Скачать:PDFTXT
Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)

originel // L’Univers Israelite. Paris, 1.10.1937.

[Vauthier Et.] Leon Chestov. Kierkegaard et la philosophic existentielle // Hermes. Bruxelles, janv./mars, 1938, n? 1, p. 118 — 119.

Derycke G. Puissance du mensonge. Contribution a 1’etude de mythes // Le Rouge et le Noir. Bruxelles, [fevr.] 1938, 16?, 51 p.

Bespaloff R. Cheminements et carrefours. Julien Green, Andre Malraux, Gabriel Marcel. Kierkegaard. Chestov devant Nietzsche // Librairie philosophique Vrin. Paris, [juin] 1938, 243 p.

[Brehier E.] Leon Chestov: Kierkegaard et la philosophic existentielle // Revue philosophique. Paris, juil./aout. 1938, 7/8, p. 123 — 124.

White V. Kierkegaard et la philosophic existentielle par Leon Chestov // Blackfriars. Oxford, aout. 1938, p. 623 — 624.

Schwarz M. Leon Chestov, le Kierkegaard russe // L’Univers Israelite. Paris, 31 avril 1939, p. 546.

Muller R. L.Schestow. Kierkegaard und die Existenzphilosophie // Philosophischer Literaturanzeiger, Dusseldorf, 1950, II. Band, p. 28 — 33.

Schuepp G. Das Paradox des Glaubens. Kierkegaards Anstosse fur die christliehe Verkundigung. Munchen: Kosel-Verlag, 1964, 293 p.

Perkins R. Shestov, Lev. Kierkegaard and the Existential Philosophy // Library Journal. New York, 1.4.1970.

Shein L. Shestov, Lev. Kierkegaard and the Existential Philosophy // Canadian Slavic Studies. Montreal, spring, [mars/mai] 1970, vol. IV, n? 1, p. 113 — 115.

Donahue E. Kierkegaard and the Existential philosophy by Lev Shestov // Book review, mai 1970.

Shestov Lev. Kierkegaard and the Existential Philosophy // The Review of the Metaphysics. Washington, 29.11.1971.

Acмyc B.Ф. Лев Шестов и Киркегард // Научные доклады Высшей школы. Философские науки. M., 1972, ? 4, c. 72 — 80.

Полную библиографию трудов о Льве Шестове см. в книге:

Bibliographie des Etudes sur Leon Chestov. Etablie par Nathalie Baranoff. Paris: Institut d’etudes Slaves, 1978.

1 V, 146.

2 III, 172.

3 VI, 111, ср. ib. 192, 193.

4 Дневн. II, 343: «Вне христианства Сократ единственный в своем роде», писал Киргегард в своем дневнике в 1854 году, за несколько месяцев до смерти.

5 Разум.

6 «Страх и трепет», «Повторение», «Понятие страха».

7 III, 207.

8 IV, 315, 314 и 269.

9 Ib. 398.

10 Ib. 237.

11 Дневн. I, 276, 277 и 405.

12 III, 184.

13 Ib. 194.

14 III, 184.

15 IV, 320.

16 IV, 218.

17 Ib. 318.

18 III, 185.

19 III, 192.

20 III, 191.

21 Ib. 189.

22 «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

23 III, 193, 194.

24 Ib. 119.

25 III, 56 и 107.

26 III, 204.

27 VIII, 87, 90.

28 «Принимая на себя ответственность пред Всевышним, я осмеливаюсь сказать, что слова «блажен, кто не соблазнится обо мне», принадлежат к тому (существенному), что возвестил Христоc» (VIII, 121).

29 Ib. 115.

30 Tag. II, 204.

31 Подробнее об этом будет речь впереди, пока приведу только один небольшой отрывок из Киргегарда, чтобы читателю легче было представить себе, в каком направлении двигалась его мысль: «О единственное дело любви, о неисследимое горе любви: Бог не можетправда, он этого не хочет, не может хотеть, но если бы он и хотел этого, он не может сделать, чтобы его любовная помощь не привела к противоположному, к величайшему несчастью. Он может (и все говорит за то, что именно так и будет) сделать своей любовью человека таким несчастным, каким он без нее никогда бы не мог стать» (VIII, 119, 120).

32 Пс. 2, 11 и Посл. к Филип. 2, 12.

33 III, 28 и 29.

34 Ib. 46.

35 III, 32.

36 Ib. 68.

37 III, 43.

38 Ib. 46.

39 Ib. 46.

40 III, 44.

41 Ср. Ib. 45: «Нужно чисто человеческое мужество, чтобы отказаться ради вечного от временного, но нужно парадоксальное и смиренное мужество, чтобы в силу Абсурда овладеть всем временным. Это и есть мужество веры. Через веру Авраам не потерял Исаака, а обрел его».

42 III, 43: «Он понимает, что (ищет) невозможного; но именно это мгновение он верит в Абсурд. Ибо, если он, не постигши всей страстью своей души и всей силой своего сердца невозможность, изображает, что он обладает верой, он себя обманывает и его свидетельство висит в воздухе».

43 IX, 73.

44 VI, 141 и 142.

45 VI, 121.

46 VIII, 77.

47 XI, 88.

48 VIII, 35.

49 VI, 285

50 VIII, 35.

51 Ib. 37.

52 Tag. I, 195; ср. ib. 167.

53 V, 44.

54 Дневн. I, 229.

55 V, 56.

56 V, 93, 94.

57 Ib. 96.

58 Ib. 99.

59 III, 50.

60 Ib. 53.

61 V, 100.

62 III, 82, «Этика им не может помочь; она обижена. Потому что у них есть тайна, которую они от этики скрыли. Тайна, которую они приняли на свою собственную ответственность». И речь тут идет не об Иове, не об Аврааме, а о влюбленной парочке.

63 XI, 136. I, 82, «Этика им не может помочь; она обижена. Потому что у них есть тайна, которую они от этики скрыли. Тайна, которую они приняли на свою собственную ответственность». И речь тут идет не об Иове, не об Аврааме, а о влюбленной парочке.

63 XI, 136.

64 XI, 67.

65 V, 57.

66 Дневн. 171.

67 «Познай самого себя».

68 VIII, 109.

69 Одна из замечательнейших по силе и напряжению статья Киргегарда называется «Жало в плоть».

70 VIII, 37.

71 VII, 105 и 81.

72 Cp. ib. 231, где Киргегард, вдохновляемый пафосом «Абсурда», который он прославляет на предыдущих страницах, не страшась ни противоречивости, ни комичности, которыми он сам, когда ему нужно, опутывает людей, говорит: «Для мышления недоступно, что можно, не быв вечным, стать вечным». Один из многих разительных примеров того, как мышление, обретая новое измерение, возвышается над истинами, представляющимися обыкновенному человеку непреодолимыми.

73 Назидат. речи III, 121; ср. там же, стр. 114: «каждый человек есть крепостной Бога».

74 V, 139.

75 III, 95.

76 «Жизнь и дела любви», 337.

77 «Дела и жизнь любви», 116 и след.

78 Ib. 31.

79 Ср. XII, I: «Настоящая серьезность начинается тогда, когда человек, вооруженный нужными силами, чувствует себя принужденным чем-то высшим работать вопреки своим склонностям, т.е., если можно сказатьнаправить все способности свои против склонностей». Совсем точно перевод из «Критики практического разума», а это написано уже в последний год жизни Киргегарда (Ср.: «Для людей и всех сотворенных разумных существ моральная необходимость есть принуждение, т.е. обязательность, и каждый основанный на ней поступок должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе» (Кант И. Критика практического разума ?? Соч. в шести томах, т. 4 (1), с. 408). «Долг! Ты возвышенное великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнимое); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали…» (там же, с. 313). Даже: «Человек живет лишь из чувства долга, а не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни» (там же, с. 415). Ср. также «…Моральный закон выражает не что иное, как автономию чистого практического разума, т.е. свободы, и эта свобода сама есть формальное условие всех максим, только при котором и могут они быть согласны с высшим практическим законом» (Кант И. Критика практического разума, ч. 1, ( 8 ?? Соч. в шести томах. М., т. 4 (1), с. 351). «Автономия есть, таким образом, основание достоинства человека и всякого разумного естества» (там же, с. 278). Отношение философии Шестова к кантовской детально исследовано в сочинении: Janoska G. Kant und Schestov. Ein Bei trag zum Glaubensproblem. Graz: Schmidt — Dengler Verlag, 1951. Ср. также работу: Миртов Д. Нравственная автономия по Канту и Ницше. СПб., 1905. — Ред.).

80 Киргегард не знал этого, но и Эпиктет в XIV гл. своих диатриб требует отречения от отца, матери и т.д. во имя «ты должен».

81 Еще в «Этапах жизненного пути» в применении не к Христу, а к действующему лицу своего повествования Киргегард писал: «Несчастная любовь имеет свою диалектику, но не в себе самой, а вне себя». Ср. с. 374.

82 III, 164.

83 Ср. то, что Киргегард в «Страхе и трепете» (III, 41) говорит о бесконечной резиньяции: «бесконечная покорность — это та рубаха, о которой рассказывается в народной сказке: нитки сотканы в слезах, холст выбелен в слезах, рубаха сшита в слезах; и все же она защищает вас лучше, чем сталь и железо». Тут особенно наглядно подчеркнуто, что Киргегард в lugere и detestari, отвергнутых Спинозой, ищет того, что ему должно было бы дать intelligere. Оттого он и говорил, что отчаяние есть начало философии. Переводя на слова псалмов: De profundis ad te, Domine, clamavi, как скрытое от умозрения измерение мышления.

84 III, 182.

85 В дневнике своем (I, 238) Киргегард так рассказывает сам о том, что ему передал отец: «Ужасное произошло с человеком, который, когда он был еще маленьким мальчиком, пас на ютландском лугу овец, много терпел, голодал и, совсем замучившись, взбежал на холм и проклял Бога: и человек этот не мог об этом забыть, когда ему было 82 года».

86 V, 69.

87 IV, 341.

88 Дневн. II, 364.

89 Вряд ли мы ошибемся, допустив, что эти два верующих — епископ Мюнстер и сам Киргегард: подробности размышления Киргегарда на эту тему свидетельствуют об этом с достаточной ясностью.

90 XI, 15, 16.

91 Дневн. I, 313.

92 Ib. VIII, 115.

93 IV, 319. Ср. III, 48: «Сделать последнее движение, парадоксальное движение веры для меня совершенно невозможно, обязан ли я или не обязан его сделать и хотя я более чем охотно сделал бы его».

94 Христ. речи, 81.

95 Дневн. II, 163, ср. 204, 261, 277 и еще другие записи после 1850 г., где говорится о том же.

96 XII, 54.

97 XII, 152.

98 Дневн. II, 336… от 1854 г. — стало быть, за год до смерти: «Лютер

Скачать:PDFTXT

Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать, Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать бесплатно, Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать онлайн