Скачать:PDFTXT
Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)

1954, p. 554). Ср.: Мар. 12; 29.

cix «О рабстве воли». Русский перевод этого трактата М.Лютера см. в кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986, с. 218 545. Шестов анализирует трактат в кн.: «Лютер и церковь», гл. X — XIX [SF, ч. II.].

cx «Скованный Сократ». См.: «Об источниках метафизических истин (скованный Парменид)» [АИ, ч.1]. В этом наименовании аллюзия на название первой части трагедии Эсхила о Прометее — «Скованный Прометей».

cxi По-видимому, слова Фомы Аквинского. См.: [SF, 55].

cxii «А Исайя смело говорит» — или, как переводит в другом месте сам Шестов: «Исайя же имел дерзновение сказать» [ВИ, 297]; см. также: [УО, 44].

cxiii «О теле Христовом».

cxiv «Распят Сын Божий — не стыдно, потому что вынуждает стыдиться. И умер Сын Божийоттого и заслуживает веры, что нелепо. И похороненный воскрес — достоверно, потому что невозможно» (Тертуллиан. О теле Христовом, V, 806 B). — Одно из наиболее часто цитируемых Шестовым изречений [C6, 294; PC, 108; ВИ, 276; АИ, 169]. «Вопреки мнению некоторых комментаторов, столь характерный для всего киргегардовского мышления термин «Абсурд» заимствован им не у немецких философов, а у Тертуллиана, которого Киргегард очень чтил и которому он, как и многие в прошлом веке, приписывал знаменитое «Credo quia absurdum» (Верую, потому что нелепо)» [АИ, 133].

cxv Ni. niineo 82.

cxvi Платон. Пир, 216a-d.

cxvii Джованни Бонавентура (1221 — 15 июля 1274) — философ-схоласт старофранцисканской школы, родом из Тосканы, профессор Парижского университета, генерал францисканского ордена, получил почетный титул «серафического доктора», причислен к лику святых (1482) и к числу пяти величайших учителей католической церкви.

Шестов цитирует Бонавентуру по книге: Denifle. H. Luther und Luthertum. 3 Bde. Mainz: Franz Kirchheim Verlag. 2-e Aufl. 1904, 1907. См.: [АИ, 177 178, 189].

cxviii «…Мне кажется очень странным и то мнение некоторых других философов, которые говорят, что вечные истины метафизики и геометрии, а следовательно, и законы благости, справедливости и совершенства суть лишь действия Воли Божьей, тогда как мне кажется, что они суть следствия его разумения (entendement), которое нисколько не зависит от его воли, точно так же как и его сущность» (Лейбниц Г. Рассуждение о метафизике 1685 г. ?? Соч. в четырех томах. М.: Мысль, 1982, т. 1, с. 126). Не следует забывать, что именно с тем обстоятельством, что вечные истины разума не зависят от воли Бога, Лейбниц связывал теологическое обоснование возможности зла. Ниже Шестов вернется к обсуждению этой идеи Лейбница. См. сноску 217, также [АИ, 223 — 224].

cxix Слова Эмпедокла (DK, 31 B6):

«Услышь сначала, что есть четыре корня всего» (имеются в виду элементы. А.А.). — В кн.: Фрагменты ранних греческих философов. Эмпедокл, 150, с. 356. Шестов часто использует это выражение, см., например: [РС, ч. III, с. 248 279].

cxx Ni. niineo 102.

cxxi «Человек вкушает от древа и приходит к познанию добра и зла. Трудность, однако, состоит в том, что бог будто бы запретил человеку достигнуть такого познания, ибо это познание как раз и составляет характер духа: дух есть дух только благодаря сознанию, а высшее сознание как раз и заключается в познании добра и зла. Как же это можно было запретить?» (Гегель Г. Философия религии, т. 2, с. 107 — 108).

cxxii По словам Шестова, того мнения, что первородный грех совершил Каин, держался М.Бубер [BF, 72 — 73].

cxxiii «Без пролития крови» — формула инквизиции, означавшая казнь через сожжение. «Разум, — пишет Шестов в другом месте, — вотще истратив все средства убеждений и удостоверившись, что «исключения» увещаниям, духовной власти не поддаются, передает их в распоряжение светской власти неумолимостей, с тем чтобы она «без пролития крови» распорядилась бы согласно своим вечным законам и положила конец их бесплодной тревоге» (Sine effusione sanguinis. О философской честности ?? [УО, 228 — 229]). В статье разбирается книга К.Ясперса: Jaspers K. Vernunft und Existenz. (Groningen J. Wolters Verlag, 1935; 2e Aufl. Bremen Strom Verlag, 1947), посвященная философии Киргегарда и Ницше. См. сноску 49.

cxxiv Ni. niineo 56.

cxxv «Почему Бог человек?» — «Cur Deus homo?» — название трактата Ансельма Кентерберийского (1033 — 1109), автора так называемого «онтологического доказательства бытия Божия. См.: Anselm von Canterbury. Cur Deus homo? Hrsg. von H.Laemmer. Berlin, 1857. Бог, утверждает св. Ансельм, должен был вочеловечиться, стать человеком, чтобы спасение, оправдание, искупление человека могло совершиться «от человека», по-человечески свободным существом. Между тем, свободно падший человек своим падением как раз утратил свободу и уже не способен подняться собственной волей. Только чистый от греха может поднять грехи мира. См.: Карсавин Л.П. Культура средних веков. Пг.: Огни, 1918, с. 135 — 138. Тема «Cur Deus homo?» становится постоянной темой средневековых диспутов. См., в частности, знаменитое сочинение П.Абеляра (1079 — 1142) «Да и нет»: Abelard P. Sic et Non. Sententiae. Patrologia Latina, ed. Migne. Vol. 178.

В книге [SF] Шестов приводит следующее утверждение У.Оккама (ок. 1300 10.IV.1349): «Est articulus fidei, quod Deus assumpsit naturam humanam. Non includit contradictionem, Deum assumeri naturam asininam; pari ratione potest assumeri lapidem vel lignum» — «Является предметом веры, что Бог принял человеческую природу. Не было бы противоречия в том, если бы Бог принял ослиную природу или природу камня или дерева» (Occam. Sentilog., concl. 6.). Шестов цитирует по книге: Werner K. Die Scholastik des spateren Mittelalters. Bd. I — IV. Wien: W.Braumueller Verlag, Bd. II. Die Nachscotistische Scholastik, 1883. S. 356. [SF, 102], см. также: [АИ, 257] .

cxxvi Платон. Апология Сократа, 38a.

cxxvii Ni. niineo 2.

cxxviii См.: Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе. Кн. IV. гл. 2, 24 — 29 ?? Сократические сочинения. М.; Л.: Academia, 1935, с. 146 — 148- одна из надписей на стенах Дельфийского храма. Тема «познай самого себя» — одна из устойчивых тем первого академического периода. См.: Протагор, 343b, Хармид, 164d — 165a; ср.: Алкивиад I, особ. 124b, ученический диалог, специально разрабатывающий эту тему. Ср. также: Федр, 229e и примечание к этому месту в издании: Платон. Федр. Пер. А.Н.Егунова. Под ред. Ю.А.Шичалина. М.: Прогресс, «Гнозис», 1989, с. 76 — 77. См. также капитальный труд Эд.Целлера, на который Шестов опирался в изучении античной философии: Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Leipzig: Fues’ Verlag, 1875. Zweiter Theil, erste Abtheilung. S. 102 — 105.

cxxix Ni. niineo 2.

cxxx Kierkegaard S. Erbaulichen Reden. Hrsg. von Ch.Schrempf. Jena: E.Diederichs Verlag, 1924.

cxxxi Платон. Евтифрон, 10a — 11a.

cxxxii Kierkegaard S. Leben und Walten der Liebe // Erbaulichen Reden. Bd. III.

cxxxiii Пс. 81, 6.

cxxxiv «Вы боги».

cxxxv «Боюсь данайцев и дары приносящих» (Вергилий. Энеида, II, 49).

cxxxvi Ni. niinee 5 e 57.

cxxxvii Спиноза Б. Этика, ч. V. Теорема 42.

cxxxviii Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г., ноябрь декабрь ?? Соч. в тридцати томах, М., т. 24, с. 49.

cxxxix «Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее еще я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего! Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему…» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. Ю.М.Антоновского. СПб., 1907, с. 64 ). См.: Франк С.Л. Фр.Ницше и этика «любви к дальнему» ?? Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб.: Изд. Д.Е.Жуковского, 1910, с. 1 — 71. Ср. слова Ивана Карамазова: «Я тебе должен сделать одно признание, сказал Иван: я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве дальних» (Достоевский Ф.М. Соч. в тридцати томах, М., т. 14, с. 215). См. также: [С3, 119].

cxl См. также: [С3, 237 — 244]. Ср. это место в пер. Ю.М.Антоновского: «О высшие люди, не думаете ли вы, что я здесь для того, чтоб исправить, что сделали вы дурного? Или что хочу я отныне удобнее уложить вас, страдающих? Или указать вам, беспокойным, сбившимся с пути и потерявшимся в горах, новые, более удобные тропинки? Нет! Нет! Трижды нет! Все больше все лучшие из рода вашего должны гибнуть, — ибо вам должно становиться все хуже и жестче. Ибо только этим путем — — только этим путем вырастает человек до той высоты, где молния поражает и убивает его: достаточно высоко для молнии!» (Цит. изд., с. 319.)

cxli Лук. 14, 26: «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».

cxlii Ni. niineo 87.

cxliii — букв. «убеждающий в смерти», «учитель смерти». Эгезиас (Хегесий, Гегесий — ) — философ-киренаик. См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979, с. 131, 249 (I, 86; VI, 48).

Киргегард заканчивает введение к «Повторению» словами: «Почему никто никогда не возвращался от мертвых? Потому что жизнь не умеет так сильно привязывать к себе, как смерть. О да, смерть убеждает так основательно, что никто еще ни слова не возразил ей, никто никогда еще не оборачивался в тоске на прожитую жизнь, чтобы послушать ее искусство убеждать. О смерть! Ты умеешь убеждать; и не был ли самым после тебя убедительным тот который убеждал людей идти к тебе?» (III, 164).

cxliv- «упражнение или наставление в смерти». См.: Платон. Федон, 64a: «Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти». Там же, 81a: «Допустим, что душа… в течение всей жизни умышленно избегала любой связи с телом, остерегалась его и сосредоточивалась в самой себе, постоянно в этом упражняясь, иными словами, посвящала себя истинной философии и, по сути дела, готовилась умереть легко и спокойно. Или же это нельзя назвать подготовкой к смерти (Платон. Соч. в трех томах, т. 3, с. 21, 46. Пер. С.П.Маркиша).

cxlv Бернард Клервоский — католический богослов-мистик (1090 — 1153). См. русский пер. его сочинения «О благодати и свободе воли» ?? Средние века. М., 1982, вып. 45, с. 265 — 303.

cxlvi Фаларис, агригентский тиран втор. пол. VII в. до р. Х., отличавшийся изощренной жестокостью, приказал отлить полого медного быка. Человека, заключенного в быка, сжигали на медленном огне. Медная оболочка превращала его крики в мелодичный звон.

cxlvii Спиноза Б.

Скачать:PDFTXT

Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать, Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать бесплатно, Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне) Шестов читать онлайн