ее весет, поскольку ее весет связан и с тем, и с другим.
(Есть и еще другие виды весета: весет по пропускам, весет по изменениям, травматический весет или весет, связанный с острой пищей. Однако, поскольку это бывает очень редко, здесь мы их не обсуждаем. И я рассказываю о них, с Б-жьей помощью, в моей книге «Лехем ве-Симла».)
5. Если у женщины установился постоянный весет, тогда не во время весета она может считать себя чистой, и муж ее может выполнять свои супружеские обязанности, ни о чем ее не спрашивая. И даже если она дремлет, он может осуществитьполовую близость, и она не должна проверяться ни перед этим, ни после этого. И более того, ей не следует проверяться на глазах у мужа, чтобы он не обеспокоился и не подумал: «Вероятнее всего, она что-то почувствовала, ведь если бы она ничего не почувствовала, не стала бы проверяться!» И поэтому, если она будет проверяться у него на глазах, можно опасаться того, что он испугается и откажется от выполнения супружеских обязанностей; если же она станет проверяться у него на глазах после половой близости, можно опасаться, что он испугается и подумает: «Вероятнее всего, она что-то почувствовала во время половой близости!» — и в другой раз не станет выполнять свои супружеские обязанности. В силу этих причин ей не следует проверяться на глазах у мужа; однако, если она делает это не на глазах у мужа, то чем чаще она проверяется, тем больше она достойна похвалы.
6. Если у женщины совсем нет установленного весета, ей следует проверяться перед половой близостью и после нее. И мужу также следует после половой близости вытереться и посмотреть, не осталось ли на нем капли крови. И только в случае, когда у нее вообще не должно быть месячных, например, если срок ее беременности больше трех месяцев или если она кормит, или после климакса, — в этих случаях проверяться не обязательно.
7. У некоторых же женщин, хоть и нет установленного по-настоящему весета тем не менее есть известные дни, когда месячных не может быть. Например, может быть так, что женщина точно знает, что раньше чем через двадцать пять дней после месячных следующие месячные у нее не наступят, а наступят только после этого, причем она не знает точно, когда именно, то есть иногда это бывает через день, два или три. Такая женщина, после того как это произошло три раза подряд, то есть если она три раза подряд не видела крови первые 25 дней, — в эти первые 25 дней она считается женщиной, у которой есть постоянный весет, а в следующие дни, в которых она не уверена и не может изначально считаться чистой, она запрещена мужу (и см. «Йорэ Дэа», глава 184, параграф 2, слова Рамо, и мою книгу «Лехем ве-Симла», глава 186, параграф 6).
Глава 155
ЗАКОНЫ ОТДЕЛЕНИЯ ОТ ЖЕНЫ НАКАНУНЕ ВЕСЕТА И РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОСТОЯННЫМ И НЕПОСТОЯННЫМ ВЕСЕТОМ
1. Сказано в Барайте: «И отделите сынов Израиля от нечистоты их…»; сказал рабби Йошия: «Отсюда мы выучиваем, что от сыновей Израиля требуется отделиться от свих жен накануне наступления их весе-та». И что значит «накануне»? Сказал Рава: одно «время суток». А «время суток» в данном случае — это день или ночь, так что, если весет у жены бывает днем, даже если обычно месячные приходят только в конце дня, тем не менее она запрещена мужу с начала дня. И также если обычно месячные ее начинаются утром, а в этот раз не начались, тем не менее она запрещена мужу весь этот день, до наступления ночи. И также если месячные ее приходят обычно ночью, даже если обычно это бывает в начале ночи, или если это бывает обычно в конце ночи — в любом случае она запрещена мужу всю эту ночь. И, по мнению многих мудрецов, мужу запрещена не только половая близость с ней, но и все остальные «виды близости», запрещенные ему, когда его жена находится в состоянии ниды; и следует поступать согласно их мнению.
2. Некоторые говорят, что «время суток», когда муж должен отделяться от жены, — это время суток, предшествующее тому, в которое бывает весет. То есть если месячные у жены приходят обычно ночью, она запрещена мужу также и в день, предшествующий этой ночи, а если месячные у нее бывают днем, она запрещена всю ночь перед этим днем; и так и следует поступать. И только в случаях, когда муж отправляется в дорогу, или когда он вернулся из путешествия, или если она окунулась в микву во время суток, предшествующее времени весета, следовать изложенному здесь мнению не следует.
3. Если у женщины нет постоянного весета, тогда каждый тридцатый день после месячных считается для нее днем постоянного весета, и он называется «средним временем». То есть если предыдущие месячные были у женщины в понедельник той недели, когда читали раздел «Ноах»,тогда среда недели, когда читают раздел «Толдот», будет для нее как день постоянного весета. И кроме этого, она должна после каждых месячных опасаться, что у нее установится весет по промежуткам или весет по дням, как будет разъяснено, с Б-жьей помощью, ниже. И всякий раз, когда она обязана опасаться, что придет ее весет, ее муж должен отделиться от нее во время суток, предшествующее этому времени, как мы уже объясняли.
4. Всякий раз, когда у женщины были месячные, она обязана опасаться, что и в следующий раз у нее будут месячные в этот же день и в это же время. И мы даже не говорим о ситуации, когда у нее нет постоянного весета — в этом случае очевидно, что она должна опасаться, что и в другой раз месячные будут в тот же день и у нее установится весет; но даже та женщина, у которой есть постоянный весет, если один раз ее весет изменился и месячные пришли не тогда, когда им положено согласно весету, должна теперь опасаться, что ее весет теперь изменился; однако, если ее весет не изменился, а просто она однажды увидела кровь еще и в другой день, не в день ее весета, тогда она не обязана опасаться изменения весета: поскольку ее постоянный весет сохраняется, она не обязана опасаться появления какого-то другого, непостоянного весета.
5. Давайте рассмотрим пример женщины, у которой нет весета. У нее были месячные в Рош-Ходеш месяца Ияр (во второй день) и 25-го числа этого месяца. Теперь она должна опасаться прихода месячных в Рош-Ходеш месяца Сиван, поскольку ей следует опасаться, что в качестве дня ее весета теперь установится Рош-Ходеш (и также 2-го Сивана она должна опасаться, поскольку этот день является для нее «средним временем»). Если в Рош-Ходеш Сиван (а также 2-го Сивана) месячные у нее не пришли, она должна опасаться, что, возможно, у нее установится весет по промежуткам. И поскольку между месячными у нее прошло 23 дня (не считая того дня, когда были первые месячные, и того дня, когда были вторые), она должна и сейчас отсчитать 23 дня и опасаться следующего дня. Как она считает? От месяца Ияр у нее остается 4 дня, и к ним она добавляет 19 дней из месяца Сиван, так что день, когда она должнаопасаться — 20-е Сивана. Если же и 20-го Си-вана у нее не было месячных, она должна опасаться появления месячных 25-го Сивана, поскольку, возможно, в качестве весета у нее установилось 25-е число (и также 26-го числа она должна опасаться, поскольку этот день является для нее «средним временем»). Но в Рош-Ходеш месяца Там-муз она уже не должна опасаться, поскольку месячные, которые были у нее в Рош-Ходеш месяца Ияр, уже не засчитываются, поскольку в Рош-Ходеш месяца Сиван следующих месячных не было (а всякий раз, когда весет не установлен тремя последовательными наблюдениями, все предыдущие наблюдения отменяются одним разом, как будет объяснено ниже).
6. А вот пример женщины, у которой есть весет. Если у женщины был постоянный весет, согласно которому месячные у нее бывали каждые 25 дней, а однажды ее весет изменился, и через 25 дней месячные не пришли, а пришли в 28-й день — она должна опасаться 25-го дня от последних месячных, поскольку этого требует ее весет. Если же 25-й день прошел, а месячных не было — она должна теперь опасаться 28-го дня из-за последних месячных. Если же месячные, как и в последний раз, пришли на 28-й день — в следующий раз она все равно запрещена мужу в 25-й день после последних месячных, поскольку этого требует ее весет. Если же и в этот раз месячные пришли не на 25-й, а на 28-й день — теперь в качестве ее весета установился 28-й день, а 25-й день перестал быть ее весетом (поскольку три раза в этот день не пришли месячные), и теперь в этот день она разрешена мужу.
Если же последние ее месячные были не с равными интервалами, например, если они пришли в 28-й, 29-й и 31-й дни — ее прежний весет все равно отменен, а новый весет не установился, и она должна после последних месячных каждый раз опасаться, что у нее установится весет по промежуткам и весет по дням, а также опасаться «среднего времени», пока у нее не установится новый весет.
7. Вот принцип, которым должен руководствоваться всякий боящийся Небес: если у женщины нет постоянного весета, ему следует всегда записывать, в какой день у нее были месячные, и отмечать, какое это было число (еврейского) месяцаи сколько дней прошло от предыдущих месячных, и все время опасаться в следующий раз дня, до которого прошло столько же дней, сколько прошло между последними двумя месячными, а также того же числа месяца, в которое были последние месячные, и кроме того, он должен опасаться «среднего времени». И так он должен поступать, пока у его жены не установится постоянный весет. После же того, как весет ее установился, если вдруг случится так, что ее весет один раз изменится, муж должен опасаться и нового, еще не установившегося весета, по промежуткам и по дням. И также он не должен забывать ее установленного весета, поскольку постоянный весет отменяется только тремя последовательными наблюдениями, как будет разъяснено ниже.
8. Если у женщины есть постоянный весет, то, если один или два раза прошел установленный день или у нее появились телесные признаки весета, а месячные не пришли, то, даже если ей абсолютно ясно, что месячных не было,