Шаббат необходимо устроить третью трапезу, следует есть днем немного меньше3, чем обычно, чтобы оставить место для трапезы, устраиваемой ночью в Пурим. И тем не менее, устраивая вечернюю трапезу, не выполняют тем самым обязанность устроить трапезу в Пурим, поскольку заповедано, чтобы эта трапеза происходила днем, как сказано в Писании: «…дни пиршества…». И следует зажечь свечи, символизирующие радость и праздник, также устраивая дневную трапезу. И также ночью 15-го Адара следует радоваться несколько больше обычного4.
Продуктовые посылки друзьям и подарки бедным следует также посылать днем. И из-за того, что днем люди заняты посыланием подарков, трапезу затягивают до ночи. Молятся Минху ближе к середине дня, когда еще не скоро стемнеет, и устраивают трапезу после Минхи5. Но необходимо при этом, чтобы по крайней мере большая часть трапезы пришлась на дневное время. Когда же Пурим выпадает на пятницу, трапезу устраивают утром, из-за необходимости готовиться к Шаббату. И хорошо было бы немного позаниматься Торой, прежде чем начинать трапезу; основание для этого можно найти в стихе из свитка Эстер: «У евреев был свет (и радость…)», и сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Свет — это Тора» (так что стих говорит: сначала Тора, а потом радость. —
Перев.).
Некоторые говорят, что в Пурим следует есть блюда из семян — в память о семенах, которые ели Даниэль с товарищами в Вавилоне, и о семенах, которые ела Эстер, поскольку сказано в Талмуде (в комментариина стих: «И назначил ей и ее девушкам лучшее…»), что Эстер ела сама и кормила своих служанок семенами.
(Как произносить Биркат га-Мазон в Пурим — см. выше, глава 44, параграфы 16 и 17.)
6. Все пуримские чудеса были связаны с вином. Царица Вашти была наказана во время винного пиршества, а вместо нее появилась Эстер; и то, что произошло с Ама-ном и само его падение, — все это было связано с вином. Поэтому обязали нас мудрецы наши благословенной памяти опьяняться вином и сказали: «Обязан человек напиться в Пурим настолько, чтобы не различать между «Проклят Аман» и «Благословен Мордехай». И уж по крайней мере человек обязан выпить больше, чем он привык, чтобы вспомнить чудо, а потом уснуть: ведь когда он спит, он не видит разницы между «Проклят Аман» и «Благословен Мордехай»6! Однако тот, кто слаб физически, а также тот, кто знает про себя, что из-за вина пренебрежет, Б-же упаси, какой-либо заповедью, не сможет произнести благословения, или помолиться, или поведет себя, Б-же упаси, легкомысленно, — ему лучше не напиваться. И, что бы человек ни делал, пусть все его дела будут ради Небес.
7. Соблюдающий даже первые семь дней траура обязан посылать продуктовые посылки друзьям, а также давать денежные подарки бедным; но тем не менее ему не следует посылать ничего, связанного с радостью. Однако тому, кто соблюдает даже годичный траур7, не посылают продуктовых посьшок, даже из того, что не связано с радостью. Если же это бедный человек, ему разрешается послать деньги или что-либо иное, не связанное с радостью. Если же в данном селении есть, кроме самого этого еврея, только еще один еврей, который соблюдает траур, он должен послать ему и продуктовые посылки, чтобы выполнить заповедь посылания продуктовых посылок…
(Что делать тому, кто соблюдает первый день траура, — см. выше, глава 141, параграф 21.)
8. В Пурим не следует заниматься работой8; тому же, кто занимается в Пурим работой, она никогда не принесет благословения; воспользоваться же помощью нееврея разрешается. И разрешается заниматься бизнесом9, и также разрешается писать, даже обычные письма, а также счета и все,что не требует слишком серьезного изучения, а тем более — писать что-то связанное с заповедью или делать что-то нужное для выполнения заповеди. И также для самого Пурима разрешается заниматься даже самой настоящей работой.
9. 15- е Ад ара называется в нашей местности Шушан-Пурим. В этот день не читают ни Таханун, ни «Б-г долготерпеливый…», ни «Начальнику хора…». И также в этот день запрещено поститься и оплакивать мертвых, и устраивают в этот день чуть больше, чем обычно, пиршества и радость, но в «Шмонэ Эсрэ» не произносят вставку: «За знамения…». И в этот день разрешается жениться, так как в этот день не читают Мегилу. В день же, когда читают Мегилу и в который поэтому радуются по-настоящему, не женятся, поскольку «не смешивают одну радость с другой»10.
10. 14- го и 15-го числа первого Адара также не читают ни Таханун, ни «Б-г долготерпеливый…», ни «Начальнику хора…», и в эти дни запрещено поститься и оплакивать мертвых. 14-го числа первого Адара11 устраивают чуть более богатую трапезу.
1 Некоторые говорят, что годится и сырое мясо, если скотина зарезана.
2 Сколько постановила община, или сколько берут с него каждый год.
3 «Махцит га-Шекель».
4 Ночью 15-го Адара заповедь не обязывает есть, а днем 15-го Адара необходимо хоть немного поесть, причем не обязательно хлеба (даже по тем мнениям, по которым 14-го Адара необходимо есть непременно хлеб).
5 А некоторые пишут, что самый лучший вариант — устроить трапезу утром.
° И так подобает поступать.
7 Если это — траур по отцу или по матери. А в тех местах, где принято при встрече осведомляться о здоровье соблюдающего траур, это разрешается. (Только не следует посылать вещей, символизирующих радость.) Если же человек соблюдает тридцать дней траура, это запрещено, даже если это — траур не по отцу и не по матери.
8 Запрещено ли это также ночью — мудрецы спорят по этому поводу.
9 Поскольку удачная сделка — это радость. Поэтому же если из-за несделанной работы человек потерпит убыток, ее разрешается сделать. И также разрешается работать тому, кому нечего есть.
10 См. несколько мнений по этому поводу в МБ, глава 696, параграф 28.
11 И также города, окруженные стеной, делают это только 14-го числа.
Глава 143
ЗАКОНЫ ПОЧИТАНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ
1. Нужно очень внимательно относиться к почитанию отца и матери и к трепету перед ними, поскольку Писание приравняло их к почитанию Б-га и трепету перед Ним, да будет благословенно Его имя. Сказано: «Чти отца своего и мать свою», и сказано также: «Почитай Б-га богатством своим». Про отца и мать написано: «Каждый пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет», а о Б-ге сказано: «И перед Г-спо-дом, Б-гом твоим, трепещи», то есть как заповедано почитать Его великое Имя и трепетать перед ним, так заповедано чтить отца и мать и трепетать перед ними. Трое вместе создают человека: Святой, благословен Он, отец человека и его мать (от отца — белые части человека, от матери — красные, а Святой, благословен Он, вкладывает в него душу, дает возможность глазу видеть, уху слышать, а рту разговаривать). Когда человек чтит своих отца и мать, говорит Святой, благословен Он: «Я отношусь к этому так, как будто Я жил среди них, и они почитали Меня».
2. Что такое «трепет» перед отцом? Не стоять там, где он обычно стоит в собрании старцев — своих товарищей, или в том месте, в котором он обычно молится; не сидеть там, где он обычно сидит за домашней трапезой; не спорить с ним и не подтверждать его слов при нем, не говорить даже: «Папа прав».
До каких пор простирается обязанность трепетать перед ним? Если сын, облаченный в великолепные одежды, председательствует в собрании, и приходят отец его или мать, рвут его одежды, бьют его по голове и плюют ему в лицо — не будет он упрекать их, обижать их или гневаться на них, а будет молчать и трепетать перед царем царей всех царей, Святым, благословен Он, Который заповедал ему это.
Однако человек имеет право подать на них в суд за нанесенный ему ущерб.
3. Что такое «почитание» отца? Сын кормит его и поит, одевает и покрывает его наготу, встречает и провожает его (и см. выше, глава 34, параграф 6). И следует подавать ему с приятным выражением лица, поскольку, даже если сын кормит своегоотца каждый день изысканными яствами, но показывает свое раздражение — ему полагается наказание за это.
4. Если отец и мать человека спят, а ключ от его магазина у них под изголовьем, запрещено будить их, даже если из-за этого сын потерпит большой убыток. Но если, когда сын разбудит отца, тот сможет получить большую прибыль, а если он его не разбудит, тот будет сожалеть об упущенной прибыли, — заповедь требует разбудить его, поскольку он порадуется этому. И также заповедь требует разбудить его, чтобы пойти в синагогу или для выполнения другой заповеди, поскольку все обязаны почитать Вездесущего, благословен Он.
5. Если человек хочет чего-то от жителей города и знает, что ради его отца они выполнят его желание, то, даже если он знает, что ради него самого они также выполнили бы его желание, не следует ему говорить: «Сделайте то-то и тот-то для меня!» Следует же сказать: «Сделайте то-то и то-то ради моего отца!» — чтобы показать, что именно отец его достоин уважения.
6. Если мать сказала сыну: «Сделай для меня то-то и то-то!» — и тот сделал, а потом пришел отец и спрашивает: «Кто это велел тебе так поступить?»; и сын понимает, что, если он ответит, что мать велела ему это, отец будет сердиться на мать — пусть не говорит ему, что мать велела ему это сделать, даже если из-за того отец будет сердиться на него самого.
7. Сын обязан вставать перед отцом и матерью.
8. Необходимо почитать отца и мать также и после их смерти. Если сын упоминает их устно или письменно первые двенадцать месяцев после их смерти, пусть скажет или напишет: «Вот, я — искупление его ложа» (то есть: «Пусть на мне будет все то зло, которое должно было бы постичь его душу»), или: «…ее ложа». После же двенадцати месяцев (когда он получил уже все наказания, которые мог получить, поскольку суд над злодеями Израиля продолжается только двенадцать месяцев) пусть говорит или пишет: «Пусть упоминание о нем (или: о ней) послужит для благословения в будущем мире» (и см. выше, глава 26, параграф 22).
9. Даже если отец человека — злодей, совершающий преступления, следует почитать его и трепетать перед ним. Даже мамзер обязан почитать своего отца и трепетатьперед ним. Некоторые же говорят, что сын не обязан почитать отца-злодея, пока он не раскаялся; запрещено только обижать его. И следует требовать от себя следовать первому мнению.
10. Если сын видит, как отец его нарушает слова Торы, не следует говорить ему: «Ты нарушил слова Торы»; следует же сказать ему: «Папа, верно ли, что