Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

для благословения, нарушает требующую заповедь

Торы. И коген нарушает эту заповедь только тогда, когда его вызывают, а он не идет, как сказано: «Скажи им…» — а Онкелос переводит эту фразу так: «Да будет сказано им…» (и см. ниже, параграф 8). И в наших странах принято, что обряд «вознесения рук» проводится только в Йом-Тов1, поскольку в этот день все чувствуют радость праздника, и в Йом-Киппур, когда люди чувствуют радость прощения грехов, и сказано: «Радостный будет благословен» (и см. выше, глава 45, параграф 5). В остальные же дни года люди не испытывают такой радости, даже в Шаббаты, когда они погружены в размышления о пропитании и об оставленной на сегодня работе. И даже в Йом-Тов делают вознесение рук только в Мусаф, чтобы сразу после благословения выйти из синагоги и погрузиться в радость праздника (и см. ниже, глава 138, параграф 8). Еще принято в наших странах, чтобы в Йом-Тов, который выпал на Шаб-бат, не делать вознесения рук; однако в Йом-Киппур, даже если он выпал на Шаб-бат, вознесение рук делают. В некоторых же местах принято вызывать когенов для благословения в любой Йом-Тов, даже если он выпал на Шаббат; и это более правильно.

2. Вознесение рук делается только в присутствии десяти человек, в число которых входят и сами когены, поскольку благословение относится и к ним самим, как сказано: «…и Я благословлю их».

3. Перед тем, как благословить народ, коген не должен пить ни вина, ни какого-либо другого опьяняющего напитка2. Если же когенчеловек слабый и хочет поесть немного «хлеба с начинкой» перед Муса-фом, пусть выслушает Кидуш, произнесенный кем-либо другим (см. выше, глава 77, параграф 15).

4. Перед тем как выйти благословлять народ, коген обязан омыть руки до запястья, то есть до того места, где кисть соединяется с предплечьем, так же, как когены освящали свои руки в Храме перед жертвоприношением, как сказано: «Вознесите руки свои освященные и благословите Б-га». И мудрецы сомневаются, следует произносить благословение на это омовение рук или же не следует, раз он уже произнес благословение на омовение рук, вставши утром с постели; и, как всегда при сомнении, принято не произносить этого благословения. И если до этого омовения руккоген дотрагивался до какого-либо грязного места, правильно было бы произнести благословение на омовение рук — но этого не делают, поскольку не принято. И подобает всякому когену, трепещущему перед Небесами, тщательно следить за сохранением чистоты рук после утреннего нетилат ядаим, чтобы они не коснулись никакого грязного места и не нужно было произносить благословение на омовение рук вторично.

5. Когда коген омывает руки, полить ему на руки, помогая ему, должен левит, как сказано: «И также братьев твоих, колено Леви (…) приблизь к себе, и будут они вместе с тобой, и будут служить тебе». Если же левита нет, пусть это сделает первенец матери, поскольку левиты получили свою святость от таких первенцев. Если же и первенца нет, лучше, чтобы коген сам полил себе на руки, чем чтобы это сделал простой еврей.

Если руки того левита или первенца, которые будут поливать на руки когену, нечисты, им следует сначала омыть собственные руки.

6. Запрещено выходить для благословения народа в ботинках. И снять ботинки следует перед смыванием рук3. И лучше проследить за тем, чтобы эти ботинки были спрятаны под скамьями, а не торчали бы на виду у всех — из-за уважения к собравшимся.

7. Когда хазан начинает семнадцатое благословение «Шмонэ Эсрэ» — «Отнесись благосклонно…»4, все ко гены должны покинуть свои места и начать выходить для благословения народа; поэтому им следует сделать нетилат ядаим заранее, чтобы, когда хазан начнет благословение «Отнесись благосклонно…», они могли оставить свои места и выйти для благословения с уже освященными для благословения руками. Если же они не омыли рук вовремя, а сделали это, когда хазан уже начал благословение, — это также годится5.

8. Когда когены поднимаются на возвышение, они встают так, что лица их оказываются обращенными к Ковчегу, расположенному на востоке, произносят «Модим де-Рабанан» вместе с общиной, а после этого произносят: «Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш, чтобы было то благословение, которым Ты повелел нам благословлять народ Твой, Израиль, благословениембеспорочным, и чтобы не было в нем никакого6 препятствия и греха навсегда». И этот текст они произносят с таким расчетом, чтобы, когда они закончат, хазан завершал благословение «Отнесись благосклонно…» словами «…и Тебя подобает благодарить», чтобы произнесенный общиной «амен» относился также и к этой молитве7.

Хазан говорит: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови нас…»8 — шепотом, а слово «Коганим!» произносит в полный голос, — этим словом он вызывает когенов благословить народ, — и снова шепотом продолжает: «народ Твой святой, как сказано…». И после того как хазан вызвал когенов, они начинают все вместе произносить благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас святостью Аарона», — на этих словах они поворачиваются лицом к народу и завершают благословение: «и повелевший нам благословлять народ Израиля любовью». И вся община отвечает «Амен!», однако сам хазан не отвечает «Амен!», поскольку это было бы перерывом в его молитве. Слово «любовью» произносится для того, чтобы подчеркнуть, что если коген ненавидит эту общину или если община ненавидит этого ко гена, то он не имеет права благословлять народ. И если в этом случае он решит все же выйти благословлять народ, для него это смертельно опасно; поэтому ему следует покинуть синагогу.

Если в синагоге есть только один коген, хазан не произносит громко слово «Коганим», а коген должен повернуться к народу самостоятельно.

9- Когены поднимают руки на уровень плеч, простирают их вперед и разделяют на них пальцы таким образом, чтобы между пальцами оказалось пять одинаковых промежутков: между двумя группами из двух сложенных пальцев — один промежуток, и такой же промежуток между группой из двух сложенных пальцев и большим пальцем, и то же самое для второй руки — всего четыре промежутка, и такой же промежуток между двумя большими пальцами — всего получается пять промежутков. И намек на это мудрецы наши благословенной памяти находят в одном из стихов «Песни Песней» — «…заглядывает через окно». И нужно очень внимательно следить за тем, чтобы кончики больших пальцев не касались9 один другого, чтобы

«окно», о котором идет речь в вышеупомянутом стихе, не оказалось испорченным. И следует поднять правую руку чуть выше левой, и правый большой палец должен располагаться над левым. И простирают руки так, чтобы ладони были направлены к земле, а тыльные стороны кистей — к Небесам.

10. Когда когены благословляют народ, они не должны ни на что смотреть и ни на что отвлекаться, а должны смотреть вниз, как во время молитвы, а народ должен внимательно слушать произносимое ими благословение, и лица народа должны быть повернуты к лицам когенов, но не следует смотреть на них10. И также сами ко гены не должны смотреть на свои руки. И принято, чтобы когены накрывались талитами, а их руки высовывались из-под талитов наружу11. И также молящиеся накрываются талитами, чтобы не видеть когенов.

11. На тех евреев, которые стоят позади когенов, благословение когенов не распространяется, кроме как в случае, когда они не могут встать в другом месте. Но на тех, кто стоит по сторонам от когенов спереди12, благословение распространяется. А в тех синагогах, где Ковчег выступает из стены, те люди, что стоят у восточной стены синагоги и оказываются по сторонам когенов сзади от них, должны отойти от стены и подойти так, чтобы оказаться по крайней мере точно в стороне от когенов перед ними. Если же им некуда отойти, то считается, что они вынуждены стоять там, где стоят, и благословение на них распространяется.

12. Хазан зачитывает когенам текст благословения слово за словом, а они произносят за ним каждое слово, пока не завершат первый стих, и тогда община отвечает «амен»; и также поступают после второго и после третьего стихов. Хазан не должен произносить слова благословения когенов наизусть, а должен читать их по сидуру, чтобы не запутаться. И он также может отвечать «амен» после завершения каждого стиха13, и это не будет считаться перерывом в его молитве, поскольку все это — часть молитвы. Вот слова, произнося которые, когены поворачиваются на юг и на север: «Пусть благословит тебя», «И охранит тебя», «Тебя», «И окажет тебе милость», «К тебе», «Тебя» — поскольку в этих словах содержится указание на тех, к кому обращено благословение, когены, произнося их, также поворачиваются в стороны,чтобы благословить всех. И так же они поворачиваются на слове «Мир», поскольку им завершаются все благословения. Пока когены выпевают последние слова каждого стиха, то есть слова: «И охранит тебя», «И окажет тебе милость» и «Мир», община произносит отрывок «Властелин мира…»14. А тот, кто зачитывает когенам слова благословения, даже если это не хазан, не должен произносить «Властелин мира…», чтобы не сбиться; если же он хазан, он тем более не должен этого произносить, поскольку это будет перерывом в его молитве. А когены должны петь слова благословений на одну определенную мелодию, чтобы не сбиваться.

13. Когда когены произносят слова благословений, общине не следует произносить никаких стихов, а только внимательно слушать слова, произносимые когенами, поскольку разве можно представить себе раба, которого благословляют, а он слушает невнимательно или вообще не слушает? А если община произносит стихи, она не может внимательно слушать слова благословений. Но в некоторых общинах принято произносить определенные стихи; и необходимо проследить, чтобы стихи произносились только тогда, когда хазан или когены поют мелодию без слов, а не тогда, когда они произносят слова15.

14. После этого хазан начинает последнее благословение «Шмонэ Эсрэ» — «Даруй мир…», и тогда когены оборачиваются снова к Ковчегу, расположенному на востоке, и произносят «Властелин всех миров…», и растягивают эту молитву с таким расчетом, чтобы закончить ее одновременно с хаза-ном, произносящим «…благословляющий народ Свой, Израиль, миром!», чтобы собравшиеся ответили16 «амен!» также и на их молитву. Если же они не могут так растянуть эту молитву, пусть добавят в нее еще отрывок «Силен в высотах…». А в Рош га-Шана и Йом-Киппур, когда поют «Сегодня дай нам мужества» и т.д., когенам следует начинать «Властелин всех миров…», только ближе к концу, чтобы завершить свою молитву одновременно с хазаном.

15. Когены не имеют права начать благословение на заповедь «…освятивший нас святостью Аарона…», пока не отзвучит полностью произнесенное хазаном слово «Коганим!». И хазан не имеет права произнести начальное слово первогоблагословения — «Пусть благословит», пока

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн