в Торе написано так-то и так-то?», как будто он хочет научиться у него, а не упрекнуть его. Отец же сам поймет, в чем дело, и не будет пристыжен.
11. Если отец приказывает сыну нарушить заповедь Торы, как требующую, так и запрещающую, или даже заповедь мудрецов — не должен сын слушаться его, поскольку сказано в Писании: «Каждый пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет и Шаббаты Мои соблюдает; я Г-сподь, Б-г ваш». Вс-вышний в одном и том же стихе говорит о трепете перед отцом и матерью и о соблюдении Шаббата, чтобы сообщить нам: «Хотя Я и предостерег вас относительно трепета перед отцом и матерью, но все же, если отец велит тебе нарушить Шаббат, ты не должен его слушать; и то же относится ко всем остальным заповедям: «Я Г-сподь, Б-г ваш», то есть и ты, и твой отец обязаны почитать Меня, поэтому ты не должен, послушавшись его, нарушать Мои слова». Требования же мудрецов — это также слова Б-га, да будет благословенно Его имя, как сказано: «Не отойдешь от того, что скажут тебе они (мудрецы. —
Если отец велит сыну не разговаривать с таким-то человеком и не прощать ему, а сын хотел бы помириться с ним — ему не следует обращать внимания на запрет отца, поскольку запрещено ненавидеть любого еврея, если сын сам не видит, как тот совершает преступление, и оказывается, что отец тем самым велит сыну нарушить слова Торы.
12. Если сын хочет отправиться в какое-либо место для изучения Торы, поскольку знает, что там его учеба будет успешнее, чем здесь, а отец по какой-либо причине запрещает ему это, сын не обязан слушаться отца, поскольку требование изучения Торы сильнее, чем требование почитания отца и матери. (Это мы учим из того, что произошло с праотцем нашим Яаковом, да пребудет мир на нем: когда он ушел от отца, он скрылся в ешиве Эвера,где занимался Торой четырнадцать лет, после чего отправился в дом Лавана и провел там, а также в дороге, двадцать два года. И он был наказан за те двадцать два года, в течение которых не выполнял заповедь почитания отца, тем, что Йосеф скрылся от него на двадцать два года; за те же четырнадцать лет, которые он провел за изучением Торы, он не был наказан.) И также если сын хочет жениться, а отца не устраивает его выбор, сын не обязан его слушаться.
13. Почитать отца и мать обязаны как мужчина, так и женщина, однако замужняя женщина, находясь под властью мужа, свободна от обязанности почитания отца и матери. Но если ее муж не запрещает ей, она обязана почитать отца и мать так, как в состоянии это делать.
14. Всякий, позорящий своего отца и свою мать, даже только словами и даже только намеком, проклят устами Б-га, как сказано: «Проклят позорящий отца своего и мать свою».
15. Если в тело отца или матери воткнулась колючка, сын не должен извлекать ее, поскольку, возможно, этим он нанесет им рану (а это — запрет, за нарушение которого полагается смертная казнь через удушение). И также сын-врач не должен делать отцу кровопускание или отрезать часть его тела, хотя он делает это только для лечения. Речь идет только о ситуации, когда это может сделать и кто-то другой; если же никого другого нет, а отец его или мать страдают — сын может делать им кровопускание и отрезать часть их тела так, как это необходимо для лечения.
16. Если отец человека или его мать потеряли рассудок, следует стараться вести себя с ними согласно их представлениям, пока не смилуется Б-г над ними. Если же сын не может это выдержать, поскольку они стали совершенно ненормальными, пусть покинет их и велит кому-то еще обращаться с ними так, как подобает.
17. Запрещено человеку утяжелять ношу своих детей, требуя от них чрезмерного уважения, чтобы не заставить их нарушить требование почитания отца; следует же прощать их и не замечать их промахов, поскольку отец имеет право разрешить не выказывать знаков уважения к себе, и получивший это разрешение может им пользоваться.
18. Запрещено бить своего взрослого сына. И здесь все зависит не от возраста, а от физического развития сына: если есть основания опасаться, что сын будет защищаться от побоев словами или действием, даже если он не достиг еще возраста бар-мицвы, его запрещено бить, а только упрекать словами. И если человек бьет своего взрослого сына, его подвергают отлучению от общины, поскольку он нарушает запрет из Торы: «Перед слепым не ставь претыкания» (то есть не провоцируй человека на нарушение заповеди. —
Переев).
19. Сын обязан почитать жену отца, хотя она и не является его матерью, все время, пока отец его жив. И также он обязан почитать мужа матери все время, пока та жива. И разумно было бы продолжать почитать их и после смерти отца или матери.
20. Человек обязан почитать своего старшего брата, как по отцу, так и по матери. И всякий обязан почитать своего тестя и тещу (как мы видим на примере царя Давида, да пребудет мир на нем, который почитал царя Шауля, который был его тестем, и называл его «отец мой», как сказано: «И, отец мой, смотри…»). И также обязан человек почитать отца своего отца, хотя обязанность почитать отца более строга, чем обязанность почитать деда.
21. Тот, кто хочет действительно почитать своего отца и свою мать, пусть занимается изучением Торы и добрыми делами, поскольку в этом — большой почет для его предков, ведь люди будут говорить: «Счастливы отец и мать, вырастившие такого сына!» Если же сын не идет по прямой дороге, предки его будут опозорены им, и он стыдит их таким стыдом, горше которого нет. И также отец, который желает проявить настоящее милосердие к своим сыновьям, пусть занимается изучением Торы и добрыми делами, пусть станет угоден Б-гу и людям, и тогда его сыновей будут почитать из-за него. Если же человек не идет по прямой дороге — и его потомков после него будут позорить. И кроме того, из-за преступлений отцов могут погибать их дети, как сказано в Писании: «…засчитывающий преступление отцов сыновьям». И это — самая страшная жестокость: ведь своими преступлениями такой человек навлекает смерть на своих детей! И никто не проявляет большего милосердия к своим сыновьям, чем праведник, посколькуего заслуга защищает его потомков в тысяче поколений.
22. Геру (то есть сыну нееврея) запрещается проклинать своего отца и позорить его, чтобы не сказали: «Святость этого человека меньше»; а следует проявлять некоторые знаки уважения к нему.
Глава 144
ЗАКОНЫ ПОЧИТАНИЯ УЧИТЕЛЯ, СТАРЦА, МУДРЕЦА И КОГЕНА
1. Человек обязан почитать своего учителя и трепетать перед ним больше, чем перед отцом, поскольку отец дал ему жизнь в этом мире, а учитель дает ему жизнь в мире будущем.
2. Сказано в Писании: «Перед сединой вставай, и почитай старца». Под старцем здесь имеется в виду мудрец, как сказано: «Собери Мне семьдесят мужей из старцев Израиля» (а там, несомненно, их отбирали по мудрости, как сказано: «…о которых ты знаешь, что они — старейшины народа и надсмотрщики его»). Поэтому заповедь из Торы требует вставать перед мудрецом, исключительным знатоком Торы, даже если он не стар годами и не является учителем встающего; и также заповедь требует вставать перед «сединами», то есть перед человеком старше семидесяти лет, даже если он человек неученый — лишь бы это не был злодей. И даже старца нееврея приветствуют уважительными словами и подают ему руку, чтобы поддержать его.
3. Если трое идут по дороге — раввин идет посередине, а остальные двое — позади него, и каждый держится от раввина чуть в стороне — более уважаемый с правой стороны, а менее уважаемый — с левой.
4. Позорить мудреца или ненавидеть его — большой грех. Иерусалим не был разрушен, пока в нем не опозорили мудреца, как сказано: «…и издевались над посланниками Б-га, и презирали Его слова, и обманывали его пророков», — то есть позорили тех, кто преподает Его слова. И то же самое говорит Тора: «Если правилами Моими будете вы гнушаться…» — то есть будете гнушаться теми, кто преподает эти правила. И всякий, позорящий мудреца, лишается доли в будущем мире, и к нему относится фраза: «…ибослово Б-га опозорил». И запрещается пользоваться услугами изучающего Галаху.
5. Если у мудреца есть какой-либо товар на продажу, не дают никому торговать таким же товаром, пока он не продаст свой. Однако это действует только в том случае, если на этом же рынке нет неевреев, торгующих таким же товаром; если же неевреи торгуют тем же товаром, это правило не действует, поскольку из-за запрета евреям торговать этим товаром мудрец не получит никакой выгоды, и мудрецы не стали заставлять остальных торгующих терпеть напрасные убытки.
6. Если человек считается мудрецом в своем поколении, то есть может рассуждать о Торе и самостоятельно разобраться в большинстве мест Талмуда и сочинений законоучителей, и Тора — его основное занятие в жизни, даже если он немного занимается и ремеслом или торговлей, чтобы заработать на пропитание своей семье, а не для того чтобы разбогатеть, и во всякий час, свободный от дел, он занимается Торой — согласно букве закона, он освобождается от всех налогов, даже если он богат. И даже подушный налог жители его города должны платить за него. И все здесь зависит от мнения уважаемых людей города.
7. Если мудрец легкомысленно относится к заповедям и в нем нет трепета перед Небесами — он числится среди самых презренных, членов общины.
8. Если можно почтить когена и простого еврея, равных по мудрости, заповедь требует почтить сначала когена, как сказано: «…и освяти его…» — и выводят из этого мудрецы наши благословенной памяти, что для всего, что связано со святостью, то есть для всего, что кажется важным, он теперь освящен. То есть он должен быть первым среди читающих Тору, должен выступать первым во всех собраниях народа, первым говорить и первым рассуждать о Торе. И также при занятиях Торой он должен говорить первым. И также во время трапезы ему принадлежит преимущественное право произнести благословение на хлеб и Биркат га-Мазон, и ему дают лучшую порцию прежде остальных, участвующих в трапезе, кроме как в случае, когда среди простых евреев есть кто-то, превосходящий его в мудрости, — тогда этому мудрецу первым дают лучшую порцию1. Однако, если коген и простой еврей делят какое-то совместноеимущество, нет необходимости