Скачать:PDFTXT
На весах Иова

specie ;ternitatis и, чтоб избавиться от своевольных «вдруг», замкнуться в идеальном мире морального существования и никогда не выходить на простор бытия реального. Можно, преклонившись пред необходимостью и принудительной истиной, выдавать этику за онтологию. Но тогда нужно забыть не только о Плотине — нужно забыть о всем, что рассказал нам с таким необычайным подъемом о мудрости и специфическом релятивизме в своих замечательных сочинениях Гуссерль.

Примечания

.

После сожжения афинянами Сард, столицы лидийского государства, царь Дарий поклялся отомстить им и приказал одному из слуг каждый раз перед обедом трижды повторять ему: «Владыка! Помни об афинянах!»

2

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения (лат.)

3

Новый инструмент (лат.).

4

Предшественник Христа в естественном (лат.).

5

В сверхъестественном (лат.).

6

Все прекрасное так же трудно, как и редко (лат.).

7

Благоговейно принесите вместе со мной жертвоприношение в тени святого отверженного Спинозы (нем.).

8

Утверждение, будто моя воля движет моей рукой, мне столь же непонятно, как если бы кто-нибудь сказал, что он может удерживать Луну (нем.).

9

Сверхъестественное наваждение и отупение (фр.).

10

Пока мы в познании стремимся «сообразовать» мысль с ее предметом, иными словами, пока предмет является целью познания и остается, стало быть, для него внешним, сколько бы к нему ни приближались, — до тех пор согласие «объективного» и «субъективного» остается непостижимым чудом. Это чудо исчезает только в том случае… (нем.).

11

Перевод Шестова — см. ниже.

12

Чем больше отделяется и уединяется душа, тем более способной становится она искать и постичь Творца и Господа своего (лат.).

13

Оставь надежду всяк сюда входящий (итал.).

14

Единство противоположностей (лат.).

15

После того как люди убедили себя, что все, что происходит, происходит ради них, они должны были считать главным в каждой вещи то, что для них всего полезнее, и ставить выше всего другого то, что действует на них всего приятнее. Отсюда они должны были образовать понятия, которыми могли бы выражать природу вещей, как то: добро, зло, порядок, беспорядок, тепло, холод, красота, безобразиеИстина навеки осталась бы скрыта от человеческого рода, если бы только математика, имеющая дело не с целями, а лишь с сущностью и свойствами фигур, не показала людям иного мерила истины (лат.).

16

После меня хоть потоп (фр.).

17

Ненавистная привилегия (лат.).

18

Духовные упражнения (лат.).

19

Опыт ежедневно заявлял против этого и показывал в бесчисленных примерах, что польза и вред выпадают без разбора как на долю благочестивых, так и на долю нечестивых (лат.).

20

Добре и Зле, Красоте и Уродстве (лат.).

21

То, что содержит полное противоречие, не может быть верным, и каждый вправе беспощадно указать на противоречие как таковое (нем.).

22

Невежды восхищают небеса (лат.).

23

И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

24

Если кто станет отрицать, что мир создан для славы Божией, — анафема (лат.).

25

Если кто скажет, что мир создан для славы Божией, — анафема (лат.).

26

Святая гордость (лат.).

27

Мистическая ночь (лат.).

28

«Есмь мыслящий» (лат.).

29

Всякий неразумный безумствует (греч.).

30

Первоначально мы мыслим только для того, чтобы действовать. Наше разумение было отлито в форму действия. Умозрениероскошь, действие же — необходимость (фр.).

31

Минимальные условия для существования (нем.).

32

Обыкновенно (фр.).

33

Наше я, непогрешимое в своих непосредственных констатированиях, чувствует себя свободным и заявляет об этом (фр.).

34

Человек, всем обязанный только самому себе (англ.).

35

Бог не может отказать в благодати тому, кто делает все от него зависящее (лат.) — утверждение Фомы Аквинского.

36

Бога нельзя принудить (лат.).

37

Идущие на смерть (лат.).

38

День гнева, сей день (лат.).

39

С точки зрения временности (лат.).

40

Делать хорошую мину при плохой игре (фр.).

41

К вящей славе (лат.).

42

Пятая сущность (лат.).

43

Полностью (лат.).

44

Нейбычной, своеобразной (лат.).

45

Все прекрасное так же трудно, как и редко (лат.).

46

Никому не избегнуть (лат.).

47

Начало различения, разделения на личности (лат.).

48

Вроде фантазии (итал.).

49

Внутренняя сила религиозной идеи никогда не обеспечивает ей владычества над миром (нем.).

50

Написал для самого себя! (лат.).

51

Если бы на него обрушился весь мир, он без страха встретил бы смерть под его развалинами (лат.).

52

Ужасный ребенок (фр.).

53

Предустановленная гармония (лат.).

54

Безразличие свободы выбора (лат.).

55

Порядок и связь идей (лат.).

56

Свобода — это тайна (фр.).

57

Белокурая бестия (нем.).

58

Не понимать, а смеяться, плакать, презирать? (лат.).

59

Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие (лат.).

60

Да будет истина (лат.).

61

Отсюда гнев (лат.).

62

Да будет отлучен (лат.).

63

Если бы люди рождались свободными, то они не могли бы составить никакого понятия о добре и зле, пока оставались бы свободными (лат.).

64

Тот свободен, кто руководствуется одним только разумом (лат.).

65

Боюсь данайцев, даже дары приносящих (лат.).

66

Всегда, везде и все верили (лат.).

67

Конечная причина (лат.).

68

Вожделение (лат.).

69

Сим знаменем победиши, сим знаменем побеждают, победят и будут побеждать (лат.).

70

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами… и не уразумеют сердцем (Исайя, VI, 8-10).

71

Господин Декарт всегда боялся быть на примете у церкви и окружал себя, как легко заметить, крайними предосторожностями (фр.).

72

Как, без сомнения, всякий, отведавший достоверности разума, на себе испытал (лат.).

73

Философия не есть сомнамбулизм, а скорее наиболее бодрствующее сознание (нем.).

74

Не прикасайся к нашим кругам (лат.).

75

Ибо разум и воля, которые составляли бы сущность Бога, должны были бы быть совершенно отличны от нашего разума и нашей воли и могли бы иметь сходство с ними только в названии; подобно тому, например, как сходны между собой Пес — небесный знак и пес — лающее животное (лат.).

76

Сделать ремесло (фр.).

77

Будете, как Боги, знающие добро и зло (лат.).

78

Сверхъестественный свет (лат.).

79

Аффекты надежды и страха сами по себе не могут быть хороши (лат.).

80

Я, чтобы не противоречить моему сознанию, т. е. разуму и опыту, и чтобы не поощрять предрассудков и невежества, не признаю за собой никакой абсолютной власти мышления, которая давала бы мне возможность по произволу мыслить, что я хочу и что я не хочу писать (лат.).

81

Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом… чем произведены (лат.).

82

Бог действует только по законам своей природы и без чьего-либо принуждения (лат.).

83

Из одной лишь необходимости божественной природы или, что то же, из одних только законов его природы (лат.).

84

На самом деле очевидность — это не какой-то указатель сознания, который, будучи прикреплен к суждению, возглашает нам, подобно какому-то мистическому голосу из лучшего мира: вот истина, как будто такой голос мог бы возвестить что-то нам, свободным умам, не доказывая своего права на существование (нем.).

85

Иисус будет в смертельным муках до конца мира: не должно спать в это время (фр.) — Паскаль, «Тайна Иисуса» (из «Мыслей»).

86

Вы сами подкупны. Лучше повиноваться Богу, чем людям. Видя, что меня осуждают, я боялся, не дурно ли я написал, но пример стольких благочестивых писаний заставляет меня верить противному (фр.).

87

Рим осудил мои писания, я же в них осуждаю то, что осуждено на небе. К твоему суду взываю, Господи Иисусе! (фр., лат.).

88

От мира я ничего не жду, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; по милости Божией, я не нуждаюсь ни в чьем благодеянии или покровительстве (лат.).

89

Писать против тех, кто слишком углубляется в науки. Декарт (фр.).

90

Декарт, ненужный и ненадежный (фр.).

91

Не могу простить Декарту; он очень хотел бы во всей своей философии суметь обойтись без Бога; но он не смог избежать того, чтобы заставить Бога дать щелчок и привести мир в движение; после этого ему с Богом делать нечего (фр.).

92

Обойтись без Бога (фр.).

93

Человек, свободный от Бога (лат.).

94

Разум нам повелевает более властно, чем любой хозяин. Ведь не повинуясь второму, мы несчастны, не повинуясь первому, мы — глупцы (фр.).

95

Душа моя скорбит смертельно (лат.).

96

Я бы не верил Евангелию, если бы меня не побуждал к этому авторитет Церкви (лат.).

97

Вера внедренная (лат.).

98

Мыслящий тростник (фр.).

99

А потом набросают земли на голову, и — конец навеки (фр.).

100

Мир оценивает вещи правильно, ибо он находится в состоянии естественного невежества, а это и есть подлинная человеческая мудрость (фр.).

101

Нет, не здесь страна истины: она блуждает среди людей неузнанной (фр.).

102

Как я люблю видеть этот гордый разум униженным и умоляющим (фр.).

103

Разум, сколько он ни кричи, не может оценивать вещи (фр.).

104

Мы любим безопасность. Мы любим, чтобы папа был непогрешим в вере, чтобы важные доктора были непогрешимы в нравах, — мы хотим иметь уверенность (фр.).

105

Если бы все следовало делать только там, где существует достоверность, не нужно было бы ничего делать для религии, потому что в религии нет достоверности (фр.).

106

Мы горим желанием найти твердую почву и последнее незыблемое основание, чтобы воздвигнуть башню, возвышающуюся до бесконечности; но основа наша раскалывается и земля разверзается до самых недр своих. Перестанем же искать надежности и прочности (фр.).

107

Это заста вит вас поверить и вы поглупеете (фр.).

108

Я одобряю только тех, кто ищет, стеная (фр.).

109

Хорошо утомиться и устать в бесполезных поисках истинного блага, чтобы протянуть руки Избавителю (фр.).

110

Самой жестокой войной Бога с людьми было бы прекращение той войны с ними, которую Он принес, когда пришел в мир. «Я пришел принести войну», говорит он, а средства этой войны: «Я пришел принести меч и огонь». До него Свет жил в этом ложном мире (фр.).

111

Хотя с 1647 г. до его смерти прошло почти пятнадцать лет, можно сказать, что он жил с тех пор мало времени, потому что из-за его болезней и недомоганий у него в этот промежуток времени было всего два или три года относительного здоровья. Полного здоровья у него никогда не было, но бывали промежутки некоторого улучшения, когда он бывал в состоянии работать (фр.).

112

С 18-летнего возраста у него не было ни дня без боли (фр.)

113

В течение всей его жизни его недуги почти никогда не оставляли его без боли (фр.).

114

Молитва с просьбой обратить во благо болезни (фр.).

115

Богохульство… иной раз приятнее звучит в ушах Господа, чем само Алилуйя, либо какая угодно божественная хвала. И чем страшнее и отвратительнее богохульство — тем приятнее Господу (лат.).

116

Ужасные богохульства (лат.).

117

Ликующие восхваления (лат.).

118

Не стыдно, ибо устыжает (лат.).

119

Этот великий ум, казалось, всегда видел бездну с левой стороны и для спокойствия ставил там стул; я знаю это доподлинно. Его друзья, его исповедник и духовник напрасно говорили ему, что бояться нечего, что эта тревога всего лишь плод воображения, утомленного абстрактными метафизическими изысканиями; он во всем соглашался с ними, но, четверть часа спустя, снова открывалась перед ним пропасть, которая его ужасала (фр.).

120

Мы беззаботно бежим к пропасти, поместив перед собой что-нибудь мешающее ее видеть (фр.).

121

Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня (фр.).

122

К Тебе, Господи, взываю (лат.). Не станем же искать уверенности и прочности (фр.).

123

«Письма к провинциалу» (фр.).

124

Достаточная благодать, которая недостаточна (фр.).

125

Мы до того тщеславны, что хотели бы быть известными всему

Скачать:PDFTXT

На весах Иова Шестов читать, На весах Иова Шестов читать бесплатно, На весах Иова Шестов читать онлайн