кроме отца, которому разрешается уединяться с дочерью, и матери, которой разрешается уединяться с сыном, и мужа, которому разрешается уединяться с женой, даже если она находится в состоянии ниды. (Если же невеста — нида, см. ниже, глава 157.)
2. Если жена находится в той же комнате, мужу можно уединяться с ней и с другой женщиной, поскольку жена сторожит его. Однако еврейке не следует уединяться с неевреем, даже если его жена находится там же; даже если в комнате присутствуют несколько неевреев со своими женами, не следует еврейке уединяться с ними.
3. Одной женщине разрешается уединяться с двумя кошерными мужчинами, если они находятся в городе и днем. Однако в поле, а ночью также и в городе можно уединяться только с тремя кошерными мужчинами. С развратными же никогда не следует уединяться, даже если их несколько, кроме как в случае, когда их жены находятся вместе с ними.
Одному мужчине запрещено уединяться с двумя женщинами, если же их три или больше, некоторые разрешают это, если он не занимается производством или торговлей вещами, предназначенными специально для женщин. Некоторые же запрещают это в любом случае.
4. Если муж женщины находится в этом же городе, с ней можно уединяться, ничего не опасаясь, поскольку она трепещет перед своим мужем.
5. Если вход в дом открыт на улицу, в этом доме не запрещено уединяться весь день и в начале ночи — все время, пока по улице ходят люди. А если данный мужчина хорошо знаком с данной женщиной, например, если она росла вместе с ним или если она — его родственница, или если муж ее предупредил ее, чтобы она не уединялась именно с этим мужчиной, — этой женщине запрещено уединяться с этим мужчиной, даже если муж ее в городе, и даже в доме, вход которого открыт на улицу.
6. С девочкой младше трех лет уединяться разрешается. И также с мальчиком моложе девяти лет женщине уединяться разрешается.
7. Неженатому не следует преподавать в школе детям, поскольку матери детей приходят за ними в школу, и оказывается, что этот человек уединяется с женщинами. И не обязательно, чтобы жена преподавателя все время находилась в школе, достаточно, чтобы она была в этом же городе, даже у себя дома, а он может преподавать в школе. Женщине же не следует преподавать в школе, даже если ее муж здесь же, в городе, кроме как в случае, когда он живет вместе с ней в этом же самом доме — из-за того, что иногда детей приводят отцы.
8. Необходимо человеку отдаляться от женщин, насколько это возможно. Запрещено подавать женщине знаки руками или ногами или подмигивать ей глазами; запрещено смеяться вместе с ней, вести себя рядом с ней легкомысленно или любоваться ее красотой; запрещено вдыхать запах благовоний, предназначенных специально для женщин1, тем более в случае, если она держит их в руках или они висят на ней; запрещено смотреть на крашеные одежды женщины, с которой этот человек знаком, даже если эти одежды не на ней, поскольку это может привести его к плохим размышлениям о ней.
Если человек встречает женщину на улице, не следует идти за ней, а следует прибавить шагу, чтобы она осталась в стороне или позади. И не следует проходить перед входом в жилище развратной женщины даже на расстоянии четырех ама. Если же человек смотрит даже на мизинец женщины, желая получить от этого удовольствие, — его преступление весьма тяжко. И запрещено слушать голос поющей женщины или рассматривать ее волосы.
9. Не осведомляются о здоровье никакой женщины. Даже через мужа запрещено передавать ей привет. И поэтому, когда человек пишет письмо товарищу, запрещено ему написать в этом письме: «Привет твоей супруге»*. Но можно спросить ее мужа или другого человека, как она поживает. И также можно написать в письме товарищу: «Сообщи мне, как поживает твоя супруга».
10. Если человек обнимает или целует даже одну из своих родственниц, не получая от этого никакого удовольствия, оннарушает запрет, поскольку запрещено все, что приближено к разврату; только отцу разрешается обнимать и целовать свою дочь, а матери — своего сына.
11. Не следует проявлять по отношению даже к собственной жене нежные чувства, например, искать у нее в голове и т.д. при других, чтобы у видящего это не возникло плохих размышлений.
12. Запрещено человеку жить в доме своего тестя, кроме как в случае, когда у него есть отдельная комната, в которой он спит.
13. Много написали уже великие мудрецы Израиля благословенной памяти в своих святых книгах и в моральных поучениях об отвратительном обычае, принятом в некоторых местах, где живут люди, не имеющие никакого отношения к Торе и трепету перед Небесами, когда жених с невестой обнимаются и целуются, и также когда юноши и девушки танцуют вместе. Поскольку, кроме очень важного запреты ниды, — а ведь все девушки, вообще говоря, находятся в состоянии ниды, а в отношении этого запрета нет никакой разницы между незамужней женщиной и мужней женой, и всякий, кто из-за нежной привязанности касается ниды, должен быть бит палками — кроме этого, делающие это натравливают сами на себя свое злое начало и приводят себя к сознательному вызыванию у себя эрекции и к напрасному семяизвержению, Б-же упаси. И несомненно, всякий, в чьей власти запретить это, должен приложить все силы к тому, чтобы это сделать. И уж, по крайней мере, всякий, в чьем сердце есть трепет перед Небесами, должен властвовать в своем доме и наставлять членов своей семьи, чтобы они отдалялись от этой гадости. И всякий, кто может запретить и не запрещает, Б-же упаси, — он сам будет пойман в сети именно этого преступления. А всякий, кто спас других от греха, — он спас собственную душу и заслужил себе благо.
14. На женщину, на которой человек хочет жениться, можно и следует посмотреть, чтобы понять, нравится ли она ему, но не следует смотреть на нее развратным взглядом. И сказано об этом так: «Завет заключил я с моими глазами, и разве буду я смотреть на девушку?»
15. Если мужчина развелся с женой после свадьбы, ей не следует жить с ним в одном дворе. Если же он — коген или дажеесли он простой еврей, но его жена вышла замуж за другого и он также с ней развелся, и также если муж развелся со своей женой из-за того, что она запрещена ему, — во всех этих случаях они должны отдаляться друг от друга еще сильнее, и им не следует жить даже в одном переулке, если этот переулок оканчивается тупиком. Если же этот переулок соединяет две улицы и много народу проходят по нему от одной улицы к другой — они могут вместе жить в этом переулке. Если же человек развелся с женой, а она вышла замуж и сейчас живет со своим вторым мужем — в этом случае они должны отдалиться друг от друга еще дальше и не имеют права жить даже в одном квартале. И во всех этих случаях, когда им необходимо отдалиться друг от друга, мужчина может остаться жить, где живет, а женщина обязана переехать. Однако, если двор принадлежит ей, переехать обязан он.
16. Человеку разрешается снабжать пропитанием жену, с которой он развелся, и заповедь требует позаботиться сначала о ней, а потом — об остальных бедняках, как сказано: «…и от плоти своей не отводит своего взгляда»; только не следует ему иметь с ней дело самому, следует же посылать ей пропитание через посланника.
17. Сказал рав Бруна от имени Рава: «Всякий, кто спит в комнате, в которой живет замужняя пара, — о нем говорит Писание: «Жен народа Моего изгоняют из дома наслаждения их» (поскольку они его стесняются). И сказал рав Йосеф: «Это верно даже в случае, если жена находится в состоянии ниды».
1 Если эти благовония не на ней, это запрещено только в том случае, если они знакомы и знают друг друга.
* Ошибка переписчика. Следует читать: «…написать в этом письме: «Передай привет твоей супруге».
Глава 153
ЗАКОНЫ НИДЫ
1. Всякая женщина, у которой из источника ее кровей вылилась капля крови, даже самого маленького размера, независимо от того, как это произошло: так ли, как это происходит обычно, когда женщины видяткровь в определенное время, или не вовремя, или даже если женщина получила какую-либо травму, из-за которой из источника ее кровей вытекла капля крови, — эта женщина переходит в ритуально нечистое состояние, состояние ниды, и остается в нем, пока не отсчитает «семь чистых дней» и не окунется, как положено. И всякий, кто осуществит с ней половую близость в этом ее состоянии, получает наказание «карет», и она также получает наказание «карет». Если же ее касаются, проявляя нежные чувства, — наказанием за это Тора определила побивание палками.
2. Даже если женщина не почувствовала, что из источника ее кровей потекла кровь, но обнаружила пятно крови на своем теле, или на одежде, или на постельном белье, или в другом месте, так что нет никаких оснований предположить, что эта кровь вытекла откуда-нибудь еще, но очевидно, что она вытекла именно из источника ее кровей, — она нечиста. И если женщина обнаружила какое-то пятно, даже не по-настоящему красное, но и не совсем белое, она должна показать его раввину, поскольку есть многие различные законы, связанные с размерами этого пятна, а также связанные с «возможностью поставить в зависимость» — откуда могло бы появиться такое пятно и откуда оно появиться не может, а также связанные со временем, когда было обнаружено пятно — в дни, когда она чиста, или в один из «семи чистых дней».
3. Если женщина почувствовала, что источник ее кровей раскрылся, даже если она немедленно проверилась и ничего не обнаружила, все равно нечиста (и необходимо сообщить об этом женщинам, поскольку многие женщины этого не знают). Но если она обнаружила некоторые белые выделения без малейшей примеси красного — она чиста.
4. Сказано в Писании: «…и к женщине в ее нечистом состоянии ниды не приближайся». Из того, что написано именно «не приближайся», вывели мудрецы наши благословенной памяти, что запрещены любые виды близости: нельзя смеяться и вести себя легкомысленно вместе с ней, поскольку из-за этого человеку легче совершить преступление. Однако разрешается уединяться с ней, поскольку, раз он уже был с ней и раз у него будет право снова сделать это по истечении некоторого времени, его злое началоне будет докучать ему очень уж сильно, и мы не опасаемся, что он