дней своего свадебного пиршества2 не должен поститься. И все вышеперечисленные должны будут «выплатить» пропущенный пост потом3. Но обычные здоровые люди не должны отделяться от общины (и пренебрегать общественным постом. —
Переев).Даже если человек в пути и поститься ему, тяжело тем не менее он обязан поститься.
3. Четырнадцатое число месяца Адар — это праздник Пурим. Если Пурим выпадает на воскресенье, то пост переносится на предшествующий ему четверг. А если в этот четверг делается обрезание — трапезу по этому случаю следует устроить ночью; однако сандак и отец ребенка4 имеют право есть в этот день и не должны после этого поститься в пятницу5. Но все остальные, кто по ошибке поел в четверг, должны поститься в пятницу.
4. В честь чтения Мегилы необходимо с вечера надеть Субботние одежды. И когда человек приходит из синагоги, он должен найти дома горящие свечи, накрытый стол и застеленную постель. В вечерней молитве после «Шмонэ Эсрэ» читают Полный Кадиш со строкой «Да будут приняты молитвы и просьбы…», после чего читают Мегилу. После этого произносят: «Восхваления сынов Израилевых…» (поскольку этот стих взят из главы Тгиллим: «Начальнику хора. На восход зари…», в которой говорится об Эстер. И в этой же главе сказано: «К Г-споду моему воззову я…», а этот стих говорит о чтении Мегилы, как сказано в Талмуде: «Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Должен человек читать Мегилу ночью и повторно читать ее днем, как сказано: «К Г-споду моему воззову я днем — и Ты не ответишь, и ночью — и не смолчит ради меня»). И сразу за этим стихом следует: «Восхваления сынов Израилевых…». После этого читают Полный Кадиш без строки: «Да будут приняты молитвы и просьбы…»6. Если дело происходит на исходе
Шаббата, читают: «Да будет даровано нам Г-сподом…», «Восхваления сынов Израилевых…», Полный Кадиш без строки: «Да будут приняты…», а затем: «И даст тебе…». После этого делают Авдалу над стаканом вина и читают «Алейну».
5. Принято перед Пуримом давать половину монеты, принятой в этой стране в это время, — в память о половинах шекеля, которые собирали в месяце Адар для принесения общественных жертв. И принято давать три таких монеты, поскольку в главе «Ки Тиса» слово «взнос» (Трума) встречается три раза. Эти деньги дают вечером7, перед чтением Мегилы. Потом эти деньги делят между бедняками.
Несовершеннолетний не обязан давать половину монеты. А если отец его один раз дал эти деньги за него, он обязан в дальнейшем делать это каждый год. Тринадцатилетний — по одним мнениям, обязан давать, а по другим — не обязан, пока ему не исполнится двадцать8.
6. В Пурим в вечерней, утренней молитве и в Минху читают «За знамения…». Если же молящийся забыл произнести эту вставку, поступает так же, как в Хануку (см. выше, глава 139, параграф 21).
7. Все, и мужчины, и женщины, должны слушать чтение Мегилы ночью и днем. И поэтому девушкам также следует прийти в синагогу. Если же они не пришли в синагогу, необходимо прочесть Мегилу для них дома. И также несовершеннолетних следует приучать слушать чтение Мегилы. Но тем не менее не следует приводить в синагогу совсем маленьких детей, которые будут мешать остальным слушать.
8. Ночью запрещено читать Мегилу до выхода звезд, даже если люди очень страдают из-за поста9; но в этом случае можно слегка подкрепиться перед чтением Мегилы, выпить, например, кофе и т.д.10, чтобы придать себе немного сил после поста11.
9. Самый лучший вариант исполнения этой заповеди — слушать чтение Мегилы в синагоге, куда собирается наибольшее количество народа, поскольку сказано: «В множестве народа — великолепие царя». И уж по меньшей мере следует позаботиться о том, чтобы слушать Мегилу в ми-ньяне из десяти человек. Если же невозможно прочесть ее в миньяне, каждый должен читать ее сам себе по кошерной Мегиле, произнеся благословения передчтением. Если же один из собравшихся умеет читать Мегилу, а остальные не умеют, пусть тот, кто умеет, читает, а остальные слушают и тем самым выполнят заповедь, хотя их и не десять человек12. Однако благословение после чтения Мегилы произносят только в миньяне. А без упоминания Имени Б-га и Его царства это благословение может произнести также и читающий в одиночку.
10. Принято среди всех евреев, чтобы читающий Мегилу использовал не свиток, а расправлял его и складывал лист к листу, как письмо, поскольку она названа «Пу-римским письмом»; однако слушающие (и следящие по своему тексту. —
Перев.)не обязаны разворачивать свои свитки13.
11. Читающий Мегилу, как днем, так и ночью, произносит перед чтением три благословения: «…давший нам повеление о чтении Свитка», «Который сделал чудеса отцам нашим…» и благословение Времени. После чтения следует сложить всю Мегилу, положить ее перед собой и произнести благословение: «…Который заступился за нас…». Если человек, читавший Мегилу, соблюдает траур13′, то благословения должен произнести кто-то еще, поскольку среди благословений есть и благословение Времени.
12. Произнося благословение Времени днем, следует иметь в виду, что оно относится также и к заповеди посылания продуктовых посылок и дарения подарков бедным и к праздничной трапезе. И также тот, кто произносит это благословение для всей общины, должен иметь в виду, что община должна благословить также и по поводу этих заповедей.
13. Тот, кто читает Мегилу, должен иметь в виду, что делает это и для того, чтобы слушающие могли выполнить заповедь чтения Мегилы. Слушающий также должен иметь в виду, что тем, что он слушает, он выполняет заповедь; и он должен слышать каждое слово, поскольку, если даже одно слово не было услышано — заповедь не выполнена. И поэтому читающий Мегилу должен внимательно следить, чтобы, когда трещат и кричат, заглушая имя Амана, не начинать читать, пока шум полностью не стихнет. И тем не менее подобало бы и было бы правильным, чтобы у каждого слушающего была кошерная Мегила, по которой он мог бы читать шепотом слово в слово с хазаном, чтобы не случилось так,что он пропустит одно слово, прочтенное хазаном14. И то же относится ко всякой мудрой женщине, стоящей на женской половине: если это возможно, было бы очень хорошо, чтобы у нее была кошерная Мегила, по которой она могла бы читать, поскольку на женской половине плохо слышно, а женщины обязаны читать Мегилу так же, как и мужчины.
(Что делать, если еще не делали Освящения луны и луна появилась во время чтения Мегилы — см. выше, конец главы 77.)
14. Читающий должен произнести имена десяти сыновей Амана вместе со словом «десять» (асерет) на одном дыхании, чтобы показать этим, что все они были казнены и повешены одновременно. И принято, если читающий в состоянии, читать весь отрывок, начиная со слов «пятьсот человек» — все на одном дыхании. Если же так не получилось, даже если читающий сделал паузу при перечислении десяти сыновей Амана — заповедь читать Мегилу выполнена. А то, что в некоторых общинах принято читать вместе с хазаном перечисление десяти сыновей Амана — это неправильный обычай, нужно же, чтобы их читал только хазан, а вся община слушала, как слушают всю Мегилу.
Когда читающий доходит до слов: «В эту ночь бежал сон от царя…», ему следует читать громче, поскольку с этого момента начинается описание чуда. А когда он читает слова: «письмо это» — ему следует подвигать Мегилу.
15. Если перед слушающим лежит некошерная или напечатанная Мегила, ему не следует читать вместе с хазаном, поскольку, если человек читает сам, ему тяжело слушать чтение хазана. И даже если он сам может слушать — может ведь случиться так, что его сосед услышит его, а не хазана. И поэтому же никто не должен подсказывать хазану, не заглядывая в Мегилу. И поэтому же те четыре стиха, возвещающие освобождение, которые община произносит громко, хазан должен потом прочесть для всех по кошерной Мегиле.
16. Если человек уже выполнил заповедь чтения Мегилы, а теперь читает ее, чтобы дать возможность другим послушать и тоже выполнить заповедь, то, если тот, для кого читают, может сам произнести благословения, пусть произнесет их сам. Если же речь идет о женщине14*, лучше, чтобы читающий
Мегилу произнес благословения и сказал: «…освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать15 Мегилу».
17. В Шаббат (не в Пурим)15′ разрешается перемещать Мегилу (то есть она не является мукце. —
Переев),но тем не менее, если Пурим выпал на воскресенье, не следует в Шаббат приносить Мегилу в синагогу, даже в городе, в котором сделан эрув, поскольку это будет подготовкой в Шаббат к буднему дню16.
18. Если община не может найти хазана, который читал бы Мегилу на правильную мелодию, как положено, ее можно читать и без мелодии, только нужно читать все слова правильно, чтобы смысл не менялся, если, например, хазан прочтет вместо «И Мор-дехай сидит» — «И Мордехай сидел» или вместо «И Аман падает» — «упал» (на иврите в данном случае эти глаголы при написании без огласовок не различаются. —
Перев.)и т.д. — заповедь чтения Мегилы не считается выполненной17. И можно проставить на самом тексте Мегилы огласовки и знаки кантелляции, чтобы читать правильно, поскольку ситуация, когда нет знающего хазана, — это «тяжелая ситуация». И поступить так предпочтительнее, чем поставить человека, который будет читать по напечатанному тексту шепотом, поскольку этот человек, хотя и читает шепотом, все равно не может сосредоточиться на слушании того, что читает хазан, и оказывается, что он читал по некошерному тексту и не выполнил заповеди. Если же так случилось, то он должен еще раз прослушать чтение по кошерной Мегиле.
19. Если у общины нет Мегилы, кошерной по всем законам тем не менее если имеющаяся у них Мегила написана правильно на правильном пергаменте, но в ней не хватает нескольких слов в середине — если в ней не пропущена какая-то тема целиком, можно читать по ней с благословениями, а то место, которое в этой Мегиле отсутствует, пусть хазан прочтет наизусть или слово в слово за тем, кто будет читать для него шепотом по напечатанному тексту. Однако, если у общины совсем нет Мегилы, или если в имеющейся Мегиле недостает какой-то темы целиком, или если в ней не хватает слов в начале или в конце17*, читают по напечатанному тексту каждый для себя и не произносят благословений. Если человек читает Мегилу не вобщине и у него есть только некошерная Мегила, пусть читает по ней без благословений.
20. Соблюдающий семь дней траура подчиняется всем законам траура, и ему запрещено смотреть18 на любую радость. Только надевать обувь и сидеть на скамье ему разрешают, так как это вещи, бросающиеся