, чиначарой). В Индии почитаема в Бенгалии и Ассаме. Один из самых известных ее храмов — Тарапитх в западной Бенгалии. Там жил один из великих тантрических сиддхов недавнего времени — Вамакшепа.
Таракешвара — одна из форм Шивы.
Трипура (tripurA) — «тройственная» Деви: Бала, Шодаши и Бхайрави.
Tpunyma (tripuTA) = Бхуванеши,
Тръямбакешвара (tryambakeshwara) — «Владыка трех Матерей» или «Треокий Владыка», Рудра.
Угратара (ugratArA) — первый аспект Тары.
Ума (итА) — Возлюбленная Шивы. Фигурирует уже в Кена-упанишаде: открывает богам Знание Брахмана.
Уччхиштха-ганапати (uchchhiShThagaNapati) — «питающийся объедками Владыка множеств», «оскверненный Ганеша» — тантрическая форма Ганапати, Ганапати как дарующий джняну. Называется «слоном-демоном», почитается на гимашаие и в муладхара-чакре.
Хамсакали (haMsakAlI) — одна из девяти Кали в «Агамататтва-виласе». Соответствует Шрийони-кали (Дхана-кали).
Хануман (hanumAn), Анджанея, Паванапутра — воплощение Рудры, бхакта Рамы. Идеал дасъя-расы и вира — бхавы.
Хара (hara) = Рудра.
Харасиддха (harasiddhA) — одна из 22 Махавидий в «Рудра-ямале», местная гималайская богиня.
Хари (hari) = Вишну, Кришна.
Харихара — Божество, сочетающее в себе Шиву и Вишну. Иконографически правая половина его тела — Вишну, а левая — Шивы.
Хаягрива (hayagrlva), Хаяширша (hayashhSha) — Вишну как образ Веды и джняны. Составляет пару Сарасвати. Изо бражается с конской головой.
Чамунда (chAmuNDA) — Дурга в форме Пламени, уничтожающая демонов. Также одна из восьми Матерей.
Чандалини (chANDAlinl) = Кундалини. Также Матанги, иногда — Тара. Технически — женщина низкой касты или во время месячных.
Чанди, Чандика (chaNDikA) — «Гневная», = Дурга.
Чандика-кали, Чамунда-кали — одна из девяти Кали.
Чандрагханта (chandraghaNTA) — одна из девяти Дург.
Чидамбареша (chidambaresha) — Шива в элементе эфира, Он же Натараджа. Почитается в Чидамбарам, Тамилнаду.
Чинтапурни (chintApUrNl) — «исполняющая желания», местная форма Чхиннамасты в Гималаях.
Чхиннамаста (chhinnamastA) — одна из десяти Махавидий, возникшая из оргазмического экстаза Шакти и Шивы. Йогически — персонификация свидетельствующего Сознания (иконографически олицетворяемого отрубленной от тела, пракриты, головой), сушумна-нади. Ее сопровождают две йогини: Дакини и Варнини. В буддизме Чхиниамасту называют Ваджрайогини и Вадж-равайрочани.
Шайлапутри, Шайласута, Шайлавасини (shailavAsinl) «Дочь гор», первая из девяти Дург и одна из 22 Махавидий. Тождественна Виндхьявасини, Виндхьешвари.
Шамбху (shambku) — «Благой», имя Высшего аспекта Шивы.
Шамбхави (shAmbhavl) — Шакти в саттва-гуне. Также одна из вариаций Паньчадаши.
Шанкара (sha-Nkara) — «Творящий благо», = Шамбху.
Шанмукха (ShaNmukha) — «Шестиликий», = Сканда.
Шарабха, Шарабхешвара (sharabheshwara) — изначальная форма гнева Шивы. Из него возник Бхайрава. Согласно «Шива-пуране» и «Калика-пуране», Шарабха убил Вараху и Нрисимху. Шакти Шарабхи — Пратьянгира.
Шараванабхава (sharavaNabhava) = Сканда.
Шарва (sharva) — форма Рудры,
Шитала (shltalA) — «Холодная», одна из частных форм Деви. В народном индуизме — богиня оспы.
Шмашана-кали (shmashAnakAlI) — одна из девяти Кали.
Шодаши (SkoDaskI) — «шестнадцатилетняя», олицетворение Полноты Божества, а также лунного цикла (из 16 фаз). Она же Лалита, Сундари и т. п.
Шри — 1 . Лакшми. 2. Лалита, Шри-видья.
Шри-кали, Дхана-кали (dhanakAll) — одна из девяти Кали.
Шъяма (shyАта) — Кришна.
Шьяма (shyAmA) — «Темная». 1. Матанги. 2. Кали.
Шьямала = Матанги, Минакши.
Экаджата (ekajaTA) — второй аспект Тары, Тара как Освободительница. Экаджата — аналог Чхиннамасты.
Яма (уата) — бог смерти.
Ями (уат!) = Варахи.
Глоссарий
авадхута — от слова «авадхана», «внимание». Авадхута — тантрический подвижник уровня сиддхантачары; также адепт традиции ттха.
аватара — «нисхождение»; воплощение, инкарнация божества.
авидья — неведение.
Агама — Откровение. Наряду с Весами Агамы относятся к высшей категории писаний — шрути. Агамы делятся на шиваитские (Сиддхамта Раудра- и Бхайрава-агамы), шактистские (Каула- и Шубха-агамы) и вайшнавские (Вайкханаса- и Пань-чаратра-агамы). В контексте данного сборника под Агамами чаще всего имеются в виду шактистские Каула-агамы, обычно называемые Тантрами, агни — огонь.
агхора — 1. Синоним агхорачары. 2. Одно из имен Рудры.
агхорачара — один из вариантов сиддхантачары. Практика агхоры направлена на освобождение от любой обусловленности и стереотипов. Агхори обычно живут на кладбищах, вкушают пищу из кагшлы и используют ритуальные принадлежности из человеческой кости. Следующий аг-хорачаре как бы умирает еше при жизни.
агхори — следующий агхорачаре.
адхара-чакра — см. муладхара.
акаша — эфир, первая и высшая из пяти таттв.
Акула — Трансцендентный Абсолют, Парамашива; сахасрара-чакра. Иногда, наоборот, означает «мирской».
амная — поток откровения; традиция. Насчитывают от четырех до семи амнай, но чаще всего называют пять.
амрита — нектар, напиток бессмертия; само состояние бессмертия; технически может относиться к вину или половым секрециям.
ананда — блаженство; третий атрибут Брахмана.
Анандабхайрави — Богиня, проявленная как Блаженство; одна из тринадцати Бхайрави; Богиня, пребывающая в вине.
ананди — энергия Блаженства, вторая из пяти изначальных сил Божества.
аканта — ^бесконечный»; змий, на котором возлежит Вишну,
апсара — частный аспект Богини, ее каламша-рупа. В мифологии апсары считаются небесными красавицами наподобие гурий ислама.
арати — церемония поднесения огня в завершение ритуала или воспевания, соответствующая нираджане традиционной пуджи.
Арджуна — герой «Махабхараты», друг Кришны и прославленный воин. Беседа Арджуны с Кришной образует «Бхагавад-гиту» — одно из известнейших индуистских писаний. («Бхагавад-гита» входит в тройственный ведантический канон, прастхана-трая; в кашмирской традиции она считается важным источником по системе крама; также она является авторитетным текстом в сфере йоги, особенно крия-йоги.)
арохана-шакти — энергия поднятия; ассоциируется со Скандой. Арохана-шакти проявляется через три гуны; в сат-гте — это подъем кундалини, в раджасе — сексуальное возбуждение, а в тамасе — гнев и т. п.
Атман (Атма) — истинная сущность, единая с Брахманом-, высшая индивидуальность человека, имеющая три атрибута; один из эпитетов Парабрахмана.
аханкара- эгоизм, главная из пяти «дверей в ад». Аханкара — корень сансары, связанности и страдания.
ахути — жертвенное возлияние в священный огонь.
ачара — букв, «путь»; стадия духовного пути. Ачар выделяют семь.
ачарья — наставник, учитель; шикша-гуру.
ашрама — духовная обитель или центр; одна из четырех духовных стадий жизни индуиста.
биджа — «семя»; мистический слог, заключающий в себе определенную шакти (силу) божества, гпаттвы и т. д. Биджи придают мантрам дополнительную силу. В текстах Тантр биджи обычно не называются прямо; на них указывают определенные кодовые обозначения, без знания которых восстановить какую-либо мантру невозможно. Также мужское семя.
бинду — точка, особенно в центре янтры; мужское семя.
Брахман — Единый Абсолют, Всевышний. Синонимы: Парабрахман, Парашива. Брахман — Единый Бог, который почитается во всех религиях и традициях, Он — Аллах, Яхве и т. д. Брахман объемлет все, как проявленное, так и непроявленное; Он — вне двойственности, Он — Абсолютная Истина. «Маханирвана-тантра» провозглашает тождественность почитания Брахмана и Кали. О тождестве Брахмана и Кали также говорил великий тантрический святой Рамакришна.
Брахма (с долгим конечным «а») — Бог в своем проявлении как Творца мира. Шиваитский аналог — Садьоджата.
брахман — индуистский священнослужитель; представитель высшей касты индуистов. брахмарандхра — отверстие в черепе (прямо на макушке), в которое входит сушумна.
брахмавидъя — божественное знание, ведущее к постижению Абсолюта.
брахманда — вселенная (букв, «яйцо Брахмы»),
Брихаспати — Юпитер, жрец богов.
Буддха — «пробужденный, бодрствующий»; эпитет просветленного, сиддхи. Как имя собственное обычно прилагается к Сиддхартхе Гаутаме, основателю буддизма.
буддхи — истинный разум, интеллект; понимание, тождественное вивеке, это истинное различение и духовное знание. Буддхи — высшая способность, недоступная обычному человеку, это чистое видение и понимание реальности. Истинная логика — проявление буддхи.
бхава (с длинным первым «а») — чувство; состояние; любовь. Технически также означает три стадии внутреннего развития: пашу («скотское» состояние), вира (героическое) и дивья (обоженное). Утверждается, что пашу не подходят для тантрической практики.
бхавана — состояние медитации, в котором присутствует и созерцательность, и чувство.
Бхагамалини — Богиня, пребывающая в йони женщины; Божество шакти-куты.
Бхайрава — букв. «Ужасный»; лик Шивы, когда он активен; один из тринадцати (или десяти) аспектов Шивы, каждый из которых соответствует Махавидъе\ гневный лик Шивы; Единое Божество, являющее собой ямалу Шивы и Шакти; партнер в садхане вамачары.
Бхайрави — одна из десяти Махавидий; одна из тринадцати ипостасей Богини; партнерша с садхане вамачары.
бхайрава-авеша — состояние осознания человеком своего тождества с