Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

запрещенным из-за килаим. И поэтому запрещено соединять шерстяную ткань с льняной даже булавкой, не используя ниток.

2. Кожи ягнят, из которых делают одежду, разрешается сшивать льняной нитью, и мы не опасаемся, что на коже остались шерстинки, несмотря на то что они могут быть объединены вместе с помощью льняной нити, — поскольку эти оставшиеся шерстинки не являются нитями, не нужны и считаются не важными и как бы не существующими.

3. Соединять шерстяную ткань с льняной через третью ткань, то есть взять эту третью ткань и пришить с одной ее стороны шерсть, а с другой — лен, по Рамбаму запрещено даже по закону Торы; некоторые же разрешают это. И для тех, кто разрешает это, разрешается подшивать кожи, сшитые льняными нитями, в качестве подкладки к шерстяной одежде (а то, что, возможно, конопляные нити, которыми подшивают кожаную подкладку к шерстяной одежде, могут смешаться с льняными нитями, которыми сшиты сами кожи, ничего не значит), — и так и принято поступать. Однако тому, кто заботится о своей душе, следует избегать этого, следуя мнению Рамбама.

4. Даже если постелены десять слоев ткани, и только самый нижний из них — килаим, запрещено лежать даже на самом верхнем.

5. Если есть большой кусок ткани, к одному концу которого пришиты килаим, — запрещено покрываться всем этим куском, даже используя другой конец и даже таким образом, чтобы пришитые килаим оказались лежащими на земле.

6. Если человек шьет одежду для нееврея из шерсти и льна, он имеет право шить ее, как всякую другую, хотя она и лежит у него на коленях, только ему следует иметь в виду, что он не собирается пользоваться тем, что она прикрывает ему колени. И также торговцы одеждой, которые, чтобы торговать, носят эту одежду на своих плечах, имеют на это право, только им следует иметь в виду, что они делают это не для того, чтобы запрещенная одежда защищала их от холода или от дождей. И даже и в этом случае те, кто трепещет перед Небесами, носят запрещенную одежду на палке.

7. Ручное полотенце, а также то полотенце, которым вытираются после бани, скатерть, которую стелют на стол, и такого рода вещи, а также скатерть, которой в синагоге застилают биму, на которую кладут свиток Торы для чтения, — все эти вещи, если сделаны из шерсти и льна, запрещены. И также оконные занавески запрещено делать из шерсти и льна. Однако занавесь перед Ковчегом, в котором хранятся свитки Торы, разрешено.

8. Иногда делают на повозках, в которых ездят важные господа, пологи, а некоторые такие повозки и изнутри обшиты шерстью, так что представляют собой запрещенную смесь тканей, поскольку, вероятнее всего, пришивали их льняными нитями. В такой повозке разрешается ехать при условии, что едущий будет следить за тем, чтобы не прислоняться к тем местам повозки, которые обшиты шерстью; и уж тем более следует остерегаться сидеть на подушках, сделанных из шерсти и льна. Некоторые же разрешают даже сидеть на подушках, сшитых из запрещенной смеси тканей, если они сделаны так, чтобы не загибаться вверх, облегая сидящего по сторонам (см. «Беэр Эй-тев», глава 301, параграф 2, и то, что пишет «Питхей Тшува» от имени «При Мегадим»).,

Глава 177

ЗАКОНЫ ПЕРВЕНЦА ЧИСТОЙ СКОТИНЫ

1. Если у простого еврея (не ко гена и не левита) принадлежащая ему чистая (пригодная в пищу) скотина родила первенца, заповедь требует от него посвятить его Б-гу,сказав: «Вот, это посвящено», как сказано: «…посвяти (его) Г-споду, Б-гу твоему». Если же хозяин не посвятил его, первенец все равно посвящен Б-гу, находясь еще в утробе матери. И это животное отдают когену независимо от того, беспорочно ли оно или имеет физический недостаток, даже врожденный. Однако не следует отдавать его когену, пока оно еще слишком маленькое, поскольку это не значит «почтить когена»; нужно же, чтобы сам хозяин животного занимался им, пока оно немного не подрастет, то есть если речь идет о мелком рогатом скоте — тридцать дней, а если о крупном — пятьдесят дней. Если же хозяин не может найти когена, он обязан заботиться об этом животном, пока не встретит когена.

2. Если во время оговоренного выше срока коген сказал хозяину животного: «Отдай мне то животное, и я сам буду о нем заботиться!», то, если это животное беспорочное, хозяин не имеет права отдать его когену, поскольку получается, что коген оказывает услугу этому еврею (тем, что берет на себя хлопоты по содержанию животного) за то, что хозяин отдаст это животное именно ему, — а это запрещено, поскольку по отношению к остальным это грабеж; однако, если в течение этого срока у животного возник изъян, и коген сказал: «Отдай мне это животное, и я его съем!» — это разрешено, поскольку в этом случае взявший его коген имеет право немедленно зарезать его.

3. Если коген не хочет принимать от простого еврея этого первенца животного из-за того, что в наше время это очень хлопотно, — ведь его надо выращивать, пока он не получит какой-либо физический недостаток, — он не имеет на это право, поскольку это выглядит так, как будто он презрел долю когена, отданную ему Б-гом. Но тем не менее еврею запрещается отдать первенца когену специально для того, чтобы разозлить его или отомстить ему. И если еврей поступает так, коген не обязан принимать это животное. И также если сам еврей поступил неправильно, то есть если он мог продать это животное нееврею до того, как у него родился детеныш-первенец, и не сделал этого, — в этом случае коген не обязан принимать первенца, а хозяин должен сам заботиться о нем, пока он не получит какой-либо физический недостаток, и только тогда отдать его когену.

4. Первенца чистого животного в наше время (когда нет Храма и невозможно принести его в жертву, как положено по закону. —

Перев.)необходимо растить, пока он не приобретет физический недостаток. Когда же животное приобрело изъян, его показывают троим знатокам Торы, один из которых должен быть специалистом по изъянам жертвенных животных, который может определить, является ли этот изъян постоянным (и если это так), животное разрешают в пищу и после этого режут. Если животное оказалось кошерным, его едят, и есть его можно и простым евреям; однако его мясо нельзя продавать в магазинах и нельзя отвешивать килограммами; кроме того, этого мяса не дают собакам и не продают и не дают в подарок нееврею.

5. Если у первенца чистого животного появился изъян, то, если в данной местности есть люди, которые знают достаточно, чтобы определить, разрешается ли теперь резать это животное, то это животное следует немедленно показать этим людям. И, когда мудрец разрешил это животное в пищу, его не держат дома слишком долго. И вот сколько времени его можно держать: если его разрешили в пищу, пока ему не исполнился год, разрешается дорастить его до года; если же его разрешили в пищу, когда ему было чуть меньше года или больше года, его не держат дома более тридцати дней. Если же ко ген нарушил это требование и продержал животное дома больше установленного здесь срока, из-за этого оно не становится запрещенным в пищу.

6. Коген обязан заботиться о первенце чистого животного, пока у него не появится физический недостаток. И он имеет право продать его простому еврею независимо от того, есть у него изъян или нет, только этот еврей должен будет относиться к нему, как к животному, имеющему святость первенца, и также не должен покупать его для перепродажи.

7. Зарезав это животное, не снимают с него кожу цельной через ноги, поскольку это выглядит пренебрежением к святому животному: получается, что, пока шкура еще на святом животном, снимающий ее уже прикидывает, как сделать из нее кузнечные мехи.

8. Если животное было зарезано и оказалось, что оно некошерно, — его шкура имясо запрещены к использованию, и их необходимо закопать. И точно так же, если животное умерло само по себе, его необходимо закопать. И принято заворачивать его в простыню и закапывать на кладбище глубже, чем обычные могилы.

9. Первенца чистого животного, есть ли у него изъян или нет, запрещено стричь и использовать для работы. Даже если с него упал клок шерсти сам по себе — эта шерсть навсегда запрещена к использованию. Однако что касается шерсти, растущей на его шкуре, — если животное получило изъян и было зарезано, это зарезание делает разрешенной также и шерсть, точно так же, как мясо и шкуру.

10. Первенец чистого животного может быть разрешен для еды только в случае, если у него появился физический недостаток. И запрещено запирать его без еды, чтобы он умер сам по себе (и не пришлось бы заботиться о нем без пользы. —

Перев.),поскольку тем самым хозяин вызывает смерть посвященного животного.

11. Запрещено нарочно повреждать первенца, чтобы у него получился изъян, и даже делать так, чтобы изъян получился сам, например, налепить теста на его ухо, чтобы собака откусила его вместе с тестом, и т.д., или сказать нееврею, чтобы тот повредил животное, — все это запрещено. Однако разрешается передать животное нееврею, чтобы тот растил и охранял его.

12. Если еврей покупает чистое животное у нееврея, и неизвестно, рождался у него уже первенец или нет, и сейчас, уже во владении еврея, оно родило детеныша — мы сомневаемся, первенец это или нет. И даже если нееврей рассказывает нам, что животное уже рожало, — это не помогает. И также способ определить, были ли у скотины детеныши, по трещинам на рогах, в данном случае неприменим. И даже если у скотины есть молоко — это также не помогает, если только мы не видим сами, что она кормит детеныша. Если же у скотины есть молоко, а нееврей — ее бывший хозяин — рассказывает, что она уже рожала, причем говорит об этом просто так, а не для того, чтобы набить цену своему товару, — на это можно полагаться, если речь идет про корову, но не про козу.

13. Первенец чистой скотины, принадлежащей когенам или левитам, также является посвященным, только ко ген не обя-зан отдавать его кому-то, а освящает его и держит у себя, относясь к нему, как к посвященному животному.

14. Если нееврей и еврей владеют скотиной совместно, а также если еврей взял скотину у нееврея, чтобы ее выращивать, а приплод поделить с неевреем пополам, — в этих случаях первенец этой скотины не является посвященным, как сказано: «Первенец всякой скотины у сынов Израиля».

15.

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн