седьмой год1, а та половина, которая дана на хранение, не прощается.
3. Если кто-то дал в долг товарищу денег под залог — этот долг не прощается в седьмой год. Если же залогом была недвижимость — законы такой ситуации сложны и многочисленны.
4. Если поручитель выплатил кредитору сумму долга и, прежде, чем он успел взыскать эту сумму с должника, наступил год Шмиты — долг должника поручителю прощается.
5. Если человек обязан принести товарищу клятву, чтобы освободиться от обязанности выплатить ему деньги, а обязанность эта такова, что, если бы он признал свой долг и был должен платить, в седьмой год эта обязанность пропала бы, — седьмой год в этом случае освобождает этого человека и от обязанности клясться.
6. Если кто-то был должен товарищу деньги и отрицал это, и они предстали перед судом, который обязал этого человека платить, и суд записал свое постановление и вручил его кредитору — седьмой год не прощает этого долга.
7. Если человек дает в долг своему товарищу деньги и уславливается с ним, чтоседьмой год не простит автоматически этого долга, — в этом случае в седьмой год долг все равно прощается. Если же он условится с ним, что тот не воспользуется своим правом не платить этого долга и все равно его выплатит, даже если все это происходило в седьмой год, — в этом случае в седьмой год долг не прощается. И также если в долговой расписке было сказано, что деньги эти даны не в долг, а на хранение, в седьмой год этот долг не прощается.
8. Если человек дал в долг своему товарищу денег на несколько лет, и время выплаты наступило после того, как прошел седьмой год, — в этом случае в седьмой год долг не прощается, поскольку кредитор не мог потребовать выплаты долга в сам седьмой год.
9. Если человек передает свои долговые расписки в раввинский суд и говорит: «Вы взыщите для меня мои долги», — эти долги не прощаются в седьмой год.
10. Если человек продает товарищу что-либо в кредит, это то же самое, как если бы он одолжил ему деньги, и седьмой год прощает этот долг. Но если лавочник продает всем своим клиентам в кредит и обычно не требует заплатить, пока не наберется некоторая сумма, этот долг в седьмой год не прощается. Если же лавочник оформил этот кредит как долг, то есть подсчитал все вместе и записал в своей расходной книге общую сумму, это уже считается займом, и седьмой год его отменяет.
11. Если наниматель должен рабочему плату, седьмой год ее не отменяет. Если же эта плата оформлена как заем — седьмой год ее прощает.
12. Если человек действует от имени нееврея, на него (в данном случае) распространяются те же законы, что и на самого нееврея. Поэтому, если еврей купил у нееврея долговую расписку другого еврея, седьмой год ее не отменяет, поскольку сам нееврей взыскивал бы этот долг независимо от седьмого года. И также если еврей выступал перед неевреем поручителем за другого еврея, а тот не выплатил своего долга, так что еврею поручителю пришлось самому расплачиваться с неевреем, и при оплате он забрал у нееврея долговую расписку должника, — эта долговая расписка не отменяется в седьмой год. Если же долговой расписки не было, а еврей только устно требует от своего товарища расплатиться за тот долг, который он вместоэтого товарища выплатил нееврею, — товарищ его имеет право не платить.
13. Денежные долги прощаются только в конце седьмого года. Поэтому тот, кто дал товарищу денег в долг в сам год Шми-ты, может взыскивать свой долг весь год, но в канун Рош га-Шана, когда закатилось солнце, его долг пропал.
14. Если должник собрался выплатить кредитору долг, который на самом деле был прощен в год Шмиты, кредитор должен сказать ему: «Я простил тебе этот долг по закону Шмиты, и ты не обязан платить мне». Если же должник говорит: «Несмотря на это, я все же хочу, чтобы ты принял от меня эти деньги», — кредитору разрешается принять их. И должнику не следует говорить: «Я отдаю тебе то, что тебе должен»; следует же сказать: «Эти деньги мои, но я даю их тебе в подарок». И кредитор имеет право постараться устроить так, чтобы должник сказал, что дает эти деньги ему в подарок. Если же он не может заставить должника сказать именно так, ему не следует принимать деньги.
15. Прузболь не прощается в седьмой год. Что такое прузболь? Кредитор идет к троим евреям, соблюдающим Тору, чтобы они образовали для него раввинский суд, и говорит им: «Вот вам, судьям, я сообщаю, что всякий долг, который должны мне такой-то и такой-то, я взыщу, когда захочу». И они пишут ему прузболь следующего содержания: «Мы заседали втроем одновременно, и пришел такой-то, кредитор, и сказал нам: «Сообщаю вам…». И все трое подписываются внизу документа в качестве судей или свидетелей. И это можно сделать даже в конце седьмого года, то есть накануне Рош га-Шана, перед заходом солнца. Некоторые же говорят, что нет необходимости непременно писать прузболь, достаточно того, что кредитор говорит перед судьями. И даже если в том месте, где живет кредитор, нет раввинского суда, он имеет право сказать: «Я передаю свои долговые расписки раввинскому суду, находящемуся там-то».
16. Прузболь действует только в том случае, если должник владеет каким-либо недвижимым имуществом. Его может быть даже очень мало. Даже если он владеет только горшком с отверстием внизу — этого достаточно. Даже если у самого должника никакой недвижимости нет, но она естьу поручителя или у того, кто должен что-либо этому должнику, — этого также достаточно. И даже если ни у кого из этих людей ничего нет, то, если у кредитора есть какое-либо недвижимое имущество, он может передать его должнику, даже через посредство другого еврея и даже не в присутствии должника, — и этого достаточно для того, чтобы написать прузболь.
1 См. «Пеат га-Шульхан», глава 29, параграф 10.
Глава 181
ЗАКОНЫ ОБ ИСТЦЕ, ОТВЕТЧИКЕ И СВИДЕТЕЛЯХ
1. Если между двумя людьми вышел спор, им подобает решить его по-хорошему, чтобы каждый уступил что-нибудь своему товарищу, чтобы отдалиться от возможного пренебрежения к суду, насколько это можно.
2. Если они не могут договориться по-хорошему и им приходится идти в суд, они должны идти в еврейский суд, и им запрещено судиться перед неевреями и в их судебных инстанциях даже в том случае, если их законы совпадают с еврейскими. Даже если обе стороны согласны судиться в нееврейском суде — все равно это запрещено. Даже если они сделали киньян на свое согласие судиться в нееврейском суде или записали это в договоре — это ничего не значит. И даже в тех случаях, когда человеку разрешено добиваться справедливости самостоятельно, как будет разъяснено, с Б-жьей помощью, в параграфе 9, ему тем не менее запрещено делать это с помощью неевреев. И даже если человек не обращается в нееврейский суд, а только пользуется помощью неевреев для того, чтобы заставить противную сторону судиться с ним в еврейском суде, — его подобало бы растянуть на столбе и побить палками.
3. Если неевреи властвуют над нами, а человек, на которого хотят подать в суд, — человек «сильный», то есть заведомо не захочет добровольно судиться, — все равно следует сначала подать на него в еврейский суд. Если же он не захочет туда прийти, следует получить разрешение у раввинского суда и спасать из рук этого человека свое имущество по их законам.
4. Если у человека требуют отдать деньги, которые находятся в его распоряжении, запрещено ему просить противоположную сторону отказаться от своего иска и согласиться получить часть денег назад без суда, а часть простить. И если этот человек нарушил это требование и поступил так, он не считается выполнившим требования Небесной справедливости, пока не отдаст товарищу все его деньги.
5. Запрещено стороне в суде рассказывать судьям содержание претензии не в присутствии противной стороны. И не следует торопиться прийти в суд непременно до противной стороны, чтобы не стали его подозревать в том, что он торопится рассказать свое дело (и привести аргументы в свою пользу. —
Перев.)до того, как придет его товарищ.
6. Как судья, берущий взятку даже для того, чтобы оправдать того, кто и так прав, нарушает запрет из Торы, так же и дающий взятку нарушает запрет из Торы, сформулированный в стихе: «Перед слепым не ставь претыкания».
7. Запрещено делать какие бы то ни было ложные утверждения. Даже если человек точно знает про себя, что он прав, и знает также, что, если он расскажет все как было, его признают по суду виновным — даже в этом случае ему не следует делать ложных утверждений. Вот что сказано об этом в Талмуде: «Учили в Барайте: Откуда мы знаем, что, если человек дал товарищу в долг сотню монет, ему не следует говорить себе: «Потребую-ка я с него двести, чтобы он признал, что должен сотню, и был бы должен поклясться (что не должен больше. —
Перев.),и тогда я смогу заставить его поклясться еще и по другому поводу»? (Мы знаем, что так нельзя делать, ибо) сказано в Торе: «От слов лживых отдаляйся». Откуда мы знаем, что, если человек дал товарищу в долг сотню монет, а потребовал с него двести, не должен товарищ его говорить себе: «Откажусь-ка я в суде признавать что бы то ни было, а, выйдя из суда, признаюсь ему в том, что должен ему сотню, чтобы не пришлось мне клясться, и не смог бы он заставить меня поклясться еще и по другому поводу»? (Мы знаем, что так нельзя делать, ибо) сказано в Торе: «От слов лживых отдаляйся». И откуда мы знаем, что, если три человека совместно дали в долг четвертому сотню монет,не следует одному из них выступать истцом, а двум другим — свидетелями, чтобы заставить его выплатить эту сотню, а затем разделить ее? (Мы знаем, что так нельзя делать, ибо) сказано в Торе: «От слов лживых отдаляйся».
8. Иногда судящиеся стороны выбирают себе людей, которые могли бы выработать компромиссное решение в присутствии ли суда или без его присутствия. И этот обычай правилен, поскольку каждый выбранный ищет заслугу того, кто его выбрал, и компромисс получается настоящим. И, разумеется, речь идет только о том, что каждый выбранный ищет заслугу честно, но Б-же упаси его изменять правде! Поскольку так же, как запрещено неправедно судить, —