Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

Если же нееврей обязан поклясться еврею, некоторые разрешают дать ему поклясться (см. «Орах Хаим», глава 156). Названия их праздников, данные по именам людей, можно упоминать при условии, что их называют не так, как их уважительно называют неевреи.

13. Всякая насмешка запрещена, кроме насмешки над идолопоклонством, которая разрешена.

16. Разрешено кормить их бедняков, навещать их больных, хоронить их мертвых, оплакивать их и утешать их скобящих — чтобы поддерживать мир в наших с ними отношениях.

18. Нееврейке не следует выкармливать еврейского ребенка у себя дома, даже если другие люди за ней наблюдают. Однако вдоме еврея ей разрешается его выкармливать (и см. выше, глава 165, параграф 8), если кто-то все время наблюдает за ней или туда, где она это делает, постоянно кто-нибудь входит и выходит. И это разрешение действует только в случае, если ребенок не остается с ней на ночь.

19- Еврейке не следует помогать нееврейке при родах, кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка — и в этом случае ей это разрешается (чтобы не вызывать вражды к нам), но только за плату и в будний день. И еврейке не следует выкармливать сына нееврейки даже за плату, кроме как в случае, когда у нее слишком много молока и оно доставляет ей страдания: в этом случае ей можно его выкармливать.

20. Запрещено обучать идолопоклонника ремеслу.

1 Некоторые говорят, что речь идет о домах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве; некоторые же говорят, что речь идет о домах, где они молятся.

Глава 168

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1. Сказано в Писании: «Не делайте в дополнение ко Мне богов серебряных…»; и узнали мудрецы наши благословенной памяти от своих учителей, что в этом стихе содержится запрет рисовать изображение того, что находится в высших мирах, и того, что находится в нижних. Таким образом стих говорит следующее: «Не делайте изображений Моих слуг, то есть того, что Мне прислуживает».

Поэтому запрещено изображать четыре лика Колесницы (описанной у Йехезкеля. —

Перев),а также Срафим, Офаним и других ангелов. И также запрещено изображать солнце, луну и звезды; и даже если это не барельеф, а рисунок, все равно его запрещено делать, даже просто для красоты. Однако иметь дома такой рисунок, если это именно рисунок, а не барельеф, разрешено, при условии, что хозяин рисунка не приказывал нееврею нарисовать его, поскольку, если что-то запрещено делать нам, запрещено также и попросить об этом нееврея, как мы уже видели в законах Шаббата.

2. И также запрещено изображать человека. Даже просто рисовать портреты запрещено. И даже хранить портреты дома запрещено, пока рисунок не будет немного подпорчен. Речь идет именно про полный портрет, то есть изображение с двумя глазами и носом; если же человек изображен только с одной стороны, как делают некоторые портретисты, изображая человека в профиль, — это не запрещено.

3. Если на перстне есть печатка, изображающая человека, то, если само изображение выступает над поверхностью печатки, запрещено иметь ее дома, однако можно запечатывать такой печатью, поскольку изображение получается не выпуклым, а вдавленным; если же изображение на печатке, наоборот, врезано в ее поверхность, этот перстень разрешено иметь дома, однако запрещено им запечатывать, потому что изображение печати получается выступающим над поверхностью.

4. Запрещено смотреть на изображение человека, поскольку оно называется «идолом», и поэтому смотрящий на него нарушает запрет «…и не оборачивайтесь к идолам». Однако смотреть на изображения на монетах разрешено, поскольку к ним взгляд уже привык. Желающий же быть праведником станет избегать и этого.

5. Запрещено строить дом в соответствии с планом Храма, то есть такой же длины, ширины и высоты; строить галерею по плану той части Храма, которая называется Улам; двор — по плану Храмового двора; стол — по чертежу Стола, стоявшего в Храме; светильник-Менору — по чертежу Меноры, стоявшей в Храме. Разрешается построить светильник с пятью, шестью или восемью чашками, однако семисвеч-ник строить не следует даже из других металлов (то есть не из золота, из которого была сделана Храмовая Менора. —

Переев)и даже без специфических украшений Меноры — «бедер», «стеблей» и «чашечек», и даже если ее высота не составляет 18 тефа-хов, поскольку точное выдерживание этих параметров не было строго обязательным даже для Храмовой Меноры.

6. У некоторых принято делать светильники на семь свечей, то есть такие, в которых шесть свечей расположены полукругом, а еще одна — посредине. Однако многие законоучителя запрещают это. И в данном случае необходимо прислушиватьсяк их мнению, поскольку речь идет о возможности нарушить запрет из Торы.

7. Тот, кто смешивает «масло помазания» из материалов и в пропорциях, указанных в Торе, подвергается наказанию «карет». Если же человек сделал это по ошибке, он обязан во искупление своего греха принести «повинную жертву» (хатат); и все это — в том случае, если он производит это масло для того, чтобы смазываться им. И тот, кто делает ароматное воскурение из одиннадцати компонентов, указанных в Торе, и в правильных пропорциях, даже если он сделал только половину или треть необходимого для воскурения количества, подвергается наказанию «карет». Если же человек изготовляет эту смесь для того, чтобы научиться это делать, — он свободен от наказания.

Глава 169

ЗАПРЕТ НАНОСИТЬ ТАТУИРОВКУ И АРАПАТЬ ТЕЛО В ЗНАК СКОРБИПО МЕРТВОМУ

1. Сказано в Торе: «И татуированную надпись не наносите на себя». Что такое «татуированная надпись»? Это надпись, выцарапанная и углубленная в кожу, которая никогда не стирается, то есть надпись, которая получается, когда человек царапает свое тело и наполняет царапину голубым красителем, чернилами или любым другим красящим веществом. И также если человек сначала наносит надпись краской, а потом царапает место, где была нанесена краска, он нарушает запрет из Торы. И тем не менее разрешается наносить пепел и другие вещества на место раны, чтобы залечить ее, хотя эти вещества и оставляют след, поскольку след останется и от самой раны, что докажет, что сделавший это не намеревался нанести себе татуировку.

2. Сказано в Торе: «…и царапину из-за мертвого не наносите на тело свое»; и сказано еще: «Не царапайте себя и не вырывайте волос между ваших глаз из-за мертвого». И в обоих этих стихах говорится об одном и том же царапаний, которое запрещено как в присутствии мертвого, так и не в его присутствии. И даже колотить себя по телу — так, чтобы выступилакровь, — запрещено. И делать так запрещено даже из-за другого страдания.

3. Вырывание волос, запрещенное Торой, состоит в том, что человек из-за скорби по мертвому вырывает волосы на своей голове, и запрет нарушается даже вырыванием одного волоса.

К женщинам также относится запрет вырывать волосы, и тем болеезапрет наносить на тело царапины в знак скорби по мертвому.

Глава 170

ЗАПРЕТ СБРИВАТЬ ПЕОТ НА ГОЛОВЕ И НА БОРОДЕ

1. Пеот («края прически». —

Перев.)головы — это два места с края головы, и это — места крепления нижней челюсти справа и слева возле уха. И даже состригать их ножницами так, как это делают бритвой, то есть состригать волосы у самой кожи, не оставляя над кожей ничего, — некоторые запрещают. И поэтому, если в медицинских целях человеку требуется побриться, он должен следить, чтобы не сбривать волос у самой кожи. И пеот простираются от волос лба до места чуть ниже уха, то есть того места, где от черепа отходит и отделяется нижняя челюсть. 2. Пеот бороды запрещено только сбривать бритвой. И на бороде насчитывается пять пеот, и существует множество мнений относительно того, где они расположены. Поэтому тому, кто трепещет перед Небесами, не следует вообще проводить бритвой по бороде, даже по усам или на горле. И нет разницы между бритвой или острым камнем, срезающим волосы, типа пемзы, применение которого для бритья пеот также запрещено. Тем же, кто пользуется для удаления волос бороды химическими веществами вроде смеси на основе извести, следует остерегаться использовать нож, для того чтобы соскабливать снятые волосы; делать же это нужно щепкой и т.д. (см. «Нода бе-Йегуда», часть вторая, глава 81).

Глава 171

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТРЕБОВАНИЕМ «ДА НЕ НАДЕНЕТ МУЖЧИНА ПЛАТЬЕ ЖЕНЩИНЫ·.

1. Запрещено мужчине надевать даже один предмет женской одежды, даже если по остальной его одежде понятно, что это мужчина. И также женщине запрещено надевать даже один предмет мужской одежды. И не только одежду запрещено надевать, но также и любое украшение и любую вещь, предназначенную для красоты и миловидности, предназначенные по обычаю данного места специально для женщин, запрещено надевать мужчине, чтобы украшаться им. И точно также все, предназначенное специально для мужчин, запрещено женщинам.

2. Запрещено мужчине удалять волосы под мышками и в паху даже с помощью ножниц, если он делает это так, как делают бритвой, то есть срезая волосы прямо над кожей, поскольку так делают женщины. И запрещено тереть рукой волосы под мышками и в паху, чтобы удалить их; однако делать это через одежду разрешается. Если же у человека струпья под мышками или в паху и волосы раздражают их и вызывают у него страдания — их разрешается удалить.

3. Запрещено мужчине удалить даже один седой волос среди черных, поскольку так украшают себя женщины, и поэтому это запрещено тем же стихом: «Да не наденет мужчина…». И также запрещено мужчине покрасить даже один свой седой волос, чтобы он стал черным. И также запрещено мужчине смотреться в зеркало. Если же он должен сделать это в лечебных целях или для того, чтобы постричься или удалить пятна с лица или выбрать перья из головы, — это разрешено. Если же речь идет о месте, в котором и у мужчин принято смотреться в зеркало, — там это разрешается делать в любом случае.

Глава 172

ЗАКОНЫ НОВОГО УРОЖАЯ

1. Сказано в Торе: «…и хлеба, и жареных зерен и зерен молочной спелости не ешьте до середины этого дня…», то есть запрещеноесть плоды нового урожая злаков «пяти видов» до принесения Омера, который приносили шестнадцатого Нисана1. А в те времена, когда Омер не приносится, злаки нового урожая запрещены весь этот день. Для живущих же вне Земля Израиля, которые устраивают Йом-Тов два дня, поскольку не уверены точно, на какой день он выпал, новый урожай злаков запрещен и 17-го Нисана вплоть до ночи 18-го. Злаки же, которые были посеяны и укоренились до 16-го Нисана, разрешено есть сразу после принесения этого Омера, и поэтому сразу после жатвы их можно будет есть. Если же злаки не укоренились до 16-го Нисана, они будут запрещены в пищу до принесения следующего Омера.

2. По мнению многих величайших законоучителей этот запрет и вне Земли Израиля действует

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн